Добро пожаловать в мир настольных игр

Зимний Игрокон — 2014. Послесловие

В финальной заметке о зимнем Игроконе – 2014 мы поговорим об участниках фестиваля, его особенностях, формате и подумаем о том, каким будет осенний Игрокон – 2014.

Участники фестиваля

На фестивале были представлены Мир Хобби, Звезда, Игровед, Правильные игры, Геменот, а также Студия Пандора Бокс. Главное отличие от осеннего игрокона трёхмесячной давности – теперь с нами Звезда. Ещё появилась новая компания – Премьер-Тойс, дистрибьютор настольных игр Schmidt Spiele. Больше участников – это больше игр, обширнее программа, шире аудитория. И это хорошо. 

По-прежнему среди прочих настольных компаний и издателей не наблюдается Мосигры. Насколько я понимаю, её не зовут из-за принципиальных разногласий с Игроведом. Без Магеллана / Мосигры уже прошли Тишинка, осенний Игрокон – 2013 и зимний Игрокон – 2014. И пока не видно никаких предпосылок к тому, что в этом году ситуация изменится. Скорее всего Мосигру не позовут и на осенний Игрокон – 2014.

Распределение представленных компаний было вновь не пропорциональным. На первом месте с очевидным перевесом находится Мир Хобби. Под столы флагмана отечественной настольной индустрии была отведена примерно четверть третьего этажа и четверть второго этажа. Суммарно – почти половина площадей фестиваля. Второе место по охвату территории было у Звезды, половина столов в большом зале второго этажа была застелена именно жёлтыми скатертями. 

Игровед разместился в малом зале второго этажа и был куда менее заметен. Если рядом с площадками Мира Хобби и Звезды было достаточно просторно, так как между ними было организовано свободное пространство у пресс-волла и рядом с большим экземпляром Крагморты, в малом зале, у столиков Игроведа, было тесновато.

Рядом с Игроведом был и небольшой совместный сектор Правильных игр, Геменота и Пандоры Бокс. Как и на осеннем Игроконе – 2013, эти компании выступали совместно, что объясняется в первую очередь ограниченностью ресурсов по сравнению с Миром Хобби, Звездой и Игроведом. Примерно такого же небольшого размера стойка была и у Премьер-Тойс. Об экономике этой компании мне ничего не известно, предположу, что так как они участвовали в подобном мероприятии впервые, начать решили с малого.

Были на Игроконе и варгеймеры, кки-шники и ролевики. Наибольший участок из этих трёх категорий был отведён именно для любителей военных игр. На третьем этаже им отдали полкрыла, где было расставлено порядка 7-9 достаточно просторных столов. Организаторы ролевых игр разместились на небольшом участке второго этажа, а для поклонников карточных игр был предусмотрен совсем крошечный закуток на третьем этаже.

Несмотря на анонсы, на фестивале не было косплееров (если не считать двух приглашённых Звездой милитари-девушек и ещё одной, рекламировавшей Токайдо). Не пришли даже имперские штурмовики, с которыми все так активно фотографировались на Игроконе-2013. Да что там, даже фирменный «манчкин» организаторов избавился от костюма, похоже в самом начале мероприятия.

Программа и посетители

Некоторые говорят, что на фестивале было очень много детей. Это не так. Я бы сказал, что этот игрокон посещали в основном школьники и студенты. Были и молодые родители с детьми, но субъективно их было не очень много. По крайней мере, меньше, чем осенью прошлого года. Официальная цифра МХ – более 7 тысяч человек. На сегодня это рекорд. На осеннем игроконе было 5 с лишним тысяч. На зимнем, думаю, могло быть не 7, а все 10, если бы было больше площадей.

Информация о проведении фестиваля распространялась в интернете, на радио и телевидении, поэтому посетить игрокон могли самые разные возрастные и социальные группы. Для самых маленьких настольщиков на фестивале были детские игры (кстати, впервые детский сектор организовывал Мир Хобби). Для казуальных игроков предлагались всякие Крагморты, Вии и прочие несложные настолки. Опытные игроки могли сыграть как в сложные игры, так и в последние новинки издательств. Например, в того же Спартака. Кроме того, проводились турниры по всем категориям игр: и Доминион, и Зомбицид, и Манчкин, и Кворриорс, и Сет, и Диксит, и многие другие.

