Любите ли вы железные дороги так, как их любит тов. akler? Если да, то бегом читать его обзор настолки Railroad Tycoon. Если нет, всё равно ознакомьтесь с ним. Потому что когда про игру пишет человек, который в неё влюблён, это стоит прочесть!
Игра: Railroad Tycoon
Число игроков: 2-6
Время игры: 2-3 часаХорошая жизнь выдалась у детища Мартина Волласа — то, что принято сейчас называть "Age of Steam game family", насчитывающая 4 базовых игры и целую кучу дополнений, развивалась долго. Но речь пойдёт только об Railroad Tycoon и Railways of World.
В 2005 году Eagle Games выпускают игру Railroad Tycoon the Boardgame Мартина Волласа и Гленна Дровера. Используя в издании игры лицензию RT Сида Мейера. Сама же иллюстрация коробки является точной копией диск-бокса компьютерной RT3. Позже в 2008 году было выпущено дополнение Rails of Europe разработанное Гленном Дровером, но уже не по лицензии RT, о котором больше нигде и не упоминалось. Права штука сложная.
В октябре 2009 года компания Eagle Games вновь решает взяться за старое и сначала выпускает дополнение Railways of England and Wales, а затем издаёт игру под названием Railways of the World, являющуюся точной копией Railroad Tycoon the Boardgame. Получился эдакий более бюджетный вариант RT с исправленной цветопередачей городов, уменьшенной на треть картой — на самом деле просто обрезанной — и второй маленькой картой Мексики. И хотя карта теперь не 36х45, а всего 36х30 она осталась точно такой же. Всё дело в том, что трекер победных очков вынесен на отдельный лист, полностью убрана художественная рамка, и неигровые части карты с боков урезаны под корень — они всё равно не используются. Правда зоркий глаз всё равно заметил, что у Нового Орлеана один из выходов подняли наверх, чтобы была возможность обрезать весь нижний ряд гексов. В остальном все компоненты точно такие же, как и в Railroad Tycoon.
О нём и расскажу поподробней.Коробка у игры действительно большая и тяжелая, правда не такая большая, как у Старкрафта или Каркассона ВВ, но и на классические 12 дюймов не надейтесь. Конечно как это водится часть коробки остаётся пустой, но это и понятно ведь в ней нет пластиковых ложементов для компонентов, а все мелкие детали запаяны в отдельные маленькие пакетики. Впрочем, это не совсем удобно, поскольку они легко рвутся и после первой игры их всё таки приходится заменить на зип-пакетики или что-то в этом роде. Дополнительный плюс это наличие чёрного тряпичного мешочка необходимого для закрытого рандомного вытягивания товаров, когда их необходимо разложить на поле. Так что вам не придётся изобретать велосипед.
Все компоненты выполнены на отлично — пластиковые локомотивы шести цветов, цветные кубики товаров, пластиковые строения четырёх типов для пометок пустых городов, карточки операций и акции, сделанные из плотного картона и деньги довольно большого размера, выполненные на хорошей бумаге. Такие купюры просто приятно держать в руках. Большая, нет, огромная карта, разрезанная на 3 листа, каждый из которых сложен в 3 раза – итого 9 слоёв толстого картона.
Единственное, что может разочаровать это уже упоминавшаяся цветопередача на некоторых городах. Дело в том, что тираж страдал болезнью, из-за которой синие и фиолетовые города получали вдобавок ещё пару цветов и вот в процессе игры вы сидите и думаете, толи туда везти фиолетовый товар, толи синий. Правда это довольно легко лечится http://boardgamegeek.com/file/download/1w9ls9mcwy/RRT_Blu-Vio_V2.pdf — здесь можно скачать официальное исправление от Eagle Games, распечатать в цвете и или, вырезав, наклеить на соответствующие города, или просто сверяться с эрратой по необходимости.
Правила в игре предельно понятны, но вот из-за выбора одного из шести возможных действий игра и приобретает характерную глубину.
Цель проста: заработать как можно больше победных очков. Осуществить задуманное помимо простой перевозки товаров вам помогут карточки операций, но об этом чуть позже.
Для начала игровое поле следует подготовить — вытащить из мешка товары и разместить их на городах. Число на городе определяет, сколько товаров ложится на него на старте (при игре на 2-3 человек это число уменьшается на 1). После этого каждый игрок получает карточку с историческим лицом, которым он и будет руководить, а так же с условием получения дополнительных победных очков в конце игры. Так же рядом с полем выкладываются 3 стартовые карточки операций + число карт равное удвоенному числу игроков. Денег на начало игры у игроков нет.
