Добро пожаловать в мир настольных игр

Знакомство с ООО «Звезда»

Представляю вашему вниманию статью Знакомство с ООО "Звезда", впервые опубликованную в шестом номере журнала Wargazzm. В материале — история компании с акцентом на её настольных военных играх. Автор — Виталий Малиновский.

Ну, не то чтобы знакомство. Про отечественного производителя «танчиков», «солдатиков» и настольных игр для младшего и среднего школьного возраста, я думаю, слышали все. Но многие ли знают, как и откуда она появилась и как выросла в серьезную компанию? Не многие. А мы вот вам возьмем и расскажем. 

Краткая информация:

ООО «Звезда»

Дата основания: 1 июля 1990 года

Адрес:141730, г. Лобня, ул. Промышленная, д.2, Московская область, Россия

Отрасль: производство военно-исторических миниатюр, сборных моделей и настольных игр

Девиз компании: делай то, что любишь и знаешь – только тогда добьешься успеха.

Сайт компании: www.zvezda.org.ru

Лиха беда. Начало.

«Это были лихие 90-е… мы зарабатывали, как могли» — примерно так начинался путь Арендного Предприятия «Звезда», которое в 1989 году приютилось в одном из помещений Московского станкостроительного завода. Тогда, больше двадцати лет назад, вряд ли кто-то из единомышленников Константина Кривенко (собственно, директора АП «Звезда») думал о том, что их увлечение историческими моделями техники может принести не только успех, но и неплохую прибыль.

С точки зрения современного ребенка, ассортимент игрушечных магазинов того периода был, мягко говоря, уныл и печален. С точки зрения современного взрослого, в котором ребенок того времени еще не окончательно выцвел и полинял, на полках тогдашних магазинов был целый мир. И плевать, что солдатики были плоские и все в одной позе, танки тоже плоские, а самолеты лишь отдаленно похожи на реально существующие и… правильно, тоже плоские. Все равно это было лучше того кислотно-пластмассового кошмара, которым забиты магазины сейчас.

Со сборными моделями дело обстояло еще хуже – нормальные модели привозились из-за рубежа и стоили немалых денег, заставляя тогдашних коллекционеров скрупулезно планировать свой бюджет. Моделизм был элитным хобби для избранных.

И вот, инициативная группа будущей «Звезды» решила – зачем тратить такие огромные деньги на продукцию загнивающего Запада, когда можно сделать ее самим, склеить, покрасить и поставить на полку на зависть друзьям.

Конечно, один человек такое не потянет, а без хотя бы минимальной производственной базы не потянут такое даже десять человек. А без желания достичь поставленной цели такое не осилит и сотня. Кривенко стал, что называется, пробивать тему, прощупывать почву. Правда, когда он рассказал о своей задумке людям, непосредственно с производством связанным – всерьез его никто не воспринял. Он показывал им итальянские, японские образцы – но люди лишь качали головами, усмехались и говорили, что в СССР оборудования такого уровня просто нет.

Константин не сдавался. Чтобы создать хоть какой-то стартовый капитал, первое время АП «Звезда» производила на имеющихся в ее распоряжении станках детали для мебельных опор и уголки для укладки плитки. Это сейчас их можно купить в любом хозяйственном – а в то время это был жуткий дефицит. Детали продавались мебельным фабрикам, многие из которых в качестве оплаты могли предложить в ответ только собственную продукцию, так что вполне возможно, что какой-то период времени сотрудники «Звезды» получали зарплату столами и стульями. В общем, это были веселые девяностые.

Тем не менее, такое производство себя оправдало. Видя, что предприятие не простаивает, а проявляет признаки жизни, банки стали соглашаться на выдачу кредитов. Конечно, не слишком больших. Конечно, под очень «выгодные» 250 % годовых. Но соглашались – а это уже был шаг вперед.

Полученные деньги позволили закупить кое-какое оборудование, и в 1990-м году был выпущен первый набор: «Пехота Красной армии». Фигурки были, как и полагается первому набору, не самого лучшего качества и состояли буквально из нескольких деталей, но это были все же полноценные миниатюры, на которых можно было разглядеть и лица, и погоны. Этот набор, кстати, до сих пор производится, и увольняться в запас не планирует, благо качество с тех пор значительно улучшилось.

После выхода первого набора «Звезда», почувствовала, что появился шанс встать на ноги, и отделилась от завода, в июле 1990 года зарегистрировавшись как независимое юридическое лицо: АО «Звезда».

Поскольку грести в одиночку в такое время было откровенно бесперспективно, сразу начались поиски партнеров. Предприятия, занимавшиеся выпуском игрушек на территории СССР, практически все были на грани банкротства, поэтому письма с образцами шли прямиком за границу, в буквальном смысле – по списку из каталога. Через месяц тщетных попыток привлечь к себе внимание, пришел ответ от итальянцев. Небезызвестная компания «Italeri» стала покупать «звездовских» солдатиков и продавать их под маркой совместного производства. Первые партии успешно разошлись, и в 1993 итальянцы передали фабрике оборудование, позволяющее изготавливать несколько моделей техники, а вместе с ним и предложение ненавязчиво войти в состав акционеров «Звезды». Звездовцы, конечно же, с радостью согласились, поскольку оборудование было хорошим, а ко всему прочему позволяло делать то, о чем инициативная группа (ну, во всяком случае, сам Кривенко – точно) мечтала чуть ли не с детства – танки и самолеты.

Потом, через сколько-то лет, итальянцы решили свернуть благотворительность на востоке, и вышли из капитала «Звезды», оставив, впрочем, после себя не только подаренные пресс-формы, но и исключительно приятные впечатления.


«Летучий Голландец». Вроде и историческая модель, а вроде и фэнтэзи.

