Есть такой мем: «старше, чем интернет». А есть такая игра «Финикийцы», так вот она старше сайта BoardGamer.ru. Это одна из первых современных настолок, выпущенных на русском языке. Было, это, кажется, в 2005 году. В магазинах тогда можно было найти «Колонизаторов» и «Сумерки империи» (тогда было актуально второе издание), продавались ещё отечественные игры «Господин Великий Новгород» и «Дремучий лес», чуть позже выпустили «Каркассон» (тогда эта игра выходила под названием «Средневековье»), «Ночной дозор», и, кажется, потом-то и появились «Финикийцы». Вроде бы незадолго до «Зельеварения». И ещё в то время можно было сыграть в «Карточных колонизаторов» и в «Эво. Век динозавров». И в «Финикийцев».
И это была игра, с которой сразу всё пошло не так. Сперва вышел казус с коробкой, которая обманула мои ожидания. Визуально это была большая игра, почти «Сумерки», коробка почти такая как в «Новгороде». Но внутри она оказалась практически пустой. Две колоды карт, россыпь картонных жетонов, да игровое поле, которое в разложенном состоянии оказалось чуть больше крышки от коробки с игрой. И стоило всё это упаковывать в такой большой формат?
Затем случился казус. Мы попробовали в это сыграть и как-то не впечатлились. По сравнению с другими доступными тогда настолками «Финикийцы» была не только странноватой в плане компонентов, но и наиболее абстрактной. Скажу больше, видимо это было первое евро, выпущенное в России, и такое евро, с большой буквы «Е». Всё супер-абстрактно, всё ради очков, понять кто ты и что толком делаешь нельзя.
Ну и до кучи, как потом уже обнаружилось, в переводе правил была допущена досадная ошибка, сильно ломающая процесс. Кажется, буквально пару месяцев спустя где-то попадался верный вариант правил, но желания возвращаться к «Финикийцам» не было никакого. Где-то в то время мы уже рубились в «Карточных колонизаторов» и открыли для себя Zombie Plague, где всё было ясно, наглядно, с надрывом и драмой, а не с какими-то невнятными очками, начисляющимися непонятно за что.
И игра легла на самую дальнюю полку на годы. И уже сильно потом, более десяти лет и сотни других настолок спустя, мы открыли для себя, что «Финикийцев» сделал не кто-то там, а Мартин Уоллас, разработчик кучи классных настолок. Railways of the World, A Few Acres pf Snow, Анк-Морпорк. Плоский мир, Fields of Glory, Tinner’s Trail, «Брасс», в конце-концов. Всё это он. А «Финикийцы», считай, одна из первых работ мастера. Надо бы взглянуть на неё свежим взглядом. Оценить, так сказать, заново. Если мы играли в неё в 2005-м, прошло уже 17 лет. Целая жизнь. Много могло измениться, включая вкусы и взгляды на настолки. Так что интересно попробовать войти в ту же самую реку второй раз и прочувствовать, какая она теперь.
Где-то полгода назад откопал коробку, положил почти на видное место с мыслью, вот, соберёмся и сыграем. Шли дни, недели, месяцы, но всё было не до того, а теперь, наконец-то, собрались! Раскладываем игрушку на троих в компании опытных настольщиков.
Сперва открываем правила, причём, сразу на английском. И почти сразу обнаруживаем, что там не так с переводом. Игра устроена так, что все действуют по очереди, а потом начинают пасовать, и, если спасовали все игроки, раунд заканчивается. В правилах же русским языком было написано, что все по разу ходят, а потом всё, конец раунда. Что как бы сильно ограничивало число действий всех игроков вообще на всю партию. Ну и, понятное дело, явно не добавляло игре интереса. Считай, как положено мы в «Финикийцев» и не играли, так, разве что супер-урезанный режим.
В общем, по сюжету мы торгуем в Средиземном море. Классическая история для евро, лучшая тема для игры. В игре есть, собственно, поле с изображением Средиземного моря и окрестностей. Оно разделено на пронумерованные клетки, по которым игроки будут перемещать свои корабли. Далее эти корабли будут основывать новые города. А в самом конце партии за всё имущество на поле, то бишь, города и корабли, все будут получать очки по хитрой схеме. Вот, если в двух словах, игра такая.
Но тут есть ещё нюанс. На поле ещё параллельно происходит дополнительный процесс. Есть 4 империи, которые по ходу партии будут разрастаться в ширину. Изначально у каждой империи есть всего по одной стартовой клеточке, а затем игроки каждый ход будут «закрашивать» дополнительные клетки, присоединяя их к той или иной империи. Это важно, потому что, во-первых, города можно строить только в тех местах, куда уже «дотянулась» хоть какая-то империи, и, во-вторых, потому что чем площадь империи больше, тем выше ценятся в ней города и корабли, то есть в финале за них будет больше очков.