В дополнение к игровым мероприятиям на фестивале был организована игры под условным названием «Посети ключевые точки Игрокона» — посетителям надо было обойти 8 стендов, где выдавали специальные наклейки для информационного буклета. Где-то их клеили просто так, где-то предлагали сначала сыграть в какую-нибудь игру. Для отечественных настольных мероприятий это новинка, но в принципе идея известна. На украинской Игросфере уже не первый год проходит аналогичная игра «Сбiрай слонiв», там дети носятся по залам и ищут каких-то слоников.

Уже по традиции на фестивале работали гримёры и художники, готовые разрисовывать всем желающим лица. Их популярность была пониже, чем на осеннем Игроконе – 2013, по крайней мере в толпе можно было увидеть разукрашенных детей не так уж часто. Хотя как минимум один Дарт Мол бегал. Как и осенью, по залам ходили фотографы и тут же на месте можно было подойти к специальной стойке, найти себя на отпечатанных снимках и бесплатно забрать их.

Если сравнивать программу нынешнего Игрокона с прошлогодней Тишинкой и Игроконом осенним, она, конечно, была куда менее насыщенной. Например, год назад Мир Хобби готовил целый итоговый доклад о том, что сделано в году 2012-м и что планируется на 2013-й. Правильные игры рассказывали о своих планах по выпуску новых настолок, в частности, новой Эволюции. Свой доклад также представлял Игровед, выступали разработчики игры Сталкер. Зов хабара, и даже ваш покорный слуга. Осенью Мир Хобби устраивал масштабную презентацию World of Tanks: Rush, промо-турнир и автограф-сессию. На минувшем зимнем Игроконе ничего подобного не было и не планировалось. Никаких докладов, никаких презентаций. По сути это была такая общая большая игротека.

Небольшое нововведение касалось разработчиков настольных игр. На прошлогодней Тишинке был небольшой неформальный конкурс настольных проектов, на осеннем фестивале разработчики официально представлены не были, а на зимнем Игроконе – 2014 им была выделена отдельная секция, несколько столов, где авторы представляли свои прототипы. Рассматривались проекты как всеми желающими из числа посетителей фестиваля, так и специально утверждённым компетентным жюри в составе 4-х блоггеров: Михаила Лойко, Алексея Сапонова, Максима Трофименко и Павла Медведева. Более того, лучшие работы были даже отмечены наградами – красивыми «игроконовскими кубами». Они достались Юрию Ямщикову за игру Гранд базар и Яну Егорову за игру In my defens (в номинации «Играть интересно»). Была ещё номинация «Оригинальная механика», в ней тоже отличился Юрий Ямщиков с игрой Лабиринт зеркал.

Персоналии

Можно сказать, что уже сформировалась отличная традиция – каждое московское настольное мероприятие собирает немало известных в настольном мире личностей. В первую очередь это представители организаторов. Так, начиная с Тишинки на каждом фестивале присутствуют Михаил Акулов, Иван Попов, Николай Пегасов, Алексей Кабанов, Александр Пешков, Дмитрий Павлов, Максим Верещагин, Денис Настолкин, Иван Туловский и Сергей Мачин. В этот раз среди посетителей не было Максима Истомина, Константина Комарова. Лишь мельком в первый день я увидел Сергея Голубкина. Не встретился с Евгением Масловским, который пришёл на второй день фестиваля.

Среди гостей фестиваля были также Дарья Родионова и Диана Аранская (журнал ФанCity), Азгануш Рузавина (Студия Пандора Бокс), Пётр Тюленев (внештатный редактор Мира Хобби), Юрий Ямщиков (автор игры Космонавты), Владимир Кравченко (автор Звездных миров), Павел Медведев и Андрей Колупаев (перспективные отечественных разработчиков), Вадим Ларкин (ведущий подкаста на BoardGamer.ru), Алексей Тихонов (ведущий сайта Блог жёлтого мипла), Ольга Пегасова (соавтор Вображария), Алексей Зуйков (ведущий видеоблога Два в кубе), и, конечно же, Александр Булгаков (главный редактор Тесеры). 

Важно, что Александр появлялся и на осеннем Игроконе. Надеюсь, в будущем без него не обойдётся ни одно настольное мероприятие, и в следующий раз мы обязательно пересечёмся на Игросфере. Жаль, только, полноценно пообщаться с Булгаковым не удалось (особенно печально, что Саша оказался не готов поучаствовать в нашем с Вадимом подкасте), но зато в партии в Спартака показал себя крайне хорошо. Его дом был жёстким, коварным и расчётливым, и всё это – исключительно внутри игры.

