Защита «Ориона». Мнение о Master of Orion

Прошлогоднюю громкую российскую настольную премьеру – Master of Orion – обычно сравнивают со сходными в плане механики играми «Поселенцы» и New Era. По этому пути пошёл и читатель по имени Александр, который рассказывает почему ему «Орион» всё же нравится больше. 

В прошлом году вышла в свет российская игра Master of Orion. Многим бывалым настольщикам она сначала показалась многообещающей, но у некоторых интерес угас после нескольких партий, другие же так и не смогли заставить себя сыграть больше одного раза.

Но есть и ещё одна группа людей, к ней отношусь и я, которые с удовольствием раскладывают её. При этом у меня с каждым подобным продуктом растёт гордость к отечественному производителю. Если я достаю Орион в своей компании, и среди нас есть новички, то всегда начинаю рассказ о правилах словами, что игра интересная, быстрая, а к тому же, ещё и русская.

Не будем долго распространяться здесь по поводу названия и оформления: все знают, что за основу взята компьютерная игрушка времён первой Цивилизации Сида Мейера, точнее, её современная реинкарнация. Не могу судить о том, насколько успешно такое решение и прибыльно ли оно для издателя. Меня, как игрока, устроил бы и «Хозяин Большой Медведицы», и «Повелитель Рака», и, конечно же, оригинальный «Кеплер» или как там задумывали разработчики.

Тема игры для меня – понятие, хоть и важное, но не основополагающее, поэтому космос, так космос. Вроде, все действия и карты ложатся в тему гладко, явных дыр и нестыковок нет, так что почему бы не поучаствовать в гонке космических империй? В подкрепление к этому могу сказать, что мне очень нравятся первые 2 Фоллаута, Wasteland 2 и весь этот постапокалиптический вымысел. Но среди настольных игр данной тематики была только The New Era, да и та не прижилась у нас в компании. С другой стороны, мне совсем не близок антураж средневековых балов, и при этом я с удовольствием играю в Рококо (не спешите кидаться тапками, ведь если Рококо придумали, должна же она кому-то понравиться). Так что удачная тема – это приятная вишенка на торте, как мне кажется.

Вернёмся к нашим созвездиям. А похожих созвездий в настольной системе, ещё, как минимум, 3. Это упомянутая The New Era и её преображение – Поселенцы Тшевичека, а кроме это, ожидаемое на днях русское Покорение Марса. В последнюю не играл, поэтому более оформленное мнение выражу только после личного знакомства.

А вот первые 2 польских творения предлагаю совместно проанализировать, чтобы разразиться грозным вердиктом: «Виновен», и отправить Орион с ближайшей ракетой в космос навсегда. Или же пощадить и оставить дома, раскладывая иногда интересные партии.

Не поймите меня неправильно: я люблю Новую эру. Ещё больше мне нравятся Поселенцы, и я бы скупил все дополнения, если бы они были локализованы. Но сам я не могу дать вам ответ на вопрос: что же мне больше нравится: Поселенцы или Орион. Давайте поставим вопрос так: что вкуснее: апельсин или грейпфрут? Почему-то мне кажется, что при сильном сходстве этих фруктов найдутся поклонники и одного и другого. При этом я чаще выбираю апельсины, но иногда мне уж очень хочется скушать именно большой сочный грейпфрут, и ничего с собой поделать не могу.

Чем хороши и Поселенцы, и Орион, так это тем, что они понятны на интуитивном уровне. Не нужно устраивать пробных игр, двухчасовых рассказов о правилах с импровизациями и танцами. 15 минут, и ты уже летишь (в космос или на колеснице: подчеркнуть нужное).

Поляки – хитрые ребята, знают, как привлечь покупателя. Здесь вам и яблочки наливные-деревянные, и миплы розовые, и рисунки классные. Не скажу, что у Ориона всё плохо, просто начинка заметно беднее. Тут опять извечный спор: кто-то покупает коллекционные компоненты для Серпа, а кто-то на вырученные деньги ещё одну настолку. Как ни пытайтесь – не убедите ни одних, ни других. Здесь философия: что такое удовольствие и как мы его получаем?

Если брать модель игры, то везде прослеживается классика карточного движка: есть карты мгновенные, есть с активацией раз в ход, а есть – срабатывающие при определённом стечении обстоятельств. Пусть всё старо, как мир настольных игр, но это же неплохо действует. Есть золотое правило автомобилиста: «Не мешай машине работать». Мне кажется, стоит и здесь его придерживаться и не перебарщивать с критикой.

