Добро пожаловать в мир настольных игр

Интервью с Константином Кривенко, руководителем компании «Звезда»

Недавно руководитель компании Звезда Константин Кривенко любезно согласился ответить на несколько моих вопросов. В результате небольшой переписки родилось интервью, которое я предлагаю вашему вниманию. 

Константин, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Для начала расскажите коротко о себе и о «Звезде».

Константин Кривенко, окончил МВТУ им. Баумана конструкторско-механический  факультет по специальности «Гусеничные машины», с 1990 года основатель и бессменный Генеральный директор компании «Звезда», которая занимается выпуском сборных моделей, миниатюр, настольных игр и военно-исторических игровых систем. Бизнес вырос из хобби, юношеского увлечения моделизмом и сейчас «Звезда» — крупное производственное предприятие, многие наши модели созданы на мировом уровне качества, а военно-исторические миниатюры М: 1/72 признаны лучшими в мире. В 2000 году мы начали заниматься также разработкой игр. На сегодняшний день мы выпускаем более 500 наименований, продукция  «Звезды» успешно продается по всей России и более чем в 50 странах мира.

Как так вышло, что российская компания стала одним из ведущих производителей миниатюрок в мире?

Чтобы добиться успеха в любом деле – нужно просто много работать.

Как руководитель одной из крупнейших детско-игровых компаний, вы наверняка видите  настольный бизнес в масштабах всей страны. Расскажите, много ли в России издаётся настольных игр?

На мой взгляд, в России издается слишком много настольных игр, и некоторые из них – лучше бы не выпускались.  Примитивные игры — бродилки, напечатанные на куске плохого картона, с полем, которое невозможно разложить на столе  и  правилами, напечатанными чуть ли не на туалетной бумаге,  снижают общий уровень российских  настольных игр. И лучше бы они не издавались вовсе. Очень приятно, когда российские издатели выпускают хорошие, качественные игры. К сожалению, таких не много.

Говорят, что издавать настольные игры невыгодно. Якобы, гораздо проще заработать на продаже одежды, техники или каких-нибудь других товаров. Почему же «Звезда» решила заняться этим направлением?

А еще выгоднее торговать оружием и наркотиками… Каждый занимается тем, что ему интересно. Перед нами никогда не стояла задача – просто заработать денег.

С какими трудностями пришлось столкнуться при издании настольных игр? Что проще: выпустить отечественную разработку или локализацию?

Локализации издавать на порядок проще. Уже есть готовый дизайн, все отыграно, отработано и проверено на рынке. Ведь до момента локализации игры в России она уже более года успешно продается на Западе. С собственными разработками все сложнее – требуются вложения в отработку дизайна, правил, технических и технологических решений. К тому же, мы стараемся учитывать экспортный потенциал игры – что еще сложнее. 

В прошлом году «Звезда» объявила набор тестировщиков для апробирования новых настолок. Чего удалось добиться с помощью тестеров?

Надеюсь, что с появлением тестеров нам удалось добиться лучшего баланса и более высоких игровых качеств с точки зрения механики игры.

За последнее время Звезда выпустила несколько игр, разработанных Райнером Книциа. Стоит ли нам ожидать игр от других зарубежных разработчиков?

Конечно будут, и с Райнером Книциа, и с другими авторами.

Игры от «Звезды» очень разнятся по качеству компонентов. Есть великолепные «Три мушкетёра» с идеальным полем, жетонами из плотного картона и красивыми фигурками. Есть «Терминатор» и прочие «Черепашки-ниндзя», выпускаемые в «обувных коробках» с полями из картона не очень высокого качества. Чем обусловлены эти различия?

Индустрия настольных игр развивается, не стоит на месте. В какой-то момент и наши сегодняшние топовые позиции по качеству будут не соответствовать реалиям времени. Изменить конструкцию коробок и переверстать все старые проекты в новое качество очень дорого и очень долго. Что-то остается, а мы идем вперед. Все последующие игры мы будем выпускать исключительно по более высоким стандартам качества.  

Многие российские издатели (и, как следствие игроки) становятся жертвами типографского брака, который чаще всего выливается в разные оттенки карт или их рубашек. По-моему, «Звезда» ни разу не сталкивалась с такими проблемами. Откройте секрет, как Вам это удаётся?

