На сайте Настольные игры в кругу семьи появился обзор Red November. Автору игрушка вполне понравилась. Он говорит, что это, конечно же, не хит, но играть в неё — интересно. 

На календаре октябрь. За окном мрачно, серо, дует сильный ветер и идет дождь, на дворе осень и не за горами зима. Казалось бы, что может быть хорошего в такой погоде, ведь обычно человек ждет тепла и солнца, но для нас, любителей настольных игр, наступает долгожданная пора, можно сказать сезон. И раз уж на улице мерзко и сыро, то приходится сидеть дома, а это – настоящий подарок для настольщика, самое время позвать друзей, налить горячего чая и разложить любимую игру. И поскольку теплых дней становится все меньше, то хочется верить, что дней, проведенных за настольными играми, будет больше, а значит и будет о чем рассказать читателям.

Лето в этом году удалось и на настольные игры времени не оставалось, играли очень мало, а писать и вовсе было некогда. И вот наконец-то нам удалось собраться и посвятить вечер любимому увлечению. О сыгранных партиях сегодня рассказывать не буду, а поделюсь впечатлениями и мыслями об одной из новинок.  Не так давно в нашей коллекции появилась кооперативная игра – Red November переизданная версия, о ней сегодня и пойдет речь.

Red November или Красный Ноябрь – кооперативная игра небезызвестного Бруно Файдутти, рассчитанная на 1-8 игроков. События разворачиваются на подводной лодке, где постоянно происходят всевозможные неприятности, с которыми и предется справляться игрокам, дожидаясь подмоги. Управляя гномами-подводниками, игрокам предстоит тушить пожары, откачивать воду из затопленных отсеков, совершать ремонт различных узлов лодки и еслиповезет не повезет, то даже сразиться с кракеном. Но обо всем по порядку.

Компоненты

Переиздание Red November выпущено Fantasy Flight Games и как содержимое, так и сама коробка выполнены и оформлены на высоте. Жетоны, прикольные миниатюры гномов, кубики, пластиковые фишки, карты и само поле – сделаны уже традиционно качественно. Небольшим недочетом для меня стал размер коробки, который можно было бы уменьшить вдвое, но это больше придирки из-за пустого пространства в ней, все-таки сама коробка не такая и большая. Более подробно с компонентами можно ознакомиться в фото обзоре.

Игра

Начнем с игрового поля, оно представляет собой подводную лодку, поделенную на десять отсеков, по которым мы будем перемещаться, там же и будут происходить все напасти, описанные выше. Кстати само поле увеличено и недовольство игроков, по поводу маленьких локаций  первого издания, в которых с трудом помещались несколько гномов, теперь решены. По периметру нанесена шкала времени, состоящая из 60 делений-минут. С помощью данной шкалы игроки видят сколько времени  осталось продержаться до спасения и сколько времени они потратили, совершая действия и перемещения. Также на шкале присутствуют деления, активирующие события и получение вещей.

Места достаточно всем

В начале игры каждый получает гнома, карту – индикатор трезвости, несколько карт предметов. С помощью кубика определяется начальная локация каждого участника, маркеры времени игроков выставляются на деление 60 (для 3-5 игроков), т.е. нашим подводникам предстоит продержаться час. Причем чем больше игроков участвует, тем меньше времени им придется мучиться. После недолгих приготовлений можно начинать игру.

Стартовые деления

Каждый ход игрок может переместиться и совершить одно действие, причем на перемещения и действия придется потратить разное количество времени. По ходу партии, постоянно происходит масса событий, с последствиями которых мы будем справляться совершая действия. События я бы условно поделил на две группы: первая – события, которые можно обходить стороной пока они вам не мешают, такие как пожар, затопленный отсек или заклинивший люк и вторая – события, назовем их событиями первостепенной важности или катастрофы, потому что по истечение определенного промежутка времени, нерешенная проблема приводит к проигрышу. Сколько времени и на что его потратить за ход, игрок решает сам. Описывать возможные действия и необходимое на них время я не буду, лучше приведу пример хода, для наглядности.

Предположим игрок А прошел три отсека, потратил 3 мин. (за открытие каждого люка по 1 мин.) и решил взять 2 грога (действие) – еще 2 мин., т.е. всего он потратил 5 мин. Затем он передвигает свой маркер времени на 5 делений, активируя тем самым событие (пересекает деление с событием). Открывается карта из колоды событий – запуск ракеты через 15 мин. (выкладывается спец. маркер на 15 мин. вперед). Игрокам необходимо уложиться в эти 15 минут, чтобы отменить запуск – это значит, что если маркеры времени всех игроков пересекут отметку, то состоится запуск (проиграли). К счастью, игрок Б находится рядом с отсеком для запуска ракет. Он решает войти в отсек и попытаться отменить запуск. Вход – 1 мин. Теперь ему предстоит решить сколько он потратит времени на отмену запуска. (Необходимое на отмену, починку, тушение пожара и т.д. время определяется броском кубика Д-10, т.е. максимум может потребоваться 10 минут). В колоде вещей присутствуют различные руководства, предоставляющие бонус +Х минут на различные действия. Допустим у игрока Б есть карта дающая + 3 мин. на отмену запуска, значит чтобы отменить запуск со 100% успехом, ему необходимо потратить 7 мин. (3 мин. за карту + решил потратить 7 мин. = 10 мин.), бросает кубик – 6 (необходимо 6 мин. на отмену, получаетсяо наш игрок перестраховался). В итоге он передвигает маркер на 8 мин.(7 за действие и 1 за вход) и если пересекает деления с событиями, то открывает их.