Взять хотя бы Звёздные империи для примера, вроде ничего нового — колодострой, каких много, однако он занял свою нишу. В него рубятся и на планшетах, и на столах, и в целом не сильно прессуют из-за того, что выезжает на проверенной временем механике. И при этом, игра не является супертяжеловесной стратегией, это всего лишь филлер на полчаса.

Ещё один приятный момент – в обеих играх построенный движок в конце ответит на вопрос: почему ты победил, а остальные – жалкие лузеры. Не стоит слишком задаваться, наступит момент, когда окажешься и во второй группе.

Настало время поговорить и о пятнышках на польском солнце. Орион играется в одном бодром темпе, и его смело можно отнести к категории быстрых или средних игр. В Поселенцах же раскрутившийся маховик 4-го и 5-го ходов трудно остановить менее, чем за полтора часа.

При этом, многие признаются, что и Эра, и Поселенцы изначально заточены под дуэль. В целом я согласен с этим утверждением, но у нас в компании в основном идут игры от 4 человек. Поэтому и в Поселенцев мы играем в семейном режиме вчетвером. И тут Орион уверенно вырывается вперёд – количество игроков не сильно влияет на процесс. Пробовали играть и вдвоём, и втроём, и вчетвером – впечатления ровные, всё работает добротно. В Поселенцах же над игроками может зависнуть картонный дамоклов меч, даже два, или три, если есть защита. А именно – такие неловкие фразы: «Давай я у тебя здание снесу – ты и так по очкам отрываешься» … Дисбаланс, ребята, небольшой, но дисбаланс. В Орионе тоже можно «всыпать» оппоненту, но последствия для него не так печальны. Так что никто не скажет в конце: «Я проиграл только из-за того, что ты мне в нужный момент мельницу разрушил».

Диктует ли выбранная фракция стратегию? В Поселенцах – однозначно, в Орионе – не так явно. И тут мы можем опять вступить в схватку: одним хочется, чтобы были явно воинственные пришельцы, другие расы хорошо умели строить, а у третьих ресурсов было завались. Но найдутся (вы же сами это знаете) и такие, кто скажет: «А почему это игра диктует мне, как нужно поступать? Я и сам себе неплох, и игр в коллекции за 100, и не каждый гик может похвалиться такой бородой, как у меня. Сам решу: воевать или пахать!» Поэтому не стоит эти особенности записывать в плюс одной игре и в минус другой.

Суммируя всё вышесказанное, могу сказать, что обе игры классные. И если случится такое великое событие, что моя любимая супруга скажет мне: «Сыграем во что-нибудь?», я достану Поселенцев. А если друзья предложат вечером: «Давай разложим что-нибудь быстрое и не слишком мозголомное», то я выберу Орион.

А вот Новую Эру я продал, и печаль из-за этого меня не гложет. Тут не игра плохая, наверное, я какой-то не такой. Кризис, развалины, мутанты, постоянная нехватка, мрачные тона – просто счастье, не находите? Но приходится буквально унижаться, типа «Сегодня выпивка с меня, только давайте разложим Эру!» Конечно, я так не делал, это шутка, поэтому она пролежала 3 года нетронутой и отправилась в руки следующему владельцу. Надеюсь, она принесёт ему счастье.

Если выйдет дополнение к Ориону, я его обязательно куплю. Не могу сказать, что чего-то не хватает, просто в карточных играх так всегда бывает, что постоянно хочется ещё, ещё и ещё. Например, в Битве за Галактику, я смог остановить себя только после покупки третьего допа и осознания того, что и во второй-то мы играли не больше 5 партий.

Ох, зачем ты мне пришла на ум, эта Галактика? Раз уж вспомнил, то опять поделюсь наболевшим: у нас в карточную Галактику со мной соглашается играть только супруга, и то, наверное, от большой любви. А все друзья воротят нос: непонятно, хоть ты тресни. Вышел Кубарь, очень большие надежды на него возлагал, и тоже идёт со скрипом: вроде и попроще, а вот нет такого: «Ну можно хоть ещё одну малюсенькую партеечку? Мы знаем, что за окном уже светает, ну пожаааааалуйста!» А ведь очень хочется.

А на Орион народ уговаривать не нужно — соглашаются только так. При этом 11-летняя дочь сражается наравне со мной, если и проигрывает, так это потому, что я неумолим, и настольных ошибок не прощаю.

Если Вы – гик, то данный текст Вам нужен, чтобы указать мне на ошибки в суждениях, чтобы я не сбивал людей с пути истинного, и если уж космос, то только Эклипс или Сумеречная Империя. Ведь Вы и так уже знаете плюсы и минусы Ориона. А если Вы – просто любитель настольных игр, то слушайтесь своего сердца – посмотрите и почитайте обзоры, Вы обязательно поймёте, стоит ли данная игра Вашего внимания.