Мне скорее непонятно, как другим удается выпускать продукт с низким качеством.

Недавно в Москве состоялся турнир по «Великой Отечественной». Планируете ли вы проводить регулярные соревнования по этой или каким-нибудь другим играм от «Звезды»?

В 2011 году пройдут турниры по «Великой Отечественной. Лето 1941»,  первый  большой турнир намечен на 7 мая. В дальнейшем соревнования по этой игре  будут проходить не только одновременно в нескольких городах России, но также запланированы  турниры по  Barbarossa в США.

Обязательно проведем турнир по игре «Коммерсантъ. Деньги».

Расскажите, что вы считаете самым большим успехом Звезды за последние  несколько лет?

Во-первых, это выход нашей компании с играми на международный рынок. «Звезда» — единственный в России  производитель, экспортирующий настольные игры. Во-вторых, внедрение новых технологий производства вывело нас на новый уровень качесива  сборных моделей. По итогам  2010 году крупнейшие международные эксперты в области моделизма (журналы Kit, Modell Fan, Mojoon)   признали компанией, которая задает уровень качества мирового моделизма.

Играете ли вы в настольные игры? Как часто? Что за компания собирается за вашим игровым столом? 

Играю, конечно, в разные игры, с разными компаниями. Сейчас играю очень редко, потому что катастрофически не хватает времени.

Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего?

Из игр «Звезды» —  «Великая Отечественная» безусловно нравится, т.к. это моя собственная разработка, также нравится «Три мушкетера», «Эй! Это МОЯ рыба!», «Терминатор».

Нравятся ли вам какие-нибудь настолки других российских производителей?

В чисто российские игры других издательств играть не доводилось, нравится локализация «Цивилизации». К сожалению, сейчас совсем нет времени. Раньше играл в «Берсерк», фанатом никогда не был, но играл, нравилось.

Константин, спасибо большое за интервью. В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.

Желаю всем жизненных успехов, чтобы оставалось больше свободного времени, которое удавалось бы провести за любимым увлечением. И обычных человеческих радостей: здоровья, счастья. Если этого не будет, не нужны будут и никакие игры.

PS: интервью подготовлено до публикации интервью с Константином Комаровым, так что можно снова пенять на мои вопросы 🙂

30 комментариев

  1. ZoRDoK

    Внизу по ссылке интервью в Константином Комаровым, Юр, поправь. =) А то я уж подумал, что с гендиректором Звезды было ещё какое-то интервью, которое я пропустил (на самом деле было, но достаточно давно).

    По сабжу — интервью немного пустоватое. Интересно было бы послушать о давно висящих на сайте настолках «в проекте» — том же Наруто, Хищнике и Чужом и т.п.

  2. lokkyt

    +1. Пусто.
    К сожалению Константин не разбирается в настольных играх, видно, что его хобби не игровые двигатели, а миниатюрки и репродукции. Особенно убила фраза «На мой взгляд, в России издается слишком много настольных игр».

    Теперь понятно, почему Звезда практически никакая компания для настольщика, и не реализует своего потенциала в этом направлении. Потому, что единственный и бессменный генеральный директор не разбирается в тематике, а как следствие режет и не видит хороший материал. Настолки для звезды воспринимаются придатком.

    Как было видно из предыдущего интервью от представителя звезды (не помню имя — тот что «товарищ невнятный креативщик»), хороший продукт им еще ой как не скоро издать. К сожалению, «менеджмент компании совсем не настолкоориентированы, потому что просто не разбираются в рынке, и не разбираются в потребители…
    Отсюда и бедные успехи компании.

  3. Zim

    Соглашусь с предыдущими ораторами. Питаю огромное уважение к людям, которые несмотря на жёсткие российские реалии создали и столько лет успешно ведут такой непростой и не самый выгодный бизнес. Надо понимать, что выдерживать конкуренцию в этой нише очень непросто. Гораздо проще было бы как все западники скинуть производство в Китай. Молодцы, что держатся и не стоят на месте.

