Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт за неделю с 8 по 14 июня 2009 года

Отчёт за неделю с 8 по 14 июня 2009 года

За целую неделю я сыграл только одну партию — в игру Container. Это экономическая настолка, посвящённая производству и продаже "контейнеров" с грузом. Понятно, что в реальной жизни сами по себе контейнеры никому не нужны и людей в первую очередь интересует их содержимое, но в настольной игрушке допущено некое упрощение — есть пять видов контейнеров, с виду одинаковых, но отличающихся ценностью. Спрашиваете, причём здесь контейнеры? 

Собственно, вокруг этих контейнеров и вертится весь игровой процесс. Рождаются контейнеры на заводах, после чего сразу же попадают на заводские хранилища. Оттуда их выкупают владельцы портовых магазинов, а затем в порт заходит баржа, на которую эти контейнеры погружаются. Баржа идёт на остров, где контейнеры завершают свой производственный процесс. Таким образом жизненный путь контейнера выглядит так: завод — склад — порт — баржа — остров.

На первый взгляд всё просто. У каждого игрока есть заводы, на которых производятся контейнеры, склады, где они хранятся, порты, где их готовят к погрузке на судно и баржа, которая возит контейнеры на остров. Но на самом деле в правилах игры есть некоторые нюансы, которых не так уж мало, и, что самое главное, которые не так-то легко освоить "с кандачка" 🙂

Попасть из склада в порт ваш (если точнее — созданный на вашем заводе) контейнер может только по желанию других игроков. Выглядит это следующим образом: когда контейнер производится на заводе вы кладёте его рядом с заводами на одно из четырёх полей: 1, 2, 3 или 4. Цифра на поле означает цену, за которую вы готовы этот контейнер продать. Дальнейшая его судьба полностью зависит от ваших товарищей, так как по правилам вы не можете переместить в свой порт контейнер, произведённый на вашем заводе. Это ограничение искусственно и не поддаётся логическому объяснению (невозможно понять, почему контейнеры производятся только на продажу другим игрокам, но не самому себе), но именно на подобных нереалистичных допущениях и построена механика Контейнера, заслуживающая, на мой взгляд, искренней похвалы.

Итак, вы произвели контейнер и кто-то его у вас купил. Теперь этот контейнер попадает в порт другого игрока и выкладывается на одно из полей: 2, 3, 4, 5 или 6. Эти цифры означают цену, за которую владелец порта готов отгрузить контейнер на баржу. И тут опять появляется нелогичное правило: загрузить собственную баржу в собственном порту нельзя. Вы можете погрузить на свою баржу контейнеры только в портах других игроков, а контейнеры в вашем порту могут попасть на судна других игроков, но не на ваше собственное. То есть судьбу контейнеров, лежащих в вашем порту опять же определяют другие игроки. Хотят — покупают, не захотят — не покупают.

После того, как баржа загрузилась, она выходит из порта и направляется к острову. И тут начинается самое интересное. Как только контейнеры попадают на остров, начинается аукцион. Каждый игрок зажимает в кулаке столько денег, сколько он готов отдать за весь груз баржи (а на ней может быть от 1 до 5 контейнеров), после чего все одновременно вскрываются. Думаете, что тот, кто предложил больше всех денег забирает себе весь груз? Как бы ни так, это же Container и логике тут не место! 🙂

Как только выяснилось, кто предложил больше всех денег, хозяин баржи определяет что же, всё-таки, случится с доставленными на остров контейнерами. Он может либо взять максимальную ставку, предложенную одним из игроков, отдать ему все контейнеры с баржи и получить ещё столько же денег из банка игры либо может сам заплатить максимальную ставку в банк из собственных средств и забрать контейнеры себе.

На острове есть пять областей (по числу игроков) и полученные на аукционе контейнеры складируются в область того игрока, который их получил. Если хозяин баржи сам платит деньги в банк — контейнеры кладутся в его область. Если же он принимает максимальную ставку и берёт дополнительные деньги из банка, контейнеры помещаются в зону того игрока, который предложил ставку.

Игра продолжается до тех пор, пока в банке не кончатся контейнеры двух цветов (всего в игре их пять), после чего подсчитываются доходы игроков. И тут снова всплывают правила, с которыми сложно провести параллели в реальной жизни, но которые очень хорошо подходят к игре. Игроки подсчитывают свою наличность, а затем выясняется кому сколько положено денег за контейнеры, вывезенные на остров. Причём, для различных игроков ценность контейнеров отличается. Дело в том, что перед началом игры каждому раздаётся специальная карточка, в которой отмечено какой цвет сколько денег приносит игроку. Цены варьируются от $2 до $10, так что, например, кто-то получит по два доллара за каждый красный контейнер, а кто-то — целых $10.