1993 год стал для «Звезды» знаменательным еще и потому, что на конкурсе инвестиций им досталась благополучно обанкротившаяся Лобненская фабрика пластмассовой игрушки. «Звезда» сделала предложение, от которого было сложно отказаться, после чего проставилась станкостроительному заводу, низко поклонилась – и съехала на новые площади вместе со всем оборудованием. Соединив возможности фабрики и свои собственные, компания принялась за производство всерьез.
Правда, первое время это серьезное производство, почему-то, всерьез не воспринимали. Заказы не лились рекой, покупатели не штурмовали склады. Приходилось чуть ли не лично ездить по магазинам, предлагая солдатиков и технику для продажи, и то – многие кривились и осторожно говорили «спасибо, не надо». Но после личной беседы быстро понимали всю выгоду приобретения и все недостатки отказа, и в итоге соглашались взять подозрительные коробочки на реализацию. К их удивлению, покупатели обратили внимание на надписи «Мадэ ин раша» и низкие цены, и стали брать. Сначала с опаской, потом все увереннее.

А потом внезапно наступил 1994 год и то, что в народе называют «черным вторником» — правительство открыло валютный коридор, и в страну просто потоком хлынули импортные товары, практически полностью уничтожив российское производство. Основные заводы, производившее игрушки еще в СССР, — «Огонек», «Кругозор» — не смогли ничего противопоставить дешевому китайскому пластику, и пошли на дно.

Чтобы не отправиться на дно вслед за ними, в 1995 году «Звезда» решила попробовать себя в производстве кукол и запустила серию «Русские сказки». Игрушки получились красивыми и самобытными: «Василиса Прекрасная», «Иван-Царевич», «Баба Яга» были буквально пропитаны духом русских сказок. Ко всему прочему, конструкторское бюро «Звезды» специально для них разработало систему шарниров, которые копировали движения суставов человека. Но такое высокое качество привело в итоге к тому, что цена кукол оказалась почти в два раза выше более дешевых и «про-западных» Барби и Синди.

«Сказки», кстати, не были первыми куклами «Звезды». Самым первым блином на этом поприще были куклы, изображавшие… солистов набиравшей бешеную популярность группы На-На. Политов, Жеребкин, Левкин, Асимов. Масштаб 1:10, полное портретное сходство, тираж – 5 000 экз. Но, как и положено первому блину – он оказался комом. Тем девочкам, которые в то время играли в куклы, группа На-На была, мягко говоря, безразлична. Ну а те, которые фанатели от четверки подопечных Бари Каримовича, уже думали совсем не об игрушках.

В общем, проект провалился, но «Звезда» все же лавировала, лавировала, да и вылавировала, и в 1998-м, когда экономика более-менее устаканилась, модели солдат и техники снова стали востребованы покупателями. На модельном рынке к этому времени правили бал американская компания Revell и японская Tamiya. Тягаться с ними в качестве и широте ассортимента по понятным причинам было бессмысленно, поэтому «Звезда» проявила смекалку и пошла на хитрость. После тщательного изучения зарубежной продукции было принято решение производить те модели, которые никто больше не производил. Одной из первых таких «эксклюзивных» вещиц стал советский танк БТ-5 – за рубежом высокий спрос на него держался несколько лет подряд. Но самым важным открытием стало то, что мировые лидеры практически не производили солдатиков в масштабе 1:72! Быстро сориентировавшись, «Звезда» плотно заняла эту нишу, ставшую для нее, по сути, золотым дном. Позже в этом же масштабе были выпущены пластиковые крепости, которые своей популярностью лишь подтвердили правильность выбора.

Кстати, с выпуском моделей техники связан один занятный момент. Дело в том, что в современном добром и светлом мире нельзя просто взять, и сделать уменьшенную копию, например, Боинга 747. Потому что если компания «Боинг» об этом узнает – она исключительно из чистых и дружеских побуждений выкатит судебный иск на довольно крупную сумму за нарушение авторских прав. Конечно, можно сделать модель очень похожей на Боинг 747, назвать ее «Da flying mashin», но кто ее купит? Модели ценят за их достоверность и соответствие реальным прототипам, и чем она ближе к оригиналу по количеству мелких деталей, вплоть до положения заклепок на правом крыле – тем ценнее эта модель для истинного моделиста. Это как с вином: можно пить хорошее недорогое вино «Василиса», а можно – Шото Ротшильд 45-го года. Это не про модели «Звезды», если что. Они, конечно, хороши, но не настолько.

В России у «Звезды» проблем с копирайтами не возникало никогда — КБ «Камов», КБ «Туполев», ОКБ им. Микояна, ОКБ «Сухой» и многие другие с радостью предоставляли компании чертежи своей техники, что позволило в итоге добиться впечатляющей точности и соответствия между игрушками и реальными прототипами. А вот зарубежная техника требовала лицензий и сведений, которые далеко не все соглашались предоставить. В итоге был найден хитрый способ обойти эти юридические заморочки, не заключая многостраничных контрактов с буржуинами: дело в том, что обладающая соответствующим правом выпуска компания может предоставить свои пресс-формы другой компании, после чего та получает право выпускать желанные модели, хоть и на ограниченной территории. Так модельный ряд «Звезды» пополнился «хаммерами», американским вертолетом «Ирокез» и другими видами техники, которые «Звезда» имеет право распространять только на территории России.

В 2000 году компания продолжает эксперименты и попытки заработать много-много денег, в связи с чем приступает к освоению рынка настольных игр. По лицензии зарубежных игровых и кинокомпаний выходят такие игры, как «Шрек», «Ледниковый период», «Зачарованные», а также множество игр по лицензии студии «Disney». Эксперимент, похоже, прошел удачно – эти игры пользуются определенным спросом, возможно потому, что ориентированы на всю семью, а не на узкую прослойку настольщиков-хардкорщиков. Но вообще трезвый взрослый человек, радостно садящийся за игру по мотивам «Зачарованных» определенно должен вызывать подозрения.

Несмотря на наличие некоторого количества игр собственной разработки, основную массу настолок у «Звезды» составляют локализации различных зарубежных, правда, не самых популярных, игр. Кстати, когда «Звезда» занялась закупкой лицензий, оказалось, что купить лицензию за рубежом не только проще, но и дешевле. Видать, отечественные киноделы считают свои «шедевры» куда более ценными. А может у них просто жадность зашкаливает значительно выше нормы.