    Но. Пугает подбор кадров… Начиная с той самой «единственной настольной пиарщицы», которая любит на джипах погонять, через «невнятного креативщика», и до гендиректора, который сам создаёт игры… Очень жаль, что при таком огромном потенциале, у людей, принимающих там кадровые решения, не хватает времени на то, чтобы вникнуть в суть вопроса, найти реальных профессионалов и отдать им часть полномочий… Реально создаётся впечатление кондового совкового завода… Но всё равно удачи им.

  4. Metaller

    Про плохой картон и правила из туалетной бумаги он сказал до того, как они издали Деньги или после?

  5. Dmitry

    А вот я не согласен с вами. Звезда очень успешно и самое главное в правильном направлении развивается. С миниатюрами у них давно все ок, теперь еще и с настольными играми налаживается.
    Куча говноигр с плохим картоном и правилами продаются на полках книжных магазинов и в чем вы не согласны с Константином? И я считаю, что лучше б их не было.
    2Zim про каких профессионалов ты говоришь? Людей в России, кто реально чего то добился и стал известен, в игровой среде по пальцам одной руки можно пересчитать. Работа с тем же Книциа напрямую — это огромный успех для компании.
    2Lokkyt по поводу менеджмента и знания рынков. Вы сами то знаете, что нужно на рынке и окупятся ли вложение в продвижение этих продуктов? Рынок настолок в России и так не очень велик. На нем пытается играть несколько компаний, но и они толком не могут его расшевелить. Действия Звезды вполне логичны — при отсутствии рынка в России они выходят на мировые рынки, там где они уже имеют опыт работы с миниатюрами. Barbarossa в этом плане очень удачный шаг. Да, игра не блешет красивой механикой, но при этом тема среди варгеймеров актуальна, элементы хороши, а правила можно и подправить — для варгейма это не проблема.
    Основной продавец Звезды как я понимаю сеть магазинов «Детский мир». У этого продавца ассортимент соответсвующий, собственно как и покупатели. И тут как раз новинки Звезды опять же в тему — Мыши 100% пойдут на ура и заметьте, те кто подрастет из штанишек будут знать про то что есть хорошие игры.

  6. White

    Эх, а самого интересного не спросил 🙂 любопытно же, как они в лихие девяностые завод отжали 🙂

    @lokkyt
    Как это не забавно, он прав, в России действительно издаётся слишком много игр, просто большая часть из них проходит незамеченными в среде настольщиков, из-за низкого качества…

  7. Арчи

    ««Звезда» – единственный в России производитель, экспортирующий настольные игры. »

    Уважаемый Директор, видимо, не (совсем) в теме:
    http://www.iconusa4.com/online/Robogear_starter_set.htm
    http://www.megahobby.com/robogearbattlewargamestarterset.aspx
    http://www.imex-model.com/games1.htm

    Что отнюдь не умаляет его заслуг — к миниатюрам, выпускаемым «Звездой», испытываю очень положительные чувства, да и «Великую Отечественную» считаю безусловным успехом/прорывом.

    Очень жаль, что при выпуске игры «кольцо власти» был выбран масштаб 28 мм, а не привычный «Звезде» 1:72 — ИМХО, миниатюры фэнтези в таком редком исполнении были бы очень популярны!

  8. mamont

    Вот и ещё один штрих к закрытию темы со «Сталинградской Высотой».
    Похоже Константин Кривенко «слегка» обиделся за своё детище.
    А зря! Лучше бы прислушался к энтузиастам и доработал правила (хочется побольше перфекционизма в данном случае).
    P.S. Тем не менее, желаю ему успехов в руководстве и побольше хороших настолок из разряда «лучше бы они были»!

  9. lokkyt

    @Dmitry
    Так получилось, что работаю я business development manager, правда на IVD рынке. Так, что проблемы продвижения, вложения, поставщиков…мне знакомы.
    Речь не об этом. Что Звезда не имеет фокуса в настолках, да и не от куда ему взяться, как уже было подмечено ранее.
    Варгеймы и миниатюрки — это совсем не то. Барбаросса проект, в целом, успешный — но и причислять его к настолком, я бы не торопился. Варгеймы — очень специфический сегмент. Вон посмотрите на ту же убогую Курскую Дугу от Статус Белли.

  10. Oldman

    @White
    ))))
    «Могу отчитаться за каждый заработаный миллион, только не спрашивайте где взял первый» Г.Форд
    Мне вот про тестеров интересно. Механику ЧЕГО они «успешно» обкатали? Какого проекта? Лето 41? Успешно?