Вот она, эта абстракция, об которую мы разбились 17 лет назад! Тут приходится действовать как бы в двух плоскостях, сперва расширяем империи, потом строим в них города и корабли. Причём ещё и выходит, что империи – они ничьи и общие, любой игрок может залезть в любую империи, а если куда-то пришли оба, они могут как бы действовать сообща, продвигая именно свою империю вширь и вглубь.
Но границы империи – это лишь малая часть игры. Основное, чем придётся заниматься игрокам, это строить корабли, двигать корабли и строить города. Все эти действия выполняются с помощью игровых карт. Сами по себе карты – это просто 4 масти, в колоде есть карты 4 цветов и ещё несколько джокеров. Кроме цвета никаких показателей на карт нет, ни цифр, ни старшинства, ничего такого. Только цвет. И все операции мы выполняем, сбрасывая карты нужных цветов.
Действия тут выполняются тоже не супер-интуитивно. Например, возьмём движение корабля. Корабль нельзя просто подвинуть куда-то. Он может приплыть только в клетку, куда уже пришла какая-то империя. И чтобы его туда подвинуть нужно заплатить карты цвета этой империи, причём надо отдать по карте за каждую клетку пути корабля. На практике это от 1 до где-то 5 карт. Если корабль приплыл в клетку без города, можно его там основать. Для этого надо скинуть 5 карт цвета империи, занимающей эту клетку. И ещё пожертвовать кораблём, он с поля при этом снимается. Ну и строить корабль, тут всё сильно проще, скинул любую карту, построил в своём городе корабль. А в самом начале, когда городов ещё нет, корабли можно строить в стартовой клетке.
Короче говоря, все действия требуют сброса карт. Причём зачастую надо иметь много карточек одного цвета, а их у тебя может не быть. Тут если играешь вчетвером, всем раздаётся по 10 карт, при трёх игроках – по 12, но в любом случае, не факт, что найдутся нужные. Как быть? На этот случай есть ещё одно действие – скинь 3 карты и набери 3 новых. Авось повезёт с цветами. А если совсем приспичило, можно и так – скинь 3 карты и возьми 1 любую из сброса. Короче говоря, возможность собрать нужную комбинацию цветов есть.
Вот мы и начали с освоения карты. Разбежались кораблями в разные стороны, начали осваивать города. И как-то так вышло, что самое частое действие – это обновить руку. Причём, сдать 3 карты в обмен на 1 как-то выходит больно дорого, за всю партию никто так сделать не решился. А вот попытать счастья, 3 сбросить и 3 набрать, это за милую душу. Причём, часто выходило так, что ты скидываешь, например, 3 жёлтые карты и тут же берёшь 3 жёлтые карты. Красота! Ближе к концу мы уже делали так: просто скидывали 3 карты и брали 3 нужных со словами, блин, ну когда-то же я их всё равно наберу, чего терять время. Конечно, это немного не по правилам, да и может выйти так, что кому-то повезёт чуть раньше, а кому-то чуть позже, и это может поменять расклад на поле, но мы к тому времени уже устали перебирать карточки, так казалось проще. Да, есть ещё опция меняться картами с другими игроками, но мы ей вообще не пользовались, попробовали лишь раз, скорее забавы ради.
Что до основного процесса, всё, просто и сложно. Просто, потому что ты как-то копишь карточки и строишь города. Потом делаешь корабль, плывёшь и строишь новый город. И всё это в условиях конкуренции, потому что к ближайшим доступным местам для основания города стремятся все. Плюс есть возможность блокировки, если в клеточке есть чужой корабль, свой город ты тут не построишь. А выгнать противника никак нельзя, надо ждать пока он сам уйдёт. Сложно, потому что фоном идёт не просто соперничество игроков, а соперничество империй. Надо же стараться делать так, чтобы где у тебя больше городов, та империя и оказалась самой широкой. А тут не угадаешь. И другие игроки могут действовать против тебя. И занимать новые клеточки можно не абы какие, а лишь те, что приходят тебе в руку в виде карт. Иногда, вообще, выходит, что ты играешь просто то, что можешь, и даже выбора нет какую империю расширять.
Вероятно, в игре ещё теоретически могут быть переговоры и альянсы, потому что всё равно как-то все должны кучковаться по интересам и воевать необязательно всем против всех, с кем-то можно и скооперироваться, но в нашей партии такого не было.
По результатам не могу сказать, что мне сильно понравилось. Но и крест ставить на игре не буду. Глядишь, ещё как-нибудь разложим. Конечно, во многом тут проявляется роль личности в истории. Будь это не Мартин Уоллас, а какой-нибудь неизвестный автор, вероятно, я бы и первый подход к такой игре не сделал. Но это иной случай, тут настолка с историей, одна из первых локализаций, одна из первых моих коробок, одно из первых творений Мартина Уолласа. Так что можно играть.
Хотя местами конечно скучновато. Особенно этот момент с обменом карт. Подобное встречал в «Терминаторе» Германа Тихомирова. Там, вроде, в начале хода можно скинуть с руки любое количество карт и набрать из колоды столько же. И так позволяется делать неограниченное количество раз. Угадайте, чем в основном приходится заниматься? Сидишь и «крутишь колоду», пока на руку не придут нужные карты. А если рано или поздно можно взять нужное, не лучше ли придумать какие-то другие, менее времязатратные варианты действий?
