Добро пожаловать в мир настольных игр

Впечатления от «Sword of Rome»

Дядя Лёша поделился у себя в блоге впечатлениями от игры Sword of Rome. По его словам это достаточно тяжёлая военная игра с историческим уклоном, которая, тем не менее, относительно динамична и интересна. Но при этом долгая — около 6 часов на партию. 

Sword of Rome — военно-историческая игра от компании GMTGames. Ставший уже давно классическим движок CDG призван на этот раз смоделировать борьбу за главенство на Аппенинском полуострове в 4- 3 веке до РХ. Более или менее грамотные в курсе, что победу там одержал Рим, построивший в итоге великую цивилизацию, однако данная игра как раз и предлагает оспорить данный факт. Участников от 3 до 5 человек, причем есть впечатление, что игра без особых проблем масштабируется без потери качества.  Подобный номер, к примеру,  в Here I Stand не проходит, неполным составом играть не интересно, а здесь несложные правила и простые решения вполне позволяют начинать партию и 3-4 игрокам.  Итак, за господство над полуостровом вступают – Греки, Галлы, союз Этрусков и Самнитов, Карфаген,  и конечно же сам Рим.

Каждая противоборствующая сторона обладает не только отдельной колодой карт, которыми и придется оперировать по ходу игры, но своими уникальными изюминками. Карфаген – властитель моря, что позволяет ему молниеносно перебрасывать свои армии из одного сектора в другой, но он вынужден постоянно контролировать уровень недовольства своих колоний, бережно вскармливаемый грамотными противниками. Этруско-Самнит богат как на золото, так и на карты, вредящие и тормозящие супротивников, но окружен врагами и разделен территориально. Галл – неистов в битвах и зарабатывает победные очки, грабя города и веси (другим  приходится контролировать местности приносящие ПО), но уязвим перед планомерным вторжением и имеет за спиной вредных родственников – Трансалпийских галлов, которые посредством других участников способны существенно осложнить ему жизнь. Грек – обладатель хорошо укрепленных городов на юге Италии и отличных полководцев, но именно строптивость военных вождей заставляет грека постоянно тратить карты на сомнительные сражения и востановление порядка в собственных городах. Рим способен строить укрепленные города и за счет этого наращивать военную мощь, но его уязвимая позиция в центре карты и консулы-полководцы, каждый ход выбираемые случайным образом, заставляют римлянина тщательно взвешивать каждый свой ход. Правила, естественно, после внимательного прочтения или обучения вполне логичны и просты. Игровой процесс динамичен, но полноценная партия в два-три часа не уложится.

DSC_0385

В минувшее воскресенье мы нашли возможность провести партию. Игра заняла 6 часов, закончена была по истечении времени на пятом ходу (всего их девять). Однако надо учесть фактор первой встречи. Правила изучались по ходу дела, как обычно были и ошибки, так что реальное время партии вполне приемлимое.

Под мое чуткое руководство попали силы греческих колонистов. С первых ходов между Карфагеном и Греками установился вооруженный нейтралитет, что и развязало обоим сторонам руки в Италии. Галлы, несмотря на вредных родственников, крепко взялись за Этрусков и, несмотря на не всегда удачные бои, неплохо поживились. Карфаген весьма неожиданно высадился на севере Италии и захватил Пизу. Вообще этот несчастный город так часто переходил из рук в руки в течение партии, что я сомневаюсь, остались ли там вообще местные жители. Столь бурный водоворот событий на севере позволил Риму и Самнитам протянуть свои загребущие лапы на юг. Вольски пали в первый же ход, не помогли даже греческие триремы, снявшие часть осады с этого нейтрального города.

Следующей жертвой агрессоров, заключивших меж собой союз, стал Неаполь. Но вовремя появишийся у греков Агафокл расставил все точки над i. В течение нескольких  ходов они на пару с Дионисием разметали и самнитские армии и римских оккупантов. Однако поход на Рим пришлось отложить. Аппиева дорога, вовремя построенная римлянами, придала их многочисленным легионам невиданную мобильность, а стены, возведенные по наущению Сервия Туллия, сделали Рим крайне сложной мишенью. Кроме того, приходилось постоянно поддерживать лояльность в собственных городах. Агафокл на пару с Дионисием пожирали эту самую лояльность каждый ход весьма исправно. Благо хоть Карфаген увяз на севере Италии, а затем после мастерских интриг галлов и римлян потерял в результате мятежа наемников свою столицу.

DSC_0396

На третий ход в лидеры весьма неожиданно вырвался дикий галл. Всего/целых 3 очка отделяли его от автопобеды. В этих условиях все прогрессивное человечество понеслось ставить его на место. Римские легионы, оставив, как им казалось, внушительный заслон на юге, протоптали дорогу на север, разбив на голову орды варваров. Самниты планомерным наступлением отхапали аж три исключительно важных галльских деревни и оказались тоже весьма уважаемым племенем.

Последний игровой ход, как это всегда бывает, оказался предельно насыщенным. Нисколько не сговариваясь, участники навалились на…. Рим, предельно растянувший свои коммуникации и страдающий от плохих командиров и постоянных восстаний плебеев. Греки взяли Капую, поставили на место одно из самнитских племен и захватили дерзким морским десантом многострадальную Пизу.

Галлы довольно-таки легко отбили все свои деревни у самнитов, которые, в свою очередь, предали своих союзников-римлян и поживились одним ключевым городом, правда, удержать его не смогли: разъяренные уроженцы, как им казалось Вечного города, несмотря на все противодействия в виде »грозы» и купленных «авгуров», щедро подкинутых коварным бывшим союзником, сумели отбить Нарнию обратно. Но более всех отличился карфагенянин, первоначально освободивший столицу Вольсков от засилья Рима, а затем и взявший штурмом сам оплот республики. На конец игры по девять очков заработали греки и галлы. Последние благодаря особенностям правил и стали победителями в этой партии.

Гуси Рим не спасли

Итого: игра мне понравилась, по ощущениям она быстрее и динамичнее горячо любимого HiS и не так выматывает, как Napoleonic Wars. Процесс весьма бодрый, без провисов. «Тяжелые гоплиты», сминающие противника, и опытные «триарии», спасающие римские легионы, присутствуют. «Слепой Клавдий», вдохновляющий римлян, яростный Бранн, ведущий к славе и богатству галлов, коварный «врач-отравитель», ликвидирующий греческих полководцев, – участвуют. Как всегда, предельно насыщенно, познавательно и интересно. А какими витиеватыми ритуальными оскорблениями обменивались перед бросками кубиков италийские галлы и их заалпийские родственники, это надо было слышать!  С большим удовольствием приму участие в следующей игре.

2 комментария

  1. textov

    Тематика очень интересная, но 6 часов на 5 ходов из девяти — явный перебор!

  2. MakVlad

    Отчего же перебор? Люди в первый раз играли. Там надо и правила вспоминать, в буклете искать, и карты на руке разбирать, и переговоры вести, и просто, наконец, свой ход обдумывать. Час на ход — вполне нормальное время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