Сегодня читатель блога Артем Платонов познакомит нас с не слишком распространенными режимами игры в «Мертвый сезон» – для двух игроков и даже для одного! 

В последнее время меня что-то тянет на экзотические режимы игры – взять хотя бы не предусмотренный правилами соло-вариант «Пэчворка». Вот и в этот раз я сыграл в «Мертвый сезон» вдвоем и в фулл кооператив.

Данный режим отличается обычного тем, что в нем нет личных целей (видать, зомби-апокалипсис поразил маленькую коммунистическую общину в Штатах), на старте раздается семь карт стартовых предметов вместо пяти и четверо персонажей на выбор, из которых надо оставить трех вместо двух в «стандартной» игре. Кроме того, целью партии является выполнение «сложной» стороны карты цели, а голосовать за выкидывание игрока из колонии на мороз запрещено. Ах да, еще нельзя использовать карточки с «некооперативным символом» в нижнем углу.

В таком режиме было отыграно две партии. Поскольку первая из них одновременно стала первой полноценной партией для обоих игроков, было решено сыграть в полуобучающий сценарий и набрать восемь образцов тухлятины с зомбецов. Задача была выполнена уже на третий ход: полицейский диспетчер в участке достала дробовик и открыла геноцид мертвецов, не сходя с места, а на базе их же крошил в капусту ниндзя. Изи вин, как говорится.

Для второй партии мы выбрали вариант с топливом, коего нужно было накопить 10 штук за 10 ходов. Причем если не подпитывать генераторы каждый ход, то проигрыш неминуем. Несколько первых ходов мы подкидывали на карту цели топливо из стартовых, доапокалиптических запасов, после чего пошли рыться на заправке. Полицейский диспетчер, которая опять попала ко мне (ей-богу, я хорошо помешал колоду персонажей), тем временем выгребла почти все оружие из полицейского участка, что позволило вполне неплохо себя чувствовать. Однако потом ситуация ухудшилась: одного персонажа второго игрока укусил зомби, а все остальные, как один, обморозились. Замаячил конец игры по морали, что заставило обосноваться в больнице и изо всех сил искать лекарства. В конце двухчасовой партии мы все-таки на флажке победили, но проигрыш был близок, как никогда. Атмосферненько!

В целом для ознакомления с игрой и «затягивания» в нее такой вариант игры – вдвоем в фуллкооператив – вполне подойдет. Однако, как мне кажется, известности игра добилась другим – атмосферой острого конфликта интересов игроков с личными целями, так что останавливаться на достигнутом я не намерен. Даешь полноценную игру!

Впрочем, хорошего результата можно достичь и с помощью неофициального варианта от одного из авторов игры. В этом случае каждый игрок получает взакрытую по одной «хорошей» цели и по одной «плохой». Условия победы в игре меняются: так, если выполнена основная цель и хотя бы одна «хорошая», то выигрывают оба игрока. Если игра заканчивается падением морали до нуля и кто-то из игроков выполнил свою «плохую» цель, то он и побеждает. При этом если «плохие» цели выполнили оба, то все проигрывают! На Бордгеймгике режим хвалят, потому что он частично возвращает в игру параноидальность, азарт и соревновательность: если ты подозреваешь, что партнер собирается выполнить «плохую» цель, то можно попытаться выполнить свою быстрее него.

Есть на БГГ и кампания на двух игроков, которая играется следующим образом. Перво-наперво уберите из колоды заданий для изгнанных следующие карты (привожу англоязычные названия) – New Friends, Barter, The Chosen, Vengence. В текст карты Shelter вносится изменение – основная цель также должна быть выполнена, а на картах All For One, Take Over и Obsessed не применяется четвертая рекомендация для целей предателей.

Начальная раскладка первой и всех последующих миссий проходит по обычным правилам, за исключением того, что карты начальных предметов добираются до тех пор, пока их в руке не станет семь. В начале миссии весь сброс замешивается в соответствующие колоды. Порядок миссий предлагается играть следующий: М05, М07, М08, М03, М10, М02, М01, М04, М09, М06. Да, в миссии М01 не добавляйте беспомощных выживших, как и в миссии М09 (просто уберите все жетоны еды).

Выбор секретной цели осуществляется следующим образом: возьмите взакрытую три карты и оставьте себе одну. Если вы в прошлой миссии не успели выполнить секретную цель, то возьмите вместо трех карт две. Да, жетон первого игрока теперь работает только как тайбрейкер, т.е. разрешитель споров.

Когда выживший должен умереть в результате любого эффекта укуса, вместо этого уберите карточку персонажа, добавьте один жетон беспомощного выжившего в колонию и не понижайте мораль. Беспомощные выжившие добавляются в колонию только так (игнорируйте другие способы их появления).

Во время третьей стадии фазы колонии, до вскрытия карт по разрешению кризиса, игроки могут голосовать за изгнание. Для этого изготовьте две карточки голосования, на лицевой стороне которых будут изображены стрелки. Игроки выкладывают эти карты взакрытую, ориентируя стрелку по отношению к предполагаемому предателю. Если обе стрелки показывают на одного и того же человека, он изгоняется. Если стрелки показывают на разных игроков, то ситуацию разрешает игрок с жетоном первого игрока.

Изгнанный игрок проверяет свою секретную цель. Если она – цель предателя, то уберите из колоды целей половину, округляя вверх, карт целей предателя. Затем возьмите карту для изгнанного, теперь ваша цель – написанная в разделе «Если вы не предатель». Переместите ваших выживших из колонии в другие локации по обычным правилам передвижения. Сделайте то же самое и в случае, если ваша цель – не предательская, правда, в этом случае вы сохраняете старую цель и берете дополнительно карточку предательской цели. Вернуться в колонию вы можете только после полного раунда, проведенного в изгнании.

На этапе проверки выполнения основной задачи игроки могут заявить, что их цели выполнены (не показывая их) – если они действительно выполнены. Если данное событие совпало у обоих игроков, то совершаются следующие действия: добавьте 4 к треку морали; уберите из игры все подействовавшие карты перекрестков, умерших персонажей  и карту текущей цели; уберите с карты все жетоны мусора, зомби и жетоны обморожения и ран с персонажей. Не забудьте записать или, еще лучше, сфотографировать финальный расклад, чтобы воссоздать его в следующей партии (если, конечно, она не начнется тут же).

Если по окончанию партии оба игрока не выполнили свои секретные цели, то игра проиграна. То же происходит, если мораль в ходе игры падает до нуля. Если цель выполнил кто-то один, то невыполнивший продолжает выполнять старую цель, при этом замешав в колоду целей одну цель предателя. Если вы не смогли выполнить цель изгнанного, то возьмите вместо нее цель предателя.

Наконец, на просторах БГГ нашелся и… соло-вариант игры. Начальные условия там такие же, как и при игре вдвоем, кроме карт персонажей – их на старте выдается пять, из которых себе нужно оставить четыре. При этом количество выживших не может опуститься меньше двух – как только у вас остался один человек или даже все умерли, вы берете себе еще. Также вы получаете семь стартовых предметов. Карты перекрестков при этом активируются… за кубики: за каждый второй положенный на карту кубик вы можете ее открыть и прочитать. Пока про этот режим что-то сказать трудно, нужно тестить, тем более что на БГГ никаких отзывов на него нет.

Наконец, мной был найден еще один соло-вариант игры со следующим сетапом: семь стартовых предметов (три карты еды, две медикаментов, одна топлива и одна обломков). Возьмите шесть карт выживших и оставьте себе четыре. Возьмите шесть кубиков. Задания на игру играются по сложному сценарию, карты перекрестков не используются.