В связи с недавним конфликтом между вокруг игры Сталкер. Зона конфлита у меня родилась мысль подготовить небольшой материал о возможных вариантах оформления договорных взаимоотношений между разработчиком игры и издателем. Сказано – сделано.
Лирическое отступление
Чтобы настольная игра увидела свет необходимо два основных фактора. Во-первых, её должен кто-то придумать. Во-вторых, её должен кто-то издать. Возможны варианты, когда два этих субъекта объединены в одном лице, но практика показывает, что собственное издательство среди разработчиков имеют лишь единицы. Большая часть авторов сотрудничают с издателями, то если налицо разделение труда, авторы игры придумывают, издатели – печатают и отправляют в продажу.
Поскольку издательство – это бизнес, коммерческая составляющая здесь играет важную роль. Издатель зарабатывает на выпуске игр деньги, это цель его работы. Автор также заинтересован получить вознаграждение за проделанный труд – разработку игры. И, чтобы всё было как следует, чтобы предупредить возможные вопросы и конфликты, перед изданием игры неплохо бы оформить отношения между автором и издателем на бумаге. То есть подписать договор.
Общий смысл договора таков: издательство получает право на издание игры, а автор – деньги от издательства за свою разработку. Эта схема отвечает интересам обеих сторон. Но в её реализации есть несколько нюансов, на которых стоит остановиться подробнее. Прошу только учитывать, что то, о чём я сейчас буду говорить – это исключительно теория.
Законодательная теория
Хочу отметить, что авторские права возникают у автора автоматически в силу создания произведения (настольной игры). Закон не требует их каким-либо образом фиксировать или оформлять подтверждение авторства. Вот цитата, пункт 4 статьи 1259 ГК РФ: «Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей». Единственная оговорка сделана для компьютерных программ – «В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя» – но и тут, как видите, предусмотрен исключительно добровольный порядок.
Вопросы заключения договоров между автором и издателем регулируются гражданским законодательством, а если говорить конкретнее – четвёртой частью Гражданского кодекса Российской Федерации.
По закону в отношении любого произведения автору принадлежат два основных права – это право авторства, то есть право называться автором произведения, и так называемое «исключительное право», то есть право зарабатывать на произведении, используя его любым возможным способом.
Право авторства – оно неотчуждаемо, оно всегда остаётся за автором, его нельзя ни продать, ни передать, ни подарить. Грубо говоря, если условный Вася Пупкин придумал какую-то игру, он может потом отдать все права на неё кому угодно, но это будет всё равно игра, придуманная Васей Пупкиным. Пусть даже права издавать, переделывать, и выпускать для неё продолжения будут принадлежать уже не Васе, а какому-нибудь ООО «Супер-Пупер-Издательство».
Исключительное право – это именно то, что является предметом договорённостей между автором и издателем. Его объём, а также срок и территория, на которую передаётся право, и, конечно же, цена – вот о чём договариваются между собой стороны договора.
Обратите внимание, тут имеет место некая неблагозвучность. Официальный термин «исключительное право» используется всегда в единственном числе, хотя по факту это не одно право, а целый комплекс (право производить игру, право её продавать, дарить, сдавать в прокат, перерабатывать и т.п.). И закон допускает частичную передачу исключительного права, то есть этот комплекс прав может передавать от одного лица другому не в полном объёме, а частично – с указанием на конкретные разрешённые способы использования игры, а также, возможно, с указанием территории, на которой такое использование разрешается и срока, на который предоставляется такое право.
Практическое преломление
Закон предусматривает две основные конструкции, по которым могут строиться взаимоотношения между автором и издателем. Первая предполагает полную передачу исключительного права на игру издателю, вторая – частичную передачу.
Оформить отношения юридически можно тремя способами: заключив с автором трудовой договор, заключив с автором договор авторского заказа, и заключив с автором лицензионный договор. Разберём каждую из этих ситуация подробнее.
Вариант 1. Трудовой договор
По этому варианту автор принимается в издательство на работу и получает регулярную зарплату, а разработка и создание игр входит в его служебные обязанности. По общему правилу исключительное право на созданную таким образом настольную игру (то есть все права, за исключением права автора называться автором игры) принадлежат работодателю, то есть издателю.
