На сайте у ZoRDoK'а появилась заключительная часть обзора Великой Отечественной. Из неё можно узнать, что в игре рулят ковровое бомбометание и танковые клинья танки, что третий сценарий ребята разыгрывали аж пять часов, и что автору очень нравится словосочетание "инновационные механики" 🙂
Сетап
У нас есть 6-ть двусторонних плотных поля, которые стыкуются так, как написано в сценарии. На не совпадающие места стыка кладутся специальные поля, делающие поле ровным, красивым и адекватным (в Мемуарах некоторые миссии выглядели просто дико из-за нехватки компонентов). То ли возвышений не было, то ли мы не поняли, куда их ставить — в общем, поле было плоское.
Для юнитов есть несколько областей. У Советов город, у Немцев — 3-и направления атаки и точка вылета самолёта. В каждую из этих позиций ставятся обязательные войска и набираются любые войска на определённое число очков. Сразу скажу, что очков подразумевается во много раз больше, чем есть юнитов в базе. Поэтому были задействованы все войска из набора.
В результате получается следующее — с базовым набором можно сыграть исключительно в кампанию "всё что есть на всё, что есть", с различной расстановкой и миссиями. Чтобы ощутить тонкости каждого боя придётся докупать юниты.
После расстановки были оглашены цели. У Советов — продержаться 30 ходов. У Немцев для каждой группы были свои цели, в основном — ввести сколько-то юнитов в город или его захватить. Самолёт должен был уничтожить русский танк.
Историю я привёл выше, а реалии игры вы сейчас узнаете.
Игра
Я не стал рассказывать нюансы всех видов приказов, просто объяснил основные — двигаться, стрелять, оборонять или окопаться. В принципе, по значкам всё остальное становится ясно.
Я выставил пушки с прицелом на дорогу, обнёс с другой стороны город заборчиком, танки выставил к выходам из города, а пехоту спрятал внутри. Немцы имели по танку с двух направлений.
Через пару ходов немцы объединили северный и восточный фронт и начали пробираться ко мне через горы/леса, так что моя тактика с пушками провалилась. Пришлось отправить солдат на опережение, где они и погибли. Тут обнаружилось, что пехота — форменное мясо, которое может уничтожать эффективно только другую пехоту или человечков. Танки рулят.
Танк может быть в окружении пехоты, и всех разметать. С другой стороны, пехота дешёвая. И по очкам, скорее всего, её можно было взять много. Но в базе всего 3 юнита, которые погоды не делают.
Однако, прорыв с востока ничего не дал немцам. Русские танки в городе имели дикую защиту, которая покрывала все попадания, что с артиллерии, что с немецких Панзеров. Ощутимые повреждения нанёс самолёт, но он атаковал раз в 5 ходов, и был чем-то вроде случайно пришедшей в руку карточки "бомбардировка" Мемуаров — непродолжительные массивные повреждения врагу.
Немцы завели лёгкий танк в город, где себя смогли проявить пехотинцы. Они имеют бонус к попаданию в городе, делающие 50-60% кубиков результативными. Но, увы, стоит им потерять пару солдат, и от числа кубиков не остаётся и следа. Немецкий танк разметал пехоту.
Грузовик ЗИЛ попытался было перевезти пушку, но делал это ходов 6-7, если не больше. Пока она свернётся, пока погрузится, пока выгрузится и развернётся… пройдёт уже весь бой. Благо, едет всего ход. Зил был взорван, ровно как и вражеский Опель. Грузовики очень уязвимы, но это единственный источник припасов.
В разгар битвы у нас кончились патроны почти у всех оставшихся в живых юнитов. У меня могла стрелять Сорокопятка, которую я всю игру перевозил к актуальному месту наступления немцев. А у немцев ещё обладали патронами инженерные войска и штаб.
