Когда-то давно я мечтал поиграть на компьютере в игру, где пришлось бы управлять «маленьким человеком». Чтобы вокруг был огромный мир, живущий и изменяющийся по своим законам. Чтобы были войны и менялись границы государств. Чтобы на выполнение заданий отводилось определённое время. И чтобы игрок не был супергероем, свергающим горы и уничтожающим сотни врагов в одиночку.
Увы, такой игры не было. К этому идеалу приблизились, пожалуй, только две игры: Uncharted Waters: New Horizonts (SEGA, SNES) и отечественные Космические рейнджеры. А с прошлого года появилась возможность сыграть в подобную игру и на столе. В Merchants & Marauders.
Если вы играли на приставках или компьютере в Sid Meier’s Pirates, вам не нужно объяснять, что из себя представляют Merchants & Marauders. Если же «Пираты» вам неведомы, тогда слушайте.
Коротко об игре
На дворе XVII-XVIII век. Место действия – Карибское море. Век пиратства в самом расцвете. Вам предстоит попробовать себя в роли капитана небольшого судна. Здесь можно торговать и грабить торговцев. Сражаться с военными кораблями. Выполнять задания и проверять различные слухи. Брать суда на абордаж и копить золото. Все дороги открыты, и только вы сами определяете каким будет ваше будущее.
Игра разворачивается на поле с изображением карибского бассейна, разделённого на отдельные морские секторы. По ним перемещаются красивейшие фигурки кораблей (как управляемых игроками, так и нейтральных). У каждого корабля есть ряд параметров (корпус, мачты, трюм, команда, пушки), которые также можно немного улучшать при помощи апгрейдов и спецоснащения. Кораблями управляют капитаны, также имеющие свои параметры. Цель игры – заработать 10 победных очков, которые начисляются за самые разнообразные действия: выполнение заданий, грабеж честных купцов, оптовая торговля и, конечно же, успешные морские сражения. Но – обо всём по порядку.
Компоненты
Merchants & Marauders встречает нас квадратной коробкой стандартной формы, на 90% заполненной компонентами. Внутри неё мы обнаруживаем правила и здоровенные памятки, поле с картой карибского бассейна, персональные поля игроков, несколько колод карт уменьшенного формата, разноцветные деревянные кубики, монеты из плотного картона, а также некоторые другие картонные жетоны.
Игровое поле, как уже было сказано, содержит изображение Карибского моря, разделённое на 17 секторов. В каждом секторе, за исключением центрального, есть порт – место, где пираты и торговцы могут вершить свои чистые дела и грязные делишки. Над каждым фортом развевается флаг одной из участвующих в игре держав: Англии, Франции, Испании или Голландии. Принадлежность порта имеет значение – пираты не могут заходить в порты страны, чьи корабли они грабят. Кроме того, в результате некоторых событий принадлежность портов может меняться. Также у каждого морского сектора есть особое свойство, его текст напечатан прямо на игровом поле. Где-то водятся особо «толстые» купцы, где-то можно дешево отремонтировать корабль, где-то – более выгодно купить или продать товары и т.п.
Ход игры
В начале игры всем игроки получают карточку капитана, небольшой стартовый капитал, а также свой первый корабль (причём можно выбрать быстрое пиратское судно или медленный, но вместительный купеческий корабль). После этого начинается игра.
В свой ход игрок может выполнить 3 действия. Вот они:
1. Перемещение.
С помощью этого действия корабль можно передвинуть. Либо из моря – в порт; либо из порта — в море; либо из моря – в соседнее море. При перемещении все корабли движутся с одинаковой скоростью.
2. Поиск судна.
В ходе игры пираты и купцы будут плавать по полю, а иногда к ним будут добавляться ещё и ничейные корабли. Как правило, они появляются в игре в результате розыгрыша определённых событий. В этом случае на поле выставляется фигурка нейтрального коричневого цвета, а под неё подкладывается жетон с флагом – чтобы все видели какой страны это корабль.