Но это ещё не всё. Один из цветов приносит игроку по $5 за контейнер, но если в зоне игрока на острове есть контейнеры всех пяти цветов, то этот цвет идёт по $10 за контейнер.

И это ещё не всё! Перед окончательным подсчётом очков нужно ещё определить, контейнеров какого цвета у игрока на острове больше всего. За эти контейнеры игрок не получает вообще ничего!

Если кто-то запутался в предыдущих трёх абзацах, на всякий случай объясняю ещё раз 🙂 В секретной карточке игрока указаны цены на пять цветов контейнеров, применяющиеся при финальном подсчёте очков. Какой-то цвет даёт одному игроку $10, какой-то $5 (но если есть контейнеры всех пяти цветов — тоже $10), какой-то — $6, какой-то — $4, какой-то — $2. То есть игроку выгодно собрать на острове минимум по одному контейнеру всех цветов (чтобы получить по $10), как можно больше самых дорогих контейнеров (которые идут по $10) и ещё больше — самых дешёвых, по $2 (чтобы именно эти контейнеры "сгорели" перед финальным подсчётом очков).

Причём цены у всех игроков разные. То есть, если у одного игрока красные контейнеры идут по $10, то у другого — по $6, а у третьего — вообще по $2. Получается, что в ходе игры каждый игрок охотится за тремя цветами контейнеров, или, другими словами, каждый цвет представляет особую ценность для трёх разных игроков. А это самый настоящий повод для соперничества и конкуренции.

Но сказать, что Container — это всего-навсего охота за контейнерами было бы неверно. Помимо выбора между деньгами и контейнерами, который нужно делать когда баржа приходит на остров, есть ещё целая куча решений, постоянно встающих перед игроками. Как минимум есть ещё два очевидных вопроса: по какой цене отдавать контейнеры с завода и сколько просить за контейнеры, находящиеся в порту.

Однако на самом деле возможностей у игрока гораздо больше и, соответственно, простор для принятия решений шире. На своих участках можно строить новые заводы, что позволяет производить больше контейнеров (и получить прибыль, если удасться их выгодно продать). В порту можно возводить новые склады — появляется возможность отгружать больше контейнеров на баржи других игроков (и, опять же, получить прибыль если удасться завлечь в ваш порт баржи других игроков).

В игре постоянно ощущается дефицит денежных средств (хотя, я пока сыграл только одну партию и это впечатление может оказаться ошибочным). Куда потратить ту небольшую сумму, которая есть на руках, чтобы при этом заработать — вот о чём приходится думать игроку.

Купить заводы и производить новые контейнеры? Построить склады и жить на прибыль от отгрузки контейнеров на баржи? Возить контейнеры на остров и брать деньги из банка и от других игроков? Правильного ответа я не знаю и, похоже, что его просто нет. По ходу партии приходится лавировать и изменять свою экономическую политику, подстраиваясь под игровую ситуацию.

Отдельный стоит отметить, что Container великолепно имитирует рыночную экономику. В этой игре каждый игрок — это действительно игрок, выступающий на свободном рынке и как покупатель и как продавец. Причём, рынок он на то и рынок, что от одного игрока зависит мало. Выиграть, имея какой-то заранее заготовленный хитрый план в Контейнере не получится. Нужно постоянно анализировать текущее положение дел за столом и принимать решения, выгодные с точки зрения экономической целесообразности.

Англоязычные игроки пишут, что в зависимости от стиля игры всех игроков Container бывает и инфляция и дефляция. Пока что я отыграл только одну партию, и поэтому столкнуться с этим самому мне ещё не довелось, но я думаю что это просто великолепно. Получается, что помимо собравшихся поиграть в Container людей в партии участвует ещё один игрок — невидимая рука рынка 🙂

Очень понравилась присутствующая в игре система кредитов. В любой момент игрок может взять из банка взаймы $10, после чего в начале каждого хода нужно платить $1 в качестве процентов пока не отдашь сумму основного долга. Если понадобились ещё деньги, можно взять второй кредит (в этом случае в начале каждого хода в банк придётся отдавать уже $2). Кредит можно брать только дважды и, как мне показалось, брать второй кредит нужно очень осторожно и очень расчётливо. Вроде бы два доллара, которые нужно отдавать каждый ход, это совсем немного, но, если вы не пускаете кредитные деньги в оборот и не получаете прибыль, платить проценты скоро будет нечем. А ведь ещё нужно возвращать основной долг. Так что прежде чем брать кредит, стоит спросить себя, откуда возьмутся деньги, которыми ты его будешь погашать 🙂

В общем, по итогам единственной партии могу сказать, что Container — хорошая игра, и я очень хочу поиграть в неё ещё. Её нельзя назвать простой, всё-таки, она куда "тяжелее" тех же Колонизаторов, и считать в ней приходится не меньше, чем в Power Grid. Скорее всего, Контейнер, придётся по душе далеко не всем игрокам, но тем, кто любит экономические игры она обязательно понравится.