И побросали они оружие, набрали одуванчиков, бросившись друг другу в объятия стали признаваться в искренней дружбе. Это был 8-й или 9-й ход. Патронов у юнитов обычно по 10. Если стрелять по залпу в ход, то можно дотянуть до 15-18 хода, но выгоднее стрелять по 3 патрона. В этом случае, даже если отряд физически не мог нанести повреждения (например, израненный отряд солдат мужественно показывает голую жо… то есть, атакует полностью укомплектованную группу ежей, простите, танков), такая атака заставляла кидать противника кубик на мораль, а там изначально практически 40% вероятность ежу испугаться.
Возможно, что такая тактика выгодна против танков, но мы принялись палить такими очередями, уничтожая юнитов друг у друга, да так увлеклись, что потратили все боеприпасы. Грузовики практически единовременно стали вдруг популярным юнитом для передвижения, и популярной целью для миномётчиков/танков.
Впечатления
Игра шла часов 5, но жене очень понравилась. Я был более сдержан в эмоциях. На мой взгляд, сам процесс удивительно притягательный, в Мемуарах такого нет. Да, кубов тут больше, но все эти перестрелки и планомерное наступление на город разительно отличаются от хаотичного скирмиша Мемуаров. Раненые сражаются хуже, нет смысла "кемперить" друг с другом, что постоянно практикуется в Мемуарах, вся техника отлично выполнена, её можно подергать, поразворачивать. У солдат можно отодрать руки и ноги и объявить, что они пострадали от разорвавшегося снаряда, но мужественно сражаются за Родину. Всё это радует куда больше быстрого "раз-два-три-кубик-ты проиграл" в Мемуарах.
С другой стороны, это явно "база", то есть, можно научиться играть, провести пару боёв, составить свои небольшие отряды. Но для полноценных сражений желательно обзавестись другой техникой, и в куда большем количестве, чем по одной разного вида. Возможно, мясо будет настоящим мясом — толпы слабых рядовых, бросаемых в топку военной машины.
Очень порадовало исполнение самой игры. За неё не стыдно. Во всех смыслах. Материалы, коробка, дизайн, механика, процесс, инновационные игровые элементы. Всё это — часть западной культуры настольных игр. У нас в России, к сожалению, до сих пор выходят либо локализации, либо какие-то бесконечные версии Мафии, Дурачка и Активити, либо беспомощные игры, где подтянули лишь внешний вид.
Жена хочет ещё раз. Я сам не большой фанат длинных войнушек, мне милее евро и семейные игры, но не оценить этот шедевр отечественного игропрома я не мог.
Плюсы игры
+ Качество компонентов
+ Дизайн
+ Адекватная цена
+ Отсутствие таймаута
+ Инновационные техники
+ Туман войны
+ Основной процесс игры — это перестрелки, а не высчитывание плюсов и минусов различных бросков, как это бывает в скучных варгеймах.Минусы игры
— С "голой базой" полноценных сражений не провести
— Слишком сильные танки
— Правила составлены посредственно, нет примеров, нет обучающего сценарияИтог
Симпатичная, отлично выполненная военная игрушка. Для варгеймеров, для гиков, для любителей военной истории, для любителей просто солдатиков и игр типа "а давайте постреляем". Детям (мальчикам) я бы рекомендовал её лет с 10-12-и, очень увлекательно собирать модели, они выглядят изумительно. Сам игровой процесс не сложен, если разобраться. Для своей ниши это отличная игра с инновационными механиками, я очень надеюсь на её успех на западе (там она вышла под именем Barbarossa 1941), ведь за ним последуют другие отечественные "взрослые" разработки.
ZoRDoK,
пасибо за обзор.
интересный обзор. Прям попробовать захотелось 🙂
Есть вопрос… С чего лучше начать — с Мемуаров или с Великой Отечественной?
Или совсем большая между ними разница?
@AKlay
Советую посравнивать Memoir`44 и Tide of Iron, Великая отечественная всёже уступает этим играм и боюсь по всем параметрам…
Да ну. по каким это параметрам уступает? разве только в популярности.
Везет. С женой в варгейм играет…
@Лекс
реиграбельность, продуманность механики и т.д.
@Лекс
Да по любым.
Начиная от дизайна и заканчивая геймплеем.
Реальных плюсов у ВО всего три:
1) дешёвая (но скупой платит дважды)
2) отечественная (а какая разница? главное, чтобы игра хорошая была)
3) отличные миниатюрки — вот здесь претензий нет.