Мне очень приятно, что каждое новое настольное мероприятие оборачивается новыми знакомствами. Так, в этот раз лично довелось встретиться с Германом Титомировым, разработчиком игры Терминатор. Да придёт спаситель, а также свежих Самолётов. Кстати, эти Самолёты изданы на нескольких иностранных языках, так что наряду с Сергеем Мачиным, Дмитрием Кнорре и Николаем Пегасовым Герман Тихомиров входит в небольшую группу отечественных разработчиков, чьи игры выпущены не только в России, но и за границей.

Было также непродолжительное, но очень доброе знакомство с Владом Чопоровым, также известным как vladdrak. Это было вдвойне приятно, так как Влада как раз выбрали настольным героем. Немного пообщались с Алексеем Матвеевым, который когда-то давным-давно запустил проект boardgames.ru, где публиковался один из моих первых настольных обзоров. Свиделся с Алексеем Юшиным из Архангельска, познакомившим нас с интересной игрой Эльфийский замок. Пообщался с Игорем «Skazi» Потапченко и Андреем «_GrAnd_» Григоренко. Пожал руку соавтору системы Art of Tactic Антону Хвалько. Встретил на Игроконе Максима Бородина, настольщика из Екатеринбурга. Кстати, в кафе в конце первого дня мы производили своеобразную перекличку, и получилось, что Игрокон объединил немало городов, в числе которых Архангельск, Астрахань, Самара, Санкт-Петербург.

Как обычно, времени и возможностей, чтобы охватить всех, оказалось недостаточно. Толком не поговорили ни с Алексеем Зуйковым, ни с Азгануш Рузавиной, ни с Дарьей Родионовой. Александра Пешкова, Сергея Голубкина и Евгения Масловского я не встретил вообще.

Настольные разработки

Игрокон-2014 стал для меня первым настольным фестивалем, где мне не нужно было уделять время конкурсным работам. На Игросфере, вон, это, можно сказать, полноценная трёхдневная работа. На Мипле я в составе коллегии жюри рассматривал работы начинающих игроделов часа два. На Тишинке год назад тестировал прототипы за одним столом с Николаем Пегасовым. И даже на осеннем Игроконе, где официально не было никаких разработок, посмотрел Поселенцев Петра Тюленева и Алексея Калинина. А в этот раз хотя в рамках программы и был конкурс разработчиков, он прошёл без меня. Я, знаете, я этим ничуть не огорчён. И так времени мало было. Жаль, если бы всё оно ушло исключительно на прототипы.

Но кое-что я, всё же, углядел. Одним глазом смотрел как Герман Тихомиров показывает два своих прототипа: Сечу, карточную игру про сражения в средневековье, и Город мастеров. Это тоже игрушка в средневековом сеттинге, где один участник берёт на себя роль злобного герцога, а все остальные объединяются и стараются свергнуть плохого правителя. Ещё я отыграл полноценную партию в Плац, небольшую абстрактную настолку с зубочистками. Игра не сказать, чтобы прям супер, но как минимум – очень оригинальна и внешне привлекает внимание.

Новые игры 

Новых игр на зимнем фестивале было несколько. Во-первых, это Эволюция. Случайные мутации. Вышла эта настолка всего месяц назад, толком её ещё никто не видел, так что можно считать, что это была премьера. Но – неофициальная. Нигде не заявлялось, что Специальные мутации будут презентованы именно на Игроконе. Звезда показывала Ведьм, и относительно нового Спартака, Игровед привез Пиктоманию и Номов. А ещё у той же Звезды был прототип Ацтеки. И то, кроме меня и ещё пары блоггеров его, думаю, никто и не видел.

По-настоящему новую игрушку я заметил лишь одну, у Мира Хобби была настолка, где нужно было разбивать киркой какую-то башню. Это игра Семь гномов и самоцветная шахта, и она больше похожа не на настольную игру, а на детскую игрушку. В ней из специальных конструкций создаётся шахта по форме напоминающая цилиндр. Он собирается из отдельных фрагментов, внутри которых закладываются разноцветные самоцветы. Затем игроки начинают по очереди долбить своими кирками по шахте с целью добыть как можно больше самоцветов. Я не попробовал насколько это интересно в деле, но со стороны смотрелось весьма увлекательно.

