Добро пожаловать в мир настольных игр

Clear for Takeoff. Первые впечатления

«Взлёт разрешён» – такую команду даёт авиадиспетчер командиру воздушного судна когда завершены все предполётные операции. Железная птица начинает свой разбег по взлётно-посадочной полосе, набирает скорость, открывается от земли и устремляется ввысь. Но чтобы получить эту команду пилоту ещё надо поездить по лётному полю, пройтись по рулевым дорожкам и убедиться, что самолёт прошёл все необходимые процедуры. Да ещё и погода должна быть лётная. Именно этому процессу – выводу судов на взлёт посвящена отечественная игра Clear for Takeoff, разработанная капитаном аэробуса А320 Хагеном Темерязевым.

Одни из самых лучших игр, на мой взгляд, это игры, в которых есть ощутимый результат. Когда надо не набрать X очков за Y ходов, а сделать что-то, что можно «потрогать руками»: разбить вражескую армию, построить самый большой дом, первым финишировать в гонке. Clear for Takeoff – как раз из таких настолок. Она переносит нас на полвека назад, в аэропорт Нью-Йорка 60-70-х годов XX века, вверяет управление авиапарком одной из представленных в аэропорту авиакомпаний и ставит конкретную задачу: вывести все воздушные суда на взлёт. Или, другими словами, сделать так, чтобы в аэропорту не осталось ни одного вашего самолёта, чтобы все они улетели.

Комплектация тут типичная для настольных игр. Есть поле, есть карты, есть фишки. К последним стоит присмотреться, потому как фишки в игре – это миниатюры настоящих самолётов. Пока, правда, это в версии прототипа, есть вероятность, что в изданном варианте вместо фигурок будут жетоны с изображением лайнеров, но уже даже на этапе прототипа всё выглядит просто прекрасно. Качество компонентов на высоте: большое раскладное поле из толстого картона, плотные карточки, сделанные на 3D-принтере самолётики. И отдельная похвала за иллюстрации. Все изображения в игре оформлены в ретро-стиле и прямо-таки воссоздают на столе атмосферу 60-70 годов прошлого века.

Партия в Clear for Takeoff начинается с того, что на столе раскладывается игровое поле с изображением аэродрома. По краям поля расположены две взлётные полосы, а большую его часть занимает «авиапарковка», места стоянки самолётов и рулежные дорожки. Каждый игрок (а их может быть до 6 человек) получает набор самолётов одного цвета, а также 9 карт из колоды. Всё, можно начинать игру, подготовка занимает считанные минуты. Надо лишь тщательно перемешать колоду, а также выбрать кто какую авиакомпанию себе берёт (они отличаются цветом, а также – и мы к этому ещё вернёмся – набором воздушных судов).

Когда всё готово, можно приступать непосредственно к игре. Каждый ход тут заключается в том, что с помощью карт с руки нужно совершить одно действие. Всего действий бывает три вида: можно подвинуть самолёт по направлению к взлёту, можно разыграть событие и изменить погодные или лётные условия и можно обновить карты в руке.

Движение самолётов происходит по указанной на поле схеме. Тут есть парковки, обозначенные буквой «А» и места для взлёта, обозначенные буквой «D». Между буквами A-D проложены маршруты, также обозначенные буквами. На поле есть маршруты А-B-D, A-C-D и VIP1 – VIP2 – D. Чтобы выставить самолёт на поле нужны карты с буквой А. Их количество зависит от типа самолёта. Маленькие воздушные суда выставляются одной картой, средние – двумя, большие – тремя. Например, можно сыграть 2 карты с буквами А и выставить на любое свободное парковочное место свой средний самолёт. Соответственно, выставленный на поле самолёт своим следующим ходом можно подвинуть. Для этого нужно будет сыграть карты с буквами B иди C (в зависимости от того, на какой дорожке стоит самолёт), причём также, для маленького самолёта нужна одна карта, для среднего – две, для большого – три.

Карты событий позволяют осложнять жизнь соперникам. Например, карта снега заставляет всех при движении самолётов использовать на одну карту больше и перекрывает взлёт самым большим лайнерам. Есть карты, закрывающие одну из двух полос. Есть карта тумана, в который не летит вообще никто. Есть карты обледенения, при котором можно взлететь только сыграв нужное количество карт антиобледенителя (1, 2 или 3 штуки в зависимости от типа стоящего на взлёте самолёта). Есть ещё карты, возвращающие самолёты на стартовую точку маршрута и карты, отменяющие взлёт в последний момент.

151118_clearfortakeoff_01

Есть среди событий и приятные сюрпризы. Например, карта VIP позволяет выставить один из своих самолётов на VIP-дорожку, по которой он будет двигаться к вылету каждый ход самостоятельно, карты на него играть не надо. Такие события могут здорово облегчить жизнь!

