Несмотря на то, что лично я остался не в восторге от выпущенной Звездой игры Битвы самураев, мне интересно, как эту настолку воспринимают западные игроки, и особенно — в плане правил Art of Tactic. Недавно на BGG как раз появился отзыв об игре, автор которого уделяет внимание именно этой системе правил и рассказывает о своих впечатлениях об игре в целом. Представляю мой вольный перевод.
Обычно я не пишу так быстро, так как предпочитаю сыграть в игру достаточное количество партий, но люди задают об игре вопросы, а обзоров, посвящённых системе правил Art of Tactic что-то не видно.
В этом обзоре я расскажу:
— об игровых компонентах;
— коротко – о системе Commands & Colors;
— о правилах Art of Tactic.
Я лишь раз сыграл по правилам C&C и отыграл две партии по AoT, но, думаю, этого вполне достаточно, чтобы получить некоторое представление об игре. В случае, если мои взгляды изменятся после будущих партий, я внесу изменения в этот обзор. Я не буду объяснять правила. Если вас это интересует, может посмотреть видео или прочесть книгу правил самостоятельно (правила Commands & Colors опубликованы в сети). Из-за отсутствия информации о Битвах самураев информации об игре в этом обзоре будет больше, чем обычно.
Компоненты
Компоненты вызывают вопросы. В игре есть множество пластиковых литников с моделями, которые нужно выкусить, собрать, а потом, если захотите – покрасить. Сборка заняла у меня 5-7 часов (я не засекал точное время). В детстве я любил Warhammer и Airfix и собирал довольно сложные модели. Пластик в Битвах самураев – такой же как у Airfix, очень хрупкий. В процессе «выкусывания» фрагментов я сломал несколько копий (вероятно, этого можно избежать, если пользоваться ножом). Некоторые модели сложно было собрать. Я не буду больше останавливаться на этом моменте, просто примите во внимание, что игра требует некоторых усилий и временных затрат.
Качество карт для игры по правилам Commands & Colors – плохое. Первый раз в жизни я задумался о протекторах. Оформление их также не на высоте. Похуже, чем у GMT Games, но Звезда на этом рынке новичок, так что ей это простительно.
Игровое поле – составное. Оно состоит из 6 двухсторонних фрагментов, с обратной стороны которых изображена река. Поле оформлено в стиле реализма, а не стилизации, что для меня является скорее минусом. Мне очень нравятся стилизованное поле Sekigara от GMT, и в данном случае можно было бы ожидать нечто подобное. Пластиковые холмы – это классно, гексы местности – очень хорошего качества. Кубики – отличные, на шестигранные (для системы C&C) надо поклеить наклейки, двадцатигранники используются в AoT. Оформление карт AoT позволяет их очень легко использовать в игре (на них обозначены почти все правила, что очень здорово), памятки также неплохие.
Вопрос в том, хотите ли вы потратить время на сборку моделей, которые очень легко поломать? Копья здесь длинные и хрупкие. Я храню фигурки в коробке от правил ролевой игры формата А4, внутренности которой устланы пузырчатой плёнкой, что несомненно лучше, чем пакетики, в которых у меня уже случилось несколько поломок. Рекомендую приобрести специальные коробки под миниатюры от Games Workshop, так как в противном случае непонятно как вы сможете избежать случайных повреждений.
Commands & Colors
Ричард Борг знает своё дело. Я сыграл лишь одну партию по его правилам, но много играл в C&C: Napoleonics, и могу сказать, что они очень похожи. Вопрос только в том, насколько интересны и сбалансированы сценарии. Не могу назвать свою единственную партию захватывающей, но судить об игре в целом ещё рано. Случайности в игре больше, чем в Наполеонике. На кубиках часто будут выпадать не те результаты, да тут ещё и больше мощных карт, так что в целом по моим ощущениям игра будет более рандомной. Внешний вид игры очень хорошо укладывается в тематику, перемещение пластиковых миниатюр не слишком раздражает, хотя это не так легко, как двигать деревянные блоки.
Основной минус заключается в том что, тут всего 8 сценариев, что значительно меньше, чем в играх от GMT Games. Я ожидал увидеть больше, и сомневаюсь, что поддержка у этой игры будет лучше, чем у продукции GMT. Было бы здорово, если я окажусь неправ.
Если эта игра интересует вас именно как представитель семейства C&C, я бы рекомендовал вам выбрать какую-нибудь другую настолку Ричарда Борга и остановиться на Сегуне, только если вы очень увлечены самураями.
Art of Tactic
На мой взгляд, это то, что вы платите. Я сыграл две партии, и одна из них была одной из худший в моей жизни, а вторая – одной из лучших. Никогда ранее у меня не было столь полярных впечатлений от одной и той же игры.
