На прошлой неделе я с удовольствием сыграл в Ticket to Ride: Nordic Countries, а потом вспомнил про обзор игры Railroad Tycoon и подумал, что неплохо познакомиться с какой-нибудь новой игрушкой "про поезда". Конечно, я уже играл в Ticket to Ride: Europе, Ticket to Ride: Marklin Edition и уже упомянутую Ticket to Ride: Nordic Countries, но это довольно "лёгкие" игры, а мне бы хотелось что-нибудь потяжелее и с экономикой. Пробежавшись по списку "поездатых" игр на BGG я составил шорт-лист из четырёх возможных претендентов: 18xx, Chicago Express, Railways of the World и Steam.
Однако уже при первом приближении варианты 18xx и Chicago Express отпадают. Первая — из-за излишне долгих партий, вторая — из-за схожести c Imperial, который у меня в коллекции уже есть. Да и на самом деле Chicago Express — немного не такая игра "про поезда", как мне хочется — в ней нужно вкладывать деньги в развитие железнодорожных компаний, а мне хочется стоить дороги и что-нибудь по ним возить. Поэтому остаются два претендента: Railways of the World и Steam.
Railways of the World. 120 минут. 2-6 игроков. По сути — это переиздание Railroad Tycoon.
Steam. 120 минут. 3-5 игроков. Игра Мартина Уоллса.
Обе игры достаточно похожи. В них нужно строить железные дороги между различными городами и возить по этим дорогам товары из города в город. Принципиальное отличие я углядел только одно — если Steam длится строго ограниченное количество ходов, то в RoTW партия продолжается пока на карте не останется определённое количество "пустых" городов.
В этом плане Steam мне кажется лучше. Пусть количество ходов ограничено как в Agricola, зато и игра не затягивается на неопределённое время. С другой стороны, внешне мне больше нравится RoTW. В этой игре и поле красивее, и паровозы присутствуют (в Steam это просто цветные фишки). Кроме того, в ROTW можно играть и вдвоём и вшестером (для меня актуальны оба случая), а в Steam игроков может быть только от 3 до 5.
От игры "про поезда" мне бы хотелось не только строительства дорог, но и интересного взаимодействия между игроками (хотя бы чтоб можно было блокировать друг другу путь, а в идеале — как нибудь пользоваться чужими дорогами за плату), и, что очень важно — в игре не должно быть даунтайма. Так уж сложилось, что я не переношу необоснованных пауз.
Я пока ещё раздумываю, но, скорее всего, решусь-таки заказать себе игру про железные дороги, несмотря на то, что и Steam и RoTW стоят почти $45. Однако, две игры я покупать явно не буду — дороговато выйдет, да и непрактично, играть всё равно будем во что-то одно. Так что мне нужно решиться, что же брать: Steam или RoTW.
Может быть кто-нибудь, кто играл и в Steam и в Railways of the World? Что посоветуете? Может быть про железные дороги есть игра получше?
А мне наоборот кажется, Steam выглядит симпотичней. Как то стильней. )
Буквально пару недель назад стоял перед точно таким же выбором. Пересмотрел несколько обзоров, почитал и остановился на Steam.
Причин для себя определил несколько: во-первых, это последняя игра в семействе, а значит есть некоторая вероятность, что тут поправлено большинство болезней (ну не зря же Воллас выпустил «ещё одну игру про паровозики»), вполне возможно то самое количество ходов, во-вторых, в игре 2 режима — простой (типа Railroads of the World) и сложный (типа Age of Steam), что для меня более ценно, чем режим для 2-х игроков (его, кстати, насколько я понимаю, обеспечивает только лишь наличие соответствующей карты, подобную которой можно сделать/купить и для Steam).
Далее по игровому материалу, поля в RoW выглядят привлекательнее, это факт. Но вот всё остальное — крайне спорно. Пластиковые паровозики или деревянные фишки, я бы выбрал деревянные паровозики 😉 но так как такой вариант пока не предлагают в комплекте, выбрал фишки, и вот почему — они не совпадают по цвету с городами и грузами, т.е. не придётся лишний раз растолковывать, что совпадение цвета случайно и не несёт игровой нагрузки, а перевозить можно грузы любого цвета.
Это всё исключительно мои умозаключения. не претендующие на истинность. Увы, впечатлениями смогу поделиться недельки через 3-4. Сейчас оно только выехало за пределы Штатов.
