В живом журнале тов. bartus'а опубликована заметка с описанием впечатлений от двух первых партий в Imperial 2030. К сожалению, из-за нехватки времени обе партии ребятам пришлось завершить досрочно, но, тем не менее, всем участникам игра понравилась. Это неоднозначная и необычная стратегия и… чёрт побери, когда я же, наконец-то, освою свой экземпляр Imperial?
Вкратце – основная идея правил. На карте мира развиваются шесть крупных государств – США, Бразилия, Европа, Россия, Индия и Китай. Их всегда шесть, независимо от количества игроков. Они строят заводы и верфи, создают армии, захватывают зоны влияния, собирают налоги и всячески конкурируют между собой.
Но на войну, как известно, нужны финансовые ресурсы. Эти финансы странам дают игроки за столом – акулы мирового капитализма. Но не забесплатно, разумеется. Каждый, вложивший деньги в экономику какой-либо страны, получает вексель на этот заём – и право периодически снимать пенки проценты. Более того, руководство страной на поле осуществляет тот игрок, который в данный момент имеет больше всех вложений в эту страну.
Другой стороной этого правила является то, что руководство страны вполне может смениться, если другой игрок перекупит управление страной. Однако, усилить свои уже имеющиеся позиции в стране проще, чем отхватить существенный начальный кусок.
Управление страной осуществляется выбором действий на «ронделе». Он хорошо виден на следующем рисунке внизу. Игрок может выбрать для своей страны любое из трех ближайших действий – или, за дополнительную плату, одно из более отдаленных действий. Но этот вариант случается достаточно редко, в форс-мажорных обстоятельствах.
Справа на снимке видны военные резервы стран.В первой партии приняли участие 5 игроков. На старте Украина проголосовала за вхождение в НАТО ценой уступки России влияния на Ближнем Востоке. Европейские страны осваивали колонии в Африке. Бразилия и США, контролировавшиеся поначалу одним и тем же игроком, мирно разделили между собой обе Америки. Однако в состав затесался один «генератор случайных событий», Даниил, китайские орды которого без оглядки на тылы со старта развернули боевые действия. Для начала досталось Индии (Олегу), который по стечению обстоятельств первым подвернулся под руку.
Китайская агрессия не осталась без внимания других государств и мировое сообщество начало стягивать силы в район Дальнего Востока. Европейское сообщество высадило десант в Индонезии, воспользовавшись проходом через Суэцкий канал. Бразильцы отправили эскадру и договорились с Европой о базе в Претории. Россия вторглась в Монголию («Мы будем защищать дружественную нам Монголию как свою собственную территорию!») и в Корею.
Втянутый в затратную войну Олег, контролировавший Индию, предоставил разборки союзникам, предприняв экспансию в Австралию и Индонезию, чтобы хоть как-то догнать остальных игроков по общему счету. И тут зажатый в тиски Даниил предпринял финт лошадью: он перекупил Индию!
К сожалению, по внеигровым причинам мы остановили процесс досрочно. Поэтому Даниил не смог полностью воспользоваться результатами своего «соскока», Индия и Китай оказались неразвитыми в смысле победных очков.
Параллельно с этими военными маневрами развернулось состязание Европы и США за обладание Бразилией. Мы — я, европеец, и Андрей-североамериканец по очереди вкладывали деньги в экономику Рио-де-Жанейро, штампуя белые штаны и карнавалы, снимая сливки и пенки. Поскольку при взимании процентов денежки получают все игроки, имеющие претензии к стране, наличка капала сразу трем игрокам. К тому же американец периодически предпринимал попытки перекупить у меня контроль над Европой, который я тут же возвращал – но финансы и тут вливались в экономику. В результате акции США, Европы и Бразилии взлетели до небес, что и предопределило мою победу. В которой, тем не менее, моей личной заслуги не так много.
Во второй партии нас уже было шестеро. И «генераторов случайных событий» стало больше.
К продолжившему агрессивную политику Даниилу, на этот раз получившему под контроль Бразилию, добавились Дима Феникс и Саша Фарамир – россиянин и китаец соответственно. В результате, прикрыв тылы политическими средствами, Россия в союзе с Китаем высадились в Колумбии и Патагонии.
