Представляю обзор игры Yggdrasil, подготовленный в рамках нашего новогоднего конкурса Дмитрием Шугаевым. По его словам Иггрдасиль (или Игразил) — хорошая кооперативная игра уровня Пандемии.
Игра Yggdrasil – это кооперативная игра по мотивам германо-скандинавской мифологии, выпущенная французским издательством Ludonaute в 2011-м году.
Я познакомился с ней совсем недавно, когда мне случилось оказаться первым и единственным посетителем на воскресной игротеке. В ожидании ещё кого-нибудь, я пощупал компоненты и посмотрел на невзрачное оформление нескольких громоздких евро с последнего Эссена, после чего моё внимание привлекла коробка с руническим шрифтом и трудно произносимым названием. Развернув игровое поле, я обомлел.. Пожалуй, это было одно из самых красивых игровых полей, встречавшихся мне в настольных играх (кто считает, что есть более достойные примеры, пишите свои варианты в комментах). Поэтому, увидев, что в игре доступен соло-режим, я решил никого не ждать и отправился исследовать мир скандинавских мифов.
Итак, Иггдрасиль (можно и Игразил) – это мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень или тис, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Именно его изображёние во весь рост красуется на игровом поле. Дерево изящно разбито на девять локаций-миров с местами для двух колод карт, пары тайлов и нескольких кучек жетонов.
Рассмотрев хорошенько красоту, переходим к изучению правил.
Правила.
Как и во многих кооперативных играх, в Yggdrasil перед игроками поставлена задача спасения мира. На этот раз приближается скандинавский конец Света под названием Рагнарёк, и Боги должны сделать всё, чтобы остановить наступление Сил Зла на священный город Асгард.
У игры интересные условия победы и поражения: путь Сил Зла к сердцу Асгарда разделен на несколько зон. Игроки проигрывают, если в конце их хода происходит одно из трёх следующих условий: 5 Врагов прорываются за стену Асгарда; 3 оказываются за дверью Вальгаллы или 1 Враг находится в Чертоге Одина.
Для победы игрокам нужно продержаться до конца карт в колоде врагов. Базовый комплект содержит 42 карты, увеличивая сложность, можно заменять обычные карты более сложными и добавлять новые (всего 10 специальных карт). Особые карты, как обычно предлагается равномерно распределить по колоде.
Ход игрока состоит из двух фаз. Сначала открывается верхняя карта из колоды Сил Зла. На карте изображён один из шести Врагов, он двигается вперед и применяет свой эффект.
Потом активный игрок может совершить три разных действия из девяти доступных. Каждое действие соответствует одному из миров-локаций, расположенных на карте Иггдрасиля:
1. У дварфов можно разжиться оружием, причём, каждый артефакт даёт бонус в борьбе только против одного из врагов.
2 и 3. Эльфы и викинги помогут богам в будущих сражениях. Эльфы товар штучный, поэтому их количество в игре ограничено количеством игроков +1. А викингов можно набрать на одном из четырёх островов Мидгарда (мира людей). Перемещая Валькирий с острова на остров, вы выбирается цвет мешка, из которого наугад тянете несколько жетонов. В каждом из мешочков души воинов в разных пропорциях перемешаны с пустышками — жетонами огненных гигантов.
4 и 5. В мире Смерти и королевстве Огня Боги могут увеличивать в мешках количество викингов и уменьшать кол-во пустышек.
6. Святая Земля позволяет накопить силы для какого-нибудь бонуса или использовать его.
7. В Мире Тьмы активный игрок может взять, отдать или поменяться с любым другим богом викингами и эльфами.
8. Кроме главных сил зла, в Иггдрасили есть снежные гиганты. Гиганты, появляясь, блокируют богам для действий одну из локаций. Зато, победив четырёх гигантов одного вида, Боги получают сильный бонус к борьбе против Врагов.
9. И наконец, в Асгарде можно сразиться с одним из Врагов. При удачном исходе сражения, побеждённый Враг отступает на одно деление назад, при неудачном – ничего не происходит.
Само собой, каждый Бог и Враг обладает спец.способностью, перечислять которые здесь будет, пожалуй, излишним. Все они коротко и доходчиво описаны в правилах игры.
Кстати, правила написаны легко и понятно, и вообще очень хорошо свёрстаны. Я быстро разобрался с английской версией безо всякой помощи прямо по ходу игры.
Впечатления. Игровой процесс.
В сражении с Врагами или снежными гигантами, Бог получает 1 очко за каждого сброшенного перед битвой викинга, прибавляет бонус за оружие (1-3), если оно подходит против этого Врага и бросает кубик (0-3 очков). Получившаяся сумма должна быть равна или больше уровню защиты врага.
Поскольку решить, сколько викингов отправить в бой нужно до броска, а кубик, как известно — оружие не надёжное, на помощь могут прийти эльфы. В случае неудачного броска, каждый пожертвованный эльф добавляет ещё одно очко.
События на боевых локациях хоть и являются важной составляющей успеха, но всё же не сильно выделяются на фоне подготовительных действий — путешествий богов по остальным мирам.
