Не так давно стараниями компании GaGa Games на русском языке вышла настолка «Волшебные ключи». Это детская игра для компании от 2 до 4 человек с недолгими партиями в пределах 30 минут. В ней игроки отправляются в путешествие по сказочному королевству в поисках волшебных ключей, способных открыть сундучок с сокровищами.

И, на минуточку, это не просто очередная игрушка среди множества прочих, а победитель престижной немецкой премии «Игра года» (Spiel des Jahres) в 2024 году. Давайте же посмотрим, что это за ключи такие, и где в них волшебство.

О компонентах

В коробке с игрой обнаруживается довольно много всякого и неожиданного. Первое – это игровое поле. В отличие от привычных полей в настольных играх, которые выкладываются на стол, это поле размещается прямо внутри коробки. Второе – прямо в это поле втыкаются картонные компоненты, так что прямо на нём возникает сказочный замок и некое подобие сада. Третье – это пластиковый сундучок с сокровищами, в роли которых выступают пластиковые кристаллики. Сам сундук при этом вполне функционален, с откидной крышкой, да ещё и закрывается на замок. Четвёртое – целая куча разноцветных ключей для сундука. Ну и ещё до кучи тут есть фишка игроков, которая ходит по игровому полю, а также три шестигранных кубика с нестандартными значениями на гранях.

Компоненты более чем нестандартные. Особенно поражает сундучок, который скорее полноценная игрушка, нежели чем составляющая настольной игры. Да и ключи к нему тоже очень даже необычны, тем более, что некоторые из них открывают сундук, а некоторые – нет (а выглядят при этом все они абсолютно одинаково, и в игре это важно). Вот это вот поле с замком, фишка, кубики, сокровища – всё очень высокого качества. Впрочем, пожалуй, в играх для детей именно так и должно быть. Ведь настолка как минимум должна привлекать внимание своим внешним видом, чтобы ребёнок сразу захотел её потрогать. И с этим у «Волшебных ключей» всё в порядке.

О правилах

«Волшебные ключи» предлагают несложный и понятный процесс. Тут нужно ходить фишкой по игровому полю, собирать различные ключи и пытаться открыть ими сундучок, чтобы разжиться оттуда сокровищами. Цель игры – набрать нужное количество кристалликов. Кто это сделает первым, тот и победил.

Всё начинается с подготовки. На игровом поле нужно разместить все разноцветные ключи. Помните, что оно выкладывается прямо на коробку с игрой? Это потому, что ключи от сундука втыкаются прямо в поле. Под ним же в коробке пустота, вот они удобно и размещаются. При этом само поле – это просто линейка из клеточек от старта до финиша, состоящая из участков 4 цветов. Сперва идёт фиолетовый сектор с фиолетовыми ключами, потом синий – с синими, затем зелёный и жёлтый. Наконец, на финише ждёт самый ценный, золотой ключик.

Как только все ключи расставлены по своим местам, можно делать первый ход. Для этого надо взять все три кубика и бросить их. На кубиках есть числовые значения от 1 до 4, а также грани с символом месяца. Месяц – это неудачный бросок, кубы с такими значениями теряются, а вот среди чисел игрок может выбрать понравившееся и передвинуть фишку по полю. После перемещения нужно сделать выбор. Можно взять ключ или продолжить движение.

Взять ключ – это значит вытянуть его из игрового поля и попытаться открыть им сундук. Вот прям берём, вставляем в замочную скважину и пытаемся провернуть. А дальше интрига! Либо крышка распахивается, либо остаётся неподвижной. Открывшийся сундук означает добычу. В этом случае игрок получает из него алмазики, а сам ключ торжественно водружается на стену замка. Если же сундук не открылся, увы, это неудача. В качестве поощрительного приза у игрока остаётся нерабочий ключ (в последующем его можно будет сдать, чтобы перебросить кубики при неудачном броске).

Неважно, чем закончился ход игрока, получил ли он алмазы или добыл ключ, который не может открыть сундук. В любом случае фишка откатывается на стартовую клеточку игрового поля, и следующий игрок начинает движение с самого начала. Так продолжается, пока кто-то не наберёт определённое число сокровищ. Как только это произошло, этот игрок объявляется победителем. В реальном времени на партию уходит где-то 15-20 минут.

О впечатлениях

Перед нами довольно-таки простая игра, в основе которой лежит механика «испытай удачу». Смотрите, сперва мы бросаем кубики, на которых может выпасть что-то хорошее или не совсем, а потом получаем ключ, который может подойти к сундуку, а может не подойти. Вроде бы всё просто, и в своей основе игру можно было бы сделать не столь богатую на компоненты.

По сути вся вот эта атрибутика, ключи, сундук, сокровища, их вполне можно было бы заменить какими-нибудь жетончиками. Раскладываешь их по игровому полю, остановился на клеточке с жетоном, если решил не идти дальше и взять сокровище, просто переворачиваешь жетон и смотришь, что там на обороте – пустота или какие-то алмазы. Но, конечно, с жетонами не было бы такой интриги, как с сундучком. Когда ты сперва берёшь ключ, потом вставляешь его в скважину и с замиранием сердца пытаешься провернуть: откроется или нет!

