Предлагаю ознакомиться с зарубежным обзором игры Битвы самураев, внимание в котором акцентируется на системе Command & Colors. Автор пишет, что игра ему понравилась, хотя к сценариям и компонентам есть отдельные вопросы. В оригинале всё написано на английском, здесь — мой вольный перевод.
Вступление
Будучи гордым владельцем почти всех представителей семейства «Commands & Colors», хотя и не всех дополнений к ним, я ждал Битвы самураев. Я – поклонник средневековой Японии и хорошо разбираюсь в японской истории. Так что коробку от компании «Звезда», российского производителя миниатюр, который почти неизвестен в США своими настольными играми, я открывал с нетерпением и трепетом. В общем – я не разочарован и считаю «Битвы самураев» отличным продолжателем рода C&C.
Я собрал все фигурки из коробки, а также и большинство миниатюр из дополнительных наборов, которые приобрёл, когда решил, что одной базы будет мало. «Звезда» уже выпускала фигурки самураев, которые, возможно кто-то захочет приобрести, поскольку их качество и размеры сопоставимы с теми, что лежат в коробке, а стоят они чуть дешевле. Также я внимательно прочёл правила и сыграл достаточно, чтобы прочувствовать новую систему и понять, чем она отличается от других игр семейства C&C.
Цель этого обзора – описать мои впечатления от игры, включая компоненты, правила и игровой процесс. Я не буду подробно рассказывать обо всех правилах, это уже сделано до меня. Вместо этого я расскажу, что я думаю о компонентам, правилах и об игре в целом чтобы помочь понять, понравится ли эта игра вам. Обзор будет особо полезен ветеранам C&C, но станет также информативным и для тех, кто не слишком хорошо знаком с этой системой.
Примечание: здесь не будет описания правил и сценариев системы «Art of Tactic».
Компоненты
«Битвах самураев» состоят из 122 детализированных миниатюр, 6 двухсторонних фрагментов игрового поля, множества шестиугольных гексов местности из плотного картона, пластиковых гексов «холмов», кубиков, жетонов «чести» и других.
В целом все компоненты очень хорошего качества.
Пластиковые фигурки – это просто фантастика. Их нужно собрать, но для тех, кто знаком с моделированием или увлекается миниатюрами, это не проблема. У меня на всё ушло около 4-х часов. Это труднее, чем, например, клеить наклейки на блоки, зато и выглядят войска намного красивее (прим. Ю.Т. – автор имеет в виду игру Commands & Colors: Ancients, где перед первой игрой на деревянные блоки надо было расклеить наклейки с изображениями различных типов войск). В собранном виде фигурки смотрятся просто замечательно, и они отлично умещаются в гексах, хотя эти заострённые яри и торчат немного. Если же вы не имели опыта работы с миниатюрами, приготовьтесь, будет не так-то легко.
Гексы местности по толщине и качеству превосходят свои аналоги из Commands & Colors: Ancients, они также хороши, как гексы местности в Memoir ’44 и Battlelore.
Игровое поле – хорошее, отлично раскрашено, на одной стороне у него чистое поле, на другой – река. Оно разделено на шесть частей, что может быть, не так здорово, как одно большое раскладное поле, но качество исполнения – очень хорошее.
Карты оставляют желать лучшего, поскольку они очень тонкие и хрупкие. Также я считаю их оформление весьма скучным по сравнению с прекрасными картами от Days of Wonder.
Кубики хорошо подходят для наклеек, прилично весят и хорошо отбалансированы.
Жетоны и маркеры вполне функциональны, большего от них и не требуется.
Книга правила – тонковата и выглядит хрупкой, также как и книга сценариев.
Оценка компонентов: 8/10.
Правила
Правила «Битв самураев» будут очень знакомы для тех, кто играл во что-нибудь семейства C&C, но в них есть и несколько существенных отличий. Основные механики те же: игрок разыгрывает карту приказов, которая определяет какие отряды могут двигаться. Каждый отряд может переместить и / или атаковать. Сначала отыгрывается перемещение, а потом – битвы. Затем карту приказов разыгрывает следующий игрок и так далее…
В «Битвах самураев» есть 5 типов войск (по крайней мере, пока): шатёр командира, конный самурай с яри, самурай с нагинатой, асигару с яри, асигару с луком, и асигару с аркебузой. Есть также пешие и конные лидеры. Конные самураи – это тяжёлая кавалерия, они двигаются на 2 гекса и атакуют 4-мя кубиками. Самураи с нагинатой двигаются на 1 гекс и атакуют 4-мя кубиками. Асирагу с яри двигаются на 1 гекс и атакуют 3-мя кубиками, либо двигаются на 2 гекса и не атакуют. Асигару с луками и аркебузами – это лёгкие стрелки, их дальность – 2 и 3 гекса соответственно. Солдаты с аркебузами не могут атаковать после движения, но зато попадают при выпадении символа «мечи». Оба типа стрелков атакуют двумя кубиками. Шатёр командира – это особое подразделение, отображающее присутствие на поле в сражении Сенгоку Джедай самурайского командного пункта. Его свойства зависят от конкретного сценария, обычно они связаны с картами драконов (о них чуть позже).