По ходу партии Боги прокачивают артефакты, а Силы Зла, продвигаясь к цели, тоже крепнут, а главное, наращивают мощь своих спец.способностей, так что, желательно своевременно отбрасывать их назад. Естественно баланс настроен так, что Враги по ходу игры неуклонно будут наступать. Накопление сил для сражения, как правило, требует от игрока больше действий, чем есть в его распоряжении за ход, поэтому, чем ближе к финалу, тем больше игра проходит в режиме кризисного менеджмента. К тому же, нужно всё время следить, чтобы не было выполнено ни одной их трёх условий поражения, поэтому иногда приходится оставлять прорыв одного из врагов без внимания, чтобы не дать остальным зайти слишком далеко. По-моему, авторам удалось сделать главную локацию (Асгард) интересной, хотя сама боевая система и выглядит немного скучно.
Помимо настройки сложности игры за счёт особых карт в колоде Врагов, продлить интерес к игре могут комбинации разных спец.способностей Богов. Кстати, любопытно, что в соло режиме игроку не нужно управлять несколькими персонажами, как в той же Пандемии и Elder Sign. Тут на самом деле, один в поле воин. Я не глядя выбрал Одина (у которого, как потом оказалось, был не самый сильный для одиночной игры бонус), и продержался с ним против стартовой колоды почти до самого конца, проиграв только на предпоследней карте. Партия прошла на одном дыхании в увлекательных попытках собрать силы и отогнать напирающих Врагов от священного города. В итоге, пока я отстаивал Чертог Одина, пятеро Врагов смогли ворваться за стены Асгарда, и игра была проиграна.
Оформление.
Если игровое поле с мировым деревом и девятью мирами действительно является одним из самых красивых, которые мне доводилось видеть, остальные компоненты и оформление игры скорее просто хорошие. Игровые листы богов очень большие, на них без труда размещаются все вещи персонажа. Карточки врагов, артефактов и пять видов жетонов тоже не вызывают нарекания. Немного выбивается из общего ряда прямоугольные тайлы Валькирии и затопленного острова, а также большой и не очень симпатичный белый кубик (грани стираются). Но больше всего критики в Интернете достаётся четырём разноцветным мешочкам. Это вообще скорее не мешочки, а конверты, к тому же, не тряпичные, а синтетические. Повторю, что, на мой взгляд, всё это просто завышенные ожидания после взгляда на игровое поле.
Игра языконезависимая, все действия персонажей описаны в правилах, карты и поле, кроме имён, содержат только значки.
Что касается «исторической» достоверности, то почти все моменты, описанные в игре: Боги, Силы Зла и сценарий Рагнарёка, совпадают с официальной версией германо-скандинавской мифологии. Приятно, что авторы с нежностью отнеслись к мифам викингов, не скатившись на какую-нибудь клюкву по мотивам популярного сеттинга.
Кстати, при подготовке к написанию обзора, я узнал, что большинство германских названий дней недели происходят от имён древнегерманских богов. Например, в английском языке:
Tuesday (вторник) — Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра),
Wednesday (среда) — Odin’s (Woden’s) day (день Одина),
Thursday (четверг) — Thor’s day (день Тора),
Friday (пятница) — Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи).
Резюме.
Иггдрасиль – ещё одна достойная кооперативная игра. В ней нет никаких революционно новых механик, и ощущения от игрового процесса примерно такие, как если бы в Пандемию добавили ложку Elder Sign. Зато присутствует элемент удачи для каждого конкретного игрока (кубик и мешочки) и некоторые возможности укрощения этого рандома. Боевая система примитивнее, чем в Знаке Древних, поэтому, кроме удачи, залогом успеха будут слаженные действия всех игроков, ведь счёт идёт буквально на каждое действие.
Играть в Yggdrasil мне было интересно также как в любую другую хорошую кооперативную игру без предателя. Не могу сказать, как долго продержится это впечатление, но любителям Пандемии я бы однозначно рекомендовал, как минимум ознакомиться с этим симпатичным представителем семейства кооперативных. Ну, и неравнодушным к скандинавским мифам, конечно, тоже – они перенесены в игру с нежностью и любовью.
Вместо послесловия. Ещё пару слов об одиночном режиме.
Не считая электронной версии Elder Sign, я играл в настолку в режиме соло впервые. Но всё-таки играть на планшете в дороге – это одно (кстати, цифровая версия Yggdrasil доступна для iOS), а вот раскладывать одному настоящую настольную игру мне показалось несколько странным. Я не жалею, что познакомился с хорошей игрой, но при других обстоятельствах я бы вряд ли сел за игру в одиночестве. Для меня это своего рода граница, по ту сторону которой находятся совсем уж отчаявшиеся гики. Хотя, по крайней мере, соло-режим в Иггдрасиле не страдает диссоциативным расстройством идентичности — игроку не нужно одному управлять несколькими персонажами.
Хм, я почему-то думал, что в Elder Sign в соло-режиме можно играть одним сыщиком…
У нас с тобой определенно схожие вкусы! Давно положил глаз на эту игру. Спасибо за обзор.
«Я не жалею, что познакомился с хорошей игрой, но при других обстоятельствах я бы вряд ли сел за игру в одиночестве. Для меня это своего рода граница, по ту сторону которой находятся совсем уж отчаявшиеся гики.»
У меня схожая точка зрения на соло-настолки.