Наконец, вместо розыгрыша карт можно сколько угодно карт с руки положить в отбой и столько же карт набрать. Это действие позволяет почистить руку от ненужных карточек, но таит в себе угрозу: если из колоды вскроется какое-то негативное событие, оно применяется на того игрока, который обновляет руку.

Вот, в общем-то, и вся игра. Каждый ход мы разыгрываем карты с руки, вновь добираем из колоды до 9, двигаем по полю самолётики и ожидаем, пока они не выйдут на взлётно-посадочную полосу. Как только одна авиакомпания покидает аэропорт в полном составе, партия заканчивается. Тот, кто улетел раньше всех, объявляется победителем. При этом по желанию оставшиеся игроки могут доиграть партию до самого конца, чтобы распределить между собой остальные места, помимо первого.

Мы сыграли в Clear for Takeoff одну-единственную партию впятером на Игроконе и остались очень довольны. Игрушка внешне очень приятная, выглядит потрясно, миниатюрки – обалденные, я гарантирую, каждый кто играл в Clear for Takeoff обязательно брал двумя пальцами самолётик и со звуком «Вжжжж!» демонстрировал как тот отрывается от взлётно-посадочной полосы.

151116_igrokon_24

Чем игра хороша ещё? Тут внятные и логичные правила. Есть три вида самолётов, на каждый надо сыграть 1, 2 или 3 карты. Есть плохая погода, есть карты, которые от неё избавляют. А схема «один ход – одно действие» ещё и положительно работает на динамику. Мы, например, в партии на пятерых совершенно не ощущали ожидания хода. Вроде только подвинул самолёт и снова твоя очередь. И это при том, что все играли в первый раз.

Впрочем, отличный внешний вид, низкий порог вхождения в игру и динамичный игровой процесс, это, ведь, ещё не всё. Самое важное в любой игре – это то, какие решения приходится принимать игроку. Какой перед ним встаёт выбор и что за варианты предлагает ему механика. И тут, если честно, наверное у Clear for Takeoff ещё есть простор для развития. После нашей партии я заметил, что неплохо было бы немного видоизменить поле. А то сейчас на нём все дорожки равнозначны, ты просто выставляешь самолёт и ведёшь его на взлёт.

Из-за того, что все пути одинаковы, ты просто каждый ход стараешься сделать самый лучший ход и всё. Нет, сам процесс безусловно увлекательный. Даже в такой ситуации делать этот единственно верный ход – очень приятно. Это что-то сродни моим ощущениям от колодостроительной игры: ты набрал руку из пяти карт и уже очевидно, как ими распорядишься, но всё равно делать это крайне увлекательно. Так и тут, в Clear or Takeoff, совершая действие, ты уже заранее знаешь какой самолёт хочется двинуть следующим ходом, и, набирая в конце хода в руку карты, ищешь глазами, есть ли у тебя в руке нужные буквы.

Тем не менее у меня есть пожелание добавить в игру разнообразия. Хочется каких-то вариантов, чтобы не было так: есть на руке хорошие карты, двигаешь самый ценный (читай – самый большой самолёт), нет – двигаешь тот, что поменьше. Хочется, чтобы на поле было потеснее, чтобы соперники мешались и загораживали дорогу. Автор игры, Хаген Темерязев, заверил, что у него есть два варианта поля, одно на небольшую компанию (вероятно, 2-4 игрока) второе – на компанию побольше (наверное, 5-6 игроков). Надеюсь, они, действительно создают ощутимую конкуренцию и добавят в игру напряжения. Потому что если поле останется таким же просторным, через несколько партий может возникнуть ощущение, что всё всегда происходит одинаково, а хочется разнообразия, вариабельности. Я даже не исключаю, что можно добавить в игру некие задания, может быть, полётные планы, которые указывали бы какой самолёт надо вывести в небо в первую очередь, а какой – во вторую и вознаграждали бы игроков за выполнение этих условий. Тогда, если, например, вскрывать по такому заданию в начале партии, это положительно скажется на разнообразии игровых ситуаций.

151116_igrokon_23

Clear for Takeoff можно заподозрить в отсутствии баланса. Главная улика тут – неравные стартовые условия у авиакомпаний, а конкретнее – разномастный парк судов. Кто-то начинает партию с 7 маленькими самолётами, а у кого-то их всего 4, но зато всё – большие. По ощущениям управиться с самыми вместительными лайнерами сложнее, потому как на каждый ход надо тратить целых три карты, а если сыграют «Снег», взлететь вообще станет невозможно. Насчёт погоды сказать ничего не могу, а вот с количеством самолётов в нашей партии никаких сложностей не возникало. По ощущениям практически до самого конца все шли нос к носу. Выиграл, кстати, я, при том, что в моей компании было 2 крупных лайнера, 4 мелких и ни одного среднего. В плане движения, как мне показалось, ничего сложного нет. Я начал двигать крупные самолёты: играешь 3 карты, 3 добираешь, почти всегда в руке есть подходящая комбинация.

