Есть такой вид развлечений, как «книга-игра». Это особенный тип книги, позволяющей не просто погрузиться в какую-то историю, но стать её главным героем. Читатель перевоплощается в персонажа, которому предстоит принять множество решений. Какие-то будут правильными, какие-то, возможно, нет, и в итоге станет понятно, завершится ли книга трагическим либо триумфальным финалом. Нечто подобное, только в формате настольной игры, обещает игра «Дорога приключений», в которой все игроки также перевоплощаются в каких-то персонажей, отправляющихся навстречу своей судьбе.
Звучит заманчиво! Как-то больше привычно, что нам предлагают сражаться с чудовищами, с монстрами, с инопланетянами или, например, торговать в Средиземноморье, или на Ближнем востоке, или участвовать в исторических сражениях, или что-то ещё. Короче говоря, тему развития героя, да ещё и с историей в настольных играх заезженной назвать нельзя. Поэтому интересно, как это всё устроено в «Дороге приключений».
Когда впервые открываешь коробку с игрой, появляются две мысли. Первая – тут какие-то необычные компоненты. Целый органайзер-лоток с плоскими штуками, отдалённо напоминающими костяшки домино. Второе – сочинять историю, вероятно, придётся по методу, напоминающему «7 чудес», потому что основные компоненты игры – это три колоды карт увеличенного размера I, II и III эпохи (правда, тут они называются не эпохами, а актами). Есть ещё планшеты персонажей, пара колод карт обычного размера, и всё. Игрового поля как такового нет, фишек тоже, так что будем считать «Дорогу приключений» игрой карточной.
В плане качества компонентов всё на уровне. Карты – большие, даже больше чем в тех же «Семи чудесах». Основную площадь на них занимают разнообразные иллюстрации и только в верхней или нижней части есть полоска с символами, имеющими игровое значение. Руны-доминошки, которые придётся бросать, классные, пластиковые, звонко стучат друг об друга, их приятно вертеть в руках. Для них ещё есть удобный лоток-органайзер. Планшеты игроков большие, наглядные, правда с оборотной стороны у них просто белый картон. Как-то давно уже отвыкли от такого, ожидаешь какой-то фоновый рисунок. Но на процесс это никак не влияет, ничего страшного в этом нет.
Игра действительно предлагает нам написать историю своего героя, и выглядит это следующим образом. На старте все получают по планшету с местами под карты I, II и III акта, причём по одной такой карте всем тоже выдаётся в самом начале игры. Эти три карты как бы формируют персонажа игрока, рассказывают кто он, к чему стремится и какова его судьба. В ходе игры на планшет будут поступать дополнительные карты, это всяческие приключения, испытания, скитания, союзники и злодеи, что встретятся нашему герою на его пути. Все карты, что лягут на планшет игрока к финалу – это и есть герой и его история, и это будет уже совсем не тот герой, что перед самым первым ходом.
Если говорить непосредственно о процессе игры, в своей основе он очень прост. Каждый ход мы видим на столе несколько доступных для выбора карт. Одну из них нужно взять и забрать к себе на планшет. Некоторые карты можно взять просто так, некоторые требуют броска кубиков, то есть рун, при успешном результате карта достаётся игроку, при неудачном – отправляется в сброс. Вот, в двух словах, и вся «Дорога приключений», а далее идут уже нюансы.
Итак, игра заключается в том, что мы постепенно насыщаем планшет персонажа новыми картами. А что они дают в игромеханическом плане? Всё просто. Каждая карта даёт возможность бросать больше рун при проверках. Грубо говоря, чем больше у игрока карт на планшете, тем выше его шансы на получение новых, более мощных карт.
Но это не значит, что игрок, у которого мало карт, ни на что не способен. Тут есть интересная механика «тёмной стороны», любой бросок можно усилить, добавив туда специальных чёрных рун. Они повышают шансы на успех, но могут склонить персонажа на сторону зла. Это, в свою очередь, влияет на возможность разыгрывать определённые карты, плюс в самом конце игры за это ещё и полагается штраф. И есть ещё дополнительные карты условно добрых и злых поступков, позволяющие разово повышать шансы в конкретных бросках. Возможность розыгрыша таких карт зависит от положения героя на шкале добра и зла.
Вот, в целом, и вся игра. Ход за ходом мы берём карты. Некоторые – просто так, большинство – по броску рун. А в итоге по традиции надо заработать больше всех очков. Источники очков, опять же, на картах. Некоторые карточки дают очки сами по себе. Некоторые карточки дают разные символы, приносящие разное количество очков в разных комбинациях. И ещё у каждого игрока есть одна стартовая карта, как бы задающая задание на партию, по ней игрок получает дополнительные очки за выполнение какого-то уникального условия.
