Добро пожаловать в мир настольных игр

«Взаперти». Обзор игры

На платформе CrowdRepublic продолжают идти сборы на русское издание игры Lockup: A Roll Player Tale, которая получит название «Взаперти». Познакомиться с этой настолкой поближе позволит перевод обзора с Board Game Geek, автор которого подчёркивает, что у игры есть много-много положительных сторон.

Хорошо быть плохим, если ты – царь и бог. Деньги, слава, власть – всё это в ваших руках. А если чего-то у вас нет, вы легко можете это заполучить. Вот, только, к сожалению, ваши дни в роли властелина мира сочтены. Королю Тарону не очень-то понравилось, как вы вторглись в его земли. И после затяжного кровопролитного конфликта как-то так вышло, что вы потерпели поражение. И теперь вы обречены прожить остаток дней в тюрьме Кулбак. Когда-то вы были всем, а теперь стали никем.

Но есть надежда на спасение! Раз в год король обходит свои темницы, присматривается к заключенным и выбирает по банде из каждой тюрьмы, чтобы отправить в Коллизей, где у каждого есть шанс сразиться за свою свободу. По сравнению с медленной и скучной смертью в тюрьме быстрая смерть в Коллизее (или свобода, если вам повезёт) – не такой уж и плохой вариант. Пришло время собирать банду!

Об игре в целом

Действие «Взаперти» (как и игры «Картографы») разворачивается во вселенной Roll Player. Игрокам предстоит управлять командами головорезов, каждая из которых претендует на звание самых кровожадных убийц в тюрьме Кулбак. Используя механику выставления рабочих, вам придётся по очереди распределять своих бандитов по разным участкам тюрьмы, чтобы добывать ресурсы, изготавливать запрещённые предметы и нанимать всяких полезных головорезов. И всё это надо делать, не попадаясь на глаза охранникам. А кто сказал, что в тюрьме должно быть легко? Игра длится шесть раундов, после чего определяется победитель. Им становится тот, кто наберёт больше всего очков репутации. Время не ждёт! Так что – вперёд!

Если вам интересно мнение об игре, переходите к разделу «Мнение». Если вас интересует игровой процесс, читайте дальше, не прерываясь.

Знай своё место. Краткая экскурсия по тюрьме

Тюрьма состоит из 8 областей. На первом этапе игры – в фазе переклички – игроки по очереди расставляют членов своей банды (каждый со своими уникальными свойствами) по разным местам (некоторых в открытую, некоторых в закрытую), чтобы получить максимальную выгоду во второй фазе – Туши свет – в которой применяются эффекты локаций. Ключ к победе – это знание того, как работает «Взаперти». Давайте подробнее в этом разберёмся!

Итак, наша экскурсия начинается с тренировочной площадки, расположившейся в самом центре тюрьмы. Слышите, как все вокруг кряхтят и как стучит железо? Большинство обитателей тягают тяжести, но некоторые не качаются, а молча стоят в тени. Это место не для слабонервных или слабовольных. Если тело – храм, эти ребята – Тадж-Махал. Здесь игроки могут получить кубики силы, но достанутся они максимум двоим, лидеру по силе и тому, кто займёт второе место. И, вообще, это основной принцип игры, во всех локациях бонус будет получать самый сильный. Также на тренировочной площадке размещается маркер первого игрока, кто занимает здесь первое место, тот и будет дальше ходить первым.

А сейчас мы спустимся по лестнице в канализацию. Пахнет здесь просто ужасно! Из труб капает вода (хочется надеяться, что это вода), и всё покрыто плёнкой зелёной слизи. Не то место, где здравомыслящий человек хотел бы провести большую часть своего времени. В канализации можно разжиться кубиками зелёной слизи. Чем сильнее здесь персонаж, тем больше он добудет слизи, но как минимум один кубик гарантирован каждому.

А теперь мы выбираемся из канализации наверх, отодвигаем крышку люка и оказывается в стерильном лазарете. Вокруг полки с журналами о медицине и разноцветные бутылочки медикаментов. Тут же есть откидные кровати, готовые принять пациентов. Всё чисто и аккуратно, полная противоположность канализации. В лазарете можно добыть синие кубики зелий. Однако, в отличие от канализации, они достаются не всем, а только лидеру и второму месту по силе.

Потратив немного времени на очистку от канализационной грязи, мы покидаем лазарет и поднимаемся по лестнице в кузницу. Печь наполняет помещение гнетущим жаром. Зайдя внутрь, вы ощущаете жару. Непонятно, как кто-то может работать в таких условиях, но расставленные то тут, то там, верстаки служат доказательством, что есть люди, на это способные. В кузнице игроки могут добыть серые кубики железа. Как и в лазарете, они достаются лидеру и второму месту по силе.

Выйдя из кузницы, по узкому коридору мы попадаем в каптёрку. Это не особо примечательное место. Помещение разделено стеной, с одной стороны есть места для заключённых заключенные, а с другой размещаются продавцы. Если у вас есть достаточно наличных, можете купить что-нибудь нужное. Лидер по силе может бесплатно получить любой кубик ресурсов (зелёный, синий или серый), а все остальные могут обменивать одни ресурсы на другие.

