Красноярск встречает пейзажами суровой зимы. Впечатление такое, будто первый снег выпал здесь пару месяцев назад и с тех пор шёлк с завидной регулярностью. На улице всё в морозном тумане, дома погребены под толстым белым слоем. На термометре -35, но почти нет ветра, так что жить вполне можно. Тем более, что с вокзала меня сажают сразу на машину, везут до гостиницы, а потом в выставочный комплекс «Сибирь», где проходит выставка-ярмарка «Мипл-2012», крупнейшее настольное мероприятие России.
Мы заходим с чёрного входа и почти сразу попадаем на сцену, где выступает какой-то творческий коллектив. И передо мною сразу открывается выставочный павильон: высокий, метров 8, потолок, уходящий вдаль. Под ним — где-то 30х50 метров пространство, целиком отданном под настольные игры.
Территория выставки разбить на несколько смысловых блоков, в дальнем углу выделяется помещение магазина, внутри виднеются горы коробок, столько настольных игр сразу я ещё не видел. Их намного больше, чем если сложить в одну кучу все мои коробки. Экземпляров 700, а то, и вся тысяча!
С одной стороны, справа от сцены, функциональный отсек организаторов, место, где переодеваются, перехватывают в свободную минутку кружку чая, и где хранится реквизит. Тут же рядом небольшой зал, где днём состоится презентация авторских разработок. Внутри уже расставлены столы, лежат листки с напечатанными названиями тестовых проектов
Прямо за сценой расставлены около 20 столов. Здесь будет проходить репетиция рекорда по покраске миниатюр. Всё заготовлено заранее, на столах лежат наборы солдатиков Звезды, краски и кисточки. Тут же рядом большая диорама, примерно 70х140 см, кусочек поля боя с небольшими холмами, окопами, зениткой, пулемётным расчётом, парой танков и подбитым немецким самолётом. На эту диораму будут выставляться готовые покрашенные солдатики, я уже представляю как они целиком заполонят всё свободное пространство.
Перед сценой огорожено ещё несколько секций. Площадка для свободной игры в любые из доступных настолок, отдельно несколько столов для турнира по Сету и по Майя. Тут же рядом территория для турнира по Эволюции со здоровенным баннером Правильных игр на заднем плане. С противоположные стороны от сцены огороженный уголок Эссена, но туда мы попадём позднее.
Окинув взглядом все вокруг, я замечаю Евгения Кузнецова, беседующего с Алексадром Сеслером, представителем местного настольного клуба «Ticket to Ride». Здороваюсь и иду дальше, в гардероб. Прохожу мимо «ангара» с залежами настолок и обнаруживаю на его боковой стороне здоровенный тематический перетяг с различными картинками и фото с участием миплов, в том числе знакомые картинки с сайта. Приятно их тут увидеть 🙂
Выхожу в фойе, расстаюсь с верхней одеждой и остаюсь в рубашке с коротким рукавом. Понимаю, что зря сомневался, стоит ли её одевать. В здании достаточно тепло, с потолка свисают инфракрасные обогреватели. Даже с которыми рукавами вполне комфортно, замёрзнешь. На самый крайний случай можно добежать до двери, там ям тепловая пушка обдаёт, создавая на несколько секунд эффект парилки.
Снова прохожу в зал, заскакиваю на территорию Звезды. Тут разложены свежие игрушки, Великая Отечественная. Блицкриг, Хоббит, Андор. Здороваюсь с Константином Комаровым и Максимом Верещагиным. Оба — в куртках военно-зелёного цвета с нашивками «Звезда», «Art of Tactic» и «Commands & Colors». Константин в такой куртке — вылитый Крис Эванс из х/ф Капитан Америка.
К моменту моего возвращения Евгений Кузнецов уже освободился, он устраивает мне экспресс-экскурсию по территории выставки, рассказывает, что, где и когда будет проходить. Уже с утра начался локальный турнир по Майя из 16-ти участников, одновременно с ним должен был проходить турнир по Сету, но с ним что-то не заладилось. Ребята из Игроведа приехать не смогли, достаточное количество желающих не набралось.
Проходим в уголок Эссена. Тут разложено порядка двух десятков коробок, среди которых я с ходу опознаю Робинзона, игры P.I., Suburbia и Tokaido. Народу нет, лишь за одним столиком сидят три человека, изучают какую-то игру, как я узнаю позже — Milestones. Это настольщики, приехавшие на Мипл из Новосибирска, это порядка 800 км от Красноярска. Один из них представляется как Tanone, завсегдатай сайта.
