Зордок поделился у себя на сайте впечатлениями от игры Monuments. По его словам это хорошая евроигра, в которой невозможно просчитывать свои действия. Стоит достаточно недорого (если брать на amazon.de). 

Если посмотреть на задник коробки, то мы видим какое-то типичное поле с циферками, карты с циферками, ну и набившую уже оскомину тему археологических изысканий. Игра, понятное дело, абстрактная, но это даже лучше. Итак, поехали. 

Правила

Процесс у игры следующий: играют до окончания колоды карт. На картах у нас представлены масти (около 10-и, типа "монументы"), каждая карта масти имеет циферку от 1 до 9 (сразу скажу, цифры тут чисто для разбивки ничьих, и это не филлер), и специальный значок из трёх возможных (трирема, шлем и папирус). Итого карта, это — цвет, цифра и значок. 

Игрок в свой ход либо играет карты, либо играет одну из трёх своих фишек. Если карты — то на три действия он может добрать из колоды или "базара", выложить так называемый "meld" (по-русски "набор карт" или "сет" одной масти), докинуть карт в уже выложенные наборы или скинуть ненужные ему карты с одинаковыми значками, получив ПО по числу этих очков у себя на столе. 

В итоге все набирают сеты карт разных цветов. И тут кто-то играет фишку (по тематике, мы пишем историю монументов) вместо своего хода — он собирает из чужих сетов по карте, по их числу получает ПО, а также продвигает на главном поле стоимость мастей (которые он собрал) на один пункт.

Когда колода кончилась, игроки получают штрафы за несыгранные фишки (очень хитрая подстава — есть ситуации, когда фишку сыграть нельзя), получают очки за свои сеты (это зависит от того, как далеко продвинулась масть в стоимости) и за то, что собрали своими фишками больше всего карт.

Впечатления

Игра напоминает Wyatt Earp и другие игрушки с механикой "румми", но она куда сложнее их. Пару раз выиграв, хорошо проигравшись, я не могу точно сказать до сих пор, какой алгоритм победы применим в Монументах.

Игра целиком из карт — поле лишь набор счётчиков победных очков, фишки выступают как каунтеры — вы играете за 45 минут колоду карт, и кто победит, тот победит.

Когда игрок собирает карты фишкой, он получает себе очки,  но и поднимает стоимость вражеских монументов. С другой стороны, если фишки не  играть, получишь внушительный минус в конце. Если играть карты на свои монументы, то другие быстро и грамотно реализуют фишки, но игрок сможет получать очки как за выигрышь по этим монументам (они будут стоить дороже), так и за сброс карт с одинаковыми значками. 

Игра абсолютно не просчитывается — это бесполезное занятие бросил даже мой друг, которые всегда везде и всё считает. Каждое действие имеет очень сложный вес в очках, так что лучше просто играть в стратегию, чем выстраивать выгодные тактические решения. Я как раз люблю такой подход к евро — общая стратегия вместо скурпулёзного просчёта выгоды.

Игроки, которые постоянно просчитывают выгоду в евро — евро как таковое не любят, но играть по-другому в него не могут и не хотят. Здесь же элегантным образом обставили этот момент — с одной стороны просчитать можно, с другой — последнее слово всё равно за финалом, когда ситуация может измениться в любой момент. Аутсайдер оказывается победителем, а находившийся всю игру на первых позициях остаётся в двух шагах от победы.

Итог

Игра умеренно хорошая. Она короткая (45 минут), имеет нейтральную тему, дёшево стоит на Амазоне (500 р) и она целиком построена на картах. Ей недостаёт какого-то особого изюма, который имеется у Вайт Ирпа — но она и сложнее, и соревновательнее. Карты в руке можно играть либо в монументы, либо в победные очки, есть ограничение не допускающее никакой невольный кингмейкинг. Отличная абстрактная математическая игра на сбор коллекции. 7.5 баллов.