Когда всё будет готово можно начинать игру. Ход разбит на 3 фазы, а фаза №2 ещё и на 3 раунда. Выглядит немного громоздко, но это только на первый взгляд.
1 Фаза — В начале хода между игроками проводится аукцион, призванный определить первого игрока. Ставки начинаются с 1000 и идут по кругу. Спасовавший игрок больше не может вступить в торги, а если спасовали все, то право первого хода просто передаётся по часовой стрелке. Победитель аукциона забирает маркер первого игрока и будет ходить первым во всех 3х раундах следующей фазы.
Возможность первому проложить пути или вывезти товар, на который покушается противник это очень ценная вещь. Правда как показывает практика ходить вторым бесплатно тоже неплохо.
2 Фаза — Фаза разбита на 3 раунда, иными словами на 3 круга действий игроков. Начиная с первого игрока, каждый ходит по часовой стрелке, выбирая одно из шести доступных действий:
1) Строительство дороги – за один раунд можно проложить до 4х гексов железной дороги, соединяющей два города. Или не соединяющей. В этом случае если до конца третьего раунда вы её не достроили, то дорога пропадёт и всё придётся начинать снова. Разная местность имеет разную цену строительства, так что иногда это может вылететь в копеечку.
2) Урбанизация – любой выбранный вами серый город приобретает цвет (нужный вам кроме красного) и получает стимул развития в виде 2х новых товаров. Отличный способ поддерживать игру, оттягивая появление пустых городов. Жаль, что стоит это аж 10к.
3) Улучшение инженерного уровня парка локомотивов – не секрет, что быстрый поезд залог финансовой состоятельности железнодорожной кампании. Чем выше уровень ваших поездов, тем дальше и больше товаров они могут перевозить.
4) Строительство пути на запад – всего за каких-то 30к вы можете проложить маршрут в сторону дикого-дикого-дикого Запада, тем самым вызовите промышленный бум в Чикаго, ведь теперь любой красный товарный куб, доставленный туда игроком будет не только приносить ему очки, но и добавлять в Чикаго 2 новых товара. И это не Чикаго-Экспресс, да.
5) Выбор карточки операций – карты операций существуют в виде 2х больших групп: заданий/дополнительных эффектов влияющих на победные очки и карточки, которые вы можете выбрать и использовать по мере надобности. Ну, или в момент взятия, о чём будет подробнее написано ниже.
6) Доставка товаров – самая главная и самая нужная операция, благодаря которой вы и заработаете большинство победных очков. Доставка одного груза на расстояние в один город принесёт вам 1 очко, доставка двух грузов на расстояние в один город принесёт вам 2 очка, а вот доставка трёх грузов на расстояние в четыре города принесет, таким образом, 12 очков. Не сложно, правда? Если коротко, то один куб проезжающий один город приносит одно очко.
Чем больше груз и длиньше трасса,
Тем больше денег под матрасом.Не литературно, зато жизненно. Тут конечно есть свои тонкости вроде того, что нельзя провозить один груз дважды по одной ветке или через один город, нельзя везти товар в тот город, из которого он вывезен, нельзя «бросать» или «подбирать» товары по пути и так далее.
Когда каждый игрок в порядке очереди совершит по 3 действия, наступает…
3 Фаза – Самая приятная фаза игры, в которой вы будете получать деньги. Или терять их. Дело в том, что на начало игры денег у вас нет, и единственный способ ими обзавестись — это выпускать акции – за каждую акцию вы получите по 5к, которые и будете вкладывать в развитие своей компании. Всё бы ничего, но по акциям придётся выплачивать дивиденды – по 1к за каждую акцию, причём каждый ход. Ну а главное от набранных акций никак нельзя избавиться, не выкупить, не порвать и не сжечь. Хотя, что я говорю, и порвать и сжечь, конечно, можно, но стоит ли? В любом случае именно в 3й фазе вы получите столько денег, сколько приносят вам победные очки, а затем должны провести выплаты по акциям. Вы можете уйти в минус, но не огорчайтесь – новая выпущенная акция поможет вам погасить долг. Похоже на долговую яму, не правда ли? Ну, а после всего из колоды операций вытаскивается новая карточка.