Переходим в лекционный зал. Здесь через час состоится сбор жюри конкурса авторских разработок, состоящего из пяти человек: Константин Комаров, Николай Пешасов, Александр Пешков, Юрий Тапилин, Иван Туловский. Александр, к сожалению, не смог приехать, так что разбирать прототипы будем вчетвером.
Пока мы всё осматривали, подошёл к концу турнир по Майя. Участников вызывают на сцену, награждают памятными дипломами, победителей объявляет Константин Комаров. И тут — сюрприз — на сцену выходят тётеньки, лет по 40-50, воспитатели из детских садов. Это они в турнире участвовали. Не привычная молодёжь, там, или дети. Было очень неожиданно 😉
А ещё неожиданнее было то, что одна из победительниц оборачивается, видит меня и говорит: «Можно с вами сфотографироваться?» Очень лестно, очень приятно, конечно же соглашаюсь 🙂
Сразу после вручени дипломов на сцене объявляют старт покраске миниатюр. Столы начинают заполняться, и снова повод для удивления — за сборку и раскраску солдатиков садятся девчонки, набиваются по 4-6 штук за столики, азартно хватают литники, начинают собирать пехотинцев и тут же берутся за кисточки.
Подхожу к одном столу, спрашиваю, как это так — девчонки и солдатики. Говорят, им очень интересно, красить солдатиков — очень увлекательно. Мягко сказать, странновато такое слышал. В моём сознании девчонки, сборка солдатиков и краски — вещи совершенно несовместимые. Второй сюрприз за час, то турнир по Майя среди воспитателей, то девчонки с кисточками в руках.
Пришло время конкурса разработок. После краткого инструктажа переходим в зал, где нас уже дожидаются 7 авторских проектов. По условиям конкурса разработчики должны представить на суд жюри готовые прототипы, за которые можно сесть и отыграть тестовую партию или как минимум несколько ходов. Перед нами нечто карточное в коричневых тонах, игра с полем и корабликами про пиратов Карибского моря, карточные сражения с техникой и пехотой, уже знакомые по Львову Лесные истории, нечто тактическое типа Берсерка и Summoner Wars, а также игра о похождениях грабителей в ночном городе и взломах сейфов (позднее я расскажу о них подробнее отдельным постом). Проектов оказывается шесть, а не семь. С одним что-то не срослось. На осмотр разработок уходит чуть больше часа.
Местное время — примерно половина пятого. До завершения официальной программы остаётся полтора часа. Идём в столовую перекусить. Потом Иван Туловский уходит спать, он прилетел ночным рейсом, у него всё ещё предыдущие сутки длятся. Константин с Максимом возвращаются на свою площадку, впереди ещё полтора часа работы, демонстрация игр «Звезды».
У нас с Николаем остаётся свободное время. Идём в уголок Эссена, берём Escape, садимся за стол. Нам объясняют правила, понимаем, что игрушка очень проста. Жаль, некуда воткнуть компакт-диск, или что там в игре с аудиотреком есть. Вместо этого Николай включает таймер в телефоне. У нас есть три минуты, чтобы немного разведать территорию храма и вернуться на старт. Все действия в игре выполняются с помощью кубиков, для этого нужно выбрасывать нужные комбинации, использовать их, а потом бросать кубики снова. Походит три минуты, мы немного открываем территорию храма, потом ещё две трёхминутки и проигрыш. Не успеваем выбежать из храма и проигрываем. Игрушка новаторская, быстрая, крайне простая. Много-много кубиков, но для новичков это самое то. По ней позже я тоже напишу подробный обзор.
Следующая коробка, на которую падает наш выбор — Gauntlet of Fools, ролевой 30-минутный филлер от Дональда Ваккарино. Разбираем персонажей, начинаем игру. Тут всё просто, примерно как в Манчкине, появляется монстр, его нужно убить броском кубиков. За успех начисляются деньги, они же — победные очки, за неудачу наносятся раны. Игра длится пока все герои не погибнут, побеждает тот, кто наберёт к этому моменту больше всех денег. Мы отыгрываем партию минут за 20, очень быстро сливаемся. Успешнее всего кубики кидал Пегасов, у него около 30 монет. У меня всего 4. Про Gauntlet of Fools потом тоже напишу подробнее.
Пока мы ирали, подошла к концу покраска солдатиков. Честно говоря, жалею, что не успел более подробно посмотреть на процесс и увидел только готовый результат, уже окрашенных пехотинцев. Цветная форма, чёрное оружие, сапоги. Мелковатые детали, а всё выкрашено-раскрашено. Всего 410 миниатюр. Оказывается, на диораме — это не так и много. На диораме ещё много свободного места, ещё две-три сотни солдат легко уместилось бы.
