Зомби-апокалипсис сегодня: живые мертвецы в настольных играх

Читатель блога Артем Платонов задался вопросом: почему на рынке так много игр с зомби-темой? И тут же на этот вопрос попытался найти ответ, который, кстати, лежит за пределами нашего хобби. 

В интернетах время от времени, как очаги инфекции, вспыхивают центры попаболи «ожившие мертвецы достали!» и «миня от зомби аж трисёт!!!1». Не обошло это явление и настольный мир: вы без труда вспомните пару-тройку знакомых настольщиков, которые скривят лицо только потому, что у игры зомби-сеттинг.

Перефразируя один из вконтактик-мемов («почему он мне не звонит? ((»), зададимся вопросом – «почему они до сих пор клепают настолки про зомбецов? ((». Откуда вообще вся эта нежить полезла в массовую культуру? Кто же был нулевым пациентом?

Нужно сказать, что сама тема воскрешения мертвых стара, как мир: ожившие мертвецы фигурируют еще в мифах Шумера и Египта, а верования, с ними связанные, уходят в еще более древние времена. Для западной же цивилизации (мы будем говорить о ней, ведь вирус современных зомби распространился по всему миру именно оттуда) близкой и понятной стала библейская книга Откровения, согласно которой вскоре после того, как мертвые восстанут из могил, старый мир перестанет существовать.

Вместе с тем в популярной культуре зомби как явление появились совсем недавно. Исторически в хоррор-литературе правили бал всевозможные демоны, оборотни, привидения, духи и прочие вампиры, но никак не ожившие мертвецы. Зомбецы как персонажи ужасов робко просочились со страниц книг на экраны кинотеатров лишь в 30-х годах XX века и до начала 70-х влачили жалкое, почти незаметное существование. Настоящий прорыв случился лишь в конце века, когда все более быстро глобализирующийся мир заставил западного обывателя все более стремительно терять идентичность.

Дело тут в том, что зомби-тема, как никакая другая в хоррор-жанре, эксплуатирует максимальное количество страхов носителя западной культуры, что и объясняет ее популярность. Это страх потерять индивидуальность, слиться с толпой (стать зомби) и, вместе с тем, страх потерять блага цивилизации, выделиться из толпы (стать выжившим в толпе зомби). Это страх перед неконтролируемым государством насилием (мертвецы беспощадны) и страх от беззащитности перед государственным насилием (человек в форме в экстремальной ситуации по жестокости может превзойти всех зомби вместе взятых). Наконец, это старый добрый страх перед чужаками (ксенофобия) и биологически обоснованная боязнь мертвых и больных. 

Сегодня обычный житель Запада ощущает беспомощность перед безликой всесокрушающей властью общества и рад был бы что-нибудь поменять, однако он бессилен что-либо сделать. Вместе с тем он не хочет терять то, что у него есть, и хочет продолжать жить в привычной и понятной системе ценностей. Крах этой системы для такого человека будет означать конец света, а ведь ей кто-то постоянно «угрожает»: варвары с Атиллой, мусульманский Восток, коммунисты, теперь – международные террористы. Ожившие же мертвецы являются квинтэссенцией этой жестокой неумолимой силы: их не пугает шантаж вводом войск, они почему-то не берут кредиты и Бритни Спирс их интересует исключительно как еда. И если в случае с другими угрозами человечеству оно с ними худо-бедно справляется – Годзиллы истребляются, планетные катаклизмы прекращаются, а инопланетяне улетают несолоно хлебавши – то ожившие мертвецы всегда стирают старый мир безвозвратно.

Однако участие в настольном зомби-апокалипсисе дает возможность такому жителю Запада приоткрыть дверь в ужасное неизведанное, дает эмоциональную разрядку от копящейся годами тревоги. Прежде всего, обещанием свободы: теперь ты свободен от власти общества и его дурацких законов над собой; ты больше не горбатишься на ненавидимой работе и всё, что пожелаешь, можешь спокойно взять в магазине; а вместо головной боли о пожизненной ипотеке и кредите на новый айфончик перед тобой стоят простые, понятные и вполне решаемые задачи: поесть и безопасно поспать. Наконец, другие выжившие (и игроки) тебя ценят не за купленный сертификат о прохождении тренинга активных продаж и не за высиженный диплом, а за то, какой ты есть на самом деле, то есть ценят самого тебя.

Таким образом, настольный зомби-апокалипсис дает возможность увидеть свои страхи и пережить их без риска быть разорванным на куски и съеденным в случае ошибки. Смерть старого социума стирает все социальные маркеры, на которые мог опираться человек, но одновременно и создает предпосылки для формирования новых. Подобные игры путем моделирования различных конфликтных ситуаций и примерки разных ролей позволяют нащупать свою идентичность, больше понять о себе самом. В колонии нужны медикаменты, но вдвоем вам не убежать: товарищ хромает, и вас нагоняют зомби. Бросите его на растерзание и оторветесь или рискнете жизнью и поищете другой путь? Будете ли вы тратить драгоценные ресурсы на беспомощных членов общины или обречете их на смерть? Станете ли тратить время на то, чтобы похоронить умерших товарищей, или ограничитесь контрольным выстрелом в голову?..

Впрочем, все сказанное относится скорее к зомби-теме вообще, в любой культуре, а нас по-прежнему интересует вопрос, почему эта тематика распространилась по всему миру именно с Запада. Так уж получилось, что ее особенности совпали с несколькими базовыми особенностями западной культуры: культ героя-одиночки против безликой толпы и решение конфликта исключительно с применением насилия. Поскольку герой здесь принадлежит к западной цивилизации и самим этим фактом олицетворяет собой добро, его враги, следовательно, являются олицетворением зла, для борьбы с которым все средства легальны. Таким образом, враги дегуманизируются, им отказывается в праве быть людьми («хороший индеец – мертвый индеец» и «убивайте всех, Господь узнает своих»), что максимально четко становится видно в зомби-апокалипсисе. Вроде ожившие мертвецы и похожи на людей, однако они ими не являются, а значит, любое насилие над ними оправдано. И тут CMON включает печатный станок по производству «Зомбицидов»…

Кстати, тема смеха над смертью и мертвыми имеет давнюю культурологическую традицию, поэтому зомби в настольных играх появляются не только как враги, но и как шуточные персонажи. Так что, судя по всему, зомби-тема в настолках не умрет, гм, еще долго.

Околоигровое



Похожие записи
  • Зомби, ножницы, бумага
  • Микрозомбиапокалипсис
  • Зомби-зомби-зомби
  • К новогоднему столу: Манчкин под шубой
  • Кто лучше соображает? Определит Соображарий!
    1. Сырник
      05 Окт 2016 из 13:12 | #1

      Как-то очень резко обрывается статья. Показалось, что это одно большое вступление. Интересные мысли.


    2. Александр
      05 Окт 2016 из 15:56 | #2

      Интересная статья.


    3. futb_all
      06 Окт 2016 из 0:14 | #3

      @Сырник, мда, наверное, закончить можно было по-другому. На самом деле, тема не исчерпывается затронутыми вещами =)


      Александр, спасибо.


    4. Борис
      09 Окт 2016 из 1:15 | #4

      Почему загрузилось пол статьи ?))


    5. futb_all
      11 Окт 2016 из 15:16 | #5

      @Борис, зомби добрались до автора =)))


    1. Трекбеков пока нет.