Магазинчик соединён со столовой, где очень громко и сильно пахнет жареным луком. Частично это «благоухают» посетители, и этот запах перебивает местная «еда». Бесплатный совет: если у вас есть деньги, лучше возьмите что-нибудь в магазине. Зато в столовке можно найти бандитов, которые не примкнули к какой-то конкретной банде и за умеренную плату готовы поработать на вас. Здесь игроки могут завербовать несколько мордоворотов, приносящих очки репутации и прочие бонусы (например, бесплатные ресурсы).

Если вам показалось, что в столовой пахнет не очень хорошо, добро пожаловать в тюремный блок. Внутри нет стен и клеток, зато можно увидеть домик Большого Тони и Сэмми-заточки. Тут же проживает и ваш покорный слуга. Здесь игроки могут создать предметы из добытых ресурсов. Доступные предметы не пополняются до конца раунда, так что в тюремном блоке очень желательно быть первым по силе, а иначе, что упало, то пропало… Зачем нужны предметы? Некоторые приносят мгновенные бонусы, а некоторые дают очки в конце игры.

А теперь вниз по лестнице, и вот мы в библиотеке. Это странное место, туда отправляются неудачники из других областей, чтобы почувствовать себя победителями. Теоретически можно читать книги и становиться лучше, но есть путь проще, книги содержат информацию, а знание – сила. И при правильном использовании они могут здорово помочь. В библиотеке игроки будут получать книги из колоды книг, получая за это приятные разовые бонусы, например, переместить уже размещённых членов банды или получить бесплатные ресурсы.

На этом наша экскурсия заканчивается. Добро пожаловать в тюрьму Кулбак. Надеюсь, вам у нас понравится.

За решёткой. Подготовка к партии

На игровом поле «Взаперти» изображена тюрьма, разделённая на 8 областей. Тренировочная площадка, канализация, лазарет, кузница, магазин, столовая, камеры и библиотека. В каждой области, за исключением тренировочной площадки, камер и библиотеки есть место для карты головореза. На каждое такое место выкладывается по карте из колоды головорезов. Если на карте головореза изображён кубик подозрения, в область этой картой выставляется такой кубик.

В библиотеку выкладывается колода томов, предварительно её надо перемешать.  Над библиотекой расположен блок с ячейками, куда выкладываются карточки предметов.

Затем каждый игрок берет себе банду и соответствующий планшет. Также всем выдаётся по маркеру репутации (помещается на счётчик репутации на значение 10) и по кубику силы (помещается на планшет игрока в ячейку силы). Все остальные кубы откладываются в запас.

Затем из колоды целей выбираются три карты цели, по одной каждого типа: лидер, мгновенная цель и цель на конец партии. На счётчик ходов кладётся жетон хода (на 1-ю клетку). Неиспользованные карты целей возвращаются в коробку. Затем надо определить, кто будет ходить первым, и дать ему жетон первого игрока. Всё, теперь вы готовы начинать.

Отбываем наказание. Фазы игры

Партия состоит из 6 ходов, каждый из которых делится на три отдельных фазы: перекличка, туши свет и патруль. В фазе переклички игроки по очереди выставляют в какую-то локацию одного или нескольких своих бандитов. Игрок может выставлять членов банды открыто или в закрытую, но в закрытую каждый может выставить не более 2 бандитов за ход. Если игрок выставил кого-то в локацию, в этом ходу выставлять туда дополнительных бандитов он уже не сможет. Когда все закончат с расстановкой, начинается фаза «Туши свет».

В эту фазу проверяется сила игроков в каждой локации. Порядок строго фиксирован, всё начинается с тренировочной площадки и завершается библиотекой. В каждой локации подсчитывается сила каждого игрока, лидер получает награду за первое место, игрок, занявший второе место, также получает положенное. Те, кто остался без награды, отправляются в библиотеку.

На большинстве жетонов бандитов есть числа, за исключением двух. Сила «Силача» равна количеству кубов силы на планшете игрока. И ещё есть «караульный», который всегда стоит на стрёме, чтобы вы могли избежать подозрений. Дело в том, что лидер в каждой локации помимо бонуса получает ещё и кубики подозрения. Он забирает их из локации и помещает на свой персональный планшет. Но если у вас есть бандит на стрёме, вы избегаете этой нерадостной участи и не получаете кубики подозрения, в этом случае их получает тот, кто занял второе место. А если и он поставил кого-то на стрёме, они просто остаются в локации.

После активации всех локаций начинается фаза патрулирования. Игроки сбрасывают ресурсы, превышающие лимиты, указанные на их планшетах, пополняют ряд доступных предметов, а также обновляют карты бандитов, доступных для найма. Если в какую-то локацию выкладывается новый доступный для найма бандит и на его карте изображён кубик подозрения, не забудьте добавить этот кубик в локацию. Если такие кубики закончились, начинается облава.