Уделив немного времени диораме, снова идём «на Эссен». Берём «Колейку», открываем и обнаруживаем внутри набор «сделай сам»: в русских правилах игры есть наклейки с русским текстом, их надо переклеить на карточки поверх японского текста. Поскольку времени до закрытия первого дня оставалось уже немного, мы не захотели заниматься аппликацией и совершили не очень логичный поступок: сели играть в Робинзона.
Более того, поскольку первый сценарий мне уже был знаком и оставил не самые лучшие впечатления, сели сразу за второй. Вчетвером, с новичками.
В принципе, ничего страшного в этом нет. Я быстро рассказал основные принципы игры, обозначил цель второго сценария — построить на острове 5 крестов (по легенде мы группа каких-то экзорцистов, потерпевших кораблекрушение, но не оставивших своего занятия). Для строительства крестов нужен лес. Почти как в первом сценарии, где, в общем-то, тоже надо копить дерево. Только там его просто надо сваливать в кучу, а тут — собирать дрова, а потом строить из них кресты.
Мы начали играть, очень быстро возвели первый крест, поголодали пару ночей, исследовали прибрежную территорию острова, а потом у меня снова начались проблемы с правилами. Их оказалось две.
Одну — что делать с картами событий, мы худо-бедно решили после длительного листания правил. Оказывается, некоторые карты приключений (которые надо тянуть когда на кубике выпадает «?») надо замешивать в колоду событий. Только написано это не в том разделе правил, где рассказывается правила отыгрыша этих карт в 4-ю фазу хода, а в середине описания первой фазы хода, про отыгрыш карт событий. Я, считай, случайно на эту информацию наткнулся. На второй вопрос — на каких гексах можно строить кресты, мы так и не нашли ответа. Подозреваю, только там, где стоит лагерь. Специально сейчас залез в FAQ, там этот вопрос освещён, крест строится либо на гексе с лагерем, либо любом соседнем с лагерем. Но в правилах об этом вообще ни слова. Видимо, игроки самостоятельно должны догадаться.
Рассказывать об этих открытиях просто и легко, кажется, тут нет ничего страшного. Ну, возник вопрос, ну, покопались в правилах и нашли ответ. На самом деле мелкие вопросы возникают на каждом шагу. А в правилах туго с примерами в картинках, да и, вообще, они структурированы так, что напоминают один большой сплошной текст. Я уж не говорю о том, что некоторые правила отыскиваются совсем не там, где их ожидаешь увидеть. В общем, выставка всё равно закрывалась, так что игру мы свернули.
На часах было начало седьмого. В девять вечера нас ждал Евгений Кузнецов в чайной, а до этого времени у нас было ещё часа полтора. Мы взяли из уголка Эссена Milestones и пошли играть в ближайший бар вместе с двумя местными настольщиками, Русланом и Ильёй.
Игрушка оказалась довольно лёгких евро с добычей ресурсов, а потом обменом их на некие постройки, трансформирующиеся в победные очки. В игре присутствует ряд оригинальных решений, так, ресурсы добываются на персональных полях игроков, а стройка ведётся на одном общем поле, кроме того тут есть мощный стимул не заниматься накопительством, а скорее тратить всё заработанное — в конце каждого условного хода игроки теряют ресурсы, если из в запасе больше 3-х. Позже тоже будет подробный обзор.
Вскоре к нам присоединился немного отоспавшийся Иван. Подойдя, он сказал, что знает во что мы играем, так как уже прочёл об этом у меня в твиттере 🙂 Чуть позже подошли Константин с Максимом, мы доиграли партию и вызвали такси до чайной.
Машину мы прождали дольше, чем планировали, но в итоге почти и не опоздали. Попили вкусный чай разных видов по всем правилам чайной церемонии, отведали орехов и сушёной сакуры. Обсудили представленные на конкурсе разработчиков проекты, поговорили об индустрии в целом. Потом, к сожалению, Евгений был вынужден покинуть нас из-за загруженности делами, а мы переместились из чайной в соседнее здание в уютную чайхану, где отведали шашлыка и картофеля из традиционной местной печи. В ресторане мы провели часа полтора, пока он не закрылся в полночь по местному времени. Такси вызвать вообще не удалось, «время ожидания машины около часа», так что просто вышли на дорогу голосовать. Буквально через несколько минут (не успели замёрнзнуть!) остановились сначала одна, а потом вторая машина и вскоре я уже был в гостинице.