Ну и в отличие от осеннего игрокона трёхмесячной давности никаких чтоб прям презентация, конечно не было. Особенно если вспомнить целое представление World of Tanks: Rush с выступлением разработчиков. Тут если новые игры и были, их особо не представляли, просто выдавали наряду со всеми остальными без какого-либо акцента на том, что это новинка.

Что касается новых игр лично для меня, в этот раз на фестивале у меня была очень насыщенная программа, но и то удалось выкроить немного времени чтобы просто поиграть в настолки. Всего мы сыграли в три игры и две из них были новинками – это Эльфийский замок и Ацтека. Эльфийский замок понравился, Ацтека с первой партии не зацепила, но заинтриговала.

Неофициальные новости

Уверен, один из самых частозадаваемых вопросов издателям на фестивале – расскажите о планах. И, ведь, рассказывают. Так, Мир Хобби уже в феврале планирует выпустить русскую версию Робинзона. Эту игру намеревались издать ещё осенью 2013 года, но из-за производственных сложностей поле пришлось печатать за границей, и произошло смещение сроков. В этом году на русском будут изданы дополнения к ЖКИ Игра престолов.

Весной появится дополнение к World of Tanks: Rush, где добавится новая нация (британцы), новые карты достижений, а также новые механики. Некоторые нововведения можно будет применять и в базовой игре, даже без дополнения. Например, можно будет откладывать одну карту на следующий ход. Ещё МХ подумывал выпустить локализацию Twilight Imperium 3rd Edition, но пока не получается. Battlestar Galactica локализовывать никто не планирует, игра уже не свежая, не столь актуальная.

Звезда обещает издать в этом году Mage Wars и Terra Mystica. Готовится новый стартер Великой Отечественной про битву под Москвой. А вот насчёт возможного совместного проекта с Ричардом Боргом к 70-летию высадки в Нормандии вслух пока не говорят.

Впечатления и пожелания

Основное впечатление от зимнего Игрокона – мало места. Вся территория фестиваля была в буквальном смысле слова забита людьми. Гардеробы переполнены, столов свободных нет, даже пройти между ними не так-то просто. А не очень высокие полотки вообще создавали ощущение, будто попал в муравейник. При том, что само место проведения фестиваля было выбрано отлично – рядом с Арбатом, прямо в центре Москвы, в шаговой доступности от метро, со свободным пространством организаторы немного промахнулись. Осенью в «Зиле» тоже было много людей, но по ощущениям было комфортнее. Хочется, чтобы осенью площадь фестиваля удвоилась. Вот тогда будет простор!

Очень хорошо придумано с выдачей на входе буклетов с программой и картой фестиваля. Это очень правильно и очень удобно. И очень в тему пришлась идея с «квестом», стимулирующая посетителей побывать на всех ключевых секциях фестиваля. Прекрасно организованы вывески – висящие под потолком щиты с названиями издателей и секций было хорошо видно, издалека.

Зато не до конца был решён вопрос с едой и напитками. Никакого буфета, как на осеннем игроконе, в этот раз не было. К услугам посетителей была торговая точка с кофе и всё. Желающие подкрепиться могли выйти на улицу и раздобыть себе чего-нибудь съестного самостоятельно. При этом если неподалёку от Зила были расположены порядка 10-ти фастфудов на любой вкус, поблизости от зимнего Игрокона, по-моему, была только какая-то шоколадница.

Хотя участников фестиваля и стало больше, по-прежнему первую скрипку играет Мир Хобби. Столами МХ было занято столько же (если не больше) места, сколько отведено Звезде и Игроведу вместе взятым. Это не хорошо, и не плохо, просто – факт. 

Отрадно видеть, что развивается идея больших игр. Мир Хобби каждый раз представляет что-нибудь новенькое. Мы уже видели гигантские Каркассон и Черепашьи бега. В этот раз к ним добавились Ticket to Ride: Европа и Крагморта. Причём, экземпляры были не вот, прям гигантские, напольные, а умеренно-большие, умещающиеся на нескольких столах. Такие вещи привлекают людей, в первую очередь новичков. Ведь когда на столах лежит куча коробок, они как бы все на одно лицо. А большая игра притягивает взгляд сама по себе. Люди к ней подходят, пробуют.