И несколько слов о нашей партии. Мы играли полным составом, впятером. Первая партия с учётом расстановки и объяснения правил заняла у нас два с половиной часа (думаю, что с опытом время игры можно сократить где-то до полутора часов). Однако, несмотря на столь долгую для меня партию, время это пролетело совершенно незаметно. А всё из-за того, что в Контейнере очень быстро делаются ходы. Каждый игрок по очереди совершает два действия и, если хоть немного продумывать свои действия заранее, то времени на один ход тратится совсем немного.

Это может показаться неправдоподобным, но у меня сложилось впечатление, что "круг" в Container проходит почти так же быстро, как и в Ticket To Ride: Europe. Правда, возможно, на самом деле времени между двумя ходами одного игрока в Контейнере проходит больше и такое впечатление объясняется тем, что когда ходят другие игроки, внимательно наблюдаешь кто что делает, что строит, какие контейнеры производит и куда ведёт баржу, и прикидываешь, что бы такое сделать самому, чтобы получить максимальную выгоду. То есть скучать и ничего не делать между ходами не приходится.

Я уже отметил, что мне Container очень понравилась, а вот другим игрокам она показалась просто хорошей игрой. Не плохой, но и особо не выдающейся.

PS: Уже после окончания игры я обнаружил, что мы играли немного неправильно, и строили заводы одинакового цвета, тогда как по правилам все заводы у игрока должны быть разноцветными.

8 комментариев

  1. Nelud

    Огромное спасибо! У тебя получилось наиболее понятно рассказать смысл игры. Хотя до этого, уже было несколько описаний, но только теперь я представляю про что эта игра.

    Кстати, это самоделка? Если да, то расскажи пожалуйста, как делал баржи и контейнеры.

  2. Urazoid

    Спасибо за обзор. Но я всё равно не могу решить для себя, собирать её или нет. Ресурсы придётся делать самому, что не легко, но попробовать можно. hk тебя не затруднить выложить остальные материалы для самиздата? Буду благодарен.

  3. Phobosis

    Супер! Только утвердился в желании поиграть.
    Покорно запрашиваю текст карт, по расценкам которых игроки получают очки.

  4. Nelud

    Нашёл интересное обсуждение отрицательных сторон Контейнера на BGG: Container — Negative comments. Всем, кто знает английский и подумывает о приобретении/изготовлении — читать обязательно!

  5. unkind58

    Хороший обзор, пасиба!

  6. hk

    @Nelud
    @Urazoid
    @Phobosis

    Рассказ о том, как и из чего я сделал Container опубликую завтра. И сразу же выложу материалы для скачивания, в т.ч. и карточки ценности контейнеров.

  7. materix

    «PS: Уже после окончания игры я обнаружил, что мы играли немного неправильно, и строили заводы одинакового цвета, тогда как по правилам все заводы у игрока должны быть разноцветными.»

    Тем самым монополию создавать нельзя=) Глядишь и я бы не влез в долговою яму=)

    Мне игра понравилась, зря говоришь за меня, что просто хорошая игра=)

    Добавлю, что имитацию «рынка» происходит на уровне, что каждый ход необходимо просчитывать что выгодней, закупить товар, создать его или привезти… И довольно трудно предугадать выгоду, так как все меняется=)

    Могу сказать, что от взаимодействия игроков тоже много зависит=) На столе сложилась ситуация, что у меня и еще одного игрока на столе абсолютно одинаковые заводы=) И запустив заводы, народ тупо не покупал мои контейнеры (видимо конкурент мой, очаровал других игроков своей красотой), мое красноречия хватило на впаривание лишь пары контейнеров=))) В итоге я поздно заметил, что меня игнорируют=) и вовремя не сменил тактику игры=) в итоге: позорная долговая яма=))))

  8. hk

    Nelud :

    Нашёл интересное обсуждение отрицательных сторон Контейнера на BGG: Container — Negative comments. Всем, кто знает английский и подумывает о приобретении/изготовлении — читать обязательно!

    Ага, я это тоже читал перед тем как игру заказать решил 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