Вот он, боевой союз на карте (желтые и фиолетовые фишки против зеленых)…В России и в Китае войск нет. Все ушли на фронт. Индия тоже примкнула к союзу и не рискнула ударить в спину.
В Африке американцы успели высадить десант в Тунисе, поэтому европейскую колонизацию пришлось организовывать через Израиль. Поэтому в Украине победил пророссийский Янукович, а базу в ЮАР добыли американцы.
Эту игру мы снова оборвали на полуслове, увы. Ах, время-времечко. В этой игре экономические отношения так и не удалось развить до современно-капиталистического уровня. В результате победу определяли территориальные завоевания, а тут выиграл, как обычно бывает при таких раскладах, тот, кто остался в стороне от войны и вражеской агрессии. В данном случае выиграл Олег (США), Даниил, несмотря на вражеское противостояние, успел закупить малые пакеты акций вражеских государств и обосновался на втором месте. Я перестарался с вкладыванием денег в акции на старте и часть игры просидел без дела – без налички и без войны. Китай с Россией замкнули ростер.
Выводы
- игра необычная и интересная.
- правила просты, идея игры непривычная. Поэтому освоение механики игры происходит практически моментально, а вот понимание стратегии растянется на несколько игр.
- партия занимает приблизительно 2 часа. Количество игроков не существенно влияет на продолжительность игры.
Интереснее всего играть вчетвером-впятером. Со старта каждый игрок получает вексель на 4 миллиона одну страну и вексель на 2 миллиона на какую-нибудь другую страну. При этом одна-две страны управляется игроком с малыми (2 млн.) претензиями – и другие игроки имеют возможность вклиниться в экономический спор.
При игре вшестером каждый контролирует по одной стране, переходы управления случались только в первые минут двадцать игры. Вдвоем-втроем играть не пробовали, стартовый расклад там сбалансирован в правилах.
В стратегически-игровом плане можно изначально упрочить контроль над одной страной и планомерно развивать её, подымая уровень её акций. А можно заниматься другими делами, в последний момент скупив акции развитых стран. Интересным выглядит вариант Даниила с развалом экономики одной страны и сматыванием с мешком денег в другую страну.
Развитие страны требует баланса, ибо собираемые налоги прежде всего тратятся на содержание армии, а наличные деньги игрокам идут именно с раздербанивания золотых запасов конкретной страны. Причём контролирующий страну отвечает перед другими игроками за базар своей наличкой, получая проценты последними. (Такого, чтобы пришлось за свой счет расплачиваться не было, но неполный процент случался).
PS: наверняка многие обратили внимание, что на фотографиях изображена самодельная версия игры. Кто знает, может быть в ближайшее время мы увидим ссылку на pnp-вариант Imperial 2030.
Вот и я тоже никак не опробую «Империал»… Только читаю положительные отзывы и радуюсь, какую хорошую игру купил.
Меня Империал не впечатлил вообще — ни пробная партия, ни этот обзор. Надо будет как-нибудь попробовать еще раз, но честно говоря предпочел бы Империалу партию в Warrior Knights или Игру Престолов.
А вот мне правила не показались шибко простыми. Я пока толком не играл конечно, но рулбук пытался читать несколько раз, и не скажу что все в нем понимаю. Как-то со скрипом дается.
Но в любом случае мне нравиться идея, так что пускай полежит и подождет.
@iggy
Дело в том, что Империал — только кажется стратегией, а на деле является экономической игрой с элементами стратегии. Возможно, поэтому тебе и не нравится и не понравится. Престолы же — это чистая стратегия с кучей «мяса» и значительной долей дипломатии. Воины-Рыцари — тоже стратегия с большим влиянием аукциона, но экономикой опять же и не пахнет.
@Nelud
Да, похоже на то. Хочется масштабной войны, а не очередной экономической стратегии. А в Империале,как не крути — война чисто условная.
@iggy
Да, Игорь! Согласен=) Даешь кровавую баню в *название настолки*!!=)))