Я играл в RailroadTycoon и в Steam.
Могу сказать вот что. Игры похожи только внешне. Механника очнеь разная и стратегии из одной игры совершенно не катят в другой.
Крайне критичны две вещи. Механника получения денег и строительство дорог.
В тайкуне деньги намертво связаны с очками. До середины трэка очков доход растёт, потом падает и повлиять на доход можно только наращивая очки. При этом деньги нужны на аукционы, строительство дорог и улучшения поезда (очень критично в начале). В Стиме деньги имею свой трек и надо решать что наращивать деньги или очки. Деньги при этом в простой версии тратятся только на строительство дорог. То есть из-за бесплатности улучшения поездов развитие дорог намного быстрее.
Потом если у тебя нету денег то в тайкуне ты выпускаешь акции которые на тебе висят до конца игры. В Стиме ты выпускаешь акции, уменьшающие доход, но это не на всегда, и эти акции не влияют на конечные очки.
Строительство дорог. В Стиме карта маленькая и там полно городов. Очень важны малые города в первую очередь тем что они позволяют ветвить дорогу. В тайкуне такая ситуация только в одном углу поля и тот кто там начинает обычно и выигрывает.
Я бы не сказал что фиксированность количества туров это плюс. На самам деле по ощущениям тайкун заканчивается быстрее.
Тайкун он проще и я бы сказал динамичней. Ситуаций когда игроки впадают в ступор очень мало.
Стим сложнее, чуть дольше, впадания в ступор чаще и он более жесткий.
@Tanone
Значит можно сделать вывод что в Стиме даунтайм выше?
2SkAZi
Про паравозики он выпустил игру, т.к. разругался вдрызг с Игл Геймс, вполне возможно, что ничего категорично нового в Steam нет.
Буду ждать отзывов от всех ждущих и заказавших — сам сейчас подумываю о такой игрушке. Пока действительно не понятно, что чем лучше. Отзыв Tanone многое проясняет, но и сомнений появилось больше
Фиксирование туров — это, конечно, костыль в известном смысле, но зачем то он был подставлен… А вот этот момент:
Меня может сильно отпугнуть от игры. Интересно, он не исправлен в RotW?
@ZoRDoK
Про Игл Геймс не знал, но согласен, конечно это может быть пересмотр ошибок, а может быть просто высасывание из пальца, лишь бы так же но чуть-чуть иначе. Рейтинг на БГГ опять же… хотя и он не является настолько уж показательным.
В любом случае я свой выбор сделал. Посмотрим, что из этого получится.
В Стиме даунтайм не ощущается, так как во время хода противника за провоз по твоим дорогам ты и сам получаешь доход.
+ Стим сразу заточен под «дополнения», по факту дополнения — это просто новое игровое поле, так как в базовый набор включено все остальное (в коробке огромное количество «избыточных» тайлов и деревянных жетонов).
У меня в коллекции есть коробка со Стимом, и даунтайм в игре не ощущается, так как во время хода противника за провоз по твоим дорогам ты и сам получаешь доход.
+ Стим сразу заточен под «дополнения», по факту дополнения — это просто новое игровое поле, так как в базовый набор включено все остальное (в коробке огромное количество «избыточных» тайлов и деревянных жетонов).
@detroit
Да мне показалось что там даунтайм выше. Потому что там игра скорее на выбор что делать(и это в простой вариант, в сложном там надо еще и прогнозировать), а не на деньги как Тайкун.
@SkAZi
Насколько я знаю новую карту, там убрали Новый Орлеан и Техас. Проблема в северо-восточном угле США. Где все их мегаполисы стоят. Там городов дофига и если игроку который там начал строить не мешать, то он выиграет. Правда фишка в том что если мешать то выиграет тот кто не мешает. 🙂 Кстати есть же карты и для Европы и для латинской Америки, они более сбалансированные. Просто США вот такая кривая.
Лично мне Тайкун кажется простым и играю в него редко потому что мне карта не очнеь нравится. Стим сложный. Там надо хорошо подумать.
Порадовал, спасибо. Видимо я действительно сделал верный выбор, т.к. в этой посылке хотелось чего-то поглубже да посложнее. Похоже, что я угадал с выбором.
