Впечатления от игры «Steam»

На сайте Настолкомания появилось описание игры Steam. Судя по тому, что пишет автор в игре есть немало аспектов над которыми нужно хорошо поразмыслить, а это наталкивает меня на мысль, что выбирая между Steam и ROTW, я сделал правильный выбор в пользу последней игры. Кроме того, совершенно неожиданно Steam сравнивается с Brass (я ни в ту, ни в другую игру не играл, но даже не ожидал, что у них есть что-то общее). 

Игра Steam начинается практически на пустом поле (карта США), с городками и поселками ( city and town) игрокам предлагается колонизировать эту карту при помощи железных дорог. И, если в Ticket to Ride, наша задача просто проложить маршруты, то в Steam игрокам нужно еще и перевозить товары по этим дорогам.

Каждый ход игроков начинается с бурной торговли за право первым выбирать роль. Проходит аукцион, победитель выбирает роль, далее игроки располагаются в порядке своих взносов. Причем взносы платят все кроме последнего, так что учитесь отвечать за свои слова :)

Ролей всего 7 но на практике большую часть мы играли именно с тремя самыми козырными ролями, которые в конце игры пришли в ненадобность (истощение ресурсов). Названия у ролей нет, зато есть номерки:

Роль №5 позволяет пополнять ресурсами города.

Роль №6 бесплатный апгрейд локомотива, всего можно улучшать до 6 уровня и тогда они могут преодолеть расстояние в 6 городов и принести 6 победных очков.

Роль №7 на место town поставить city с товарами.

Остальные роли (+1 клетка железной дороги, первым строить железные дороги и т д) мало примечательны.

Похоже ребята влезли в большие долги
Похоже ребята влезли в большие долги

Мы выбрали роль. Пора строить железные дороги. На карте есть города и товары разных цветов. Наша задача провести красный товар из города А в красный город B через парочку городов в идеале через 5. Дороги можно строить и на реках и на холмах, что естественно дороже. Тут игра очень похожа на Ticket to Ride, кто успел тот и занимает самые короткие пути. Не пугайтесь заблокировать игрока сложновато. Самое главное чтобы путь проходил через N городов, где N – уровень вашего локомотива (для прокачки локомотива монстров убивать не надо, достаточно потратить победные очки) За каждый город на вашем пути вы получаете по 1-му очку.

Куча рельс
Куча рельс

Почему на 10-ке нарисован рабочий а на 1-ке богач?
Почему на 10-ке нарисован рабочий а на 1-ке богач?

С очками в Steam интересная система. Для строительства железных дорог нужны деньги, деньги можно получать за кредит (привет Brass) и тем самым уменьшить свой доход. Победные очки можно тратить, как на повышение дохода (для выхода из кредита), так и для собственно на победные очки. На практике это выглядит так : сперва повышаем доход до максимума ( 10 баксов в ход) и перестаем брать кредиты, начиная ползти вверх по треку победных очков. Как оказалось, еще победные очки дают за гексы с рельсами, что означает, что застройка будет идти до самого последнего хода (мы играли втроем и игра шла до 10 хода играли примерно часа 3 без объяснения правил).

В конце каждого хода игрок может осуществить 2 перевозки по самым длинным маршрутам. Ресурсы городов у всех общие (еще один пламенный привет Brass) и использовать их может любой игрок. Игроки могут использовать и чужие дороги, но придется делиться победными очками с владельцами дорог.

На первых порах игроки ломают мозг, как можно построить дороги на будущее и сколько денег взять в кредит. А на более поздних этапах уже начинается тщательное изучение карты с целью найти путь от точки А к Б через 5 городов :) Дороги уже строятся в основном для победных очков.

Конец партии, осталось куча ресурсов для перевозки
Конец партии, осталось куча ресурсов для перевозки

В заключение хочется сказать, что Steam – это модифицированная версия Brass. Steam это недо Brass. Ресурсы и там и там общие для все игроков. Но вот в Brass это чувствуется намного больше, где борьба идет за каждое железо и уголек. По компонентам Steam однозначно впереди, отличные тайлы железной дороги, приятные на ощупь деньги и куча кубов :) От игрового процесса у Steam я ожидал большего. Если на первых порах игрок отстанет (как было со мной), то на поздних ходах (ходы 5+) я просто наблюдал за дуэлью лидеров, а отрыв сохранлся прежним :( Назвать игру плохой не могу… Хотя могу, играть не хочется, возможно все было бы по другому, если бы я сперва поиграл в Steam, а потом Brass. Мне кажется, мне просто сейчас приелись эти мозговыносящие экономические игры. Если вам не понравился Brass, то не стоит даже смотреть на Steam, если же писаете кипятком от Brass, то в Steam можно поиграть на досуге чтобы отдохнуть и снова взяться за Brass :)

В качестве бонуса — комментарий к этой записи читателя ArranHawk :

Пара заметок к статье.

1. По правилам, пополнение городов товарами при игре втроем происходит не тремя кубами, а двумя. Поэтому, в конце должна была быть острая конкуренция за товары вместо того изобилия, что было у нас. Тем не менее, мне кажется, что Steam это игра для 4-5 человек, так как, во-первых, втроем на карте слишком просторно, а во-вторых слишком много ходов до конца игры(10), против 8-7 при игре 4-5 человек, в-третьих аукцион слишком спокоен из-за того, что тебе всегда достанется одна из трех отличных ролей.