@Esgal
Так жену надо с умом выбирать. 😉
http://art-of-tactic.com/ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=367
отчёт по недавней игре.
@ColdFire
Геймплеем? хыхы 3 раза.
@Лекс
Отчет больше художественный получился, конкретных характеристик игры там не приводится…
Этот обзор достаточно объективен, чтобы понять насколько базовый набор не полон, насколько не продуманы правила и т.д… миньки качественные, а дальше пусто…
Конкретные характеристики игры можно посмотреть в правилах. А я не занимаюсь дословным их пересказом. Мне самому в обзорах интересны аргументированные впечатления (чёткое понравилось или нет, и почему). А правила можно скачать и самому почитать, если так уж хочется.
Кстати, в общих чертах я всё рассказал — и типы приказов, и как происходит ход. Нужно с цифрами? За цифрами к премьеру.
@ZoRDoK
Слава, мне кажется White имел ввиду не твой обзор, а обзор некого «Василия» на форуме «Art of tactic» (ссылку на который можно увидеть в сообщении пользователя Лекс — чуть выше) =)
@SkyRover
Ну что делать, обознался =)
@ZoRDoK
Действительно, это был ответ на отчет Лекса…
Игры разные. Вы бы ещё с настольным Старкрафтом ВО сравнили.
@Комиссар
почему разные? все три варгеймы с миньками на тему второй мировой…
Извините, не удержался: Есть вопрос… Собираюсь купить машину, что лучше брать — иномарку или отечественную? Или совсем большая между ними разница? 🙂
Memoir ’44. Однозначно. В этом случае вам достанется отличная настольная игра, проверенная временем. Даже если она вам не понравится, вы всегда сможете её продать. Великая Отечественная — это новинка, которая ещё не завоевала признания игроков, но уже сейчас к ней есть нарекания — необходимость вручную собирать фигурки, неоднозначная игровая система с записями ходов, да и к правилам есть претензии. Возможно в результате игра найдёт своих почитателей, но пока это ещё вопрос.
@ColdFire
ВО дешёвая по сравнению с чем? Коробка мемуаров стоит 50$ с доставкой. На озоне ВО стоит 1370 — это вроде как 46$ без доставки.
@hk
Если уже сравнивать мемуар с иномаркой, то это не машина, а так….
Скорее мотороллер для коротких прогулок теплыми летними вечерами. Поэтому собираясь покупать машину — лучше брать машину.
Так и поступил. Купил, попробовал, продал. (:
Хочешь стратегию — ВО.
Хочешь в карты поиграть — M44.
@AKlay
Мемуары.
Честно — так будет лучше :).
Потом действительно спокойно продать сможешь, если не понравится.
@Dan
«хочешь стратегию — ВО»
А почему тогда не ТоИ ;)?
Вообще удивляет такой ажиотаж особенно в фокусе конкуренции с Мемуарами и ТоИ. Не выдерживает сравнения. Меумары — проще и гармоничней. Хочется большего — ТоИ (но это — совсем большего :)).
ВО больше всего напоминает А&А min-s (на каком-то инстинктивном уровне чую сходство).
Потому что:
— вопрос был ВО vs M44;
— я ничего не знаю про ТоИ, сколько там ходов требуется, чтобы прицепить пушку к грузовику?
+1. Уложился в два дня
А Я догадался попробовать М44 онлайн версию, меня вообще не зацепило. Сначала смотрел видеообзоры и так далее, не понимал, что в ней нравится, поиграл в онлайн, совсем не зацепил.
Недавно собирался покупать в подарок…
Но вышла ВО с крутыми Миньками) Уж в подарок она пойдет лучше))
А где в ВО карты действий? Где в Мемуаре одновременность хода и скрытная отдача приказов (для чего и нужна их запись)?
Если так подходить, то вообще никакие игры сравнивать нельзя 🙂 Это просто нюансы механики…
ВО — для гиков, Мемуары — для «поиграть в солдатики». Я бы не рекомендовал обе игры для еврогеймеров.