  11. Oldman

    @Oldman
    От действительно кошака а вас нет. Че продвигаешь то? манагер по продвижению систем курсовой устойчивости для авто? рукалицо…..

  12. Dmitry

    @lokkyt
    Сравнивать Звезду и Статус Белли я бы не стал.
    И почему не отнести Барбароссу к настолкам? Tide of Iron или Memor 44 тоже имеют в наличии и карту и фигурки и кубики. На западе пока на барбароссу смотрят как на чудо чудное — мол, во русские придумали — миньки в настолке используют. Но в целом относятся благосклонно. Не верю что это даст большой профит Звезде. Чаще думаю будут покупать наборы в качестве моделей, а не для игры. Все таки в таком размере наборы уникальны.

    Насчет фокуса. Думаю его не будет никогда. У Звезды уже есть фокус, который дает им основную прибыль — модели и миниатюры. Все остальное, как я понимаю, побочный бизнес. Поэтому и фокуса на него нет. Так, выхватывают неплохие лицензии с минимумом перевода, да мастерят детские игры для ассортимента.

  13. White

    @Dmitry
    разница между барбароссой и Tide of Iron/Memoir`44 в формате распространения, в последних класическая схема из настолок «all in one» покупка дополнений весч сугубо добровольная. в Барбароссе как в других варгеймах этого направления(Вархаммер и т.п.) для полноценной игры обязательно нужно покупать дополнения.

    Миньки посути тогоже масштаба, на туже тематику за бугром, это например Flames of War. Правда незнаю какая из игр дешевле там у них…

  14. Dmitry

    @White
    Я бы не стал барбароссу относить к вархаммеру. Все же это разные даже по самой сути игры.

  15. White

    @Dmitry
    игровые механики разные, в остальном никаких принципиальных отличий у игр нет, обе в рамках одного жанра…

  16. lokkyt

    @Dmitry
    1.Вы сами в ответе согласились со мной. Нет профессионализма в настолках у Звезды, ровно как нет персонала, что еще раз ведет к тому, что настолки для них продукт побочный, а новый рынок они в ближайшей перспективе не освоят, опять же из-за отсутствия людей — вот и получается замкнутый круг. Хорошие настолки они просто пропустят, потому, что есть мэйнстрим на котором Звезда привыкла делать деньги.
    Это не плохо, и даже правильно в какой-то мере. Я лично не считаю компанию хорошим игроком в настолках, и рассмативать и предоставлять мнение менеджмента Звезды как профессиональное не стал бы.
    Да у нас нет понимающих компаний нацеленных на развитие настольных игр в РФ. Но и принцип «на безрыбье и щуку раком» здесь не должен работать. Звезду обязательно надо критиковать и ругать в настолках — чтоб не расслаблялись, де-факта компания весьма посредственна.

    2.Я не сравнивал Звезду и Статус Бэлли. Сравнивать лючших из худших — не резон. Равняться нужно на хороший пример — а значит,на запад. А тем более с учетом фокуса Звезды в миньках, им пластиковые компоненты сделать выйдет практически по той же цене, что и картонные (а-ля пластиковые монетки, вместо картонных, как в Conquest of the Empair) — на этом можно ооочень хорошо сыграть, добавив атмосферности.

    Для себя я проблему настолок в РФ решил сразу же после первого заказа игр из Штатов (уж больше 50 коробок), благо нет проблем с языком в нашем кругу. Как только люди начинают погружаться в тематику — они так как же начинают решать возить коробки. И таких уже очень много.

    Да посмотрите на тот же Игровед,Хобби, Гагу (пусть основной ассортимент и несложные евро и пати настолки, но возят и серьезные коробки), у всех уже по нескольку магазинов, помимо интернета …

  17. Atsukawa Toshiro

    ZoRDoK :
    По сабжу – интервью немного пустоватое. Интересно было бы послушать о давно висящих на сайте настолках “в проекте” – том же Наруто, Хищнике и Чужом и т.п.

    Первый раз слышу, что Звезда по Наруто игру делает. Будет очень интересно глянуть на результат — накосячат или же конфетку сделают?