2. Steam это игра про долгосрочную стратегию при практически полном отсутствии ограничителей. Если в Brass тебе даются на руки карты городов и индустрий и всего два действия в ход, которые держат тебя в рамках дозволенного, то в Steam ограничивают тебя только другие игроки и минимальное значение линейки дохода. Далее, в Brass обычно присутствует кратко или среднесрочная стратегия, причем ты всегда понимаешь, с какой целью ты строишь дороги и индустрии. В Steam же, когда ты строишь дорогу для начальных перевозок, ты думаешь, как она может пригодиться тебе в середине и конце игры, когда пополняешь города товарами и строишь новый город, то выбирая нужную кучку товаров, ты пытаешься загадать минимум хода на четыре вперед. Причем, планирование на будущее невозможно без постоянного решения задачек, как провезти товар в город того цвета, что и товар, чтобы количество путей, через которые проедет груз, было максимальным. При этом нельзя проезжать через город того же цвета, что и груз, и нельзя дважды проезжать через один и тот же город. В результате при игре в Steam, в отличие от Brass, голова просто раскалывается.

P.S. Так как стоимость провоза груза равна количеству путей, через которые он проедет, а не расстоянию между городами, то везти грузы из Москвы в Киев, а то и в Питер, через Владивосток весьма выгодно.

Steam, Обзоры



Похожие записи
  • Проект «Dixit по-русски»
  • Памятка по игре «Steam»
  • Есть вопросы к Мартину Уоллесу?
  • Борьба за Brass
  • Интервью с разработчиками отечественной игрушки «Woo-Do!»
    1. SkAZi
      26 Июл 2010 из 11:42 | #1

      У меня после одной партии на 4-х кардинально противоположные ощущения. Во-первых, игрок, решивший добить прибыль до 10, слился сильнее всех, у победителя же прибыль была в районе середины положительной шкалы.


      Что же касается ролей, то первая часть игры проходила полностью ролями: первый в очереди на доставку, первый в очереди на постройку и +1 к длине маршрута, во второй половине построечные роли заменились ролями пополнения и развития. Не могу сказать, что какие-то роли совершенно не использовались.


      Но надо отметить, правда, что играли мы в нормальную версию правил, без аукциона за роли. Скорее всего это и повлияло на ход игры, на ощущения и, теперь я понимаю, что в версию с аукционами мы играть скорее всего не будем. Много раз слышал, что они сильно корячат механику, судя по всему это так и есть.


      Выбор же роли в порядке очерёдности, помимо непосредственного выбора роли, даёт необходимость думать наперёд, о том, что ты сможешь сделать на следующем ходу имея такой приоритет выбора. И этот же подход лишает необходимости в безграничном накоплении, балансировать доходы, на мой взгляд, куда интереснее.


    2. lokkyt
      26 Июл 2010 из 14:12 | #2

      Ребята,

      Не играйте в базовую версию — слишком просто!! Играйте только в стандартную с Аукционом. По ощущениям совсем другая игра.


      У нас с первых ходов самое ценные действия — урбанизация и локомотив.


      Да, и, как правило, выигрывает чаще тот, кто умудряется трек заема в конце игры держать на нуле.


      Играть надо минимум в 4м. Игруха классная — жаль только что экономическая, поэтому в нее почти не играем.


    3. Cassiopey
      23 Май 2011 из 11:35 | #3

      Народ, поясните, пожалуйста, правила.


      Фаза 3. Доставка грузов (или модернизация паровозов) (2 раунда).

      Каждый ход можно выполнить одно действие:

      — модернизировать паровоз

      — перевезти груз

      — спасовать


      Если нельзя одному игроку повторяться, то получается, если нет действия «Модернизация паровоза», то игрок перевезет и спасует? А если есть действие «Модернизация паровоза», то может модернизировать и перевезти?


    4. VDmitry
      23 Май 2011 из 14:15 | #4

      Повторяться можно. Нельзя повторять только модернизацию.


    5. Cassiopey
      23 Май 2011 из 17:21 | #5

      А в оригинальных правилах это написано или игрок до этого должен сам дойти?


      И еще вопрос: «Во время фазы перемещения товаров вы можете улучшить уровень своих паровозов только один раз за ход. Это улучшение ничего не стоит.» Как это понимать, ведь «Модернизация паровоза» стоит $4 + ‘уровень паровоза’?


    6. VDmitry
      23 Май 2011 из 17:33 | #6

      На БГГ видел перевод некорректный. Сейчас уже исправили. В оригинале понятнее написано.


      Модернизация с помощью карточки — стоит денег

      Модернизация вместо перевозки грузов — не стоит денег.


      Платить деньги имеет смысл в двух случаях. Когда вам надо срочно модернизировать дважды за ход. Или когда вы хотите и 2 груза перевезти, и модернизацию осуществить.


    7. Cassiopey
      24 Май 2011 из 1:03 | #7

      Спасибо, VDmitry.


      Играли вдвоем: карточку «Модернизации» вообще не покупали, т.к. денег мало, а стоит эта карточка дорого. А модернизировать за бесплатно — быстро и выгоднее. Мы сильно не страдали, когда в один раунд — модернизируем за бесплатно, а во второй раунд перевозим. Как-то нелогично получается: можно за 5 ходов бесплатно модернизировать паровозы, т.к. маршрутов немного (особенно, в начале игры), а тратить ($4+$2)+($4+$3)+($4+$4)+($4+$5)+($4+$6)=$40 — это слишком накладно. Логичнее было бы разрешить модернизировать бесплатно один раз за игру и то, только на первых трех этапах модернизации.


    8. VDmitry
      24 Май 2011 из 1:09 | #8

      Бесплатный только сыр в мышеловке. Не тратите деньги на модернизацию, но и не перевозите один груз каждый ход (из двух).


    1. Трекбеков пока нет.