Если корабль игрока находится в одном секторе моря с другим игроков или «ничейным» коричневым кораблём, считаются, что они не видят друг друга. И если вы желаете найти корабль в вашей акватории, тут-то и пригодится действие поиск.
С помощью действия «поиск судна» можно попытаться обнаружить и атаковать другого игрок или «нейтрального» капитана, плавающего в одной акватории с вами. В качестве альтернативы поиском можно обнаружить виртуальный купеческий корабль (они, в отличие от представленных коричневыми моделями боевых кораблей, физически на поле не присутствуют).
3. Действия в порту.
Это комплексное действие, включающее в себя несколько вариантов. Находясь в порту можно продать или купить товары, отремонтировать или усовершенствовать корабль или даже купить новый. Можно также попытаться завербовать себе новую команду и разжиться какими-нибудь слухами.
В Merchants & Marauders задействовано очень много игровых механик. Можно даже сказать, что почти каждое отдельное действие тут, практически, мини-игра.
Покупка товаров
Покупая товары, игрок тянет из колоды товаров 6 карт, и может их приобрести. Единица товара стоит 3 золота, а продать его можно за 6 со 100% наваром. Но! Если среди вскрытых 6 карт товаров будут 2 одинаковые, то их можно приобрести за 4 монеты (2 золота за единицу товара), а если вскроются 3 одинаковых товара, то все их можно приобрести всего за 3 золота (1 золото за товар).
Для более успешной торговли существуют различные бонусы: в некоторых портах можно тянуть больше карт или приобретать товары со скидкой. Похожие свойства также имеют некоторые капитаны.
Поиск судна
Действие выполняется при помощи броска кубиков. У каждого капитана есть параметр «подзорная труба» с цифрой. Это – количество кубиков, которое бросается при поиске. Если хотя бы на одном кубе выпадет череп с костями (эти символы заменяют на местных шестигранниках пятёрки и шестёрки), поиск считается успешным. Жертва обнаружена, можно переходить к атаке.
Если игрок пытался обнаружить находящееся в одном секторе с его кораблем военное судно, начинается сражение. Но помимо боевых кораблей можно искать и купеческие.
Преследование купца
При удачном броске на поиск торгового судна считается, что купец найден. При этом на поле никакие фигурки не выставляются, купеческие корабли присутствуют в игре исключительно виртуально. Успех атаки на купца определяется при помощи карт. Из специальной колоды вскрывается несколько штук и изображённые на них значки указывают на результат атаки: либо купеческому кораблю удалось скрыться, либо он ограблен, а вы получаете некоторую сумму золота.
Морские сражения
Когда в результате успешного «поиска» игрок находит какой-то корабль (или когда нейтральный коричневый корабль или чёрный пират сами находят игрока) начинается бой. Для остальных игроков время приостанавливается. Следующие несколько минут будут посвящены маневрированию, обстрелу друг друга пушечными ядрами и, возможно, абордажу.
Сражение идёт по раундам. В каждом из них оба участвующих в бою игрока объявляют о своих намерениях. Нужно выбрать один из трёх вариантов: стреляю из пушек; беру врага на абордаж; пытаюсь сбежать.
После того, как оба игрока анонсировали свои действия, они оба бросают кубики (количество = параметр «мореходство», символ «штурвал»). У кого оказалось меньше успехов, тот теряет возможность выполнить загаданное действие (исключение — пушки стреляют и при неудаче). Тот же, у кого успешных бросков больше, может реализовать задуманное. Он либо бьёт во врага изо всех орудий, либо берёт противника на абордаж, либо сбегает из боя (только если у врага не выпало ни одного успеха).