Так или иначе, продукция «Звезды» пользуется спросом и после 2000 года неоднократно мелькает на стендах различных крупных игровых выставок, проводимых Американской ассоциацией производителей игр в Лас-Вегасе (США), Эессене (Германия), а также на самой крупной международной выставке «Toys & Games» в Нюрнберге (Германия).

В 2008 году «Звезда» выпускает игру «Герои Мира», изначально ориентированную исключительно на западный рынок, и получившую на выставке в Нюрнберге достаточно высокие оценки. Игра была издана на английском, немецком и французском языках, и лишь спустя некоторое время переведена на русский.

Наши дни

На сегодняшний день «Звезда» является крупнейшим российским производителем сборных моделей и настольных игр с годовым оборотом более 300 миллионов российских рублей. Компания занимает около 75% российского рынка сборных моделей и ежегодно выпускает порядка 500 наименований продукции, из которых около 80 – новинки, продающиеся более чем в 50 странах мира.

Основная продукция – сборные модели техники, кораблей и авиации в масштабах от 1:35 до 1:144, настольные игры для всей семьи, а также военно-исторические миниатюры в масштабе 1:72. Как водится, компания стремится к развитию, ищет новые перспективные направления и ты ды и тыпы – все будут писать о себе только хорошее, а плохое будет замалчиваться, тут уж ничего не поделаешь.

Звездные варгеймы

Как это ни странно, но компания, производящая миниатюры и модели техники довольно вяло занимается играми, в которых все это разнообразие можно использовать. На данный момент известно о четырех проектах «Звезды», которые можно отнести к категории «варгеймы», из которых только два дожили до наших дней. Самое смешное, что информации о том, как эти игровые системы возникли и развивались, практически нет. Дату рождения некоторых из них можно узнать только из архива новостей на сайте «Звезды», да и то, если они еще не были удалены за давностью лет. Другими словами, рассказать интересную историю возникновения интересной игры при всем желании не получается. Но попробуем хотя бы вкратце.

Итак, основным варгеймом, продержавшимся на плаву дольше всего и наиболее гармонично сдружившимся с продукцией компании можно считать «Эпоху Битв». Возникла она, судя по всему, в 2000 году, но как это произошло, и кто стоял у истоков (скорее всего сам Кривенко – по его словам он, так или иначе, прикладывает руку ко всем выпускаемым «Звездой» товарам) – непонятно. На официальных сайтах такой информации нет, гугл тоже не сильно помогает, выбрасывая, по большей части, на странички интернет-магазинов. Подозреваю, что поклонники системы забросают меня литниками и окажется, что все эти сведения легко доступны, и вообще лежат буквально на поверхности, но нам их разыскать пока что не удалось.

Что же представляет собой «Эпоха Битв»? Это исторический варгейм, использующий фигурки масштаба 1:72 и любую плоскую поверхность в качестве игрового поля. Террейн приветствуется. Принципы не слишком отличаются от других игр такого плана: каждая миниатюра условно отображает одного воина. Миниатюры могут перемещаться по столу, как в гордом одиночестве, так и развеселыми компаниями. У каждой миниатюры есть набор характеристик: цена, атака, защита и движение. Особо одаренные воины могут еще и стрелять.

Базовая механика специально создавалась не слишком сложной для того, чтобы играть в «Эпоху» могли дети среднего школьного возраста. А может даже и младшего. Вычитаем из Атаки нападающего Защиту атакуемого, добавляем модификаторы – и получаем число, меньшее или равное которому нужно выбросить на двадцатиграннике. Почему именно d20, а не 3d6, к примеру – не ясно. Наверное, г-н Кривенко в свое время увидел набор D&D'шных кубиков и проникся, что, впрочем, сыграло отечественному ролевому движению только на пользу, подарив игрокам дешевые d20.

Система параметров войск и модификаторов позволяет более-менее реалистично отобразить различия между войсками разных стран и периодов, между пехотой и кавалерией или, к примеру, лучниками и боевыми машинами. Проблемы начинаются при изучении деталей, нагромождение которых в своей попытке сделать игру еще более реалистичной приводит в итоге к выявлению кучи косяков и нестыковок, несмотря на то, что правила «Эпохи» пережили уже две, если не больше, редакций. Так что, если вы хотите поиграть в исторический варгейм, не сильно заморачиваясь на реалистичность – проще попробовать систему DBA, о которой мы уже неоднократно писали. Благо, миниатюры «Звезды» замечательно под нее подходят, а их ценник просто радует глаз по сравнению с наборами зарубежных фирм.

Кстати, о миниатюрах. Ранние наборы, конечно, качеством не блещут, но вот более поздние, особенно сделанные с применением компьютерных технологий, смотрятся весьма достойно. Все наборы можно разбить условно на пять категорий, каждая из которых отражает свой исторический период: античность, средневековая Европа, средневековая Япония, Новое время и Наполеоника. Есть еще и шестая категория, Великая Отечественная Война, но для нее была создана отдельная игровая система (о ней ниже), хотя модели пехоты и используют один с «Эпохой» масштаб 1:72.

Для каждого периода, помимо обычных наборов пехоты, конницы и орудий, были выпущены своеобразные «стартеры», в которые помимо правил входили миниатюры для создания двух армий и отыгрыша какого-то исторического сценария. Правда, на данный момент на сайте «Звезды» фигурирует лишь два таких набора: «Полтава», посвященный событиям Северной войны 1700-1721 гг, и «Ледовое побоище», обыгрывающий сражение новгородской дружины и рыцарей Ливонского ордена в 1242 году. Куда делись схожие наборы по античности и средневековью (Марафонское сражение, Битва при Иссе, Крестоносцы, Куликовская битва) – непонятно. Никаких упоминаний об их существовании, кроме картинок по запросу в Google, найти не удалось.