Master of Orion, Обзоры



Похожие записи
  • Золото премии Tric Traс досталось Five Tribes
  • Мягкие миплы – каждому дому
  • Мартин Уоллес упрощает A Study In Emerald
  • Путешествия во времени от Дональда Ваккарино
  • Колодостроение от Книции
    1. Red Meeple
      13 Июн 2017 из 7:18 | #1

      «Master of Orion» — хорошая игра в своем жанре таблостроя. Плюются на неё в основном снобы, типа Зордока.


    2. Random_Phobosis
      13 Июн 2017 из 9:21 | #2

      Процесс в нём очень приятный, но всё-таки недостатки для меня перевешивают:


      — построение движка довольно слабо выраженное, бОльшую часть времени строишь не конкретный движок, а абстрактно «экономику» в принципе, что делает партии очень похожими одна на другую

      — по этой причине стратегии относительно мало (по сравнению с другими табостроями), уклон больше в тактику

      — стратегического взаимодействия с другими игроками ноль. Вообще не вижу смысла звать кого-то играть в него — я и сам могу отличненько карточки на своей половине стола раскладывать.


    3. sandman_83
      13 Июн 2017 из 9:46 | #3


      Random_Phobosis :


      — стратегического взаимодействия с другими игроками ноль. Вообще не вижу смысла звать кого-то играть в него — я и сам могу отличненько карточки на своей половине стола раскладывать.


      В этом пункте у меня с Вами различные впечатления: в игре приличное количество карт, ломающих тактику: закрыть постоянные действия, снизить мораль, сбросить карты, убрать активные карты вниз стопки. Когда играешь вчетвером — раз в раунд обязательно что-нибудь подобное прилетает, поэтому приходится думать, чтобы успеть сыграть что-нибудь важное.

      Плюс, нападение на игроков, которое также снижает мораль. Используется для блокировки активации сильных очковых карт соперника.

      Согласен, что есть игры, где такого взаимодействия куда больше, но здесь для меня его тоже хватает.


    4. Vanderglav
      13 Июн 2017 из 12:28 | #4

      Играл с прототипом будущего дополнения — поверьте, вас ждет игра совершенно другого уровня.


    5. Мишаня Питерский
      13 Июн 2017 из 12:46 | #5

      @Vanderglav

      Вот это инсайд! Спасибо, очень интересно дополнение. Люблю «Орион».


    6. hk
      13 Июн 2017 из 21:43 | #6


      Random_Phobosis :



      Процесс в нём очень приятный, но всё-таки недостатки для меня перевешивают:


      — построение движка довольно слабо выраженное, бОльшую часть времени строишь не конкретный движок, а абстрактно «экономику» в принципе, что делает партии очень похожими одна на другую

      — по этой причине стратегии относительно мало (по сравнению с другими табостроями), уклон больше в тактику

      — стратегического взаимодействия с другими игроками ноль. Вообще не вижу смысла звать кого-то играть в него — я и сам могу отличненько карточки на своей половине стола раскладывать.





      Примерно такие же ощущения остались от игры и у меня.

      Хочется чего-то более весомого, ощутимого. Хотя бы, чтобы стратегический элемент был бы более явным и решения в начале партии влияли бы на ситуацию в её конце.


    7. hk
      13 Июн 2017 из 21:43 | #7


      Vanderglav :



      Играл с прототипом будущего дополнения — поверьте, вас ждет игра совершенно другого уровня.





      Хоть намекните, чего ждать)


    8. Vanderglav
      14 Июн 2017 из 9:09 | #8

      @hk

      Можно у Игоря сначала разрешения спрошу… а то как бы лишнего не брякнул)


    9. Vanderglav
      14 Июн 2017 из 17:43 | #9

      Значит так — в игру добавились планеты, которые генерируют каждый раунд ПО своему оккупанту или колонисту (их можно либо захватывать, либо колонизировать), плюс они дают полезные плюшки. Раса людей усилилась новым свойством — люди на столько толерантны, что могут пригласить в президенты любого лидера (со всеми плюшками) и при этом им никто не мешает просто взять еще одного лидера как другие фракции. Много новых лидеров и карт… и, что мне больше все понравилось — все карты стали уникальными — т.е. каждой карты по 1 штуке. Кризисность просто зашкаливает (но в меру конечно). Но, цитирую самого Игоря — «та версия, в которую ты играл не была согласована с Hobby world и далеко не факт, что до релиза она дойтет в таком же виде.»


    1. Трекбеков пока нет.