Преследование пиратов
Если кто-то из игроков нападает на мирное купеческое судно или атакует боевой корабль одной из держав, это не остаётся незамеченным. Отныне этот игрок объявляется персоной нон грата в портах страны, под флагом которой шло атакованное судно. Кроме того, боевые корабли этой страны будут преследовать пирата, и атаковать его. Да и капитаны, состоящие на службе других государств, будут не прочь наказать корсара. Да и любой другой игрок может напасть на пирата и получить за его голову награду из казны. Причём, в зависимости от пиратской активности возрастает и предлагаемое за капитана-грабителя вознаграждение. И предлагать его могут несколько стран сразу. Впрочем, в качестве компенсации за эти неудобства пираты могут воспользоваться спецсвойствами некоторых локаций Карибского моря.
Как это выглядит
Происходит игра следующим образом: в начале хода вскрывается карта события, влияющая на всех игроков. На Карибский бассейн может налететь ураган (корабли, которые в этот ход рискнут выйти из порта, будут повреждены), где-то может появиться пиратский корабль, а где-то – военное судно. Потом каждый из игроков выполняет свои три действия, и начинается новый ход.
Со стороны это выглядит так: купцы носятся из порта в порт кратчайшими маршрутами, стараясь заполучить и продать как можно больше дефицитных товаров. Пираты же проводят время преимущественно в море, разыскивая виртуальные «неигровые» купеческие корабли. Время от времени карты событий вводят в игру нейтральные корабли под флагом одной из участвующих в игре стран – их начинают сторониться пираты. Иногда также на поле возникает и нейтральный пиратский корабль, которого избегают уже купцы.
Периодически кто-то выполняет общее задание или лично разысканный слух. Заработанные торговлей или грабежом деньги закапываются в сундуке (в комплект игры входят здоровские собираемые из картонных деталей сундуки, в которые монеты забрасываются как в копилку).
Накопив n-ную сумму, игроки могут приобрести более крупный корабль на смену стартовому. Для купцов предусмотрен фрегат, для пиратов – галеон. Суда различаются по грузоподъёмности, вооружению и скорости. Причём, на первый взгляд приобретать фрегат нет никакого смысла – галеон стоит те же деньги, но превосходит его почти по всем параметрам. На эту тему и на BGG споры ведутся, и даже автор игры высказался: он предлагает неофициальную модификацию – уменьшить скорость галеона до 1. В этом случае для пиратов он будет намного менее полезен.
При желании в игре можно устроить самый настоящий PvP – игрок-пират способен напасть на игрока-купца. Победителю достаётся корабль поверженного вместе со всем грузом. Проигравший бой капитан погибает, но игрок остаётся в строю – в следующем ходу он продолжает игру уже с новым капитаном, которому по наследству переходят все заработанные очки и зарытые деньги.
Немного о впечатлениях
По моему личному убеждению жизнь пиратов и купцов в Merchants & Marauders воспроизведена достаточно полно и интересно. Заветные победные очки можно добывать разными способами (грабить, воевать, торговать, выполнять задания). Особенно мне понравилась механика событий, в результате которых происходят вещи, совершенно не зависящие от игроков: по морю плавают различные корабли (военные и пиратские), отдельные порты переходят из рук в руки от одной страны к другой. Интересно сделаны также задания и слухи, да и торговля, какой бы рутинной она не казалась, привлекательна сама по себе. Кроме того, присутствует и прокачка персонажа (в данном случае — корабля), судно можно апгрейдить, из-за чего оно приобретает дополнительные полезные свойства.
По сути разработчики перенесли на стол знаменитых "Пиратов" Сида Мейера. Причём сделали это не бездумно, не перегружая игроков нудными расчётами или множественными бросками кубиков (хотя иногда кажется, что это цели им удалось достигнуть не полностью).
Лучшей же похвалой игре, на мой взгляд, стала фраза одного из игроков: «Да это же всё похоже на Космических рейнджеров». Если кто не знает – была лет 10 назад на ПК такая отличная отечественная игрушка.