А вот в начале апреля проскочила новость о выходе игры Samurai Battles, совместном проекте Кривенко и известного игродела Ричарда Борга. По слухам, игра будет включать два набора правил: Art of Tactics и Commands & Colors, соответственно от «Звезды» и от Борга. Это, правда, уже совершенно другая игровая механика, и заменой «Сёгуну» эту игру считать не стоит, но, по крайней мере, тематика средневековой Японии не забыта, что радует.

Да, кстати, «Эпоха Битв» интересна еще и тем, что к ней было выпущено несколько наборов замков и крепостей, от простого деревянного форта до замка Ланселота, а также различные машины для штурма этих самых замков – таран, осадные лестницы, катапульта, баллиста. Просто подарок для всех любителей исторической тематики, особенно если учесть тот факт, что правилам штурма крепостей в механике «Эпохи Битв» уделено особое внимание.

Второй (из известных, по крайней мере) попыток завоевать рынок варгеймов стало появление в феврале 2002 года на ярмарке игрушек в Нюрнберге наборов «Королевская пехота» и «Проклятый легион». Как вы уже догадались, речь пойдет о фэнтэзийном варгейме «Кольцо Власти» (Ring of Rule).

Если «Эпоха Битв» оперировала историческими миниатюрами и являлась вполне логичным развитием идей отцов-основателей «Звезды», то «Кольцо Власти» замахнулось на классическое фэнтэзи и масштаб в 28 мм. Насколько сильным было при этом влияние Warhammer FB, сказать сложно — в конце-концов, не Вахой единой жив фэнтэзюшный варгейм. С другой стороны, кроме Вархаммера других похожих игр того периода в голову как-то и не приходит. С третьей стороны мир и войска «Кольца» на вархаммеровские и не похожи вовсе. А с четвертой стороны миниатюры были выполнены в масштабе 28 мм, и в общении с представителями «Звезды» нет-нет, да и проскакивало гордое «А еще миниатюрами Кольца Власти можно и в Вархаммер играть!». Так что мнений может быть много. Но одно очевидно: изначально точной кальки с Warhammer’а не планировалось, а разработчики подошли к созданию игры весьма ответственно, хоть и немного по-любительски.

* * * 

Первыми наборами «Кольца Власти», появившимися на прилавках, были отряды Проклятого Легиона и королевской Пехоты, содержащие по двадцать фигурок, включая командиров, знаменосцев и музыкантов, флаги и декали на щиты, а также собственно стартер «Возвращение Проклятого Легиона», в который входили оба этих набора, книга правил и вышеупомянутая повесть. Все миниатюры были (и планировались изначально) исключительно в пластике, что накладывало некоторые ограничения на качество литья, но, в общем и целом, смотрелись они вполне прилично. 

Очень быстро линейка миниатюр пополнилась наборами артиллерии для обеих сторон, бессовестно использующими осадные орудия «Эпохи Битв», а самое главное – наборами героев: «Боевой маг», «Некромант», «Берсеркер» и их расширенными версиями «Кольцо Власти» и «Кольцо Смерти». Фигурки страдали не слишком высокой детализацией и невысокой склонностью к конверсии, но было в них что-то такое… что-то такое уютное, детское, что заставляло принимать их такими, какие они есть. Маги в островерхих широкополых шляпах, могучие скандинавского вида берсеркеры, некроманты в развевающихся дорожных плащах, казалось, пришли откуда-то из сказок. В них не было жесткости, пафоса и брутальности Вархаммеровских бойцов, и это шло игре на пользу. А масштаб в 28 мм и вправду позволял использовать миниатюры при игре в Warhammer, правда, больше для тестирования реальных расписок или для ознакомления с правилами, чем для участия на турнирах или в крупных мероприятиях. 

Магия, кстати, изначально занимала в системе «Кольца Власти» отдельное и далеко не последнее место. В отличие от Вархаммера, армии здесь могли включать не одного-двух, а гораздо больше магов, превращая игру порой в захватывающий магический поединок. Правда, насколько хорошо это было для баланса, сказать сложно. Наверное, не очень. 

* * *

После некоторого затишья, во время которого «Звезда» оценивала реакцию покупателей, вышли наборы «Дракон» и «Тролль», вводящие в игру больших чудовищ. Дух сказочности эти наборы сохранили прекрасно, хотя конвертить их было практически невозможно без глобального вмешательства модельного ножа и зеленки. 

В январе 2003 года «Звезда» запустила сразу два параллельных проекта – журналы «Стендовый моделизм» и «Военные игры и миниатюры». Оба издания отличались качественной полиграфией, приемлемой ценой и довольно приятным содержанием. «Моделизм», как ясно из названия, больше ориентировался на выпускаемые «Звездой» модели техники, а вот «Военные игры» помимо анонсов новых наборов «Звезды» и Italeri в масштабе 1:72, могли похвастаться довольно интересными статьями на историческую тематику, а также советами по покраске и изготовлению террейна. Материалы в «Играх» примерно поровну делились между «Эпохой Битв» и «Кольцом Валасти», причем второе со временем стало заметно доминировать. Особенно порадовало то, что в каждом номере журнала можно был найти минимум один бэттл-репорт, а в последнем, пятом, даже была размещена большая статья с описанием кампании по «Кольцу Власти», содержащая, помимо прочего, красивую и весьма подробную карту восточных земель Ронстада.

К сожалению, журнал продержался на плаву не очень долго – за два года вышло всего пять номеров, но память о себе они оставили весьма приятную, а главное – стабильно, пусть и немного малоэффективно, выполняли для «Кольца Власти» и «Эпохи» примерно ту же роль, которую для Warhammer'а играет сейчас White Dwarf – реклама + поддержка игровой системы. 

В феврале 2003 года на игровые столы массово вышли орки Мергона, быстро обзаведшиеся вождем, шаманом, кавалерией и артиллерийским ящером. В отличие от рисунков на коробках, их пропорции оставляли желать лучшего: «Звезда» явно хотела сделать их крупнее обычных людей, но при этом сохранить стандартные 20-мм подставки. В результате получились массивные атлетические тела, стоящие на маленьких кривеньких ножках. Впрочем, это их не портило. Помимо обычных орков, вооруженных дубинами и копьями, в набор входил также знаменосец, похожий на бронированного средневекового рыцаря, барабанщик с прической «а-ля флинстоуны», а также первые «звездовские» сиськи – орочья воительница. Кстати, весьма приятная во всех отношениях модель. 

