Сегодня, когда мы живём в условиях чуть ли не силового насаждения культа новья, когда каждый год выходят сотни, если не тысячи, новых картонных коробок, ситуация, когда кто-то играет в настолки, выпущенные 5-10 лет тому назад, может показаться ненормальной. Это же целая эпоха, с тех пор появилась куча новинок, да что там, за этот срок игра просто может морально устареть. Словом, возвращаться к таким настолкам, казалось бы, нет никаких причин.
Но есть и другое мнение. Кто сказал, что жизненный цикл игры ограничен какой-то конкретной цифрой? Что, если какой-то коробке исполнилось 3, 5, 7, да пусть даже 20 лет, она что, автоматически становится никому не интересна и обращается в прах? Пожалуй, нет, и лучший тому пример – всякие «Риски» или Survive, успешно переживающие 25- и 35-летние юбилеи. Ещё есть практика к такой круглой дате выпускать специальное юбилейное издание, и как раз такая ситуация у нас с Ticket to Ride: Europe, со второй игрой в популярной серии Ticket to Ride (и, кто знает, возможно, первой по популярности).
Вообще, Ticket to Ride: Europa – это практически как первая любовь. Впервые игра вышла в 2005-м году, когда в России издавалось 2-3 новые коробочки в год (сравните это с тем, что мы видим сегодня, когда новинки анонсируются по несколько штук в неделю). Достать в местных магазинах было ничего нельзя, и буквально наугад привезли аж из Америки большую коробку с какой-то игрой про поезда. Знать про неё толком ничего не знали, но когда разложили – влюбились с первого взгляда.
В своей основе Ticket to Ride – игра очень простая, сказал бы даже крайне простая. Есть поле, на нём обозначены маршруты разных цветов, игроки должны выставлять на них свои вагончики. Чтобы выставить вагоны на поле, нужно оплатить стоимость маршрута. Для этого на руках надо иметь необходимое количество карт соответствующего цвета. Хотите построить синий маршрут из 4 участков – извольте сдать 4 синие карты, нравится красный маршрут из трёх частей – требуются 3 красные карты и так далее. Собственно, в свой ход можно сделать одно из двух – либо мы берём новые карты на руку, стараясь скопить их, чтобы было чем оплатить а нужный участок, либо, если карт уже достаточно, «строим» маршрут, сбрасывая карты и выставляя на поле вагончики.
Есть ещё, конечно, несколько нюансов. Так, разные маршруты по-разному оцениваются в очках, есть ещё задания, стимулирующие прокладывать маршруты из точки А в точку Б, есть тонкости правил, работающие только в версии «Европа» и так далее, но в целом игра именно об этом – собираем цветные карты и строим за них маршруты. Простая и понятная идея и максимально доступная реализация.
На заре увлечения настольными играми это было то, что доктор прописал. Современная настольная игра в её квинтэссенции: есть большое красивое поле, карточки, фишки (точнее, фигурки) вагончиков, задания на игру и соревнования в плане того, кто успешнее проложит свои маршруты. Да ещё и конкуренция: ведь, если кто-то занял маршрут, другим игрокам он уже недоступен, надо ехать в обход!
Игрушка настолько прижилась в нашей компании, что высококачественная колода карт импортной печати здорово поистрепалась и настолько засалилась, что если посмотреть на неё с торца, белоснежные изначально края карт приобрели не столь лицеприятный сероватый оттенок. И не потому, что с ними как-то грубо и неаккуратно обращались, а просто потому, что их очень часто держали в руках. Конечно, свою роль сыграло и то, что игр в коллекции было немного (а когда вы любите играть в настолки, а коробок у вас всего-ничего, каждую легко заиграть до дыр!), но в случае с Ticket to Ride: Europe она действительно понравилась всем и каждому.
Шли годы, и мы познакомились с другими играми серии. Перевозили пассажиров по территории Германии в Ticket to Ride: Marklin Edition, купались в многочисленных лёгких заданиях «Швейцарии», толкались локтями на тесной карте «Северных стран», пробовали вариации на тему Азии и Индии, с восторгом вертели в руках компоненты из юбилейного 10-летнего издания игры про США. В итоге добрались и до уменьшенных вариантов на поле Лондона. Заодно успели поучаствовать во всероссийском турнире именно по Ticket to Ride: Europe и пережить взлёт и падение популярности «паровозиков» на фоне множества других настолочек, новых и не очень.
И теперь, в 2021 году, «Европа» триумфально вернулась в виде юбилейного издания в большой коробке и компонентами класса «люкс». И с немаленьким ценником (к которому мы обратимся чуть позже).
Первое, что обращает на себя внимание, это, конечно же, обновлённое поле. Оно увеличилось в габаритах и стало реально огромным. Если обычную версию «Тикета» можно было уместить на каком-нибудь небольшом кухонном столе, скажем, 90х60 см, то теперь этот номер не пройдёт, придётся искать стол побольше, или даже раскладывать игру где-нибудь на диване, а то и на полу.