Если говорить коротко, это то, что некоторые могут посчитать настоящей военной игрой. Здесь есть зоны контроля, правила морали и усталости, свойства местности, лидеры, обход с флангов и т.п. Каждому отряду соответствует отдельная карта. Оба игрока отмечают на своих картах приказы для всех своих отрядов с указанием номеров гексов, которые нужно атаковать или в которые нужно переместиться. Затем эти приказы одновременно исполняются. В этом заключается основная прелесть игры. Вы можете произвести отчаянные и смелые маневры, если, конечно, противник не сумеет разгадать ваши замыслы. Я настоятельно рекомендую эту игру тем, кто любит военные игры среднего и выше уровня сложности, и не может усадить своих друзей за каунтеры. У этой игры правила серьёзного варгейма, но выглядит она как более лёгкая. Я нахожу это полезным для заманивания друзей. Благодаря неплохо написанной книге правил и удобным картам мне удалось сыграть с людьми, которые никогда бы не сели за варгейм с гексами и каунтерами, и, думаю, мне удастся провернуть этот трюк ещё с несколькими друзьями. Если кто-то уже играл в Twilight Struggle, полагаю, он готов попробовать Art of Tactic.
В каждой игре у нас час-полтора уходило на подготовку и 2-3 часа, собственно, на игру. Мы разыгрывали два больших сценария с множественными отрядами. И у нас ушло бы ещё больше времени, если бы мы переставляли флажки, закреплённые на спинах у каждого солдата, чтобы в каждом сценарии у каждого игрока они были одного цвета. В большинстве сценариев количество солдат в отрядах несбалансированное, а в нескольких используются все миниатюры. Так что если вы хотите получить на столе идеальную картинку, приготовьтесь к тому, чтобы перетыкать флажки перед каждой игрой. На подготовку требуется много времени ещё и потому, что приходится сортировать фигурки, расставлять гексы местности по номерам, так как указано в описании сценария, и высматривать холмы. Вообще, книга сценариев могла бы быть организована более удобно.
Здесь есть 7 сценариев, но для двух из них в игре не хватает миниатюр, что, по моему мнению, возмутительно. Понятно, что за дополнительные модели придётся заплатить, но делайте хотя бы сценарии, подходящие для компонентов базового набора. По сути, тут всего 5 сценариев. По опыту своих двух партий могу сказать, что именно от сценариев зависит интерес к игре.
В нашей первой партии на поле сошлись две большие армии, которым негде было маневрировать. Мой оппонент бросился в атаку, а я пытался перестроиться, и максимизировать свои преимущества и не дать ему зайти во фланг. Затем мне не повезло с кубиками, и противник меня разбил. Я потратил 4 часа на игру, и оказался в ситуации, когда всё решили кубики. Партия тянулась долго и была какой-то механической. Места интересным решениям просто не было. Мы просто два часа бросали горсти двадцатигранных кубиков, пока одна из сторон не получила преимущество.
Во второй партии поле битвы было шире, а отряды изначально были расположены на расстоянии друг от друга. Обе стороны имели примерно равные силы. У обоих игроков был простор для интересных решений, блефа и гамбитов. Стоит ли держать лучшие силы в резерве или атаковать ими противника, прежде чем он будет к этому готов? Стоит ли рисковать и переходить реку вброд? Игра регулярно ставит перед трудным выбором. Нужно остановить кавалерию противника, но если я брошу на неё свою пехоту, противник может атаковать с фланга, да и в центре у меня образуется дыра… приходится рисковать, чтобы чего-то добиться. И туман войны здесь по-настоящему работает. Если вам удастся успешно выполнить маневр, которого противник не ожидает, можно получить больше преимущество. Например, я потерял целый отряд самураев с нагинатами, которых противник атаковал кавалерией прямо перед моими стрелками. Я этого не ожидал и уже потратил их залп, за что и поплатился.
После двух партий я усвоил, что очень важно заходить противнику в тыл и атаковать с фланга, своих лучников нужно использовать в комбинации с рукопашными бойцами. В одиночку стрелки совершенно неээфективны, разве что когда их очень много и враг на короткой дистанции, но зато они могут ослабить оборону противника перед рукопашной атакой.
Сражения разрешаются при помощи бросков двадцатигранных кубиков, с их же помощью проводятся тесты на мораль. У них больше граней, чем у популярных шестигранников и десятигранных кубиков (которые часто встречаются в варгеймах), так что некоторые значения выпадут далеко не сразу. Это более рандомная игра, чем следовало бы ожидать. Обычно вам придётся бросать меньше 8, 5-6 кубиков и чтобы провести успешную атаку нужно 4 удачных броска. Даже в самом лучшем случае вам нужно будет хотя бы два результата со значениями от 1 до 12, чтобы хоть что-нибудь сделать. Управляющие кубиками боги могут втоптать вас в грязь, особенно на бросках на мораль. Я не специалист по истории самурайского периода, но, полагаю, непредсказуемые результаты сражений были тогда типичным явлением.