По ощущениям ещё тут великовата роль удачи. Бывает так, что ты не можешь расширить ни одной империи, просто потому, что не пришли подходящие карты. А ещё при игре на троих кому-то в принципе достанется меньше карт империи, потому что их тут 32, а это число на троих не делится. Ну и про обмен карт уже говорилось. Он отнимает много времени, а в результате иногда какую-то территорию может быстрее занять городом просто более удачливый игрок.
И ещё непонятно, зачем тут аж 10 кораблей. Вероятно мы просто чего-то не осознали. Может их как-то надо строить пачками, рассылать вокруг, занимая клетки и отпугивая оттуда противников? Или рассылать повсюду корабли парами, чтобы потом строить города со скидками? Или есть ещё какая-то сверхцель? Не знаю, но факт – в этой партии ни у кого из нас не было даже 5 кораблей на поле одномоментно. И только в финале, когда делать уже было нечего, стали их строить более-менее активно.
Что ещё? Оформление, конечно, хромает. Жаль, что корабли – это просто цветные картонные диски. Мы их заменили цветными деревянными кубами, но идеальны были бы триремы из «Цивилизации» (та, что Mare Nostrum, кстати, она же тоже выходила, кажется, в 2005-м, примерно в одно время с «Финикийцами», тоже про Средиземное море, только она была куда более крутой, хотя и тоже не без проблем; в правилах там всё было переведено верно, но вот баланс сильно хромал, за Грецию победить было практически невозможно). Города – это просто картонные квадратики, но сойдёт. Занимаемые империями клетки отмечаются цветными дисками с символом товара. Тоже странновато, но пойдёт. Хотя в идеале занятые империями клетки надо бы отмечать цветными квадратиками, а корабли и города чтобы были пластиковыми фигурками.
Ну и 3 и 4 игрока, без варианта на двоих – это странновато. «Колонизаторы», конечно, тоже ультимативно говорят, играй втроём или вчетвером, но как-то «Финикийцев» поставить с ними в один ряд не получается. Не помешал бы, наверное, и какой-то вариант на двоих, пусть даже каждый играл бы двумя цветами.
С реиграбельностью тут потенциально всё в порядке. Стартовые клетки империй всегда разные, куда они расширяются зависит от прихода карт, так что имперский «рисунок» на поле в каждой партии будет свой, а ведь именно от него отталкиваются игроки в планировании своих действий. Так что в разных партиях будут разные «горячие точки», разные центры притяжения, и, соответственно, разные империи могут выходить на разные места по площадям.
Вот такие вот впечатления. В принципе, для своего времени игра была не так плоха, просто ей немного не повезло. Первое евро, ошибки в правилах, не самое впечатляющее оформление – всё это не сыграло добрую службу 17 лет назад. Сейчас, когда «Финикийцы» вынуждены конкурировать не с пятью другими играми, а, условно, с пятью сотнями других игр, конкуренции, они, конечно, не выдерживают. Да даже если брать работы самого Уолласа, я всегда предпочту им A Few Acres of Snow, а, ведь, есть ещё и другие авторы… Но, опять же, игра ценна как память, поэтому, кто знает, может как-нибудь разложим и ещё. Кроме того, внутри коробки лежат ещё и карточки от «Ночного дозора», вот бы от него правила отыскать, да тоже бы разложили! Причём, у «Ночного дозора» редакций правил было, кажется, целых три, причём в какой-то момент правила поменялись кардинально, но, по воспоминаниям, было интересно. Интереснее «Финикийцев», уж, точно.
Вот такое вот путешествие во времени на 17 лет назад мы совершили совсем недавно. Потратили полтора часа времени, чтобы окунуться в одну из первых российских локализаций. В результате не впечатлились, но остались довольны, потому что прикоснулись к истории. Уж в этом-то, «Финикийцы» точно опережают многие другие настолки.
PS: Оказывается, когда-то давно уже делал отзыв на «Финикийцев» и публиковал его на Форуме Ролемансера. Есть даже ссылка. Вот только форум тот уже закрыт, а в архиве интернета страничка не сохранилась. Жаль. Любопытно было бы сравнить впечатления.
Единственная полезная статься на блоге за последние месяцы.
Вот спасибо! (без сарказма)
P.S. Хот этот отзыв тоже наверно не опубликуют тут. Цензура ж….
В качестве кораблей идеально пдходят те, что из морского допа к Колонизаторам. (Он же у вас есть?) А кубиками лучше города заменить.
А игра — ну такое себе — разок сыграть и забыть. Ну и лично я без особого пиитета отношусь к Мартину нашему Уоллесу.
@Nelud
Да, кораблики можно взять из «Колонизаторов». Правда, подозреваю, повторное появление «Финикийцев» у нас на столе в ближайшее время не предполагается.
@Andrew
Что тут сказать, не нравится, не слушайте.