Теперь немного вернёмся назад и вспомним про карточки операций. Для начала те, которые являются условиями:
Помимо стартовых 3х карточек (1 очко за первую доставку, 4 очка за первый локомотив 4го уровня, 3 очка за первую доставку на дистанцию в 3 линии) существуют несколько типов карт:
а) Hotel – на карте указан город, доставка товаров в который приносит игрокам +1 очко. Действует постоянно.
б) Major Line – ваша задача соединить своими линиями два города указанные на карте, если удастся награда в виде 5-20 победных очков ваша. Одноразовая.
в) Service Bounty – привезите первым товар в город указанный на карточке и дополнительные 3-4 очка вам обеспечены. Одноразовая.
Из того, что можно выбрать самому попадается следующее:
а) Perfect Engineering – один раз в ход (то есть в один из 3х раундов) ваш максимум при строительстве не 4, а 5 гексов, что бывает, экономит целый раунд. Действует когда надо 1раз/ход.
б) Government Land Grant – в выбранном вами раунде все участки железной дороги, пролегающие по равнинной местности, обойдутся вам совершенно даром. Одноразовая.
в) Railroad Executive – игрок, выбравший эту карточку, тут же получает ещё 2 действия. Используется мгновенно при выборе.
г) New Industry – бесплатная урбанизация – город на ваш выбор, цвет на ваш выбор, товары на вашу удачу. Используется мгновенно при выборе.
д) City Growth – в отличие от урбанизации не делает серый город цветным, но всё равно кладёт в любой город два новых товара. Используется мгновенно при выборе.Как и большинство игр с искусственными ограничениями, стимулирующими соперничество – число выходов из города, равнинная местность между двумя горными хребтами и т.д. – Railroad Tycoon показывает себя при максимально возможном числе игроков. Если при игре вдвоём вы можете спокойно развиваться хоть неделю, то пятеро ваших противников не дадут вам заскучать даже на такой огромной карте. Ещё бы, стоит пожадничать, и вы будете ходить последним, а если ещё и зазеваетесь, то прощайтесь с подъездными путями в город с Отелем. Чем, безусловно, подкупает RT, так это неповторимостью каждой партии – хотя число карточек операций с какими-то условиями довольно ограниченно, но раскладка товаров в начале игры может перевернуть игру с ног на голову. Борьба за территории может развернуться в самых неожиданных местах, на которые в другой игре вы даже не посмотрите. Игра конечно не настолько сурова как Age of Steam, но 3 часа своей жизни вы проведёте в напряжении, уводя товары из-под носа локомотива противника, и подрезая незадачливому магнату подъездные пути в индустриальные центры США.
Лучшая из больших игр, в которые я играл: не затянута; в случае необходимости игру можно закончить за один ход опустошив города; нейтральная атмосфера; для такого рода стратегии практически минимальный даунтайм; модель победных очков, где больше не всегда значит хорошо; отлично выполненные компоненты; отсутствие логических ошибок или радикально дисбалансирующих элементов. Игра для тех, кто хочет и способен думать над тем, куда деть вот тот жёлтый кубик с максимальной эффективностью.
Оценка: 10/10
В дополнение к обзору вот вам ещё и краткий рассказ о двух партиях в Railroad Tycoon:
За прошедшие выходные мы сыграли две полных партии в RT. Первый раз мы собрались в составе 4х человек и после многочисленных охов и восхищений принялись играть. Полчаса объяснения правил прошли быстро, правда нюанс о том, что после достижения стадии "конец игры" урбанизация уже не поможет отсрочить финал, я упомянуть забыл, впрочем, это не сильно повлияло на ход партии. Игра развивалась довольно быстро, ведь при 4х игроках на такой карте конкуренция стоит на уровне среднего и мы практически с самого старта поделили регионы влияния.
Виталий обосновался на побережье около Чарльстона, Евгений ушел севернее к Балтимору и столице, Я оккупировал северо-восточные пути Чикаго-Толедо, а Катя юг от Чикаго. Красных товаров вокруг Чикаго было разбросано моей щедрою рукой, так что уже с первых ходов Катя вырвалась в лидеры, получая бонусные победные очки по условию карточек. В середине игры Виталий уже соединил Ричмонд-Атланта, Евгений практически единолично катался по ветке Вашингтон-Бостон, а мы с Катей подсоединяли к Чикаго всё новые и новые города. Меня это, правда не спасало — истощив товарные возможности, я подался на побережье, но до конца игры не добился там никаких успехов, ведь только я дострою ветку, как Евгений тут же вывозит из города товары. Так мы неспешно опустошили 14 городов, и игра окончилась безупречной победой Кати на 60+ очках.
