В последние годы наблюдается довольно-таки бурное развитие жанра детективных настольных игр. «Шерлок Холмс, детектив-консультант», «Место преступления», «Детектив: Игра о современном расследовании» – вот лишь несколько громких хитов, которыми рынок не ограничивается. Все эти игры объединяло одно – они были придуманы зарубежными разработчиками и выпущены иностранными издательствами. Так было до недавнего времени, пока российское издательство «Лавка игр» не выпустило игру «Карманный детектив», придуманную отечественным разработчиком Юрием Ямщиковым.
Что такое настольный детектив?
Настольные детективы – это особый тип игр, их можно «пройти». Это как головоломка, один раз разгадал, и больше садиться за неё не имеет смысла. Зачем второй раз пытаться раскрыть то же самое преступление, если уже известно, что убийца – дворецкий? «Карманный детектив» в этом плане не исключение, игра одноразовая, сыграл, прошёл, и всё. Кто-то может сказать, а зачем такие игры, вообще. Чего ради брать настолку на один раз, если есть куча «бесконечных» игр, в которые можно играть снова и снова. Такой подход имеет право на существование, но, во-первых, о вкусах не спорят, кому-то нравятся именно детективные игры. И, во-вторых, за одно дело «Карманного детектива» нужно заплатить всего несколько сотен рублей. Это очень хорошая цена за отличную, пусть даже и одноразовую игру в сегодняшних условиях, когда многие «многоразовые» настолки стоят в 10-20 раз дороже.
Но обо всём по порядку. Давайте посмотрим на игру подробнее. Перед нами маленькая коробочка, внутри которой скрывается только колода и ничего более. Даже листочка с правилами нет, на руках у нас только карты. Первые несколько карточек объясняют базовые правила игры и стартовые условия: завязку дела и начальные возможные действия игроков. Вся остальные карты оказываются на деле не одной большой колодой, а несколькими мини-колодами, из которых надо будет вскрывать карточки в ходе партии.
Как это играется?
Разложив игру по стартовой инструкции, мы видим перед собой несколько колод и пяток стартовых карт. К этому моменту игрокам становится известна завязка дела и теперь надо принимать первые решения, решать, с чего начнётся расследование. Доступные опции логичны и понятны. Можно осмотреть место преступления, можно побеседовать с потенциальными свидетелями и (или) подозреваемыми, можно исследовать найденные улики и так далее. И делается всё это очень просто: на каждой карте даётся какая-то вводная, потом перечисляется список доступных действий со ссылками на другие карты. Например, хотите поговорить с таким-то человеком, возьмите карту № 28, хотите съездить в такое-то место – возьмите карту № 56 и так далее. Некоторые карты содержат всего одну ссылку, на некоторых ссылок будет несколько, а иногда и не будет вовсе.
Сама по себе механика подобных отсылок не нова. Она берёт своё начало ещё в стареньких книгах-играх, которые надо было читать не подряд, а по параграфам, переходя от одного к другому. Нечто подобное было и в настолке «Детектив. Игра о современном расследовании», в которой тоже надо было открывать карту за картой, продвигаясь в ходе следствия к разгадке дела. Но «Карманный детектив» не просто воспроизводит эту механику, а предлагает к ней очень классное дополнение. Каждое действие тут требует времени, что отображается специальными символами – «часами». Причём, игрокам заранее сообщают, что если ты хочешь поехать туда-то – возьми карту № 33, и это займёт примерно 2 часа, а если поискать такого-то персонажа, возьми карту № 35 и это займёт примерно 1 час.
Время – это важный элемент игры. Во-первых, на него завязаны некоторые действия. Например, заказав отчёт о вскрытии, вы получите его минимум через 7 часов. То есть мгновенно новая информация не поступает, и до её получения нужно будет заняться чем-то ещё. Во-вторых, некоторые игровые эффекты завязаны на количество потраченного времени. Скажем, если дело расследуется уже 10 часов, какие-то улики могут исчезнуть, а если менее – остаться на местах. Ну и, в-третьих, количество потраченного времени учитывается в финале при определении, насколько успешно было раскрыто дело.
Ещё одна механика – это «недовольство». Некоторые действия могут повлечь серьёзный нагоняй от шефа полиции. Например, необоснованный арест подозреваемого или принудительное снятие отпечатков по косвенному подозрению могут здорово аукнуться в последующем. Поэтому их выбирать желательно только имея неопровержимые улики, чтобы потом самому не сесть в лужу.
Ну и, наконец, ещё одна отличная находка – попытка увести игру от типичного для всех командных настолок синдрома альфа-игрока, когда один человек за столом принимает решения за всех. Правила специально акцентируют внимание на то, что игроки ходят по очереди, т.е. решения о том, какое действие совершить следующим, куда пойти, с кем поговорить, что исследовать принимают все игроки по очереди. Конечно, каждый раз можно сообща обсуждать текущее положение дел и прикидывать, в каком направлении двигаться дальше, но потом следует индивидуальное решение. И это здорово.
Впечатления в целом
Вот, в общем-то, и вся игра. На старте мы имеем несколько карт, и с каждым ходом будем открывать всё новые и новые. На столе будут появляться дополнительные карточки, возможных действий будет становиться всё больше и больше, и дальше уже задача игроков анализировать получаемую информацию, прикидывать, в каком направлении копать наиболее перспективно и какие «ветки» истории могут привести к раскрытию дела, а какие уведут следствие в тупик. Открываем карту, читаем текст, анализируем, планируем следующий шаг. Ничего сложного, максимально доступный игровой процесс, всё это абсолютно под силу даже новичкам, вообще не знакомым с миром настольных игр.
Мы сыграли в «Карманного детектива», и это было прекрасно. Вся прелесть детективных настольных игр уместилась всего лишь в одной маленькой коробочке с колодой карт. И не просто уместилась, в жанре появились новые, крайне уместные и годные механики, которые уже в первой игре подбрасывают игрокам приятный сюрприз, а в будущем непременно обогатят жанр новыми находками в геймдизайне. «Карманный детектив» – сама по себе очень хорошая игра. А по соотношению «цена / качество» конкурентов у неё просто нет! Настоятельно рекомендую. Обязательно играйте!
Даже у самых прекрасных игр есть недостатки, не обошлось без них и у «Карманного детектива». Знаете лучший признак хорошей игры? Это когда партия закончилась, и хочется сразу сыграть ещё. Так вот, с «Карманным детективом» так не получится. Дело пока всего одно, следующего придётся ждать несколько месяцев. Радует только то, что анонсировано уже целых 6 наборов, и, будем надеяться, ими дело не ограничится. Потому что игра на самом деле получилась очень хорошей. «Лавку игр» поздравляем с отличным продуктом, а Юрия Ямщикова с замечательной разработкой.
Юра, а сколько времени заняла партия? В смысле, не внутриигрового, а реального.
@Red_front
Я хоть и не тот Юра, но позволю себе ответить 🙂
В среднем прохождение первого дела занимает 50-60 минут. Самое короткое, из тех, что было за десятки тестов — около получаса. Самое длинное — часа полтора. Зависит от числа игроков и от их любви подумать и порассуждать.