Если где и кроется тут слабое звено, так это в картах событий. В колоде есть два очень плохих события «Поломка» и «Задержка рейса», которые позволяют вернуть лайнер на парковку и даже снять его с вылета. Легко можно представить себе ситуацию, когда лидер вырвался на финишную прямую, ему остался один самолёт и тут на него кто-то бросает «поломку» и не позволяет выиграть. После этого победа, скорее всего, достанется тому, кто шёл на втором месте, просто потому, что второй такой карты в колоде нет и остановить ещё одного игрока подобным образом не получится. Но, опять же, применительно к нашей конкретной партии даже не смотря на поломку, ничего страшного не случилось (кажется, её на меня играли, и я всё равно победил).

У Clear for Takeoff есть небольшая предыстория. На издание игра собирали средства на Кикстартере. Планировали набрать $30 тысяч, но смогли привлечь только половину заявленной суммы, кампания не удалась. Поэтому несмотря на готовый прототип и даже разработанное дополнение Concorde Expansion, расширяющее максимальный состав до 7 игроков и добавляющее в игру ещё одну компанию, у которой весь авиапарк – это лишь 2 конкорда, игра пока ещё не издана. Обнадёживают только слова Хагена: средства на выпуск Clear for Takeoff найдены, в 2016 году коробки с игрой появятся на полках магазинов.

Плюсы:

— прекрасное оформление и замечательные компоненты;

— простой и приятный игровой процесс.

Минусы:

— может показаться однообразной после многих партий;

— победа или поражение могут зависеть от прихода нужных карт в руку.

В мире есть уже несколько прекрасных игр, родом из России. Карточное Зельеварение, в которое играют везде, от США до Японии. Словесная Находка для шпиона, вышедшая в этом году более чем в 20 странах. Чего у нас ещё нет – так это хорошей «большой» игры, с полем, карточками и фишками, такой, чтобы завоевала популярность во многих странах. Мне кажется, у Clear for Takeoff есть все шансы стать такой игрой. Надеюсь, однажды, я ещё смогу гордиться тем, что играл в неё одним из первых, ещё до официального релиза.

8 комментариев

  1. Pard

    Да, у игры — огромный потенциал для развития. Лично себе я уже сделал фанатское ню-дополнение «Связи»: пилот забирает каждую открывшуюся в его ход карту любовницы себе и кладёт на стол перед собой. От неё нельзя избавиться и количество карт в руке из-за этого становится меньше (играть труднее). Зато в начале своего хода можешь посмотреть столько же верхних карт колоды, сколько связей есть у тебя, и решить, как играть в этот ход.

  2. tolya21

    Смотрел обзор на «2 в кубе». Не привлекла игра. А тут такой позитивный отзыв. В итоге, нужно всё-таки попробовать поиграть,чтобы делать какие-то выводы.

  3. Александр

    А у меня вопрос, мне кажется, поле игры не оправдано большое?

  4. Pard

    Так зато смотрится, как настоящий аэродром. Можно также выпускать доп. поля для игры — с одной взлётной полосой, например, или с тремя. А также делать варианты сельских аэродромов с короткими полосами — с них большие самолёты не взлетают. Можно играть, управляя сразу двумя авиакомпаниями. Можно играть командами. Можно добавлять в колоду карты событий (террор, самолёт президента, авиашоу). Вариантов — много.

  5. azazel

    «почти всегда в руке есть подходящая комбинация»
    Юре наконец-то стало везти? 🙂
    А по поводу баланса, ради интереса, — статистики сколько к моменту выигрыша каких самолетов игроки отправили полет не осталось? И на какой стадии отправок самолетов был игрок, игравший за авиакомпанию с 4 большими самолетами? И играл ли кто за компанию с 7 малыми самолетами?

  6. Pard

    Юра, карт «Поломка» и «Задержка рейса» в колоде — по 4 штуки (из 144). Кроме того, колода после истощения формируется заново из карт сброса, поэтому такие карты играются довольно часто.

  7. Pard

    Сделал версию для стола — http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=558237502 Выглядит это вот так — http://i.imgur.com/KfqY4U1.jpg Самолёты в нужном количестве копируются для каждой компании и всей пачкой раскрашиваются в нужный оттенок.

    К обычной колоде добавил несколько карт, которые можно использовать для создания собственных вариантов (президент, возлюбленные, сельская авиация).

    Судя по негативному обзору на БГГ, игру ещё допиливать и допиливать, и на столе это делать тоже удобно (если лень печатать карты и огромное поле). Нужно что-то делать со льдом (и, возможнно, всю погоду вынести отдельно, с прогнозом, без участия игроков), а также как-то убирать самолёты, стоящие неподвижно более 2 ходов и стопорящие всю очередь (может, отправлять их в конец очереди). Надо будет создать тему на форуме и там это обсуждать.

  8. Хаген

    @Pard
    О! Фан-арт! =)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