Читатель Артем Платонов побывал на «Граниконе», прошедшем на днях в Питере конвенте авторов и издателей. По результатам он делится своими впечатлениями от увиденного, успехами в общем зачёте и не немного рассказывает о некоторых проектах.
5 апреля в Питере открылись двери пятого, юбилейного Граникона – конвента авторов настольных игр и издателей. Приютила его, как всегда, Библиотека друзей, за что им огромное спасибо. На встречу приехали даже сотрудники библиотеки, которые там уже не работают, но с которыми сложились хорошие дружеские отношения.
Граникон, как и следует из названия, был организован ГраНИ – Гильдией разработчиков настольных игр. Издатели выступили спонсорами конвента, предоставив как призы всем и вся, так и заплатив за расходники и прочие печеньки для подкрепления голодных авторов.
В этом году приехало аж 20 издателей, охватившие все жанры игр. Также информационными партнерами выступили пишущие и видео-блогеры: Frogged Dice, OMGames, Diced.ru, Bggame.ru, 2fishki.ru, I Am GEEK Now, «Твой Игровой», Mooshi Games, Geek Media а также портал «Тесера» и «Игрология» плюс любитель настолок и начинающий автор Алёна Соколова из информагенства Regnum, которое ее трудами также освещало мероприятие.
Организовано все было на уровне: несмотря на большой наплыв народу, толкотни, как на втором Граниконе, не было. Впрочем, пару столов были вынесены в фойе, а стол для демонстрации издателям унесен в укромное место, что позволило на их место поставить мебель для презентации игр.
Как обычно, нон-стопом в лекционном зале шли лекции. Правда, во второй день парочка выпала из расписания. Как пошутил один из комментаторов в Вконтакте, «после вчерашнего афтепати я вообще удивлен, что кто-то в состоянии прийти к 11 утра».
В расписании демонстрации было указано 122 игры, а в конкурсе участвовали 164 настолки. Любопытно, что двум авторам (Надежде Пенкрат и Павлу Атаманчуку) удалось войти в число финалистов с двумя проектами у каждого! Хочется отметить и титаническую работу жюри – каждая из прошедших, так сказать, в полуфинал 62 игр была распечатана и отыграна командами в Москве и Петербурге.
Третье место в категории «Лучшая игра для вечеринки» занял и мой «Алиэкспресс». Игра неоднозначная: пока часть игроков смеялась до упаду и оставалась на дальнейшие партии (некоторые прибегали с криком «я устал играть здесь в серьезные игры и хочу посмеяться, объясняй правила»), в глазах других читалось «что ЭТО?». Тут все дело в критериях, с которыми подходить к настолке. Если для вас игра – это продукт, который приносит положительные эмоции, то есть некий цельный объект, то вам «Алиэкспресс» нравится. Если же вы обладаете рентгеновским взглядом и везде видите только костяк механик, то игра очень не очень, потому что там есть только две простейшие механики (открытый драфт и сбор сетов). Вообще, изначально я игру придумал для широкой аудитории (в первую очередь для новичков), для которых и нужны простейшие механики. Некоторые игроки не всегда въезжали даже в них, а значит, простоты много не бывает.
Собственно, правила: вы с друзьями поспорили, кто первый купит с «Алиэкспресса» четыре вещи из одинаковой категории, например, четыре предмета одежды. В свой ход вы выбираете один из четырех товаров с главной страницы, берете эту карту и кладете к себе. На обороте каждой карты указан номер категории, и вы ориентируетесь, сколько товаров в какой категории и кто успел собрать. Как только у кого-то таковых оказывается четыре, доигрывается круг.
Проблема, она же фан игры заключается в том, что по описаниям с «Али» хрен поймешь, что это за товар. Вот «ретро жир женщины» – что это? Или «оригинал мертвых пикселей»? А «кукуруза стриптизерша»? Но догадаться в большинстве случаев все-таки можно, поэтому приходится поломать голову – если, конечно, ты хочешь выиграть.
Впечатления
К сожалению, поиграть ни во что не удалось (спойлер – но это не точно). После четырехчасовой демонстрации своей настолки я сильно устал и однажды во время объяснения правил даже намертво завис – хорошо, что за столом были люди, отыгравшие партию, которые дообъясняли.