@Dan
В ТоИ к грузовику пушку не цепляют. Если речь о транспорте, то в ТоИ это можно за один ход игрока (несколько жетонов активации) и загрузить отряд, и перевезти , и высадить. Сколько времени? 2-5 мин./ход, если паралич выбора не сковал :).
А попробовать стоит :). И да: там тоже есть карты :), и ничего не надо писать на бумаге :).
И для гиков я бы посоветовал сначала сначала сыграть партию-другую в ТоИ (хотя редкий гик в неё не играл ;)), а потом уже решать, что ему больше нравится :).
Если подходить иначе, то получится, что все варгеймы — клоны шахмат :).
они не клоны, но они в одном жанре…
отсутствие карт в Великой Отечественной вызвано банальным желанием снизить стоимость, например в Крыльях Войны тоже есть механика одновременой отдачи приказов, из-за использования карт там ненужно ничего записывать… отсутствие карточек в ВО большое упущение…
@White
Карты в Мемуарах и запись в ВоВ это один и тот же механизм реализованный по разному. Мемуары потому и «игра в солдатики» что у неё абсолютно дебильный механизм отдачи приказов войскам.
Можно с этого места поподробнее? Запись приказов в ВоВ как именно похожа на карты Мемуаров? (Прошу прощения что еще не знаю как это делается в ВоВ)
@VDmitry
Что тут сложного. Карты в Мемуарах и вообще во всех играх Борга, это симуляция тумана войны и одновременности событий. Запись приказов в ВОВ тоже самое только сделано по другому. Обычно запись приказов в варгеймах не практикуется, так как сложно и неудобно. Чтобы воссоздать одновременность событий придумывают разные изощренные схемы активации отрядов.
@Tanone
Не соглашусь, приказы в Мемуарах это элемент механики позволяющий упростить игру и убрать паралич хода, какието выкрутасы типа отыгрывания тумана войны или ещё чего прикручивать к этому не стоит… Без них 7-8ми летним детям былобы сложно нормально играть в эту игру, а так в процессе мозг практически не задет 🙂
Мозг практически не задет- ЗОЛОТЫЕ СЛОВА! вынужден с тобой согласиться))
@Tanone
Ааа, в этом смысле. Ок, спасибо. Я было подумал что там те же карты, но в виде записи.
Кстати в ТоИ реализован ход во время хода противника :):
1) С помощью некоторых карт, которые можно вовремя активировать (например, для увеличения показателя укрытия)
2) Огонь Сопротивления (OF), когда прерываешь ход противника своей стрельбой.
3) Ближний натиск, когда происходит одновременное побоище 🙂
4) может что-то еще, что не вспомнил..
Насчет Мемуаров.. Если поиграть с сильными противниками, да с воздушными силами, да в режиме кампании, то понимаешь, что хоть и рандом, но не такой абсолютный, как его рисуют :).
Особенно сильно это проявляется на турнирах или подобных соревнованиях.
Ну так о какой глубине и детализации может идти речь?
ВО — игра про реальные боевые единицы. ТоИ и М44 — игры в карты на солдатиков.
Отсутствие карт в ВОВ вызванно двумя причинами:
1. Ни один игрок в здравом уме не будет держать в руке 30 карт. И даже на подставочках — с трудом. А уж тем более искать среди них нужную — вобще удовольствие не для всякого. Поэтому запись.
2. Мало выбрать приказ, нужно ещё выбрать, кто его будет исполнять и в каком направлении. Предлагаете класть карты прямо на свои войска? И рядом жетончики на вражеские? Потом мило улыбаться и говорить противнику: «да не обращай внимания, это я не стрелять буду»?
В системном анализе это называется неадекватностью модели 🙂
@White
Ну вы можете думать что хотите, но я привел вам точку зрения разработчика, зачем он ввёл в игру карты приказов.
Самое гадостное в этой системе, что колода одна на двоих. И там слишком много разных приказов.
да в сценарии с шансами 17% против 83%, да если ещё и с картами не прёт!
