В блоге Дяди Лёши появилась заметка, посвящённая одной из грядущих "больших" игр от Fantasy Flight Games — Sid Meyer's Civilisation. Или, говоря по-русски, Цивилизации Сида Мейера. Автор рассказывает об истории появления Цивилизации, немного описывает игру и приводит ряд её плюсов и минусов. Уже сейчас очевидно, что игра понравится далеко не всем, но у неё наверняка будут поклонники.
Не так давно славный американский издатель объявил о подготовки к печати потомка великой компьютерной игры – «Цивилизация». Игра вновь совершила полный круг, из настольной превратившись в компьютерную и ставшая классической стратегией для счастливых обладателей 286, 386 и т.д. Первую попытку вернуть «Циву» с монитора на стол предприняла компания Eagle Games в 2002 году. Игра вышла обширная и несколько громоздкая, но своих фанатов, все равно обрела. И вот, заручившись лицензией и в предверии появления пятой части компьютерной версии, FFG анонсирует новую коробку.
Задача игрока проста: провести свою цивилизацию через века и добиться ее превосходства над всеми прочими. Попробую пробежаться по основным особенностям заявленной настолки. В игре могут участвовать от 2 до 4 человек, время игры составит соответственно до 4 часов. По опыту можно смело накинуть пару часов для первых партий. На наш выбор предлагаются 6 цивилизаций: Американцы, Немцы, Римляне, Египтяне, Китайцы и Русские, все они наделены уникальные бонусами, кто лучше строит, кто лучше воюет. В лучших традициях компьютерной версии , победа может быть достигнута разными путями:
достигнуть максимума в культурном развитии первым отправиться в космическое путешествии захватить столицу цивилизации-соперника стать самой богатой цивилизациейИгровое поле составляется из квадратов, крайние – места старта ваших цивилизации- открытые, остальные 12, при игре вчетвером, перевернуты. После проведение разведки они переворачиваются на лицевую сторону и на них выставляются, в специально обозначенных местах, случайные ресурсы (также скрытые, для уточнения, по всей видимости их придется также исследовать) и воинственные варвары.
Ход делится на несколько фаз:
- Торговля – сбор очков торговли, которые приносят поля вокруг ваших городов. Обмен ресурсами с другими игроками.
- Управление городом – выбор одного из вариантов действий: сформировать военный отряд, построить здание или возвести одно из 12 чудес света, произвести очки культуры, добыть уникальный ресурс.
- Движение – переместить свои армии и разведчиков по карте. Изначально передвигаться можно лишь на две клетки, водные преграды пересекать нельзя. В случае если в клетки находятся армии противника, происходит сражение. Из доступных вам карточек войск случайным образом берется несколько штук и происходит сражение, основанное по словам разработчиков, на принципе: «камень, ножницы, бумага» (кавалерия, стрелки, пехота).
- Научные изыскания – очки торговли, полученные ранее, вкладываем в получение новых технологий. Чем дальше продвигаемся по научному древу, тем дороже обходятся исследования.
Итак, пока на руках нет правил и фотографий реальной, а не демо-версии игры можно предположить следующее.
Плюсы:
- традиционно отличное оформление и качественные игровые компоненты
- наличие механизма торговли и вероятно зачатков дипломатической игры
- относительно небольшое время игры
- каждый раз генерируется новая игровая карта
- отсутствуют многочисленные броски кубиков
- любопытная система «быстрых» боев
- действительно похожа на классическую «Циву», знакомые технологии и ожидаемые чудеса
Минусы:
- Возможный дисбаланс разных цивилизаций
- не исключено «навязывание» карточкой цивилизации модели достижения победы. Поясняю, будет ли иметь смысл пытаться к примеру германцам, с их бонусами в военном деле, достигать культурной или научной концовки игры?
- странные и аляповатые карты мира, создаваемые случайными квадратами.
- неясная система боев
- необходимость внимательного изучения всего дерева исследований и построек, для успешной игры, отсюда возможен паралич в принятии решений и затягивание партии
- много английских слов.
- если понравится, придется брать дополнение и возможно не одно.
P.S. все картинки потырены с BBG
Не, как хотите, но мне хватило печального опыта с Цивой от Eagle Games. Таперича, я всеми силами избегаю подобных громоздких игр. Если на протяжении всей несколькочасовой партии игрок вынужден, в соответствие с правилами, производить рутинные, однообразные подсчеты своих ресов\денег\очков и пр., отображать результаты на игровом поле, ждать когда это сделают другие, то это уже составление бухбаланса, а не игра. Многие, любимые мной механики, включают в себя подсчеты в пределах однозначных чисел: RTFG, In the YoD, Puerto Rico, Dominion, etc и в этой простоте их гениальность.
К примеру, Advanced Civilization. Потрясающая игра в плане задумки и атмосферы. Но геймплей был убит в угоду подсчетов и постоянных манипуляций с замесом карт. Поэтому и партия длится бесконечно, да еще игроки постоянно путаются с очередностью своих действий. Вот именно такие механики надо реализовывать на ЭВМ, т.к. последняя возьмет на себя необходимые подсчеты и предоставит игроку их результаты, не отвлекая того от непосредственного геймплея. В этом — успех копьютерной Цивы.
Про дополнения вообще молчу. Выпускать заведомо кастрированную игру для приманки масс с расчетом, что только дополнения раскроют весь потенциал — на мой взгляд, просто жлобство. Исключение: когда разработчик взрослеет и эволюционирует с игрой, постепенно развивая свою идею. Но, зачастую, мы-то с вами знаем…
Кстати, вопрос Zordok-у. Не поделишься ли мнением о Темпусе? Насколько хороша игра? После ознакомления с ней на BGG и вычитки правил она показалась мне унылой,скучной и безликой. Так ли это?
Поправьте в заголовке и в тексте «Civilisation».
>Исключение: когда разработчик взрослеет и эволюционирует с игрой, постепенно развивая свою идею.
Советую обратить внимание, как за последние несколько лет изменились игры от FFG. От массивных, громоздких и неповоротливых монстров они постепенно пришли к таким красивым и элегантным механикам, которым могут позавидовать самые славные еврогеймы. Если кому-то и доверять цивилизацию — то это FFG.
Макс, tempus недавно купил, как раз после того как упоминание на форуме увидел. Пару раз сыграл (я вообще не часто играю, хотя игр у меня много). Ничего так игра. С динамикой все хорошо. Правила простые. Чем то колонизаторов напоминает.