Механика сражений базируется на бросках кубиков. Если вы выбрасываете символ, совпадающий с обозначением атакуемого отряда (квадрат, треугольник или круг), либо символ «мечи», засчитывается попадание. Выпадение «флага» может заставить противника отступить, а результат «честь и удача» приносит вам жетоны чести. За каждое попадание по отряду из него удаляется одна фигурка. Если погибает последняя фигурка, вы получаете флаг этого отряда. Для победы в игре нужно первым заработать определённое число флагов.
При определённых обстоятельствах отряды могут выдвинуться вперёд после удачной схватки, а иногда ещё и получают возможность провести ещё одну атаку. Обороняющиеся подразделения могут «дать сдачи», если выдержат атаку и не отступят. Отряды с поддержкой или с лидером способны игнорировать один флаг. Лидер может погибнуть, если возглавляемый им отряд несёт потери. Все эти механики знакомы опытным игрокам. Одно из новшеств – это правило игнорирования «мечей» в зависимости от рода войск. Как уже было сказано, при выпадении «мечей» для всех типов отрядов зачитывается попадание, однако подразделения более высокого звания способны игнорировать один или два символа «мечей» в зависимости от разницы в рангах (самый высокий ранг – квадрат, затем – треугольник, низший ранг – круг). Например, конные самураи (квадрат) могут игнорировать до двух мечей, выброшенных асигару с луками (круг).
Первое крупное отличие, которое заметит игрок, знакомый с другими играми серии C&C – это использовать карт драконов и жетонов чести. Карты драконов обладают разнообразными эффектами, которые можно использовать в подходящее время, оплачивая их использование жетонами чести. Использование карт драконов зависит от конкретного сценария, и, если они присутствуют в игре, в конце каждого хода вы получаете либо карту дракона, либо жетоны чести.
Я очень впечатлён тем, что карты драконов позволяют игрокам сделать то, что нельзя было сделать в других играх серии C&C. Например, тут есть карты для индивидуальных схваток, ниндзя-убийцы и другие красочные, хотя и, возможно, стереотипные события эпохи самураев. Есть даже карта, которая может заставить вражеский отряд предать своего командующего и перейти на вашу сторону. Но, возможно, даже более интересны другие карты, позволяющие манипулировать основными механиками. Например, одна из карт драконов позволяет изменить сектор на карте приказов, то есть получить больше контроля над этими ненадёжными приказами! Наконец, карты драконов можно использовать различными способами: играть вместе с картой приказов, в ответ на действия противника, в качестве боевого события. Эти карты привносят в игру разнообразие и историко-драматический налёт. С ними франшиза действительно приобретает нечто новое.
Жетоны чести выдаются игрокам в количестве, заданном условиями сценария, а также накапливаются (и тратятся) в ходе сражений и при бросках кубиков, а также могут быть получены в конце хода вместо карты драконов. Всё это очень похоже на результат броска «знания» (lore) из Battlelore.
Жетоны чести используются для оплаты карт драконов, а также для усиленных атак отрядами с лидерами, а также для оплаты «потери чести» при отступлении ваших отрядов. Да, когда ваши войска отступают, вы теряете честь, и, если отступить пришлось элитному подразделению или лидеру – немало чести. Лидеры, оставшиеся на поле в одиночку, могут совершить «сепукку», чтобы избежать потери чести, а также чтобы их знамя не досталось противнику. Хотя мне механика самоубийств кажется немного неприятной, это вполне соответствует игровым реалиям. Сепукку может оказаться подходящей тактикой, поскольку если у вас недостаточно жетонов чести, чтобы оплатить отступление, вы можете потерять своих солдат (для этого выполняется бросок кубика на потерю чести).
Жетоны чести можно также использовать, чтобы лидеры вдохновляли войска на атаку. Пеший лидер за 1 жетон чести может добавить возглавляемому им отряду 1 кубик в атаке. Конный лидер может воодушевить не только собственный отряд, но и любой из соседних. Эта способность может оказаться весьма важной, и для семейства C&C она уникальна.