Кстати, по секрету я узнал, что осенью посетителям настолько понравились гигантские черепахи, что одной из них от избытка чувств оторвали голову. И так как пенопласт не берёт никакой суперклей, черепашку пришлось изготавливать заново 🙂

Лично мне, пожалуй, Игрокон больше всего ценен возможностью пообщаться с товарищами по хобби. Уже традицией стало посещение какого-нибудь кафе вечером, посидеть пару часов в тёплой компании. Не меньше ценю возможность поиграть в какую-нибудь хорошую игру. Так, в прошлый раз мы рубились в Quattro, Panic on the Wall-Street и Wings of Glory. В этот раз сыграли в Эльфийский замок и Спартака. Ну и именно на зимнем Игроконе было ещё одно новшество – мы с Вадимом прямо там записали подкаст. Правда, всё получилось как-то на ходу, бегом, на самом деле выпуск можно было сделать вдвое дольше, не всех удалось охватить.

В этот раз на фестивале снова снимали видео. Записывать приезжали корреспонденты с НТВ, делал репортаж Навигатор Игрового Мира, ходил с камерой Алексей Зуйков. Были ещё какие-то люди с видеоаппаратурой. Только не было заметно команды Сергея Голубкина. Они с Марией Масловской на прошлом игроконе записывали видеоинтервью с участниками фестиваля, обещали сделать специальную передачу, но до сих пор так ничего и не выпустили. В этот раз роль народного репортёра взял на себя Максим Трофименко. Будем ждать от него ролика со слоганом «Я был на Игроконе!».

Обратил внимание, что в этот раз по сравнению с осенью было заметно меньше игроконовских твитов. Такое впечатление, что активных пользователей твиттера было на порядок меньше. И ещё кто бы знал как я замучился каждый раз набирать в конце сообщения #igrokon2014 🙂

Будущее Игрокона

Уже сегодня фестиваль объединяет всех производителей настольных игр кроме Мосигры, а также поклонников сопутствующих хобби – варгеймеров и ролевиков. Есть куда расти конкурсу авторов, его можно расширять и углублять как минимум до масштабов Игросферы. В этот раз на Игроконе было порядка 20 разработок. Глядишь, осенью будет ещё больше!Осталось присоединить сюда косплееров и любителей комиксов, и получится крупнейшее гик-событие России 🙂 

Хотелось бы, конечно, больше событий. Этот игрокон, несмотря на турниры и авторский конкурс, всё-таки предстал в моих глазах одной большой игротекой. Хочется громких презентаций новых игр, больше награждений и каких-нибудь исключительно блоггерских событий. Я всё надеюсь, когда-нибудь мы будем делать доклады, хотя бы в том же формате, что было на Тишинке, или просто обсуждать насущные вопросы за каким-нибудь круглым столом. Чтобы получилось прям настольное шоу!

Конечно хотелось бы больше пространства. Настольные игры, оказывается, ещё как привлекают людей! Они востребованы и желанны! Народ так и прёт за настолками, так что места нужно больше, ещё больше! Мне очень понравился Зил, можно было бы там занять ещё пару залов. Но организаторы говорят, 10 минут пешком от метро, это для посетителей неприемлемо далеко. Зажрались люди, блин…

* * *

Несмотря на наличие предложений по улучшению фестиваля, мне в целом всё понравилось. Вообще, представляете, в какую мы живём эпоху! В России прошло два крупных настольных мероприятия с интервалом, буквально, в три месяца! Можно сравнивать где что было лучше и интереснее, и, главное, уже точно известно, примерно через 9 месяцев будет новый, осенний Игрокон – 2014!

PS: и напоследок — квинтессенция фестиваля в одной фотографии 🙂

16 комментариев

  1. Ильшат

    а что разногласия у игроведа с мосигрой?

  2. hickname

    Пенопласт обычным ПВА клеится же! А суперклей не подходит потому что тупо растворяет пенопласт.

  3. azazel

    «… Мир Хобби. … флагмана отечественной настольной индустрии»
    Громкое, но в корне не верное заявление. МХ — не более чем местечковая московская контора. У которой правда много амбиций и пиара. А вот кого реально можно назвать флагманами, так это Мосигра (куча представительств по всей России) и даже в большей степени Звезда (ее игры продаются во всех детских магазинах по России и многих магазинах мира). А то что МХ «клепает» (то что они в основном выпускают, словом «делают» не назовешь) больше всех игр в год… Ну, желтая пресса тоже по тиражам превосходит глянцевые издания 😉

    Новинки на Игроконе: «Звезда показывала Ведьм, и относительно нового Спартака»
    Слона то я и не заметил — сказал Юра фотографируясь с автоматом на фоне коробки и игрового поля «Hot War: Битва за нефть», вышедшего меньше чем за месяц до Игрокона, и делая фотографию плаката с рекламами игр «Тачки» и «Самолеты» (выход конец ноября-начала декабря). Да и «Концепт» появился в продаже тоже совсем недавно.