Мало того, поле ещё и перерисовано, теперь фоновое изображение с картой Европы изобилует всякими мелкими подробностями и милыми деталями. Северо-восточная часть, где располагается Россия, занесена снегом. На юге плывут корабли, где-то летят самолёты. Поле будто живёт своей жизнью, которую вскоре нарушит весёлое гудение маленьких паровозиков.
Второе – это вагончики. Они тоже увеличились в размерах (пусть это и не так заметно, как в случае с полем) и стали разнообразными. Если в обычном Ticket to Ride у всех игроков вагоны одинаковые, то теперь у каждого – индивидуальность. У кого-то это цистерны, у кого-то грузовые платформы, а у кого-то почтовые вагоны. Все они изобилуют мелкими деталями, теперь – разноцветные и смотрятся куда симпатичнее оригинальных. Кстати, при желании ими можно играть и на любом обычном поле любой игры серии Ticket to Ride. Они немного больше оригинальных вагончиков, но на маршрутах на поле умещаются. Да, для этих новых классных вагончиков ещё и предусмотрены жестяные коробки для хранения. Приятный бонус!
Изменениям подверглись и игровые карты, но тут прогресс заметить сложнее. Так-то и прежние карты были хороши, полноразмерные, иллюстрированные. В юбилейном издании немного подтянули графику, обновили изображения поездов-вагонов, но в целом всё уже было достаточно хорошо.
А вот что касается комплектности карт, тут изменения очевидны. В обычной версии Ticket to Ride: Europe было 46 карт маршрутов (заданий). В юбилейной их сильно больше, аж 108. В дополнение к обычным заданиям тут положили ещё карты маршрутов из дополнения Ticket to Ride: Europa 1912 (55 штук), а также ещё 7 промо-маршрутов, которые раньше на русском не издавались (6 карт «Восточного экспресса» и 1 новая промка). Так что в этом плане тут всё более, чем хорошо.
Сама игра осталась точно такой же, какой и была. У неё теперь высококлассные компоненты, но в своей основе она осталась той же, со всеми приятными и не очень моментами. Игрушка всё так же здорово подходит для того, чтобы подсаживать на настолки новичков, чтобы проводить время за игрой в семейном кругу и в компании с товарищами наслаждаться замечательным внешним видом и приятным игровым процессом. Старые «болячки» тоже на месте: первые ходов 20 тут можно наугад просто брать карты из колоды, а потом строить, строить и строить выгодные маршруты, максимально избегая центра и южного края поля, где сосредоточились короткие, из 1-2-3 секций перегоны, да ещё и местами туннельные, на строительство которых требуется множество ходов, а очков за них полагается – кот наплакал.
На этот случай есть вариант играть в набор «большие города Европы», где колода заданий собирается особым образом, так, что все маршруты «привязаны» к восьми крупнейшим городам. В таком формате конкуренция будет ощутимее и безнаказанно долго брать из колоды карты не получится. А вдруг кто-то займёт нужный маршрут? Вообще, кстати, в правилах тут предусмотрены целых 4 варианта игры: обычный (с заданиями из базовой игры), Европа 1912 (с заданиями из дополнения), мега-Европа (с заданиями из базы и допа) и пресловутые «Большие города» (собирается из отдельных карт базы и допа). Начинать рекомендуется с обычного, а потом можно пробовать все остальные и играть в тот, который понравится больше всего.
И теперь о слоне, что находится в комнате. Ценник на юбилейной коробке – 12 000 рублей. Обычная версия стоит 3 500, в 3,5 раза дешевле, что немало. Нельзя не отметить, что русское издание ещё и выходит дороже зарубежного, по некоторым предположениям, заказав английскую версию с доставкой, можно уместиться где-то тысяч в 9 (правда, там не будет русских названий городов на поле и на картах маршрутов). Отсюда вопрос – стоит ли оно того?
Конечно дорого. Но надо учитывать, что юбилейное издание – продукт нишевый. Обычные игроки вполне могут играть в стандартную коробку, цена за которую сильно дешевле (а если порыться на барахолках, то почти новую коробку можно взять тысячи за 2-2,5). Юбилейный «тикет» — это, пожалуй, игра для ценителей и поклонников, которые никак не могут пройти мимо такого предложения и которые готовы отдать за него практически любые деньги.
Нужно ли брать юбилейное издание себе? Тут каждый решает для себя. Скажем, как обладатель «Европы», «Северных стран», «Марклина», «Швейцарии», «Азии», «Индии» и «Лондона», отвечаю для себя на этот вопрос отрицательно. Наигрались в своё время уже в эти «тикеты», да, приятно прикоснуться к одной из первых любимых игр, но осознаю, что других настолок множество, и часто раскладывать Ticket to Ride: Europe мы не будем. Если же у вас всего 1-2 коробки, если же вам игра очень нравится, тогда, возможно, имеет смысл взять себе юбилейное издание. Только решаться надо скорее, потому что тираж один и допечаток скорее всего не будет. И, кто знает, может сегодня взяв юбилейное издание за 12 000, когда-то получится его продать в два-три раза дороже как раритет.
Добавить комментарий