Вторую партию мы сыграли уже на следующую ночь после разминки в Твистер и Да, Тёмный Властелин, когда из большой кампании людей удалось определить нужных нам игроков. На этот раз мы играли уже вшестером, и игра расцвела новыми красками. Спустя очередные полчаса рассказывания правил, на этот раз без провалов в памяти, мы приступили к игре. Карточки операций были из ряда вон неоднозначные — Отели в Атланте и Балтиморе; главные линии Новый Орлеан-Минеаполис, Атланта-Ричмонд и Бостон-Вашингтон; бонусы на доставку в Джексонвилль, Лоусвилль и Релейн. Выборные были уже получше — 2 товара, бесплатная урбанизация, бесплатное строительство и +2 действия.
Первый ход начался с торгов проходивших в довольно мирной обстановке — из 6 игроков было 4 новичка и они ещё слабо представляли, какие стратегии тут нужны. Тем более что товары были разбросаны просто свински — в Атланте и Нью-Йорке по 3 красных куба, рядом с Чикаго их не было вообще, а во всех городах побережья севернее Нью-Йорка лежали аж 7 фиолетовых и всего 2 черных товара. Право первого хода выторговала себе Акира построившая линию Лоусвилль-Нашвилль в надежде получить сразу 5 очков первой доставкой (что она, кстати, впоследствии и сделала), Фил и Ским разбрелись по побережью — Саванна и Чарльстон соответственно. Я же в первый ход ух разошелся — взяв карту "+2 действия", я сначала выбрал бесплатное строительство, а затем тут же не постеснялся проложить с его помощью путь от Атланты к Саванне. Виталий огорченный этим фактом засел у Нью-Йорка, а Алан вынужденный ходить последним, ушел на юг от Атланты.
Где-то час после этого игра шла неагрессивно, но бойко. Каждый развивался в выбранном русле, по возможности гадя противникам – то пути какие-то займёт, раскусив планы врага, то начнёт вывозить товары из-под носа. Практически подавляющее большинство аукционов выигрывала Акира, так что Алан практически всю игру был вынужден еле-еле сводить концы с концами получая если не отрицательный баланс, то всего по несколько тысяч на развитие.
На втором часу игра стала приобретать совсем неожиданный оборот. Выяснив кто тут идёт в лидерах, а кто тащится как локомотив 1го уровня, игроки ломанулись вклинивать свои линии так, чтобы максимально ущемить возможности противника. Мы с Акирой поделили Чикаго, Виталий с Филом разделили подъездные пути к Бостону, Ским ушел ближе к озёрам, один только Алан ютился то там, то здесь изредка вмешиваясь в чьи-то линии.
И у каждого был свой план, который тот стремился осуществить. Когда выяснилось, что план Фила проложить маршрут от Нового Орлеана до Миннеаполиса, все тут же принялись всячески мешать ему в этом, дошло до того, что незаконченный за один раунд путь Алана от Джексона до Орлеана вызвал бурю желающих быстро проложить там свои пути – всё таки у города всего 2 возможных выхода. Правда начав строительство не с того конца Алан запер себя в угол, но тем не менее вынудил и других участников раскошелиться на объездные пути.
К концу 3го часа дорога на 10 очков была проложена, и тут выяснилось, что городов то опустошить осталось всего ничего. Расценив свои шансы (некоторые верно, некоторые нет) лидеры решили завершить игру, резко опустошив города с 12 до 19 за один ход. На последнем ходу развернулась нешуточная борьба. Всё дело в том, что свои 3 красных куба я не вёз в Чарльстон (это было совсем не к спеху, никто другой не смог бы их никуда увезти), надеясь, что выйдет карточка Отеля с Чарльстоном. В ту ночь Великий Бог Железных Дорог услышал мою молитву и последним ходом выходит именно она, а это значит что +3 очка исключительно мне. «Утритесь лучшие друзья» ©. Виталий за последний ход резво улучшает свой поезд до 8 уровня.