В общем, тут, фактически игрушка в игре. Самый настоящий сундучок. Крышка открывается и закрывается, держится на магните. Ключи, истинные и ложные, которые визуально друг от друга не отличишь. Ну и сокровища, пластиковые кристаллики, которые в самой игре как будто бы вообще и не нужны и служат исключительно для подсчёта очков. Конечно же всё это потому, что игра в первую очередь детская. И надо сказать, что в целевую аудиторию такое решение попадает. Конечно же ребёнку как минимум будет интересно пощупать этот сундучок, открывать его разными ключами, перебирать пальцами кристаллы-сокровища. Ну и на фоне всего этого заодно и в игру можно втянуться.

Вот этот вот налёт игрушечности в совокупности с механикой перемещения на кубиках и получения случайного ключа могут натолкнуть на мысль о том, что как будто бы при таком раскладе для решений игроков пространства почти не остаётся. Но это не совсем так. Очевидное решение, которое нужно принимать игрокам – это что делать после броска кубика. Брать ключ или идти дальше.

И тут есть нюансы. Первое – несмотря на то, что основная механика в игре – это «кинь-двинь» (мы бросаем кубик и двигаем фишку), небольшой выбор есть уже на этом этапе. Бросать надо 3 кубика, после чего выбрать один из выпавших вариантов и тогда уже двинуть фишку.

Второе – не все ключи одинаково полезны. В первой половине поля можно найти фиолетовые и синие, они приносят лишь по 2 сокровища. Далее идут зелёные и жёлтые ключи, они дают по 3 и 4 сокровища соответственно. Наконец, если пройти всё игровое поле, в финале ждёт золотой ключик. В отличие от всех прочих ключей он гарантированно открывает сундук и приносит 5 сокровищ.

Вот и получается, что бросил ты кубики, а дальше думай. Можно остановиться и взять ключ, до которого удалось дойти, а можно попытаться сделать ещё шаг в надежде заполучить более выгодный ключик. Но тут есть и риски. Если на кубиках выпадут исключительно «месяцы», ты не получаешь вообще ничего. В общем, перед игроками на регулярной основе встаёт выбор между синицей в руках и журавлём в небе.

А ещё тут по 5 ключей каждого цвета и заранее известно, что в каждом цвете 2 ключа ненастоящие, ими сундук не открывается. И как только какие-то ключи разобраны с поля, выясняется, что ключи разных цветов отличаются не только наградой. В каждом цвете ещё и могут быть разные шансы на успех.

Смотрите, если с поля уже ушли 2 синих ключа, и оба оказались ложными, значит в игре остаются 3 синих ключа, и каждый из них гарантировано даёт 2 сокровища. А если из зелёных ключей забрали один настоящий, значит на поле их осталось 4, 2 настоящих и 2 ложных. Вот и выбирайте, забрать синий ключ с шансом 100% получит 2 сокровища или взять зелёный в надежде на 3 сокровища, но тогда шансы на успех всего 50%. Ну и всегда остаётся вариант бросать кубики до упора в надежде дойти до конца поля и взять золотой ключик, который точно даст максимальное количество сокровищ.

В общем, решения в игре есть. Правда, бывает и так, что в какой-то ход их всё равно не будет. Напомним, тут же всё начинается с броска кубиков. А, значит, обязательно случится так, что будут неудачные броски. Скажем, бросили, а там все месяцы. Всё, конец хода (правда, если так случается при самом первом броске, фишка телепортируется на середину поля и можно бросать кубики дальше). Или, скажем, есть у вас нерабочий ключ, сдали его, чтобы перебросить кубики, а там снова 3 месяца. И всё, ничего не сделаешь. Или, скажем, после броска кубиков у вас есть варианты на выбор, но куда бы вы не пошли, ключей там уже нет. Так что и решение очевидно – просто бросаем кубики дальше. Тем не менее, для игры на 20-30 минут, это вещи нестрашные.

Чего в игре точно нет – это взаимодействия игроков. Каждый игрок тут существует сам по себе. Вот это вот, то, что происходит в чужие ходы: откатываем фишку на старт, бросаем кубики, получаем сокровища, никак на тебе не сказывается. Ну, разве что на общем поле остаётся меньше ключей. Так что в плане взаимодействия есть только вот такой, косвенный фактор. Но, опять же, с учетом быстрых партий и целевой аудитории, и без этого «Волшебные ключи» работают вполне себе хорошо.

Заключение

«Волшебные ключи» — хорошая детская игра. Яркая, привлекательная и, нельзя не признать, увлекательная. Она цепляет нестандартными компонентами и оформлением, и, что очень важно, механики тут не примитивные. Ну и сундучок – просто выше всяких похвал. Детям точно понравится и играть, и играться с компонентами. Такое можно смело рекомендовать. Ну и Spiel des Jahres просто так, всё-таки, не выигрывают.