Закон допускает, что в трудовом договоре можно предусмотреть, что исключительное право на игру достаётся издателю не в полном объёме, а частично. Но на практике, мне кажется, такая схема малоинтересна издателю. Он платит разработчику зарплату, а взамен получает права на разработанные игры. В дальнейшем с ними можно делать всё, что угодно – выпускать, переделывать, и так далее без каких-либо дополнительных выплат разработчику, он своё уже получил в виде заработной платы.
О случаях использования такого договора на практике мне практически ничего неизвестно. Возможно именно по такой схеме работал когда-то Алексей Калинин и Хобби-играми, и, кажется, именно трудовыми отношения были у Алексея Перерва с компанией Статус Белли. Вероятно по такому же договору работает со штатными авторами Звезда.
Вариант 2. Договор авторского заказа
Этот договор не предполагает трудовых отношений между издателем и разработчиком. Взаимодействие между ними строится так: издатель выдаёт некое техзадание, а разработчик, следуя ему, разрабатывает настолку. Договором также определяется вознаграждение разработчика, срок, в течение которого он должен создать игру и объём исключительного права, переходящий к заказчику.
В силу не особой развитости российского рынка такому договору, по-моему, нет места в сегодняшней практике. Теоретически им могла бы пользоваться «Звезда», заказывая игры под конкретные бренды (Черепашки-ниндзя, Чужие и т.п.), но, как я уже сказал, по-моему, там используются трудовые договоры.
Вариант 3. Лицензионный договор
Особенностью двух предыдущих вариантов – трудового договора и договора авторского заказа – является то, что они заключаются в тот момент, когда никакой игры, по крайней мере готовой, ещё нет. По этим договорам предусматривается создание игры в будущем.
Лицензионный договор – это договор о передаче прав на уже готовую игру. В числе его условий помимо уже названных объёма передаваемого исключительного права, срока и территории присутствует ещё один обязательный элемент – указание на игру, в отношении которой передаются права.
Как и предыдущие два договора, лицензионный договор можно заключить в двух вариантах: либо указав на передачу исключительного права издателю в полном объёме, либо в частичном.
Оплата разработчику по лицензионному договору возможна в двух основных вариантах: либо разовый фиксированный платёж, либо отчисления от продажи игр. Разумеется, возможна и комбинация: некий единовременный платёж, а после – отчисления с продаж.
Ещё одна особенность лицензионного договора заключается в том, что стороны могут договорить о том, сохраняется ли у разработчика право заключать лицензионные договоры с другими лицами. Такое условие, например, может позволить Василию Пупкину заключить лицензионный договор с российским издательством на издание русской версии его разработки на территории России, а потом ещё заключить такой же договор с какой-нибудь зарубежной конторой на издание игры за рубежом. Правда, это только в теории. На практике мало кто из отечественных разработчиков способен самостоятельно пробиться на западный рынок (хотя один пример есть –Космонавты), да и издателю такое условие должно быть менее интересно, куда приятнее приобрести права на издание игры не в России, а на территории всего мира.
Лицензионный договор наиболее распространён в сегодняшней практике. Именно по такой схеме, например, работает конкурс КОРНИ от Игроведа. Такие же условия предлагает Мир Хобби, о чём на Мипле-2012 рассказывал Николай Пегасов.
Общая схема с тремя договорами в таблице
Трудовой договор | Договор заказа | Лицензионный договор | |
Право авторства |
Сохраняется за автором | Сохраняется за автором | Сохраняется за автором |
Исключительное право (право использовать игру различными способами) |
У автора отсутствует и не появляется, оно возникает у работодателя. Договором можно предусмотреть иное. |
У автора отсутствует и не появляется, оно возникает у заказчика. Договором можно предусмотреть иное. |
Изначально имеется у автора. Полностью или частично передаётся другой стороне договора (лицензиату) |
Вознаграждение автора | Заработная плата | Сумма, определённая договором | Сумма, определённая договором и (или) отчисления от продаж (роялти) |
Подчеркну, что я описал лишь общие законодательные конструкции, а на практике ситуация может быть совсем иной. Например, никто не мешает прописать условие о роялти в договоре авторского заказа, или, например условие о сохранении исключительного права за автором в трудовом договоре.