Обе игры М. Уолласа, обе являются переизданиями хороших старых игр с некоторыми правками. К обеим есть дополнительные карты. Сам автор позиционирует RotW как более простую и симпатичную версию, а Steam как более сложную и даже хардкорную.
Какую из них взять — сам давно думаю 🙂
По мне так в несовпадении цветов ничего страшного нет, разберёмся. Но вот к Steam отношусь пока с настороженностью. Опасаюсь, как было это не оказалась сложная игра, которая мне-то понравится, но вот играть в неё будет не с кем (как, например, получилось с Battlestar Galactica).
По этим параметрам я бы предпочёл ROTW — нет даунтайма и игра динамичная (пусть даже и попроще). Правда, настораживают отзывы о несбалансированной карте. Если в каждой партии игроки будут копошиться в одном и том же углу, это не есть хорошо.
Зато про Стим пишут, что нужно очень много просчитывать, прикидывать сколько тебе надо денег и куда ты их потратишь.
Я, пока что, склоняюсь к ROTW. В её пользу говорит внешний вид, более простые правила, отсутствие даунтайма, дополнительная карта и возможность поиграть вшестером.
Даже если игровое поле, действительно, окажется несбалансированным, как-нибудь переживём.
Насчет несбалансированной карты. Насколько я знаю, эта проблема была в Railroad Tycoon, но в RotW карту немного пофиксили и проблемный участок теперь труднее полностью застолбить.
Чаще всего к минусам RotW относят громадную карту (хотя и уменьшенную по сравнению с RT), требующую большого игрового стола, и какие-то расхождения в цветах кубиков. Впрочем, раз это не мешает куче людей наслаждаться игрой, наверно все не так страшно.
Это не совсем так. Это как в Цитаделях — запомнишь 8мь персонажей (в стиме их тоже 8мь) и вперед.
А Age of Steam как вариант не рассматривается?
Насколько я слышал, по моему всё от того же Тома, много просчитывать надо в Age of Steam, т.к. займы там можно брать только в первой фазе хода, а в Steam как раз сделали поблажку на этот счёт — брать их можно в любое время. Так что количество преждевременных просчётов должно сократиться в разы.
Вот и отлично.
Насчёт большой карты проблем нет, а в цветах кубиков как-нибудь разберёмся. Теперь я точно уверен, что мой выбор — ROTW!
Мне Steam-то кажется сложноватой, а ведь это упрощённая версия AoS.
Я когда-то купил Тайкун, вместе с картой Европы. Мне он не понравился из-за скучных аукционов за очередность хода и из-за карт с заданиями которые ну чтоли отвлекали от основной игры. Недавно купил Стим и совершенно им доволен — действительно есть ощущение что игра «вылизана». Причем играем только в базовую версию — с выбором действий вместо аукционов. Мне очень нравится эта механика. Еще докупил дополнение Steam Barons с деревянными паравозиками и новыми картами. Очень привлекает новый «стоковый» режим игры (по сути это новая игра), но пока еще в него не играл. В общем, рекоммендую Стим.
Есть отдельный пак для Стима с локомотивами, правда он стоит как пол-игры 🙂
Стандартные правила Стим копируют AoS, за исключением совершенно дебильного механизма пополнения товаров, которое, слава Богу, в Стиме заменили на гораздо более адекватный.
Тем, кому AoS с его хардкорным подсчетом финансовых расходов, кажется слишком тяжелым, адресована облегченная версия игры в Стим.
В RRT не играл.
Можно поподробнее насчёт аукционов и карт заданий в RRT? Чем плохи аукционы? Почему они скучные? Что там за задания и как они отвлекают от основной игры?
Что за «стоковый» режим в дополнении для Steam? Можешь сравнить подробнее RRT со Steam и на примерах показать какие элементы RRT в Steam реализованы лучше?
Спасибо, Steam сам по себе почти $50 стоит. Разоряться ещё и на дополнение я не хочу.