Чисто визуально интерес вызвали две игры – «Герои-матрешки. Общий сбор» Максима Медведева с Алексеем Кореповым и Firetile Александра Иванова. Первая, как я понял, абстракт на сборном поле с блэкджеком и матрешками, которые нужно самостоятельно покрасить (!). Также у матрешек что-то прячется внутри, что важно для игрового процесса. В общем, заинтриговали авторы.
Firetile поразила воображение огромным сборным полем (заняло два стола!) с объемным террейном и фишками. Судя по всему, это какая-то стратегическая игра и выглядит она круто.
Последний день
В последний день конвента удалось обогатиться следующими вещами:
- Увидеть победу «Героев-матрешек» в номинации «Детские игры». Рад за ребят, все-таки матрешки – это и национальный колорит, и на поле классно смотрятся.
- Увидеть настолку для опытных игроков «Пентаграмма. Битва орденов» Сергея Шаповалова. Поле-пентаграмма с горящими на ней настоящими свечами впечатлила! Надо будет узнать, удалось ли вызвать издателя.
- Сыграть в «Волки Одина» Михаила Александрова. Кстати, он стал самым активным тестером этого Граникона, переигравшим за три дня в 27 игр! Матерый человечище.
В «Волки» отыграли больше половины партии, но до победы мне не дало добраться начавшееся закрытие конвента. Игра – абстракт на сбор сетов в духе «Кондотьера» или Battle Line: мы выкладываем карточки на поле, формируя отряд викингов и стараясь затмить все другие отряды своей мощью.
Выкладывать карту можно либо в свой отряд, усиливая его (как прямой силой отряда, так и его свойствами – например, некоторые юниты складываются в комбо, где каждый сила каждого возрастает в зависимости от количества карт в ней). Также можно выложить карту в чужой отряд (естественно, нагадив этим оппоненту). Еще можно скинуть ненужные карты с руки, пожертвовав их – при накоплении двух жертв с одинаковым типом рун («мастью») вы получите возможность выложить карточку бога, который имеет мощные способности и может быть добавлен в ваш отряд. Да, бога еще можно выложить, добавив в отряд жреца с нулевой силой.
Партия длится до двух побед в раунде одного игрока, что не затягивает игровой процесс. Единственное, его затягивает описание свойств, данное под иллюстрацией внизу карты. Поскольку у тебя на руке, особенно в начале раунда, целый ворох, поначалу все игроки шуршат картами, стараясь их не выронить, и вчитываются в описания. По моему глубокому убеждению, часть (или даже все) описания нужно превратить в иконки и вынести в левую сторону карточки, расположив их в столбик – так можно будет не только сразу понять, что делает так или иная карта, но и сравнить их между собой.
Не очень понравилось, что раунд заканчивается мгновенно, как только спасует предпоследний игрок в нем. Последний, может быть, хочет вернуть себе карту, лежащую на столе, или взять еще одного бога, а тут бац – и вторая смена. Я бы предложил доигрывать в этом случае круг. (Хотя сейчас пересмотрел видеоправила – гм, там сказано, что раунд длится до тех пор, пока все не пасанут).
Несмотря на то, что базовые правила очень просты, игра имеет потенциал для даунтайма. За столом могут сидеть до 4 человек, у каждого может сформироваться отряд из десятка-полутора карт. Плюс у каждого еще остаются карты на руке. А у карт – свойства… Мне кажется, обязательно появятся любители подумать и проанализировать все возможные варианты хода, на что уйдет большое количество времени. Лично я пошел по более простому пути, сосредоточившись на выкладывании карт с наибольшей силой, но это не панацея.
У настолки красивый самобытный арт, но больше сказать пока нечего: сыграно было буквально 10 минут, информации собрано маловато. Возможно, сам Михаил в каментах расскажет поподробней.
Вот вроде бы и все. Ах да, еще забавный эпизод случился со мной и девушкой в футболке Crowd Games. Она:
– Ух ты, что это тут у тебя?
– «Алиэкспресс».
– Ой, побежала-ка я подальше!
(спустя час)
– Ух ты, что это тут у тебя?
– «Алиэкспресс».
– Опять эта игра, о которой говорят даже на улице! (убегает)
Герман Тихомиров, автор пары десятков игр. Фото из инстаграмма astaintokki.
Добавить комментарий