Маркеры: затопление, пожар, закрытый люк. Маркеры катастроф снизу.

Таким вот образом происходят ходы, причем ходит игрок последний на шкале времени. Бывает приходится ходить по несколько раз, что иногда имеет свои преимущества. На примере может показаться, что в игре много математики, но на самом деле это не так и все т.н. расчеты происходят машинально.  Игра заканчивается успехом, когда маркеры времени всех живых игроков достигли отметки ноль, т.е. игроки потратили все доступное время и пришла подмога. В противном случае провал – происходит какая-либо неприятность, вы потонули, задохнулись и т.д. или попросту все померли. На первый взгляд может показаться, что выгодно тратить время по максимуму, однако это не так. Ведь чем дальше вы передвигаете маркер времени, тем больше событий происходит, а еще умножьте их на количество игроков и может случиться, что вы просто не успеете справиться со всеми проблемами, на вас свалившимися.

Деления со звездами активируют событие, примерно 1 событие каждые 2 мин.

Впечатления

Успели сыграть вдвоем и вчетвером, про партию вдвоем рассказывать не буду, потому что она показалась совсем легкой и простой, а под конец игры выяснилась причина легкости – мы упустили пару важных моментов в правилах, но решили доиграть уже как начали. Кстати с правилами перемудрили, они вроде несложные, но разобраться с ними и собрать, полученную информацию воедино никак не получается. Вчетвером игра оказалась интереснее и сложнее, после партии сложилось впечатление, что 4-6 игроков – оптимальный состав, меньше – уже не так чувствуется кооперативность, больше – придется скучать.

А теперь о самой партии. Начали, равномерно распределившись по лодке и первые ходы набирали вещи и грог, выпив которого становишься смелым и можешь кинуться тушить пожар без огнетушителя. Правда пригубив крепкого напитка, придется проверятся на слабость и можно отключиться, что и произошло с одним из наших подводников, который героически потушил пожар и не рассчитав свои силы рухнул без сознания. С огнем у нас не заладилось сразу и если вначале получалось с ним бороться, да еще и решать другие проблемы (мы несколько раз ремонтировали реактор, отменяли запуск ракет), то спустя 30 минут – огонь стал проблемой. Носились по лодке как сумасшедшие, но нужно было пробиваться в противоположный, охваченный огнем, конец лодки. Дружно решили, что главным пожарником буду я. Справиться с пожаром у меня не получилось, пришлось отступить в соседний отсек, куда после моего хода распространился огонь – я стал первой жертвой. Спустя еще несколько ходов, на нашей лодке царил хаос, до запуска ракет оставалось совсем ничего, а пожара не было только в 3-х или 4-х отсеках и пробиться сквозь огонь уже было невозможно. Еще один горе-подводник находился  в затопленном отсеке и если бы не запуск ракет, после которого мы все дружно проиграли, то было бы еще на одну жертву больше.

Не смотря на то, что мы проиграли, все остались довольны, а главное с приподнятым настроением. Я не припомню ни одной игры, во время которой мы столько смеялись, причем чем плачевнее становилась ситуация на столе, тем веселее было за ним. Здесь главное представить всю комичность ситуации и вжиться в роль гномов, бегающих по подлодке с огнетушителями, бутылками грога, фомками и другим скарбом, делающих все, чтобы пережить час и дождаться помощи. Конечно у игры есть свои минусы, но масса позитивных впечатлений и смеха, полностью их окупают.

из минусов:

— кооперативная игра с недостатками присущими данному типу настолок (если за столом появляется лидер, то он принимает решения за всех)

— если вы истинный патриот и с чувством юмора у вас не очень, наверное лучше в Red November не играть, можете оскорбиться, т.к. идея, оформление, название как бы намекают…

— игра не на каждый день; здесь поясню, как мне кажется Красный Ноябрь из тех игр – которые, если ими насытиться на первых порах, остаются на долгое время забытыми на полке, приедаются – поэтому играть нужно дозировано.

— не самые понятные правила, необходимо ознакомиться с FAQ

из плюсов:

— возможность играть с новичками и детьми, решения принимаются сообща и достаточно, чтобы один из игроков знал правила

— относительно быстрая, играя вчетвером первый раз мы уложились в 1,5 часа, приноровившись можно сократить до часа, а то и меньше

— 8 игроков, не каждая игра подойдет для такого количества

— компактная, легко можно брать с собой в дорогу или в клуб

— отличное настроение во время и после игры, хотя наверное после 5 – 10-й партии будет не так весело и смешно

В итоге получился если не хит, то довольно интересная и оригинальная игра. Довольно легкая, когда разберешься с замысловатыми правилами, правда легкая чтобы играть, но чтобы выигрывать придется подумать. Да и на роль первой кооперативной игры я бы не советовал, наверное лучше Забытый Остров. Но нам этот «жанр» был не в новинку, так что по нашему общему мнению, если вы часто собираетесь вчетвером или большей компанией, если вы можете вжиться в происходящее на столе, то Красный Ноябрь стоит если не купить, то обязательно в него сыграть.