Нападали орки боевым построением «лавина», что мне очень импонирует. В мире Вархаммера было логично, когда плотным строем на врага шла Имперская пехота, приученные за века мертвяки или дисциплинированные от природы эльфы. Но когда, словно на параде, к противнику ровными рядами топали орки, скейвены и, особенно, демоны Хаоса – мне хотелось гомерически смеяться. Кхорнатики, которые по своей природе должны нестись вперед с визгами и воплями, стремясь поскорее схлестнуться с противником, ну никак в моем понимании не могли ходить, держась за ручку. В общем, этот технический момент орков мне глубоко симпатичен.

В целом зеленокожих постарались сделать отличными от других рас не только внешне. Роль артиллерии у них выполнял специально обученный ящер, вместо магов – шаманы, и их было всего три вида. В общем, армия получилась самобытной и в меру интересной. 

А затем вышел лучший из наборов «Кольца Власти» — «Зомби». Живые мертвяки, явно раньше бывшие королевскими пехотинцами, смотрелись великолепно, имели отличную детализацию и разнообразие поз, и по праву могли заменить приевшихся ваховских зомбей в армии вампиров без боязни быть забаненными даже на турнире. Они также стали настоящей находкой для поклонников «Мордхейма», разве что размером были немного меньше типовых фигурок 28мм. 

На этом красивая сказка закончилась, и начался жесткий трэш. Вышедшие четвертыми чудовищные рахитичные эльфы с нелепыми позами вызывали какие угодно мысли, кроме мыслей о прекрасных жителях лесов. Впрочем, если учесть, что главенствующие позиции в армии эльфов занимали женщины, вполне можно допустить, что самые красивые эльфийские мужчины прохлаждались в гаремах. А страшных и неказистых гнали в качестве мяса на войну. Единственное, что было хорошего у этой расы – это пегасы. Они обладали отличнейшими крыльями, которые с радостью приобретали хозяева сорокатысячных армий Сестер Битвы и разномастных Ангелов. 

В середине 2008 года «Звезда» снова вспомнила про «Кольцо Власти» и попыталась на волне старой популярности заработать еще немного денег. На прилавки поступили новые наборы со старыми миниатюрами. Каждый набор представлял собой отдельную самостоятельную игру в мире Мергона. «Турнир чародеев» описывал меряние удавами между магом, некромантом, шаманом орков и эльфийской волшебницей. «Охота на тролля» описывала интересный эпизод из жизни несчастных эльфийских охотников, столкнувшихся с троллем и не сумевших от него убежать. Успех данных наборов был весьма и весьма сомнительным. 

Вскоре «Звезда» официально объявила о закрытии «Кольца Власти», отдав его в руки энтузиастов. Судя по сайту игры, энтузиастов до сих пор не нашлось.

Что мешало довести игру до ума, посидеть над миниатюрами чуть подольше, отшлифовать механику и проработать мир? Какие-то кадровые перестановки в команде разработчиков? Отсутствие финансирования? Или то, что для г-на Кривенко такого рода проекты не являются приоритетными, а значит, их можно забросить на полпути, выдоив определенное количество прибыли и не опасаясь каких-то крупных финансовых потерь? Очень похоже, что последнее.

Подтверждением этому может служить третий блин, «Звездный десант». Варгейм о сражениях в относительно недалеком будущем, когда человечество после кровопролитной междоусобной войны вышло в космос и начало колонизацию новых миров.

Стартовал проект довольно мощно.  Еще на этапе создания чувствовался основательный подход разработчиков, выдающий желание сделать качественный продукт. Все без исключения модели после дизайнерских набросков подвергались компьютерной обработке, что на выходе давало довольно впечатляющую детализацию и гарантировало хорошую стыковку деталей. Для работы над иллюстрациями был привлечен известный в определенных кругах художник Роман Папсуев. Мир игры был проработан не просто «От тута у нас люди, от тута их враги, а от тута бдыщь, пыщь, ололо бешельме шайтанама из глубокого космоса» — его история была прописана на протяжении нескольких столетий, давая игрокам представление не только о том, почему у солдат разные значки на доспехах, но и поясняя, что они из себя представляют, из-за чего сражаются и как вообще к этому все пришло. Конечно, до масштабов Вархаммера 40.000 (что поделать, от сравнения с продукцией Games Workshop никуда не деться) тут далеко, но зато логики и здравого смысла немного побольше.

Собственно, история «Звездного Десанта» начинается еще в наше время, в недалеком будущем, когда на рубеже XXI — XXII веков кто-то где-то нажал на кнопочку, ракеты с красными шапочками понесли пирожки бабушкам, дедушкам, волкам, охотникам, просто работавшим на полях крестьянам – в общем, всем, кто подвернулся под руку. По идее, после такого обмена любезностями, солдаты «Звездного Десанта» должны были бегать с BB-gun'ами и охранять караваны от нападений супермутантов, попутно разыскивая способ запустить в море танкер, но не сложилось. Человечество выжило.

* * *

Некоторое недоумение, правда, вызывает масштаб миниатюр. Разработчики везде с гордостью заявляли, что миниатюры выполнены в масштабе 1:48. Зачем они выполнены в таком непонятном масштабе – никто не пояснял. Наверное, такой, чтобы избежать ехидных вопросов, типа «А миниатюрами Звездного Десанта можно играть в Warhammer 40.000?». Впрочем, увеличенный размер моделей позволил добиться весьма приличной детализации, которой частенько не хватало «Кольцу Власти», и это, несомненно, большой плюс. 

