Вымышленное будущее. Цивилизация пала и на её останках построен новый мир. В нём есть прекрасный город Эйфория, за стенами которого живут изгои-пустынники, в небе парят икариты, а под землёй проживают скрывающиеся ото всех подземляне. В этом обществе себя проявляют несколько лидеров, стремящихся к господству над антиутопией будущего. Так начинается настольная игра «Эйфория», стратегия, рассчитанная на компанию от 2 до 6 человек.

«Эйфория» – это игра на размещение рабочих, в которой игрокам придётся добывать разнообразные ресурсы, а впоследствии обменивать их на победные очки. Казалось бы, типичное да обычное евро, но тут есть множество нюансов и деталей, заслуживающих упоминания. 

Всё действие разворачивается на поле с изображением города Эйфории и близлежащих окрестностей. Поле можно условно поделить на 4 зоны: город, его окрестности, подземелья и облака. На всём поле находятся различные области, куда можно размещать рабочих и выполнять разнообразные действия. В каждой из 4-х зон найдутся типичные действия: добыть базовый ресурс, обменять базовый ресурс на продвинутый, обменять комбинацию ресурсов на победное очко. Есть несколько необычных локаций, где можно обзавестись новыми рабочими, а также сделать своих работников более трудолюбивыми и увеличить лимит карт в руке (карты – это один из видов игровых ресурсов).

Особенность «Эйфории» – это реализация механики выставления рабочих. Обычно в подобных играх работники предстают в виде неких фишек, а в «Эйфории» это шестигранные кубики. При добыче ресурсов имеет значение число на кубике, чем оно больше, тем больше работник добывает. Ещё один нюанс – в играх на выставление рабочих обычно как, кто-то встал на поле, всё, оно занято. В «Эйфории» такие локации есть, но их – меньшинство. В остальных либо может уместиться сколько угодно рабочих, либо при выставлении нового старый «выталкивается» и возвращается к своему владельцу. Наконец, сам ход игрока тут крайне прост – либо поставить на поле 1 кубик в любую локацию, либо снять с поля сколько угодно кубиков, оплатив условную «зарплату».

Ещё одна фишка игры – условная «прокачка» некоторых действий. Во-первых, тут можно построить несколько зданий, которые открывают новые возможности по получению победных очков. Во-вторых, у каждого игрока есть так называемая карта рекрута, позволяющая получать дополнительные ресурсы при выполнении какого-либо действия. В-третьих, на поле есть так называемые «туннели», которые постепенно «копаются» когда кто-то выполняет закреплённое за ними действие. Когда туннель «прокапывается», открывается новый, более эффективный вариант действия по добыче ресурсов. Но доступен он только тем, у кого есть соответствующий рекрут.

Отдельного упоминания заслуживает так называемый показатель «знаний». По легенде работники игроков не очень-то понимают, что происходит вокруг, и не осознают, что их нещадно эксплуатируют. Однако каждый раз, когда они возвращаются с поля («с работы»), проводится проверка: все высвободившиеся кубики бросаются, их значения складываются и к ним прибавляются показатели других незадействованных работников игрока, а также показатель «знаний». Если в результате получится 16 или больше, считается, что кто-то из работников догадался что к чему и больше не собирается вкладывать на своего «благодетеля». В результате игрок теряет 1 кубик работника с самым высоким выпавшим значением (самый умный уходит). Но эта потеря не навсегда, всегда можно нанять нового работника.

Наконец, в игре местами проявляется элемент случайности. Во-первых, на старте все получают по 4 карты рекрутов, из которых себе нужно оставить 2. И далеко не всем могут выпасть самые полезные в начале партии. Во-вторых, здания, которые приходится в игре строить – случайны, их эффекты заранее неизвестны и открываются только в момент постройки. Наконец, из-за возможности потерять «очень умного работника» кто-то может немного отстать от соперников просто потому, что не повезло с кубиками.

Вот, собственно, и вся игра. Бросаем кубики рабочих, выставляем их на поле, добываем ресурсы, тренируем новых рабочих (дополнительные кубики), обмениваем ресурсы первого уровня на ресурсы второго уровня, а затем получаем за наборы ресурсов победные очки. Примерно как в любой другой евро игре, только с оговоркой о том, что со временем строятся здания и прокапываются тоннели и на поле появляются новые поля для действий. Времени на партию уходит примерно час.