Я тоже играл и в Стим и в Railroad Tycoon. Подметили уже многое, я хочу добавить, что по моим ощущениям соперничества в Стиме намного больше. Если в Тайкуне я мог определиться с теми действиями которые я буду делать в этом раунде и лениво ждать пока сходят другие, то в Стиме от хода соперников зависит гораздо больше. Во-первых из-за карты, она меньше, городов меньше, что порождает соперничество с первого хода. Во-вторых различные жетоны действия которые дают бонусы на данный ход. Иногда приходиться вносить коррективы походу, потому что соперник взял бонус «перевозить товар первым» или «строить на один тайл больше» и может реально этим навредить. Стим держит в напряжении постоянно и я делал осознанный выбор, когда заказывал, так как мне нужна была именно такая игра. (Стим у меня в коллекции самая тяжелая игра кстати). Максим Tanone говорит, что по ощущениям Тайкун быстрее, но мне так не показалось. В Стим меня привлекает еще то, что играется он за 1:30 — 1:45. В Тайкун мы играли 2:30 это как минимум.
Подытожим. По сравнению с Тайкуном мне в Стиме больше нравится обилие соперничества, механизм с жетонами бонусов на ход, более сбалансированная карта.
В Тайкуне понравились карты заданий, механизм с выдачей облигаций.
Оформление мне и там и там нравиться одинаково. Думал, что пластиковые паровозы Тайкуна поатмосфернее деревянных дисков Стима, но оказалось, что диски смотрятся очень даже в тему.
Кстати, на картинке в начале темы карта для Стима — фановская pnp. Оригинальная выглядит красивее. Ты, Юра, конечно об этом знаешь, но мало ли 🙂
@hk
Мне не нравятся аукционы за очередность хода потому что бьешься не за что-то «осязаемое», а всего лишь за очередность. И этот не слишком интересный этап отнимает много времени. В Тайкуне, который задумывался как облегченная, семейная версия Age of Steam, этот механизм вообще не к месту. Я понимаю необходимость аукциона для создания баланса в игре, но на мой вкус, выбор жетонов действий в Стиме отлично справляется с этой задачей, быстрее и интереснее.
Карты заданий лежат в сторонке, их надо каждый ход освежать, надо постоянно отвлекаться от своего строительства и внимательно изучать. У нас часто возникала ситуация когда все забывали на время про карты, а потом кто-то один спохватится, возьмет смачную карту и убежит вперед, а остальные руками разводят — прозевали.
Стим, в отличие от Тайкуна, полностью лишен рэндома (за исключением сетапа). При том что мне нравится здоровая доза рэндома в настолках, особенно семейных, его отсутствие в такой серьезной экономической стратегии как Стим приходится очень в пору. Ну и много еще разных мелочей, например — совместимость с картами для Age of Steam, или тот факт что коробка Стим раза в 4 меньше по объему чем Тайкун 🙂
Конечно это все очень субъективно — Тайкун все-равно отличная игра и имеет гору фанатов. Постарайся понять что лучше подходит тебе.
Стоковый режим игры в дополнении — помимо интересности самой механики, главный его плюс в том что он отлично масштабируется на любое количество игроков, включая двоих, даже на самых больших картах. Представь себе игру вшестером на огромной карте. Каждый игрок — это железнодорожная компания. Теперь представь что есть еще два или больше игрока (это ты и соперники), и вы одновременно управляете всеми шестью компаниями, диктуете им где строить, что перевозить. Вы покупаете акции этих компаний и собираете дивиденты. Вот это стоковый режим.
@Glad8r
Ну прямо заинтриговал стоковым режимом, жаль что пока ещё не опробовал, как опробуешь — пиши отчёт! =)
По рассказу, стоковый режимм похож на Чикако Экспрес.
@aspirin
В моей коллекции Steam Barons это первая стоковая игра, но вообще это популярное направление — у самого Мартина Уолласа вроде еще есть подобные вещи. В Чикаго Экспресс не играл, но слышал много положительных отзывов. Кстати, раз это тоже «поездатая» игра, я думаю автору к ней тоже имеет смысл присмотреться, особенно если заинтересовал стоковый механизм.
@Glad8r
Совершенно не согласен что в Тайкуне аукцион не к месту. очнеь даже к месту. Без него опустить лидера вообще не реально. Так как аукцион за первый ход место где реально сталкиваются интересы. Все дело в случайных бонусах выпавших на ход. Очень часто чтобы получить такой бонус спускают целые состояния. Я видел описнаия где народ брал и по 10 и по 20 облигаций чтобы получить первый ход.
И кстати выигрывал после этого. :))
А можно поподробнее про Steam Barons?!
Подскажите пожалуйста где можно приобрести игры Steam и Railways of the World. Никак не могу их найти в продаже. Заранее спасибо