В целом, модели вызывают скорее положительные эмоции, хотя форсеры выглядят куда привлекательнее ушастых солдат Диктатуры. На литниках много занятных мелочей и деталей, а летающие шарики-спутники наверняка вызвали неподдельный интерес у многих игроков как своим внешним видом в целом, так и перспективами конверсий. 

Более крупные наборы, типа Биотанка «Зверь», рассмотренного подробнее в одном из предыдущих номеров журнала, в количестве запчастей проигрывают, обходясь парой вариантов комплектации, но зато интересны сами по себе. 

Но основную ценность в «Звездном Десанте» представляют собой наборы террейна, типа Сторожевой башни или действительно впечатляющих Звездных врат. Такие вещи могут занять достойное место на любом игровом столе, на котором будут отыгрываться сражения далекого и не очень будущего.

Механика «Звездного Десанта» в принципе стандартна для игр, в которых на столе действуют небольшие подразделения. Внимательный читатель сможет без труда обнаружить в правилах торчащие уши Вархаммера 40.000, хотя некоторые идеи были явно переосмыслены и скорректированы в лучшую сторону – например, расстояние между моделями одного отряда. 

А вот что действительно было нововведением – так это единовременность хода и раздача войскам приказов. 

Весь ход разделен на четыре этапа: 

1) Начало хода – определяется последовательность хода, убираются убитые в предыдущий ход модели и т.д. 

2) Приказы – каждый игрок тайно делает пометку на карточке отряда о том, какие действия этот отряд будет выполнять: атаковать, защищаться, перемещаться, и какая у него на этот ход будет инициатива. Количество доступных очков инициативы зависит от размера армий или договоренности между игроками. 

3) Исполнение приказов — все карточки отрядов вскрываются, и отряды действуют в соответствии с приказами и инициативой. 

4) Ближний бой – веселый мордобой между теми бойцами, которые, как в анекдоте, «протеряли автомат, пистолет, каску, нож, саперную лопатку и нашли второго такого же красавца на поле боя». 

В принципе, схожая система использовалась когда-то давно в ранних редакциях Warhammer 40,000 – армия Адептус Механикус собиралась из роботов, которых надо было программировать заранее на выполнение различных действий.

Как и с «Кольцом Власти», в развитии игры наблюдался подъем, активность – выходили новые наборы, проводились конкурсы по покраске, сайт заполнялся художественными текстами фанатского и не очень авторства, в анонсах говорилось про тяжелую пехоту, технику, новые модели Химер… 

А потом в «Звезде» опять что-то куда-то ударило, и 10 января этого года на сайте «Звездного Десанта» появилось такое вот сообщение: 

«Уважаемые поклонники игровой системы «Звездный десант» и просто любители миниатюрок и военных игр, компания «Звезда» с сожалением заявляет, что игровая система «Звездный Десант» объявляется закрытой. 

Многие знают, что мы давно приостановили работы над данным проектом. Сейчас мы официально сообщаем, что никаких работ по «Звездному десанту» больше производиться не будет. Заявленные ранее, как наборы, так и редакции правил, отменены. Сейчас мы распродаем остатки, и возобновлять производство не будем. Благодарим всех поклонников «Звездного десанта», за то, что оставались с нами в течение жизни проекта, надеемся на ваше понимание».

И все. Ни причин, ни объяснений. Конечно, для тех, кто рассматривал «Десант» исключительно как набор битса для оформления террейна, эта новость не значит ничего. Но у игры могли появиться свои поклонники, и вот такое вот «Мы забили. Всем спасибо за внимание» лично я рассматривал бы как банальное неуважение к потребителю.

В чем дело на этот раз? Еще одна смена состава разработчиков? Ошибка аналитиков, переоценивших прибыль? Или еще один эксперимент г-на Кривенко, не имевший будущего с самого начала и служивший лишь для обкатки вариантов зарабатывания денег и маркетинговых ходов? 

Кстати, складывается ощущение, что при выборе названий обеих игровых систем – и «Кольца Власти», и «Звездного Десанта» — создатели или решили не напрягаться, или сознательно подобрали названия, затрудняющие поиск информации в Интернете. 80% ссылок по запросам ведут к либо к Средиземью и кольцу всевластья, либо к жукам-пришельцам и творчеству Р. Хайнлайна, включая обе части одноименной компьютерной игры. Такой вот своеобразный easter egg. 

Четвертый и последний на сегодняшний день шаг в сторону варгеймов от «Звезды» — это новая военно-историческая настольная игра «Великая Отечественная. Лето 1941». 

В принципе, «Звезда» с самого начала занималась техникой, в том числе военной, а набор солдатиков и вовсе был первым, выпущенным компанией, так что появление настольной игры на тему Великой Отечественной выглядит вполне закономерным явлением. Немного странно только то, что такая игра не появилась раньше, под масштаб 1/35, но, с другой стороны, использование техники в ней потребовало бы игрового пространства размером с целую комнату, не говоря уже про ценник на модели, что, конечно, изрядно снизило бы количество потенциальных покупателей. 

Первые попытки познакомить покупателей с новой игрой нельзя назвать «робкими». Весной 2011 года на прилавках газетных киосков и книжных магазинов появились набиравшие тогда популярность журналы с приложениями. Комплект из шести листов, двух отрядов, листа с выдавливаемыми гексами, кубика и оранжево-черной патриотической ленточки назывался «Великие победы» и был целиком и полностью посвящен Великой Отечественной войне. На его страницах читатели могли найти не только небольшие, но емкие описания видов военной техники и вооружения, но также почитать про героические подвиги, совершенные в годы войны. А кроме всего прочего, каждый номер содержал кусочек правил новой игры. 

Выждав полгода и хорошенько подогрев интерес покупателей, осенью «Звезда» выпустила на прилавки саму игру «Великая Отечественная. Лето 1941». А параллельно с этим, на международной выставке в Эссене появилась такая же коробка, но с названием «Barbarossa», таким образом, показав, что «Звезда» повзрослела достаточно для того, чтобы продвигать собственную продукцию за рубеж.

