На сайте Просто о настольных играх появился обзор Kingdom Builder. Его автор подтверждает, что эта игра, в общем-то, по ощущениям похожа на филлер, но при этом очень хорошо пошла в его компании (так же, как и Ticket to Ride).
Постоянные читатели этого блога наверное знают, что последнее время я внимательно присматривался к этой новинке от автора великого Dominion (если вы читатель случайный и не в курсе – ничего страшного, вам только что стало все известно). Не ощутив таки полной уверенности в правильном выборе, я эту игру купил. Пока она летела сквозь туман Альбиона, на BGG появилось несколько одобрительных рецензий, так что коробку я распаковывал в весьма оптимистичном настроении. Забегая вперед, скажу, что Kingdom Builder меня не расстроила.
Во-первых, мне нравится оформление. Это, понятно, чистый субъективизм, но в целом игра выглядит довольно симпатичненько и даже уютненько. Компоненты качественные: картон элементов поля толстый, карты красивые, деревянные домики аккуратные. Цвета в целом подобраны удачно. Инлей коробки, правда, дрянь – неудобный. Да и слишком много свободного места в коробке остается. Зато для сортировки компонентов не поленились положить внутрь набор пакетиков с зип-локами. Не понимаю, почему этого не делают всегда. Мелочь же, но какая приятная.
Второй позитивный момент – исключительно доступные для понимания правила. В Kingdom Builder участники ход за ходом ставят на поле домики своего цвета (по три штучки за ход), чтобы в финале набрать как можно больше победных очков. Правила набора определяют специальные карты – из колоды в десять штук (думаю, пока десять, если не случится дополнение(я)) в начале партии вы случайным образом тянете три, которые и определят ход развития событий. Например, согласно одной из карт вы получаете по 1 очку за каждый домик, стоящий у воды. Другая карта провоцирует строить поселения вокруг гор. Третья – предлагает попробовать сложить из домиков максимально длинную горизонтальную цепочку. И так далее.
Мы пока с Kingdom Builder только знакомимся, и на первых порах набора из 10 карт условий вполне достаточно, чтобы обеспечить вариативность. Как будет дальше – не берусь судить. Вероятно, захочется чего-то новенького, более изощренного.
Главный нюанс правил: домики вы ставите не куда ходите, а куда скажет карта. Каждый ход вы тянете одну – да, всего одну – карту территорий, которая показывает где вам разрешено строить на следующем ходу.
При этом вам еще надо – по возможности – пристраивать новые домики к уже имеющимся. Скажем, если у вас стоят домики в лесу, которые граничат с полем, и вы вытягиваете карту «поле», то вам надо пристраивать новые «полевые» домики к старым «лесным», а не ставить новые хаты как угодно на любом понравившемся поле.
Такая ограниченность в действиях вызвала на том же BGG вялотекущие дискуссии в комментариях. Мол, извините, у нас же нет никакого выбора! Тянешь карту, которая чуть ли не диктует тебе что делать. А если карта пошла неудачно – что тогда? Как компенсировать рандом?
Могу сказать, что на деле все не так страшно. Когда читаешь правила, почему-то представляешь, что у тебя под контролем цельное поселение – неразрывная группа плотностоящих друг к другу домиков, которая ход за ходом растет и ширится. И новая карта просто говорит с какой стороны вы пристроите свежие домики.
Однако на практике обычно получается так, что у вас есть несколько поселений в разных участках поля и – соответственно – есть выбор какое из них развивать. То есть, даже всего одна карта территории может быть использована по-разному. Ну и хоумрулы, в принципе, никто не отменял – многие играют с двумя, а не одной картой территорий на руках.
И, кстати, если карта на руках всего одна, игра идет очень быстро. У нее маленький даунтайм, никто не скучает. Партию на двоих можно закончить за минут 20-25. А потом смахнуть домики в сторону и начать заново – в Kingdom Builder так и тянет сыграть несколько раз подряд. Тем более, что поле тут составное – складывается из четырех элементов. А всего таких кусочков поля в коробке восемь, и на каждом из них есть свои специфические локации – что тоже немного меняет тактику. Есть желание постоянно тасовать их и смотреть как свойства локаций сочетаются с условиями набора очков.
Бонусы от этих дополнительных локаций так или иначе сводятся к манипулированию домиками. Вы можете ставить дополнительные хатки или переносить их из одного места в другое. Чтобы получить бонус, надо сперва дотянуться своим домиком до локации – тогда в ваше распоряжение попадает жетон, который можно использовать в начале или в конце хода. Не сказал бы, что контроль над локациями приносит ощутимое преимущество, но иногда их свойства оказываются крайне полезными. Например, «Башня» позволяет поставить новый домик на любой доступном гексе на краю карты – таким фокусом можно заложить новый «городок» в очень выгодном месте.
Да, еще на поле есть замки – если пристроитесь к ним, получите дополнительные три очка в финале партии. Она заканчивается после того, как один из участников выставит на поле все свои домики.
Какие в целом впечатления?
Если играть вдвоем, то по ощущениям – это самый настоящий филлер, друзья. Только не карточный, как это обычно бывает, а в большой коробке, с полем, с атрибутами. Конкуренции мало. Ну, может раз или два за всю партию вы поставите свою хатку на выгодную позицию раньше конкурента или блокируете ему доступ к замку/локации. Тем не менее, играется приятно и непринужденно.
Втроем, как показалось, оптимальный баланс. Конкуренции достаточно, но локтями не толкаешься. Решения куда ставить домики надо принимать более вдумчиво, потому что «рыбные» места очень быстро оказываются занятыми. И если играть втроем, Kingdom Builder уже воспринимается как именно легкая настолка, а не филлер. Партия длится примерно минут 40.
Вчетвером не пробовали, но мне кажется, что в таком варианте кто-то из участников может – по стечению обстоятельств – быстро остаться не удел. То есть, его просто отрежут от выгодных участков. Но это все мои теоретические выводы, запросто могу ошибаться.
Kingdom Builder понравилась – стала моментальным семейным хитом как в свое время Ticket to Ride. Она понятна, приятна и в нее легко втянуть новичков. И доля рандома ее нисколько не портит. Да, бывает, что карта один или несколько ходов «не идет» – но у меня не было причины заподозрить Kingdom Builder в том, что я проигрываю именно из-за этого. Подобные черные полосы в ходе партии так или иначе случаются со всеми участниками. Это выравнивает шансы. Так что главное – не фортуна, а те несложные тактические решение, которые вы примете.
Единственная претензия – цена. Игра явно должна стоить немного дешевле. Кого-то в итоге может не оставить чувство, что – черт возьми, переплатил за такое, в общем, простое и не особо глубокое развлечение.
Но я лично не жалею.
А на счет сравнения Kingdom Builder с Through the Desert – мол, механики очень похожие – будет отдельная заметка.
Добавить комментарий