    «и напоследок – квинтессенция фестиваля в одной фотографии»
    Хм, я даже боюсь предположить что на этой фотографии отображает квинтЭссенцию фестиваля — несколько значимых в игровой индустрии людей за одним столом или, пардон, голая ж на переднем плане…

  4. ZoRDoK

    И чья-то жопа на последнем кадре. Ладно б женская.

  5. Scorpius

    О…ну хоть ни у одного меня впечатления что места то было маловато….А то на Тесере написал, народ заявил что сие утверждение не есть верно. Видать таки верно.

    ZoRDoK :
    И чья-то жопа на последнем кадре. Ладно б женская.

    Ага…квинтесенция фестиваля в последнем кадре….гхм….с задним местом 🙂 🙂 :). Повеселило.

  6. azazel

    Scorpius :
    О…ну хоть ни у одного меня впечатления что места то было маловато….А то на Тесере написал, народ заявил что сие утверждение не есть верно. Видать таки верно.

    Это Вам как-то с комментаторами не повезло. У меня наоборот сложилось впечатление, что только ленивый не прошелся про духоту и тесноту данного помещения. И я как тоже бывший там всячески это подтверждаю.

  7. SkAZi

    *Игорем «SkAZi» Потаповым. У меня есть украинские корни, но они не настолько глубоки. =)

    Рад был познакомиться очно.

  8. Антонио

    У нас в России новинки, конечно, такие новинки… 😀 Вчера из Праги привез Legacy, Steam Park, Origin, Nothing Personal — может уже и не такие новинки, а гораздо занятнее тех, что на Игроконе освещались. У нас так скудно с выбором, увы.
    А, что касается тесноты, духоты и школоты- да, это Игрокон. 🙂

  9. azazel

    Антонио :

    А, что касается тесноты, духоты и школоты- да, это Игрокон.

    Я не очень понимаю претензий по поводу наличия на подобных мероприятиях детей, школьников и студентов. В России массовое настольное «движение» находится на стадии своего становления. И очень хорошо, что к нему все больше подключаются новые молодые кадры.
    ЗЫ: Замечено, что таких претензий больше всего у людей самих недавно вышедших из возраста «школоты» 🙂

  10. vladdrak

    Scorpius :

    ZoRDoK :
    И чья-то жопа на последнем кадре. Ладно б женская.

    Ага…квинтесенция фестиваля в последнем кадре….гхм….с задним местом . Повеселило.

    Хоть через такое место, но Руникс, смотрю, активно себя рекламирует:)

  11. RAVE

    ZoRDoK :И чья-то жопа на последнем кадре. Ладно б женская.

    была бы женская — не было б квинтэссенцией) Конвенты для суровых гиков!)

  12. Антонио

    @azazel
    Да не, претензий нет, просто раньше никогда не был на таких мероприятиях и всегда думал, что контингент там должен быть, как в анти-кафе рядом с домом: гики 20+, а то и 25+, только в большом и просторном месте, с интересными и не только попсовыми играми и кучей новичок.. Увидел же всё с точностью да наоборот.
    А на счет недавно вышедших- 10 лет уже не школьник, думаю, это уже давно;)

  13. WladimiRU

    @Антонио
    У гиков 25+ есть дети. Я с собой двоих деток привез 🙂 благо было чем их занять.

  14. azazel

    @Антонио
    Да с чего вдруг? Это же массовое мероприятие, целью которого является как раз привлечение «новичков». А гики туда тоже ходят, но в основном на пообщаться-познакомится лично, а не на поиграть. На поиграть гики собираются на всяких НастолКэмпах 🙂
    Главное не количество лет. Главное, когда перестанете делать акцент на присутствие школоты, вот тогда можно будет сказать, что «давно вышедший» из этого возраста. А то получается — раз замечаете их наличие, значит еще «свежы воспоминания» о своем этом возрасте 🙂

  15. Юрий Ямщиков

    Юра, спасибо за столь подробный обзор мероприятия — хоть и был оба дня, узнал кое-что новое.

    PS Гранд Базар, Лабиринт Зеркал и Космонавты имеют соавтора — Надежду Пенкрат.

  16. Ogro

    Сколько волос!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