В целом правила достаточно привычны, игроки, знакомые с серией C&C не будут испытывать никаких неудобств, а отличия от других игр серии достаточны, чтобы играть было интересно.
Оценка правил: 9/10.
Сценарии
В «Битвах самураев» 8 сценариев для игры по системе правил C&C и ещё 7 для игры по системе правил Art of Tactic. По сравнению с другими играми серии C&C это минимальное количество. Не могу сказать, что я доволен таким небольшим выбором сценариев. Из 8 сценариев 1 – обучающий, 5 относятся к эпическому сражению за Каванакайдзима, а ещё 2 – к финальному бою Сендоку Джидайр, многолетней осаде Осаки. Я фанат битвы за Каванакайдзима, так что очень доволен четырьмя сценариями, посвящённым её наиболее значимым эпизодам. Две битвы за Осаку также выглядят очень интересно. Однако сценарии по системе «Art of Tactic» охватывают весь период Сенгоку, включая такие переломные моменты как Окехазама и Нагашино, помимо уже упомянутой Каванакайдзима. Мне кажется, здесь упущена возможность сделать сценарии более разноообразными, охватить больше исторических битв, которых хватило бы на 10-15 сценариев.
Оценка сценариев: 6/10
Игровой процесс
В качестве примера я приведу четвёртый сценарий «Каванакайдзима 1561 фаза 1».
Согласно истории (или легендам) во время открытия 4-й фазы Каванакайдзима кавалерия Уесуги с поддержкой ворвались в Такеда и уничтожили одного из лучших генералов Такеды. Уэсуги начинают с двумя мощными кавалерийскими отрядами, а Такеда открыты, но у них сильные войска в резерве. У нас получилось так: у Уесуги были удачные карты, и он смог организовать массированное наступление в центре. Карта дракона «поединок» позволила генералу Уесуги драматически убить генерала Такеда на первом же ходу. Такеда пытались безуспешно контратаковать, пытаясь ввести в бой свои резервы – ужасно медленных самураев с нагинатами. Уесуги использовал карту «Сёгун» (аналог «Their Finest Hour» из Memoir ’44) и нанёс противнику огромные потери кавалерией. Затем последовала резня, завершившаяся практически «чистой» победой Уесуги, который набрал 5 знамён. Такеда почти уничтожил два отряда кавалерии, но ему очень не везло с картами. Его карты драконов также были бесполезны. В этой партии удача была на стороне Уесуги, а Такеда ничего не мог ему противопоставить. Но я сомневаюсь, что в следующий раз всё вновь сложится столь же благоприятно для Уесуги.
После знакомства с игрой я должен сказать, что наиболее значимые изменения в правилах – это карты драконов и лидеры. Карты драконов могут обладать очень сильными эффектами. Но в вышеописанном сражении Такеда никак не мог их использовать. Так что не стоит рассчитывать на то, что в нужный момент вам придёт нужная карта дракона. Благодаря новым правилам лидеры стали очень сильными. Они не только дают отрядам бонусы, как и в других играх C&C, например, активируются картами приказов, позволяют игнорировать флаг или дают возможность атаковать второй раз за ход, если отряд занимает позицию противника. В «Битвах самураев» они ещё и позволяют увеличивать количество кубиков, которые кидает отряд в бою благодаря новой возможности «вдохновлять» войска. В случае с конными лидерами это свойство распространяется и на соседние отряды. Карты драконов и лидеры создают атмосферу эпохи самураев. Если вы читали об этих сражениях, то знаете, что удача может отвернуться от войска при потере лидера. Несмотря на устремление самураев к чести, период Сенгоку был полон интриг и предательств, как на поле боя, так и вне его. В этой связи по моему мнению правила удались!
Оценка игрового процесса: 9/10.
Общее впечатление
«Битвы самураев» — отличное дополнение семейства C&C. Качество компонентов очень хорошее (за исключением карт). Фигурки прекрасны и можно легко найти дополнительные наборы. Правила просты для понимания, карты драконов и лидеры придают системе Commands & Colors налёт самурайского шарма. Единственное, что мне не понравилось – малое количество сценариев и то, что более половины их посвящены одному и тому же сражению. Поскольку C&C – это проверенная система, нельзя сказать, что «Битвы самураев» — это нечто невиданное, но это продукт очень хорошего качества, позволяющий окунуться атмосферу сражений самурайской эпохи.
Уверен, что получу немало удовольствия от этой игры и буду ждать появления новых сценариев. Возможно, даже сам разработаю несколько.
PS: всем, кому понравилась эта игра, я рекомендую посмотреть фильм «Знамёна самураев» (1969).
Любопытный обзор. Спасибо за перевод.