«Дорога приключений» — определённо не та игра, которую можно рекомендовать вообще всем. И, как мне кажется, есть простой тест, позволяющий определить, понравится она или нет. Тут же эксплуатируется очень простая схема, вы выбираете карту, которую хотите получить, набираете в руку руны и бросаете их. Повезло – получили карту, не повезло – не получили ничего (ну, ладно, формально выдаётся жетон опыта, который можно куда-нибудь потом пристроить). Вот эта вот комбинация, когда сперва идёт решение игрока, а потом в силу вступает фактор случайности – и есть главный критерий для оценки «Дороги приключений». Есть люди, которым это нравится (они, например, с удовольствием играют в «Ужас Аркхэма»), есть люди, которые предпочитают иной подход, сперва случайность, потом решения (как, например, с кубиками в «Саграде», когда они сперва бросаются, а потом все разбирают кому какой нравится).
Ещё нельзя не отметить, что игра кажется чуточку избыточной. Карты в ней великоваты, и это при том, что они отлично оформлены, а функциональная часть занимает совсем небольшую часть их площади. Из-за этого в разложенном виде «Дорога приключений» занимает неожиданно много места. Ещё вот эти вот ходы, когда надо выбрать карту, надо собрать нужные руны, надо их бросить, надо подсчитать успехи, они ощущаются слегка затянутыми. А в совокупности с тем, что взаимодействия игроков почти и нет, своего хода приходится ждать ощутимое время.
Вот это самое взаимодействие игроков выражается в достаточно слабой форме. Теоретически можно умыкнуть со стола карту, на которую нацелился соперник. Иногда ещё можно разыграть какую-то карточку, чтобы насолить оппоненту, стащить его карту или заставить сделать повторный бросок на успех.
Ну и игра же у нас как бы про историю героя. И, честно сказать, ощущается она слабо. Да, можно подбирать карты, названия или эффекты которых условно укладываются в выбранный вами сюжет, но это всё как-то получается отдельно от игрового процесса. Уровень абстракции, конечно, далёк от каких-нибудь условно-тематичных игр Книциа, но всё равно, тема и механика тут хотя и дружат, но не особо близко. На самом деле мы не рассказываем и не сочиняем историю. Мы бросаем руны (или монетки, или двухгранные кубики) и собираем наборы карт.
Как уже можно понять, перед нами игра на любителя. Однако любителей подобных развлечений судя по всему немало, потому что для «Дороги приключений» уже имеется дополнение «Имя ветра», созданное по мотивам одноименной книги Патрика Ротфусса, а также самостоятельное дополнение «Архив Буресвета» по книжному циклу Брандона Сандерсона, позволяющие воссоздать и переписать не некую абстрактную фентезийную историю, а события конкретных романов, и вновь столкнуться с полюбившимися героями.
Плюсы:
+ прекрасные иллюстрации карт;
+ уникальные компоненты в виде рун вместо игральных кубиков;
+ есть возможность сочинить историю своего персонажа.
Минусы:
— схема «решение – случайность» может оказаться не всем по душе;
— слабое взаимодействие между игроками.
— из-за карт увеличенного формата игра требует довольно много пространства;
Итого: «Дорога приключений» — необычная настольная игра, она вроде бы про сочинение историй, но на деле оказывается не совсем тем, чем кажется. Эта настолка достаточно проста и рассчитана скорее на обычных людей, нежели чем на опытных игроков, а уж, если перед нами поклонники книжных фентезийных историй – это точно то, что доктор прописал.
Ещё «Дорога приключений» хороша как генератор персонажей для D&D и других настольных ролевых игр. Шесть цветных рун соответствуют шести основным характеристикам героев.
Так что одна партия — комплект предысторий! Тем более что правила в конце игры рекомендуют каждому игроку сложить получившиеся карты на своём планшете в связный сюжет.
Некстати, в именах авторов опечатки: «Патрик Ротфусс» и «Брандон Сандерсон» (как в книжных магазинах).
@Danila
Спасибо, поправлено.
@Danila
Ох, вот уж совсем нетипичное применение!))
@hk
Ну почему! В новом расширении Epic Origins они вообще ничтоже сумняшеся предлагают официальный гайд по конвертации итогового персонажа в D&D 5e.
@hk
Ну почему! В новом расширении Epic Origins они вообще ничтоже сумняшеся предлагают официальный гайд по конвертации итогового персонажа в D&D 5e.