Так закончился первый день на выставке «Мипл-2012».
Ждём продолжения, глотаем слюни. 🙂
А насчёт девчёнок, красок и солдатиков. Это ты зря. Практика показывает что одно с другим очень даже хорошо сочетается. Если конечно подавать в правильных пропорциях 🙂
Фотоотчета не будет? А то «многабукав» трудно осилить без них xD
да, фотографий явно не достает.
ждем сводок с полей.
p.s. Юра, да ладно уж, снимай телефоном (сдается мне, что ты забыл фотоаппарат 😉 )
Вполне совместимо: это ж, по сути, синтез подбора наряда и покраски ногтей 🙂
«Даже с которыми рукавами вполне комфортно, замёрзнешь.»
Моя твоя понимай 🙂
Юрий, а где эмоции? где фейерверки?
что за блокнот следователя?! — пошёл туда, а потом заглянул за угол… а что вы делали 15 декабря с 14:00 до 14:23??
что, по вашем мнению, удалось? как вам организация МИПЛа в целом? может что то вы изменили бы, «подали под другим соусом»? или наоборот, всё настолько качественно, что и придраться не к чему?? да и собственно, зачем придираться… просто хотелось бы чуть больше вашего собственного мнения, ваших впечатлений, рассуждений? я понимаю, что выставка только началась, но и первые впечатления, как правило, самые яркие!
Юра, турнир по Сету прошел очень хорошо. Просто он был для волонтеров, а играли они в свободное время, когда могли. Система турнира была такая, что можно было начинать играть в любой момент. Набрав разное кол-во очков, они получали разные призы. Была шкала. В частности, 5 человек по итогам выиграли главный приз — настольную игру. А, значит, они выиграли, как минимум по 15 партий. Жаль, что я не рассказал тебе сразу правила.
Народ смотрите трансляцию с выставки! Я был удивлен, когда я смотрел лекцию с Николаем Пегасовым, нас смотрело 3! человека со всей России.
Я сам с Красноярска и семейные обстоятельства не позволили мне пойти на выставку, но завтра я пойду всей семьей и постараюсь во что-нибудь поиграть или купить.
А на счет того что мы далеко от Вас и к нам далеко ехать, отвечу симметрично, хорошо что у нас есть МИПЛ и до вас Нам далеко ехать, хоть тут за Уралом мы можем приобщиться к настольным играм. Евгений Кузнецов делает великое дело, респект ему!
Кстати, можно посмотреть в онлайн на Маджонговский рекорд. Сейчас на наших глазах пишется история
В данный момент прошло примерно 13 часов 50 мин.
Им играть еще сутки. http://meeple.kkr.ru/index/online
@Scorpius
Про солдат и девчонок я до сих пор в шоке. Не верю, что такое бывает!
Пишу с айпада, тут картинки не вставляются чего-то. Так что фотки будут только после возвращения. Пока — только в твиттере: twitter.com/boardgamer_ru
@paulz12
Фотки на сайт постить не могу пока. Фотографирую параллельно телефоном и фотоаппаратом.
Это всё автозамена, речь о коротких рукавах шла ))
После пятичасового сна и сумасшедшего дня меня хватило только на фиксацию событий. Все впечатления будут потом, сейчас — только хронология.
3 человека — это ещё, может, и много, с учётом времени трансляции в субботу в 10 часов утра по Москве
Юра, у нас в Волгограде 4ехлетняя дочка Артёма Харинина с папой в варгеймы играет, не говоря уже про покраску, так что ничего странного:) http://tesera.ru/user/Artem/
Офтопик: Когда СССР был молодым, но жизнь уже более-менее наладилась, начали выпускать игрушки. В них сознательно копировали элементы взрослой жизни и взрослых же персонажей.
Некоторые персонажи были, мягко говоря, уродливыми (такими изобразили, в частности, священников), но девочки и их заворачивали в «пеленки» и баюкали 🙂
Если бы девушки играли в варгейм, я бы тоже удивился. А собирать и раскрашивать — вполне естественно.
…Эх, завидую немного: 4 года в родном Кр-ске не был.
Интересно, до них уже дошла игра The Cave? Спелеологов-любителей в городе и крае много, благо и объектов — на все вкусы и уровни сложности.
Учитывая, что Юра был мега-загружен, удивительно, как у него вообще хватило сил даже на такой, довольно полный отчёт!
Мы кстати Dominare : Mercate раскладывали, а не Milestones. 🙂 Хотя она тоже была на попробовать.