Уже на следующей неделе мы сами сможем пощупать вживую настольный XCOM, а пока приходится довольствоваться чужими обзорами. Один из них, опубликованный на BGG, перевёл читатель по имени Мануш. Отзыв положительный, игру называют блестящей кооперативкой, не затянутой (партии длятся примерно час) и лишённой проблемы "альфа-игрока".
Настольный «XCOM» — это кооперативная игра, где участники спасают Землю от инопланетного вторжения. В партии могут принимать участие до 4 игроков. Для игры необходимо скачать бесплатное приложение, которое работает на компьютерах, планшетах и телефонах. Первая фаза игры проходит в режиме реального времени. Игроки выполняют различные действия, а во второй фазе происходит разрешение проблем, и тут становится ясно, насколько верные решения были приняты. Игра проходит в несколько раундов. Либо пришельцы захватят планету, либо игроки сумеют дать им отпор.
Сначала каждый игрок выбирает для себя одну из 4 ролей:
Главнокомандующий – отвечает за бюджет и размещение ракет-перехватчиков на поле, с помощью которых можно защищаться от инопланетян. Также должен разбираться с картами кризиса.
Руководитель научной группы – отвечает за исследования и распределение ученых между проектами.
Старший офицер – отвечает за цифровое приложение, а также запуск спутников в космос. Спутники помогают защищаться от пришельцев. Иногда помогает главнокомандующему.
Командир отделения – формирует боевые отряды и защищает базу от атак инопланетян.
Игроки проигрывают в двух случаях:
— База XCOM разрушена пришельцами.
— Уровень паники достигает максимальной отметки как минимум на двух континентах.
Цифровое приложение
Приложение регулирует сложность игры. На самом простом уровне время на ход у игроков не ограничено, а на среднем и сложном уровнях думать надо будет очень быстро.
Приложение выбирает случайную миссию, хотя игроки могут подобрать миссию по своему желанию. После этого приложение выбирает пришельцев, которые будут участвовать в захвате Земли. Даже если миссии будут повторяться из партии в партию, приложение всегда будет выбирать разных пришельцев.
Режим реального времени
Каждый игрок выполняет свои действия и имеет от 10 до 20 секунд на принятие решения.
Главнокомандующий распределяет общий бюджет и следит за тем, чтобы игроки не превысили установленные рамки. Также он вытягивает две кризисные карты, которые оказывают негативные эффекты на игру. У главнокомандующег будет от 10 до 14 секунд, чтобы решить, какую из них оставить. Он должен успеть предупредить остальных игроков, с какими трудностями они столкнутся во время следующей фазы разрешения проблем. В это же время главнокомандующий контролирует количество кораблей пришельцев на игровом поле. Он должен постараться защитить наиболее кризисные континенты с помощью ракет-перехватчиков.
Руководитель научной группы в это время выбирает из карт исследования 3 технологии, которые игроки изучат в этом раунде, и назначает от 1 до 3 ученых на их исследование. Важно помнить, что за каждого ученого придется заплатить из бюджета команды.
Командир отделения разбирается с типом пришельцев, которые в этом ходу будут атаковать базу, а затем выбирает из двух карт миссий лучший вариант. Затем он формирует отряды солдат на защиту базы и выполнение выбранной миссии. Здесь тоже количество солдат будет влиять на общий бюджет. Пришельцы, миссии и солдаты отмечены разными значками, и командиру отделения важно подобрать соответсвующих бойцов, чтобы они лучше справились с заданием. У командира также есть способности, позволяющие смягчить последствия кризисных карт.
Старший офицер отвечает за работу с приложением и одновременно запускает спутники на орбиту для защиты от инопланетян. Кроме того, игрок должен разложить корабли пришельцев на поле, когда это потребуется. Управление спутниками имеет решающее значение для поддержания низкого уровня паники. Старший офицер может повлиять на размещение корбалей инопланетян и иногда помогает Главнокомандующему и Командиру отделения.
Фаза разрешения проблем
Для начала надо разобраться с картами кризиса. Они часто повышают уровень паники, влияют на количество ученых и солдат на поле, а также на общий бюджет команды.
После этого надо привести этот самый бюджет в порядок. За каждого ученого, солдата, каждый спутник и перехватчик, Главнокомандующий должен расплатиться одним кредитом. Если команда потратила слишком много, континент с самым высоким уровнем паники продвигается по треку. Если же деньги остались, Главнокомандующий может потратить их на новых солдат и перехватчики.
Чтобы выполнить остальные действия, надо бросать кубики D6. Четыре их грани пусты, и только на двух – успехи. Вы бросаете 1 кубик за каждого солдата или ученого, отправленного на задание. Также вы должны бросать 1 красный D8, кубик пришельцев. Большинство заданий требуют от 1 до 3 успехов. Бросать кубики надо одновременно.
Если выпало необходимое число успехов, задание считается выполненным. Это может быть налет на корабли инопланетян, защита базы, успешное исследование и т. д.
Красный кубик D8 несет в себе большую опасность. Если при первой попытке бросить кубики на нем выпадает 1, попытка считается неудачной. Все успехи засчитываются игрокам, но при этом происходит что-нибудь ужасное. Может быть, погибнут ваши солдаты, вы потеряете перехватчик, а может, ваши спутники и ученые потеряют ход.
Если с первой попытки задание выполнить не удалось, но на красном кубике не выпало 1, игроки могут попробовать изменить свои результаты. Уровень угрозы повышается до 2, и команда получает возможность перебросить кубики. Но на этот раз, на красном кубике не должно выпасть 1 или 2. Уровень угрозы может вырасти до 5, но до этого времени игрокам позволено повторять попытки.
Тут определяющее значение имеет исследование. Некоторые карты исследования могут гарантировать успехи или дополнительные перебросы кубиков.
Вторжение
От 1 до 3 пришельцев будут каждый ход атаковать вашу базу. Командир отделения должен сражаться с ними по очереди. Каждый инопланетянин, оставшийся в живых, наносит 1 повреждение базе. Полное уничтожение базы за один ход невозможно, на это уйдет несколько ходов. Но, если базу повредят сильно, это негативно скажется на всей партии.
Если миссия пройдена успешно, игроки могут получить ресурсы или снизить уровень паники.
После нескольких ходов игра автоматически готовит Главнокомандующего к Финальной миссии, и в случае ее прохождения игроки одерживают победу. Чем быстрее они сумеют выполнить обычные миссии, тем быстрее выйдут на Финальную, но для этого потребуется везение в бросках кубиков и успешное исследование различных технологий.
Заключение
В первый раз мы сыграли сразу 7 партий подряд (практически целый день). Это сложная игра, и мы проиграли большинство партий. Несколько раз мы менялись ролями, пока не нашли идеальное сочетание, и тогда дела пошли лучше.
Каждая партия длилась примерно час. Самое важное, что приложение сняло проблему «альфа-игрока», которая часто встречается в кооперативных настолках. Тема раскрыта блестяще.
Я бы рекомендовал ее всем, кто хочет опробовать быструю, но сложную кооперативную игру, всем, кто готов быстро принимать решения. В нее можно играть и одному, но, мне кажется, «XCOM» раскрывается именно при максимальном составе игроков.
Давненько положил глаз эту игру, уж очень хочется самому попробовать. Вот только вопрос, где же ее можно будет приобрести.
Как где? CSI наше все. В Tabletop Simulator недавно ее выложили, можно там потестить.