Игровую систему можно назвать простой. Освоение базовых правил занимает очень мало времени, что явно намекает на доступность игры для детей (на коробке и значится, кстати «10+»). Суть их проста и незамысловата: игроки составляют армии из отрядов, каждый из которых имеет свою стоимость. В этом игра мало отличается от любого другого варгейма. В качестве поля боя используется выложенная из гексов различного типа местность. После расстановки всего этого на поле боя можно начинать сражение. 

К каждому отряду (входящему в стартовый набор или купленному дополнительно) прилагается двухсторонняя карточка, содержащая все сведения о нем, включая тип отряда, скорость его перемещения, атакующие способности и доступные для выполнения приказы. Что-то такое было использовано в «Звездном десанте» и, похоже, он послужил своеобразным полигоном для обкатки идеи с карточками. В «Великой Отечественной», кстати, вовсю используется завуалированный принцип «камень – ножницы – бумага»: отряды отлично проявляют себя против одних противников, но пасуют и ничего не могут сделать с другими. Ну, то есть могут, но при очень большом везении. 

Как и в «Десанте», ход здесь общий для обоих игроков. Он состоит из нескольких фаз: 

1) Отдача приказов. Все начинается с определения того, что войска будут делать в свой ход. Все приказы отдаются тайно, пометки об этом делаются на карточках отряда. Приказы у каждого подразделения отличаются, а их количество как раз и делает игру разнообразной и многогранной. 

2) Радиоперехват. Возможность узнать, какой приказ отдал противник своему отряду, и скорректировать после этого свои собственные приказы. 

3) Выполнение приказов. Собственно, выполнение того, что задумали полководцы – оба игрока одновременно вскрывают карточки отрядов, показывая отданные ранее приказы. Но, в отличие от «Десанта», здесь нет очков инициативы – очередность выполнения приказов определена правилами (первым выполняется приказ «Оборона», за ним – «Огонь на подавление», затем – просто «Огонь» и т.д.). В принципе, это отображает реальную скорость, с которой отряды могут выполнять какие-либо действия и готовность отрядов реагировать на действия противника. 

4) Тест на стойкость. Проверяется моральное стояние отрядов, находившихся под огнем – не побегут ли, не спрячутся ли в ужасе? 

Собственно, это все. Остальное – это правила передвижения и стрельбы (не слишком сложные и рассчитываемые по табличкам на карточках), спецправила различных видов ландшафта и сами приказы, которых с учетом трех основных («оборона», «огонь на подавление» и «огонь») насчитывается примерно пять десятков. Поэтому начинать играть лучше одним-двумя отрядами, а освоив и изучив их возможности – переходить к новым. 

Система получила официальное название Art of Tactics, и, похоже, будет активно применяться в будущих играх от «Звезды». Во всяком случае, в совместном проекте Кривенко и Борга «Samurai battles», упомянутом выше, будет использоваться именно она. 

Кстати, насчет видов войск. В игре их много. Очень много. Поднаторев в крупномасштабных моделях военной техники, «Звезда» без особых трудностей перешла на более мелкие, сделав их, ко всему прочему, собираемыми без использования клея. Все, вплоть до тонюсенькой пулеметной треноги, плотно вставляется в соответствующие пазы и держится. Хотя совсем уж тонкие элементы, типа самолетных хвостов, делают это на честном слове. Впрочем, никто не мешает собрать все с клеем и покрасить как полноценную модель – игра от этого только выиграет. 

В этот раз «Звезда» не стала изобретать велосипед, воспользовавшись проверенным временем и хорошо зарекомендовавшим себя масштабом 1:72. Правда, в нем выполнена только пехота. Чтобы техника умещалась на гексах, ее пришлось слегка подправить (танки и автомобили выполнены в масштабе 1:100, самолеты – 1:144), но, учитывая тот факт, что это абстрактный, а не коллекционный варгейм, фигурки здесь – всего лишь приятное дополнение, а не самоцель. По сути, их можно было без особых проблем заменить картонными квадратиками или деревянными фишками с соответствующими рисунками, но тогда игра внешне мало отличалась бы от классических варгеймов, которых за границей немало. А так «Звезде» удалось, по крайней мере теоретически, убить сразу двух зайцев: привлечь к игре внимание и любителей настольных игр, и любителей миниатюр. 

В 2011 году, кстати, «Великая Отечественная» получила сразу два приза от двух независимых экспертов: российская премия в области настольных игр «ТЕСЕРА-2011» присудила игре первое место в номинации «Военная игра», и первое же место досталось ей в конкурсе «Инновационная игрушка 2011», который проходил в рамках выставки «Игрушка-2011». 

Заключение

По идее, оно должно быть в любом тексте – примерно как салат оливье на празднике: вроде как все уже сказано, и все уже разошлись, а салат остался, как логичное завершение вечера и приятный подарок на утро. 

Скажем пару слов и мы.

«Звезда», безусловно, единственная в своем роде компания на территории, пожалуй, всего постсоветского пространства. Мало кто выпускает хорошие модели и миниатюры, еще меньше людей смогли превратить это в прибыльный бизнес. «Звезда» смогла, за что ей хвала и почет. 

Да, у нее бывают довольно странные проекты и, мягко говоря, вызывающие недоумения решения по уже существующим играм, но, если трезво поразмыслить – все они, скорее всего, обоснованы, а постоянно улучшающееся качество моделей (сравните хотя бы ранние наборы «Эпохи Битв» и последних солдатиков «Великой Отечественной») вполне компенсирует эти управленческие недостатки. 

Мы не коснулись здесь настольных игр и локализаций, потому что для компании они – еще более проходной товар, чем варгеймы, да и рассчитаны они в большинстве своем на младший и средний школьный возраст. Хотя и здесь есть интересные экземпляры, но они – скорее исключения, чем правила. 

«Звезду», конечно, есть за что поругать, но гораздо больше есть того, за что ее можно похвалить. И очень хочется надеяться, что в дальнейшем негативных отзывов о ней будет еще меньше.

12 комментариев

  1. martinyman

    Очень было интересно прочитать! Весьма познавательно! Всяческих успехов и процветания «Звезде».