При облаве все подсчитывают у кого сколько кубов подозрения на персональном планшете. Игрок с максимальным количеством теряет 8 очков репутации. Второе место – минус 4 репутации. Затем все кубы подозрения перемещаются с планшетов игроков в запас.

Таким образом отыгрываются все 6 раундов, после чего происходит одна финальная облава. Затем все подсчитывают очки, у кого их окажется больше, тот и побеждает. Очки приносят карты нанятых бандитов, карты предметов, а также выполненные цели (они же – задания на игру, одно получает лидер в заданной категории, второе – тот, кто первым выполнит заданные условия и третье – все, кто выполнит заданные условия по состоянию на конец партии).

Мнение

«Взаперти» – одна из немногих игр, о которых я не могу сказать ничего плохого. От упаковки компонентов и книги правил до непосредственно игрового процесса, тут всё на высоте. Её разработчик, Станислав Кордонский, действительно смог создать замечательную игру. Удивительно даже, как так всё здорово получилось. Сперва я думал, это разовая удача, а потом посмотрел на Board Game Geek игры этого автора и увидел, что он же сделал такие хорошие игры, как Rurik: Dawn of Kiev и Dice Hospital.

А ещё очень здорово, что действие «Взаперти» происходит во вселенной Roll Player. Вообще-то, изначально даже при выходе игры Roll Player никакой такой вселенной не существовало. И лишь потом, постепенно, она обрастала подробностями, кульминацией которых станет грядущий релиз Roll Player Adventures, намеченный на 2020 год. В ходе игры мне казалось, что я и в правду в тюрьме Кулбак и пытаюсь собрать самую крутую банду. В той же Cartographers тема кажется несколько натянутой, а здесь она просто работает. И местная тематика на самом деле соответствует тому, что происходит в игре, здорово работая на атмосферу.

Сегодня существуют тысячи игр с механикой выставления рабочих, так что концепция «отправь человека куда-то, чтобы получить что-то, что бы потом использовать это что-то и получить победные очки» не нова. И Lockup здесь не изобретает колесо. Действительно, игроки отправляют своих людей в разные места, чтобы добыть разные полезные вещи, а потом превратить их в очки, как происходит во множестве других игр. Но у Lockup есть важный нюанс, вы не просто расставляете рабочих, вы расставляете рабочих, обладающих разной ценностью (силой). Вот этот элемент контроля территорий рабочими с различными показателями силы, он кардинально меняет игру.

Мне очень нравится, что «Взаперти» постоянно заставляет думать, что будут сделать ваши соперники, и придумывать возможные ответные ходы. И все занимаются этим одновременно, каждый игрок строит планы в условиях ограниченного объема информации. «Он только что положил двух рабочих лицом вниз. Что это? Блеф, в попытке меня обмануть, или там действительно два сильных бандита? А мне так нужны эти синие кубики. Стоит ли отправить туда своих лучших парней? Или попытаться побороться хотя бы за второе место? Так я хоть что-то получу. А что, если…» — вот такие примерно размышления будут вас преследовать. Или же вы можете просто выкладывать бандитов, скрестив пальцы в надежде на то, что у вас всё получится.

Во «Взаперти» даже если вы планируете выиграть, вы должны быть готовы к поражению. Поскольку все проигравшие бандиты отправляются в библиотеку, возможно в ваших интересах намеренно где-то проиграть. Вам даже придётся это делать, чтобы заполучить мощные карты книг. Вероятно есть и другие игры, в которых чтобы что-то получить, вам нужно намеренно проиграть, но что-то кроме «Взаперти» на ум ничего не приходит. Это контринтуитивная концепция, но тут она отлично работает.

Я уже говорил, что не могу сказать ничего плохого об игре, но если задуматься, можно предположить, что из-за всех этих размышлений и двойного угадывания при большом количестве игроков фаза переклички может несколько затянуться. Однако, даже если эта фаза и может длиться довольно долго, она совершенно не ощущается затянутой, потому что вы всегда задействованы в игре. Независимо от того, чья сейчас очередь, получается так, что вы всё время усиленно обдумываете свой следующий ход, потому что каждый, кто что-то делает в игре, влияет на всех остальных. Так что имейте в виду, указанная на коробке продолжительность предполагает, что все принимают решения молниеносно, а на практике это может оказаться не совсем так.

Ну, что. Мне очень нравится «Взаперти». Это крайне весёлая и умная игра. У неё просто фантастическое оформление, классный игровой процесс, а качество компонентов – на высоте. Чего ещё желать? Это игра, в которую я всегда готов играть, и я горжусь тем, что она есть у меня на полке. Жду не дождусь, когда выйдет Roll Player Adventures, и надеюсь, что в ней тоже будет тюрьма Кулбак. Потому что мне очень понравилось проведённое в ней время.

1 комментарий

  1. Мишаня Питерский

    А что, неплохо выглядит, хотя и дороговато. Надо присмотреться, может, на Тейблтопии поиграть…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