Правила игры дают вам широкие, пожалуй, даже, нереальные возможности управления войсками. Каждый отряд будет делать более-менее то, что вы ему приказали, но в результате будет редко получаться то, что вы ожидали, поскольку противник может провернуть что-то непредсказуемое, кубики над вам посмеются, и ваш идеальный план пойдёт крахом.
Хотя я и рекомендую эту игру варгеймерам, она может подойти и некоторым казуальным игрокам. Учитывая, что все отряды перемещаются одновременно, а количество приказов ограничено и завязано на расположение лидеров, если вы не распланируете свои действия, ход может пропасть зря. Самая сложная военная игра, в которую я до этого играл – это Ганнибал: Рим против Карфагена, и эта игра – не сложнее. Наша первая партия оказалась неудачной частично из-за ошибок в правилах. Я неверно истолковал правила стрельбы и допустил ещё несколько ошибок, но уже во второй партии я уже уяснил всё правильно (хотя и не исключаю мелких ошибок).
Заключение: Битвы самураев требуют определённых усилий, как в плане подготовки, так и в плане игры. Некоторые сценарии немного недоработаны и их меньше, чем следовало бы. Но игра действительно производит впечатление. Обе системы – и C&C, и AoT, позволяют ощутить себя претендентом на сёгунство. AoT может пригодиться для подсаживания на варгеймы новичков. После первой партии я решил, что ещё пару раз – и продам эту игру. После второй партии я с нею уже не расстанусь. Эта игра требует некоторых усилий, но она того стоит.
Приятный отзыв. Автор комплексно подошёл к разбору игры по теме АоТ. Мне придраться НЕ к чему.
Ну радует, что уже кому то понравилась AoT за рубежом )) Как по мне, то довольно таки интереснейшая система, правда в Самураев не играл и не буду, достаточно ВОВ ))
Короче как и писал Юра — доработать напильником и игра засверкает.
Какие же они красивые, когда покрашены.
Хоть и на покраску может уйти месяц или два — оно того стоит!
Собсно, то о чем и писалось «защитниками» игры — игрокам игра понравилась, но она не не для тех, кто встречает игры «по одежке», и на качество игровых компонентов обращает больше внимание, чем на сам игровой процесс.
Судя по описанию маркетинговый ход Звезды сработал — АоТ заинтересовала игроков.
@azazel
Я потратил 4 часа на игру, и оказался в ситуации, когда всё решили кубики. Партия тянулась долго и была какой-то механической. Места интересным решениям просто не было. Мы просто два часа бросали горсти двадцатигранных кубиков, пока одна из сторон не получила преимущество.
@azazel
по моему «атакующие» и не критиковали механики игры.
Я вот только понять не могу, причём тут Twilight Struggle к системе AoT? Разве есть чё то общее?
Точно. Просто на основе отношения к компонентам сделали вывод — Звезда выпустила очередную хреновую игру 😉
Хреновые компоненты могут сделать хорошую игру хреновой.
@Daemonis
Это очень сложно. Почти не реально.
Единственное что приходит на ум игры от Технолога Пиратский остров и Сталкер. Там компоненты не позволяют нормально играть физически.
Возможно. Но, как видим на примере отзывов, Самураи не тот случай 😉
@azazel
Кстати единственный реальный минус в Самураях в смысле компонентов это разные позы миниатюр. Хотелось бы ошибиться конечно, но по опыту использования наборов от Звезды, они злоупотребляют позами и потом миниатюры тяжело поставить нормально. А в случае с самураями возможны проблемы с использованием.
Ээээ… если я правильно помню предыдущее обсуждение, это считается офигенным плюсом. Тру-варгеймеры в восторге, когда армии выглядят живенько и разнообразно.
Лично для меня разные позы — это не минус 🙂 Я вот свой набор ВО наоборот «разбавляю» другими миниатюрами 72 масштаба. К ужасу казуальных геймеров скажу больше — я их еще и крашу 😀
@Daemonis
@azazel
Зависит от сводимости фигурок в этих позах в нужные формации. Тут гланвое не переборщить. Опять же когда двигаешь фигурки не на полковой подставке, а отдельно разные торчащие в разные стороны конечности не слабо так мешают.
Правда сводимость у допустим МиниАртса еще хуже. Я так и не смог собрать баталию из их швейцарцев. 🙂
Вообщем очень хочу ошибиться и в Самураях это не будет сильно мешать.