  2. wargazzm

    ВОт нет чтоб «всяческих успехов и процветания журналу» :))))

  3. monstrichec

    В статье не отражен мощный пласт «Эпохи битв» — наполеоника. Хоть и сама игровая система совместно с античностью и среденевековьем благополучно заглохла (по тому же сценарию: бодро взялись и по-тихому, без объяснения причин соскочили), но наборы фигур отличного качества выходят до сих пор. Правда, линейку наборов сильно подсократили в пользу «Великой Отечественной», но оно и понятно: даже трехсотмиллионный оборот не позволяет разбрасываться. Все-таки поклонников наполеоники достаточно много и они ждут и верят в «продолжение банкета»

  4. wargazzm

    monstrichec:

    Наполеоника — это тема для отдельной, полноценной статьи, с историческим экскурсом и т.д.
    Думаю, что журнал Стратагема вполне смог бы такую написать — это их тематика гораздо в большей степени, чем наша. ))

  5. Leks

    Стратагема в свое время сделает статью по Наполеонике от Звезды, у нас есть товарищи, кто сможет это качественно и со знанием дела написать:)

  6. Илья

    Пара поправок(дополнений) по тексту…
    В Эпохе битв было два больших стартера на японскую тему, стоило это указать.
    Звезда далеко не единственный на постсоветском пространстве производитель отличных моделей, украинские MasterBox и MiniArt раньше были намного лучше Звезды, которая только в последние пару лет сровнялась (а кое-где и обошла) их по качеству.

  7. Ильшат

    интересные факты и главное интересный обзор

  8. DedoK

    «С точки зрения современного ребенка, ассортимент игрушечных магазинов того периода был, мягко говоря, уныл и печален. С точки зрения современного взрослого, в котором ребенок того времени еще не окончательно выцвел и полинял, на полках тогдашних магазинов был целый мир. И плевать, что солдатики были плоские и все в одной позе, танки тоже плоские, а самолеты лишь отдаленно похожи на реально существующие и… правильно, тоже плоские. Все равно это было лучше того кислотно-пластмассового кошмара, которым забиты магазины сейчас.

    Со сборными моделями дело обстояло еще хуже – нормальные модели привозились из-за рубежа и стоили немалых денег, заставляя тогдашних коллекционеров скрупулезно планировать свой бюджет. Моделизм был элитным хобби для избранных.»

    НЕСОГЛАСЕН, во поводу плоскости, была отличная металлическая, военная техника в разных масштабах удобная для игры, были классные солдатики(викинги, римляне , индейцы, ковбои, пираты) классная детализация. Про сборные модели, их было много, не совсем качественные, обычно это проявлялось только на крупных деталях физюляжей и корпусов, составные части либо образовывали щель между собой либо расходились по краям, всё лечилось заматыванием резинкой или прищепками.

    Далее ЦЕНА, не нужно врать про недоступность, как раз в 90-е мы покупали вертолётики Ерокез, склеивали, начиняли их порохом и привязав к бельевой верёвке поджигали… вам понятно из наших поступков сколько они стоили? качество длинна вертолётика была сантиметров 20, детализация не хуже чем то что сейчас продают, так же инквизиции был подвержены модели Сикорского(транспортный,амфибия) и один самолёт Мираж, но в другом масштабе. Я уж не говорю о Каретах которые Дилижанс , Фаетон, и ещё что то там такое, но у них детализация была по примитивнее..да

    что же сейчас? выбор купить радиоуправляемый джип или вертолёт или тот же танк или кусак пластмассы?

    не нужно строить из себя добродетелей, зарабатываете деньги радуйтесь на здоровье, но моделизм как раз именно сейчас стал «хобби для избранных».

  9. Pirx

    Не очень было в СССР с солдатиками, мягко говоря. Выбор небогат. Много скучных плоских (типа классических). Много ворованых (те же ковбои-викинги-пираты). Жить было можно, но без азарту. Резиновые ГДРовские и гонконговские нелегальные клоны матчбокса и иже с ним ценились выше.
    В общем, не так плохо, как с боардгеймами, но не айс.

  10. Qwerty

    Pirx :
    Не очень было в СССР с солдатиками, мягко говоря. Выбор небогат. Много скучных плоских (типа классических). Много ворованых (те же ковбои-викинги-пираты). Жить было можно, но без азарту. Резиновые ГДРовские и гонконговские нелегальные клоны матчбокса и иже с ним ценились выше.
    В общем, не так плохо, как с боардгеймами, но не айс.

    будучи ребенком, играл в различных солдатиков советского производства активно и с азартом. о какой скуке идет речь — понять затрудняюсь. фантазия ребенка устроена таким образом, что он с любыми солдатиками будет играть с интересом. и, более того, чем круче и навороченнее игрушка — тем скучнее она будет для ребенка (первое время — восторг, но он очень быстро перегорает) в перспективе, ибо применения фантазии нету — ребенку не приходится ничего додумывать самому, игрушка все делает за него.

  11. Pirx

    Не знаю, как у вас, а у нас в компании солдатики были основным объектом для игр вплоть до старшей школы. И если ребенку трех-шести (? ну, восьми) лет и могло быть достаточно советского ассортимента, то дальше его становилось мало и хотелось еще.
    Может, дело в том, что разным детям нравятся разные игрушки. Моим детям (по крайней мере пока) солдатики довольно-таки фиолетовы. Ну так, приложение к машинкам ::)

  12. Zugi

    А у меня рядом с домом свалка была. Солдатиками служили колпачки от одеколона, как-то высыпанные самосвалом. С техникой подфартило лучше, какая-то фабрика свалила бракованную пластиковую военную технику. Комбинируя, удалось собрать неплохой бронепарк, с запасными частями и боеприпасами. Все это было неплохим дополнением и к индейцам из Германии, и к разнообразным отечественным плоским солдатикам. Единственное, не раз ездил в магазин Зенит на Сокольниках, поглазеть на полный набор металлической военной техники. У меня только пару машинок было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