Обратить внимание
Несмотря на явные плюсы, у M&M есть несколько спорных сторон. Первое, на что я обратил внимание – ощутимый даунтайм. Если кто-то решил совершить много дел в порту, остальным игрокам придётся подождать. Если кто-то вступил в бой, подождать, возможно, придётся дольше, чем «немного». Мы пытались справиться с этим эффектом и начинали ходить, когда предыдущий игрок ещё не выполнил все свои действия, но игра всё равно временами «подвисала». Возможно, это потому, что мы играли максимальным составом, вчетвером. Полагаю, если собраться втроём, задержки между ходами будут менее ощутимыми.
В игре присутствует множество бросков кубиков, что может вызвать недовольство тех, кто не дружит с рандомом. Однако и таким игрокам найдётся место в M&M – им просто стоит освоить мирную профессию купца. Она не связана с кубиками и, хотя элемент случайности в ней тоже присутствует (вытягивание карт при закупках), всё же он заметно менее ощутим, чем при выборе карьеры пирата.
Нужно отметить, что в сети есть неофициальный перевод правил, но это не панацея для игроков, не знакомых с английским. В игре есть ещё миссии, слухи и события, а также карты славы, которые по идее может озвучивать только кто-то один (кто знает язык), но по задумке разработчиков карты слухов и славы каждый игрок должен держать в секрете от других. Впрочем, неофициальный перевод всех карт тоже имеется.
Неоднозначна реакция игроков на героев M&M – капитанов. Есть мнение, что один из самых важных показателей в игре – это мореходство («штурвал»), и низкое значение этого параметра редко компенсируется другими плюсами персонажей. Поэтому чтобы у игроков изначально были более-менее равные шансы желательно выдавать в начале партии всем не по одной карте капитана, а по 2-3, чтобы каждый мог выбрать себе героя по вкусу.
Поскольку цель игры – первым набрать 10 победных очков, на финальном этапе партия может превратиться в гонку. А ещё, говорят, победитель нередко объявляется внезапно, кто-то набирает 5-6 очков на счётчике, а потом вдруг говорит: «А у меня ещё зарыто золота на оставшиеся очки».
Резюме
Merchants & Marauders – очень красивая сюжетная игра про пиратов. В ней есть немало интересных находок, привлекательные компоненты и настоящая пиратская история. Если романтика Карибского моря бередит ваше сердце, а разум не страшится небольшого даунтайма, попробуйте в неё сыграть. Скорее всего, вы останетесь довольны.
Лично я же пока отношусь к игре с настороженностью. Надо будет попробовать сыграть втроём. Партия на четверых, на мой вкус, получилась чересчур затянутой.
Я так понимаю текста там прилично…заказывать игру из за «бугра» не стоит…т.к. у меня нет людей знакомых с англ. прилично…а жаль, Рейнджеров обожал, да и в Пиратов тоже любил поиграть
«Чтобы вокруг был огромный мир, живущий и изменяющийся по своим законам. Чтобы были войны и менялись границы государств. Чтобы на выполнение заданий отводилось определённое время. И чтобы игрок не был супергероем, свергающим горы и уничтожающим сотни врагов в одиночку.»
Да это же описание Mount&Blade: Warband
Как по мне игра очень интересная. Надо бы
сыграть опять. Как сказано, в конце почти всегда идет гонка: кто быстрей
заплывет в родной порт (или в порт который «родным» стал
дополнительно) и закопает заработанное/награбленное золото.
Единственный минус — пришли немного
погнутые кораблики. И да, фанатам Сидовских пиратов и КР играть обязательно.
Текст на картах не такой сложный, как кажется, максимум что возникнут трудности
при первой игре. Ну ничего, словарик, или даже гугловского переводчика вполне
хватит.
> Я так понимаю текста там прилично…
Я играю с сыном на ура (я язык знаю, сын — нет). Правда мы пока карты славы не использовали. Но вчера играли с малышом в Сумерки Империи с распечаткой перевода карт действий — и прошло на ура. Так что такой номер пройдет и с Марудерсами.
> Единственный минус — пришли немного
погнутые кораблики.