@White
>отсутствие карт в Великой Отечественной вызвано банальным желанием снизить стоимость
Если бы «Звезда» хотела снизить стоимость, то вместо моделей в наборе были бы картонки. А карточки игру не сильно удорожили бы.
>из-за использования карт там ненужно ничего записывать…
Да что ж вас всех так это пугает? Сложно закорючку поставить из расчёта две закорючки на один отряд?
>отсутствие карточек в ВО большое упущение…
??? Вам нравится ситуация, когда ваши отряды не могут атаковать потому, что у вас на руках нет нужной карточки?
@Komissar
в стоимости нужен баланс и звезде прощще производить пластик чем картон. опять же формы для него уже были сделаны, лей да продавай. 1500р. за подобную коробку с пластиком плотить готовы, так что по этой части все довольны.
карточки можно использовать по разному, не обязательно отдавать приказы как в момырях, хотя там всё сделано просто и ситуация когда некому будет отдать приказ сведена почти к нулю, как правило на руках остаются приказы для двух из трёх направлений. Ктомуже этож не шахматы, тут главное не победа, а процесс, нервы при броске дайсов, при ожидании новой карты из колоды и т.п.
White, каким образом карты должны были помочь избавиться от записи в ВоВ?
А, знаю. Можно было добавить карты, убрать необходимость записывать, а так же миниатюрки и поле, и получилась бы столь любимая вами ККИ.
@Dan
Как я уже писал, можно было сделать как в Крыльях войны, колода с приказами, выбрали нужные, положили рубашкой вверх, потом одновременно вскрылись, как вариант.
ККИ мне безусловно нравится, но и к минькам отношение очень положительное 🙂 только красить заставить себя немогу, много раз пытался, но после 10й миньки желание умирает, прощще денег дать комунибудь с прямыми руками…
@White
>в стоимости нужен баланс и звезде прощще производить пластик чем картон. опять же формы для него уже были сделаны, лей да продавай. 1500р. за подобную коробку с пластиком плотить готовы, так что по этой части все довольны.
Так, всё-таки, почему Вы решили, что отказ от карточек — это желание снизить цену стартера? В стартере ВО и так есть карточки — карточки отрядов. Что технически мешало напечатать ещё столько же только карточек приказов?
>как правило на руках остаются приказы для двух из трёх направлений.
А на третьем — на котором вам и надо наступать, ваши отряды вполне могут курить бамбук.
>тут главное не победа, а процесс, нервы при броске дайсов, при ожидании новой карты из колоды и т.п.
Ну, так и в ВО тоже главное не победа, а процесс. И угадывание того, что сейчас будет делать противник, по моему скромному мнению куда интереснее, чем ожидание нужной карты из колоды.
Как я уже писал выше, держать в руке 30 карт и выбирать из них нужные — гораздо сложнее записи.
Причём, я очень сильно сомневаюсь, что 30 карт хватит, так как очень много вариантов самих приказов (в статье упоминает 40 разных), многие из которых имеют параметры, при этом одновременно надо отдать приказ сразу нескольким отрядам. Разумеется, вполне может быть ситуация, когда все отряды будут двигаться, это означает, что должно быть достаточное количество карт с приказом движения.
Вообще забавно смотреть, как народ сравнивает козу и велосипед.
Мемуары — игра для казуалов, для которых важна простота освоения и игры. В Мемуарах никак не обозначен ни один масштаб: численный, пространственный, временной. Это полная абстракция, игра в солдатики.
А в ВО есть очень точная система масштабов. Каждое подразделение имитирует соответствующее реальное. И система отдачи приказов — весьма неплохой симулятор работы полкового-бригадного штаба.
P.S. Мы отыграли в ВО, точнее в нашу конверсию этой замечательной игры, уже более 40 боев. Около 30 из них мы модулировали на основе реальных тактических карт, которые можно раздобыть на сайте http://www.rkka.ru Плюс добавим сюда конверсию игры на Тихий океан. Так вот во всех сражениях мы получали не просто войнушку с солдатиками, а вполне реальную реконструкцию событий. И все альтернативы, так или иначе, укладывались в реальные возможности. В мемуарах ничего подобного и близко нет.