Вместо заключения
Вопрос о возможном недобросовестном поведении издателя наверняка волнует многих авторов, но я хочу особо отметить, что при общении с компаниями, зарекомендовавшими себя на рынке, акцентироваться на нём не следует. Если вам кажется, что вас могут обмануть, надуть, обвести вокруг пальца и увести права на вашу игру, выбросьте эти мысли из головы. Поверьте, стоимость прав на новую игру от неизвестного разработчика в глазах издательств, работающих не первый год, крайне невелика. Куда проще отдать относительно незначительную сумму, чем выдумывать какие-нибудь ухищрения.
Если когда и стоит поднимать такой вопрос – то только в отношении каких-нибудь новичков, которые только-только вышли на рынок, и не имеют за плечами опыта работы. Как показала ситуация с игрой Сталкер. Зона Конфликта, с новыми издательствами такие ситуации, к сожалению, возможны.
Небольшой постскриптум
Отдельный вопрос – является ли настольная игра предметом авторского права? Мне кажется, да. В терминологии закона это называется «сложный объект», то есть произведение, в котором сочетаются несколько самостоятельных объектов авторских прав. Настольная игра ведь складывается из составляющих: текст правил, иллюстрации и т.п., т.к. что это как раз наш случай. Подтверждение тому – и эпизод из судебной практики, где предметом разбирательства было нарушение прав именно на настольную игру, как единый объект. Но это не 100% верный ответ. Чёткая практика по этому вопросу у нас в стране, мне кажется, ещё не сформировалась.
ну хоть какой-то рояль за этот сомнительный трехсерийник
Отличная статья!
Подтверждаю, что издатели автора действительно не обманывают с выплатами. Более того, издателю очень важно заплатить автору хоть в каком-либо виде, потому что пока не проплачено, формально автор имеет возможность отдать права другому издателю. Правда, не советую так поступать если договор подписан. И имейте в виду, что суммы для начинающего автора действительно маленькие (10-20 тыс.руб. за тираж), ни о каком уходе с основной работы для семейного человека не может быть и речи.
И, конечно, внимательно читайте текст договора. Дьявол кроется в деталях.
Спасибо!
@Знаток
Отлично сказано 🙂
Да, хорошая статья, все в ней верно описано.
За границей лицензионные отчисления (роялти) — основной способ оплаты. Может разнится способ выплаты: по факту продажи игры издателем или по факту выпуска тиража. Могут так же быть условия возврата всех прав автору — например по прошествии N лет или в случае, если издатель напечатал менее k экземпляров за год. Но это все в Европе, где есть объединения разработчиков (этакие профсоюзы) с которыми издатели предпочитают дружить.
У нас я бы на такое рассчитывать не стал — совсем недавно права могли выкупаться целиком, при этом автор нигде не указывался. Сейчас ситуация стала получше (указание автора и лицензионные отчисления становяться нормой), но правила устанавливает исключительно издатель, а он сам себе лишние ограничения ставить вряд ли будет.
Хороший текст, коллега!
«Вопрос о возможном недобросовестном поведении издателя наверняка волнует многих авторов, но я хочу особо отметить, что при общении с компаниями, зарекомендовавшими себя на рынке, акцентироваться на нём не следует.»
Не согласен — это Бизнес. И чем ближе к рыночной экономике, тем острее стоит вопрос заранее акцентировать и оговорить (в письменном виде и соответствии с законодательством) все возможные вопросы. И не важно крупный это игрок рынка или нет.
Джентельменские соглашения у нас юридически не имеют силы, а значит и крупный игрок может «кинуть». Главный вопрос не в строгости наказания а в его неотвратимости, с чем у нас большие проблемы.
Решения принимают люди, а кто знает с кем будешь работать из людей, его конечно потом уволят, принесут официальные извинения, но деньги ты потеряешь и никто тебе их не вернет. Так как будет виноват тот кого уволили, а они же извинились, а требуй деньги с уволенного.
НО прежде чем идти и оговаривать нужно иметь не «поделку», а проработанный продукт(идею).
Отличная статья, не хватает только реальных примеров. Может, их отдельной статьей7 Мне было бы интересно почитать о разных спорных случаях, разрешаемых в суде или с помощью большого черного пистолета (шучу :)).