  18. Shadoquin

    Мы тестировали Ван Хельсинга, Тачки, Наруто. По поводу Ван Хельсинга была довольно долгая переписка, надеемся, что понравится (механика простовата, но баланс просчитывался довольно тщательно). Тачки править практически не пришлось. Наруто — пока в стадии доработки, насколько я понял. Ради игры пришлось даже посмотреть первый сезон (данный сериал не люблю, хотя к аниме в принципе отношусь неплохо). Так вот, в игре сделана очень неплохая попытка передать дух и возможности команд и персонажей. Сама механика тоже не слишком сложна, но допускает неплохую вариативность тактик в сражениях. А вот с балансом были проблемы, что сейчас и исправляется. Понятно, что раскрывать дальнейшие детали не буду, пока игра не выйдет — не считаю возможным; просто чтобы вы знали, что игра есть и разрабатывается вполне адекватно.
    И да, согласен, что у Звезды фокуса на настолках еще долго может не быть, поскольку модели — ее приоритет. Так и ладно, люди делают то, что хорошо получается — это же отлично. Понемногу и в настолках проявятся, первые ласточки уже есть. Не сразу FFG строилась)).

  19. Atsukawa Toshiro

    Спасибо за подробный ответ. Ради такого случая может и куплю настолку Наруто, когда выйдет (ежели там миньки будут:)).

  20. Kuroi

    «Мы тестировали Наруто. Ради игры пришлось даже посмотреть первый сезон (данный сериал не люблю, хотя к аниме в принципе отношусь неплохо).»

    Я предложил Звезде свою помощь в тестировании игры. Люблю и аниме и мангу Наруто и хотелось помочь с настольной игрой. И тишина. Понятно, что с таким подходом, а именно — отверганием помощи энтузиастов, многого не достиггнешь.

    «в игре сделана очень неплохая попытка передать дух и возможности команд и персонажей. Сама механика тоже не слишком сложна, но допускает неплохую вариативность тактик в сражениях»

    Слишком обтекаемо. Слишком. Вы взращиваете во мне опасение.

  21. Shadoquin

    Kuroi :

    Слишком обтекаемо. Слишком. Вы взращиваете во мне опасение.

    Поймите меня правильно: обтекаемо — потому что не могу вам подробно рассказать, что и как в игре сделано. Не могу — потому что считаю это неэтичным: игры еще нет, и издатель не считает нужным давать никакие подробности — значит, и я не могу. Команды и персонажи есть, они узнаваемы по способностям и способам взаимодействия, вариативность присутствует в силу первого пункта и по некоторым другим причинам. Извините за недосказанность. Конечно, это не гарантия хорошей игры. Поэтому игры еще нет. А уж опасения или надежды взращивают мои слова — это, думаю, все же не мои проблемы)). No offence.

  22. евгений

    Играл в терминатора, вполне интересно на двоих. В мушкетеров не играл, но вроде по описанию симпатично. Только вот неужели 3 мушкетера и эй это моя рыба это их игры? Вроде авторы иностранные а они их просто локализовали. Неудачный выбор для локализации. Не понимаю когда локализуют игру не требующую текста и еще и цену поднимают, а потом жалуются, а вот рынок настольщиков не развит и не хочет покупать наши лохолизации.

    Если таки Константин Кривенко решит прочитать отзывы или ему их как сообщат:
    — не тем делом занимаетесь. задача топ менеджера не игры разрабатывать, а открывать филиалы/представительства на основании рекомендаций экспертов(если они есть смените их нахрен — про лохолизации я уже писал) подписывать соглашения с зарубежными издателями. (На филиальную сеть Мосигры взгляните)
    — вашей компании нужен эксперт по зарубежным настольным играм(и компьютерным), который должен быть в курсе всех новинок, лидеров зарубежных продаж, знать практически все игры которые были успешны в прошлом(компьютерная цивилизация была успешна в прошлом. только выпустили, как хоббигамес локализуют, чем не пример грамотного изучения рынка)
    — нужен эксперт отечественного рынка, что продают, что покупают, что локализуют (игровед удачно так и развивается, смотрит что популярно то и привозит, а игры то языконезависимые! )
    — кстати не видна работа пиарщика/рекламного агента, про зелеварение и эволюцию весь русский интернет заполнен и многие обсуждают и делятся нюансами, а попробуй спросить про игру терминатор будут смотреть неудоумевающими глазами. наверно потому что пиарщик занят катанием на мотиках и ему некогда выделять время для работы 🙂 это при том что игра достойная.

