На Board Game Geek опубликован обзор игры Isle of Skye: From Chieftain to King, в котором проводятся параллели между этой игрушкой и Каркассоном. Автор утверждает, что несмотря на сходный внешний вид и схожий игровой процесс, это разные настолки, не заменяющие друг друга.
Isle of Skye похожа на Каркассон, это тоже игра на выкладывание тайлов с простыми правилами и быстрыми ходами, да и оформление у них похоже. Но если они столь схожи на первый взгляд, что мы увидим, если копнём глубже?
Основное различие у этих игр в том, как у игроков появляются новые тайлы. В Каркассоне вы просто тянете их из мешочка и живёте с тем, что вам принесла госпожа Удача. Иногда случаются напряжённые моменты, временами выпадает что-то отличное, но в целом этот процесс могла бы освоить и мартышка. В Skye используется продуманная механика аукциона, вы вскрываете три тайла, один сбрасываете и выставляете цены на два оставшихся. По идее чем выше цена, тем лучше, т.к. другие игроки будут отдавать деньги за эти тайлы вам, но если вдруг что-то останется нераскупленным, приобрести его придётся за свой счёт (а деньги нужны, т.к. в последующие ходы придётся точно также покупать тайлы у других игроков). Вот это сочетание удачи при вскрытии тайлов и финансового механизма их продажи – самое лучшее в игре.
В Каркассоне правила подсчёта очков всегда одни и те же и меняются только при игре с дополнениями. В Skye есть 16 тайлов с условиями подсчёта очков и в каждой партии используются всего 4 из них. И условия подсчёта очков сформированы таким образом, что есть возможность получения очков по принципу «здесь и сейчас», а есть возможность набора очков в долгосрочной перспективе. Из-за этого впечатления от игры всегда получаются свежими и в каждой партии приходится думать немного по-другому.
В Каркассоне игроки добавляют новые тайлы к одному большому ландшафту и соперничают за господство над отдельными его участками. В Skye каждый игрок строит свой индивидуальный участок. В этом плане взаимодействия получается меньше, т.к. разные игроки не пересекаются на местности, но этот фактор уравновешивает механика аукциона. Лично мне больше нравится всё-таки более прямое противостояние. И ещё мне не хватает единого расширяющегося общего игрового поля из Каркассона.
Skye хорошо подходит для разного числа игроков, но вариант на двоих не так хорош, как в Каркассоне. Так происходит из-за целого ряда причин. Во-первых, поскольку покупать тайлы можно только у другого игрока, рынок получается ограниченным. Во-вторых, поскольку «продавцов» получается меньше (а точнее, всего один), выбор тайлов уменьшается, и игра становится более зависима от удачи.
В Skye есть механика, помогающая отстающему игроку нагнать соперников (за счёт получения дополнительного золота). Лично мне такие правила не нравятся. Это не так плохо, как могло бы быть, но всё равно, по-моему, это неправильный подход. Если я победил, это должно случиться благодаря умелой игре, а не потому что меня кто-то пожалел. Подозреваю, некоторые игроки могут даже построить свою стратегию на том, чтобы умышленно плестись в хвосте, а в нужный момент совершить рывок.
Обе игры просты в освоении и отлично подходят для знакомства новичков с миром настольных игр, оставаясь при этом интересными и для опытных игроков. В обеих играх просматривается механика «составления паззлов», только в Skye не требуется обязательно стыковать между собой дороги (что порой приводит в ступор игроков, привыкших к Каркассону).
В целом мне кажется, что сходство Skye с Каркассоном несколько преувеличено. У Isle of Skye множество самостоятельных черт и идей, эта игра не заменяет Каркассон (и, вероятно, не станет столь же популярной). Я уверен, обе этих настолки вполне можно иметь в коллекции, играя то в одну, то в другую.
Чем-то напомнило супершахматы, от одного из непризнанных гениев.
Да вот любую игру с квадратными плитками можно притянуть к Каркассону 🙂
Хоть «Венецию 2099» …