На мой взгляд единственный существенный минус в том, что торговцы могут вообще не выходить из портов в случае опасности, а если играть совсем по базовым правилам — то безопасно плавать из порта в порт (с потерей времени, но не жизни). Тоесть если игроку-пирату захочется попиратствовать против игроков-торговцев, то его может ждать сильное разочарование.
> Время от времени карты событий вводят в игру нейтральные корабли под
флагом одной из участвующих в игре стран – их начинают сторониться
пираты.
Хе-хе! Хороший пират рад добыче, а не сторонится ее!
Где то попадалось, что будет 2 редакция, или это хомрул: игрок пират автоматически начинает поиск, как только игрок торговец войдет в морскую зону с ним. А так, да, каботажное плавание в этом случае рулит и торговец спокойно может плавать не опасаясь ограбления его корована.
Вполне возможно так и будем играть. И мы делаем как на БГГ, уменьшаем маневренность Галиона на 1, тогда пиратствовать против жирного торговца вообще приятно.
Для этого не надо ждать 2.0, правило есть на БГГ. Но оно имхо не решает проблему т.к. торговец может вообще не выходить из порта. Для меня это убивает игру, использую другой вариант.
Не только по моему мнению — в игре явный дисбаланс между путями развития пират и торговец и между кораблями галеон и фрегат.По базовым правилам играть совершенно невозможно, торговцы гарантированно забирают победу.
Не автоматический поиск, а в том, что пират может в ход торговца попытаться перехватить его в одной морской зоне, при этом затрачивая 2 действия своего будущего хода. И да — уменьшение маневренности галеона на 1 дает возможность капитану фрегата кидать дополнительный кубик в бою.
Не понимаю, как тогда торговец сможет набрать эти самые победные очки не вылезая из своей «норы»? Активировать порт можно только два раза подряд и в разные раунды. Причем первый раз тянется при покупке 6 карт, а второй только 3. А потом, хочешь не хочешь, придется выплывать чтобы сбыть товар.
ну наконец то :)))))
У нас было так — торговец сидит в порту, пират караулит в море. Торговец говорит пирату — будешь меня ждать, я из порта не выйду. В итоге оба игрока теряют ходы. При этом если торговец еще что-то может сделать в порту, то пират попросту впустую теряет время.
Это атмосферная игра про приключения и в базовых правилах весь интерес именно в приключениях, гонка как таковая не ощущается из-за того что легко уйти от столкновений между игроками, т.е. каждый играет в свою песочницу и у кого быстрее пасьянс сложится тот и победил. Играли 4 раза, получили массу эмоций от приключений, но финал всегда был скомкан, внезапно кто-то выигрывал и все разочарованно вздыхали от того что приключения закончились. По общему мнению игре не хватает финала как в Талисмане или Профиси, где всю игру нужно развиваться чтоб потом выполнить общий для всех «суперсложный» квест, который и столкнет игроков лбами. Были идеи о захвате Летучего голландца или находке «супер» клада и доставки его в определенный порт, причем пока он на борту останавливаться в других портах нельзя, т.е. нельзя избежать столкновения с другими игроками. Но пока дальше идей дело не зашло.
Вот-вот.
Для эпичной развязки я предлагал вариант «Birth of a Legend». Искать на БГГ
Есть неофициальный русский перевод все карт.
Увы, уже неинтересно. Сейчас я поигрываю только в недолгие сетевые игрушки типа Starcraft 2 и LOL.
Попробуйте искупать кораблики в тёплой/горячей воде. Вдруг выпрямятся.
Авторы, кажется, утверждают, что купец — это гарантированная, но медленная победа. Пират — более быстрая, но рискованная. И, говорят, умение играть за пирата приходит с опытом, тогда как купечество доступно и новичкам.
Кстати, обе части Uncharted waters были на РС.
Юра, раньше в старой системе комментариев ваши ответы на посты участников выглядели более информативно, было заметно кому вы отвечаете и на что, а сейчас нужно вглядываться, создается впечатление что вы сами с собой разговариваете. Нельзя ли откатиться в старый формат?