    Тапилин-Кривенко :
    Говорят, что издавать настольные игры невыгодно. Якобы, гораздо проще заработать на продаже одежды, техники или каких-нибудь других товаров. Почему же «Звезда» решила заняться этим направлением?
    А еще выгоднее торговать оружием и наркотиками… Каждый занимается тем, что ему интересно. Перед нами никогда не стояла задача – просто заработать денег.

    Основная задача компании заработать денег и чем больша она сможет срубить с проекта тем для нее лучше. Нет денег — нет зарплаты, нет закупок новых игр и материалов для производства игр, нет оплаты помещения -> компания банкрот.
    Проекты вашей компании совсем не кажутся мне успешными. Судя по интервью как с директором, как с рекламным манагером, как по выпуску и лохализации вашей компанией настольных игр мне если честно не понятно, как ваша организация еще не разорилась. Может хватит торговать оружием и наркотиками и зарабатывать на выпуске и локализации настольных игр? 🙂

    Возможно помогает знакомство с руководством распространяющих магазинов, но одно хорошо если такими совковыми методами будет идти работа, то даже плановый выкуп и поставка игр в магазины прекратится, в связи с забитием ими складов и отсутствия реализации.
    Люди таки все чаще заходят в интернет, общаются и узнают все больше про настольные игры.

  23. Dmitry

    @lokkyt
    Вот видите вы сами на все вопросы и ответили и проблемы обозначили. Есть обычные люди, которые в массе своей из настолок знают только монополию, а есть гики, которые не вылазят с BGG. А вот средней прослойки, просто играющей, в России очень мало. Например, в той же Испании, где живет моя сестра, играют все от мала до велика, играют семьями — культура настольных игр там развита и магазинов с широким выбором настолок поболее чем у нас. Про Германию я вообще молчу.
    Состояние рынка в России вы обозначили сами — покупаете игры в США. Поверьте, я делаю тоже самое принося прибыль тому же амазону и В&В, а не Звезде и прочим нашим издателям. Причин тому несколько — и не удачные локализации и более дорогие цены. Звезда наверняка все это понимает и особо не суетится, потому как гики по любому не будут ждать локализации последних новинок, а простым смертным эти игры не нужны.
    Играя на поле ассортимента того же детского мира, они успешно конкурируют не с Равенсбургом или Маттел, а с нашими «поделками» из плохого картона и с невнятными правилами. И это им поверьте удается и ассортимент подобных игр только увеличивается.

  24. ZoRDoK

    @lokkyt

    Особенно убила фраза “На мой взгляд, в России издается слишком много настольных игр”.

    Это он про всякую детскую лажу в книжных магазинах, о которой гики благополучно позабыли. Реально — сотни мягких и дешёвых игр издательства Дрофа и других.

  25. White

    @евгений
    Отличный пост 🙂 сразу видно что вы долеки от реалий рынка 🙂

  26. Рен

    А про звездный десант не спросили! ведь «новшество» от звезды — наш ответ вахе и др….
    эхх

  27. ZoRDoK

    А народу-то хотелось, чтобы гендиректор был таким же гиком и шпилил каждый вечер в Кубу или Сумерки Империй =)

  28. taran

    Когда вы уже поймете что гиков нельзя пускать в бизнес, гики понимают в играх но ничерта не шарят в бизнесе. Бизнес делается не на гиках а на простых людях которые покупают трешняк и попсу. Компании ориентироваться на гиков — обречь себя на провал. Либо если брать гика на руководящие должности — необходим пересмотр ценностей для него, отодвинуть в сторону то что нравится и что круто по его мнению, и принять что массам надо совсем другое.

  29. Dmitry

    @taran
    Согласен, это как алкоголику руководить ликероводочным магазином…

  30. lokkyt

    @Dmitry
    Никто не говорить про гика.
    Все говорят о том, что чуваки вообще не в теме настолок и в них толком не разбираются, при этом во всех трех интервью надували щеки …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