Освоить «Эйфорию» несложно, и во многом это заслуга грамотного оформления поля. Рядом с каждым действием есть условные обозначения. В «квадратике» указано какие ресурсы нужно заплатить, чтобы выполнить действие и тут же ниже в «кружке» – что игрок получает в результате выполнения этого действия (как правило, либо некий вид ресурсов, либо победное очко).

Текста в игре практически нет. На поле каждая область действий подписана, но эти названия читать необязательно. Единственно важный текст – на картах рекрутов, но в начале игры у каждого игрока она всего одна, так что тут не запутаешься. Ещё у игроков есть по карте задания с текстом, но там его тоже немного, указано, что можно получить, скопив такие-то ресурсы.

Новичков в первый момент «Эйфория» может немного испугать, т.к. в игре довольно много всего. На поле полтора десятка локаций действий, ресурсов в игре 7 видов (еда, вода, камень, блаженство, глина, железо, золото, плюс ещё особый ресурс «карты артефактов»), и почти всё это лежит на поле, да тут ещё и разноцветные кубики-рабочие игроков… Но, поверьте, стоит сделать несколько ходов, как происходящее выстраивается в сознании в стройную картинку. Сразу приходит понимание, что тут-то можно разжиться такими-то базовыми ресурсами (едой, водой, камнем, блаженством), тут-то обменять их на продвинутые ресурсы (глина, железо, золото), а сюда нужно приходить за очками, уже имея ресурсы на руках.

По большому счёту «Эйфория» — типичный образец игры европейского стиля, где нужно добывать ресурсы, а потом преобразовывать их в победные очки, и ей присущи все особенности игр подобного рода. В частности, в игре слабо проявляется взаимодействие игроков. Каждый может делать почти всё, что хочет, соперники этому никак не мешают. Даже на уже занятые другими игроками поля в большинстве случаев можно поставить своего работника. Ещё, по большому счёту тематика игры носит вторичный характер. Несмотря на красивое оформление и художественную предысторию, все разговоры об антиутопии можно сразу оставить в стороне. Наконец, принимаемые игроками решения касаются в основном того, как выжать максимум ресурсов из минимума действий, то есть максимально продуктивно распорядиться своими рабочими. В итоге-то у кого будет больше ресурсов, тот и сможет получить больше всего победных очков. Из ряда выбиваются только случайные элементы: рекруты, здания, увольняющиеся поумневшие работники. В типичных евроиграх такой случайности не увидишь и, мне, например, кажется, что для евроигры в «Эйфории» действительно многовато условий, которые зависят от роли случая и не находятся под контролем игрока.

Чего у игры не отнять, это, конечно, оформления и презентабельности. Пожалуй, «Эйфория» – одна из самых красивых игр европейского стиля. И это касается не только графики, оформления поля, но и исполнения ресурсов: все фишки – деревянные, фигурные, разноцветные. Это и наглядно, и красиво, и удобно: ресурсы приятно держать в руках и невозможно перепутать. Отдельной похвалы достойны кубики рабочих. По большому счёту это обычные шестигранники, только грани у них прорисованы совсем необычно. Эти кубики привлекают взгляд, их так и хочется взять в руку и бросить.

Лично я переиграл в достаточно много евроигр. Удивить меня чем-то новым сложновато и, поэтому, «Эйфория» особо меня не впечатлила. Да, тут красивые ресурсы, да, интересная механика выставления рабочих и зависимости некоторых действий от значений кубиков. Интересная фишка с открытием новых действий по ходу игры. Но по большому счёту каждый игрок тут занимается своим делом, что-то добывает, меняет, зарабатывает очки. Увы, но подобным типом игр я уже несколько лет как пресытился.

Мой вердикт: «Эйфория» — красивая и хорошая игрушка, которая подойдёт тем, кто делает в мире настольных игр первые шаги, а также тем, кто давно и прочно в нём ориентируется и любит евроигры. Игроки с другими вкусами могут спокойно проходить мимо.