За несколько минут до конца игры ситуация выглядела так:
1й – Акира
2й – Ским
3й – Я
4й – Виталий
и с существенным отрывом замыкают 5й Фил и 6й Алан.В последний раунд ситуация круто меняется. Акира увозит товаров на сумму в 7 очков, ещё больше увеличивая отрыв. Ским пытается её догнать со своими +5. Я, наконец, отвожу залежавшиеся 3 куба на +9 очков. Но лучше всех выступил Виталий: используя маршрут на 8 путей (7 из которых его и один Фила) он хоть и отдаёт Филу 3 очка, но сам получает рекордное число в +24 победных очка резко вырвавшись вперёд. Теперь ситуация выглядела уже по другому:
1й – Виталий
2й – Я
3й – Акира
4й – СкимПри открытии карт магнатов Ским показывает своё условие «Меньше всех акций», у него действительно всего 4 акции и это приносит ему +7 очков, его общая сумма становится равна 54 тем самым, ставя его на второе место. «Не беги впереди паровоза» думаю я стоя на позиции 51 и открываю карту своего магната: «+2 очка за каждый ваш путь от Чикаго до другого города». Максимум с этой карты можно получить 8 очков (у Чикаго всего 4 выхода и это если все они ведут в разные города), но моих 2х городов хватает, чтобы получить +4 очка и встать на позицию 55, героически заработав себе второе место.
Так добро в ту ночь победило деньги, а верный расчёт мировое западло.Из всех 8 человек, что за эти выходные сыграли в Railroad Tycoon, он не понравился исключительно Екатерине, нагло выигравшей первую партию. Впрочем, ей всё равно кроме Маракеша больше ничего не нравится=D
браво
зачитался так, что возникло огромное желание приобрести эту игру 🙂
только вот на boardsandbits.com нет ее, есть только дополнение Europe и все
Афаик, тираж конкретно Railroad Tycoon закончился, но есть реимплементация — Railways of the World, отличается только отсутствием брэндинга от Сида Меера и парой мелочей.
отписаля у него в блоге повторюсь тут
Итак
Мой собсно главный коммент
Я был в Эссен и удалось переговорить с Гленом, он мне рассказал о всех отличиях.
отличие Rails of the world и RRT
1. Да коненчо же изменили гекс, ты прав.
2. 12 карточек баронов вместо 10, выдается по две выбираешь один.
3. одно из первых стартовых заданий другое.
4. цвета городов
5. новые паровозы более маленького размера
6. карта мексики для 2-3 трех игроков
7. shares теперь называются bonds, ибо Английское(rails of wales and england) расширение открывает механику работы с акциями посему название изменено.
8. major lines теперь нарисованы прям на карте, любой их может выполнить…
вкратце вот
3. там про паровоз четвертого уровня
он убрали это исделали первых кто доставит 4-ре разных товара
ибо обычно тот кто прокидывает товар на три длины следующим ходом апгрейдится
карта мексики, карты англии и вельса, и европы
про них могу вкртце рассказать
Если расставить все 4-ре игры в ряд по сложности то ряд будет таков
мексика, сша, англия, европа.
мексику еще не играл про нее ничего сказать не могу, только смотрел на выставке чо там да как.
Европа — жесткая карта не прощающая ошибок. Сделал одну ошибку, забудь о первом месте. Не успел насрать конкренту, забудь о первом месте. Мы играли в нее один раз втроем. Для трех игроков очень все жестко, очень мало места для развития, при условии скудности ресурсов денежных. Я боюсь представить что там будет в пятером — шестером.
Англия и вельс — на вскидку кажется простой картой, дофигище маршрутов — длинной в один два гекса, но столько же городов с одним — двумя кубиками. втроем конкуренция достаточно высокая, в основном за счет major lines, которые достаточно разнообразны. Максимум для этого поля 5 человек.
еще кросспост оттуда
@SkAZi
и кстати как раз реимплементацию стоит брать! она лучше.
если не затруднит, можно еще раз объяснить чем лучше?
выше писали что исполнение в новой редакции хуже — картон тоньше, карта меньше, паровозики меньше …
@zwyagel
То что карта меньше это очнеь большой плюс, а не минус. Карта США в Тайкуне имеет несколько регионов в которых вообще никто никогда не строится. И есть пара регионов в которых строятся все. Она ужастно не сбалансирована, что в прочем понятно. В Тайкун вообще рекомендовали играть либо на Европейской карте, либо на смодельном моде про Латинскую Америку.
спасибо за ответ, буду смотреть в сторону Railways of World
@zwyagel
господи, то что карта меньше это не минус! это плюс, нет, правда у вас есть стол 36х45(91х116) дюймов? паравозики стали приятнее и удобнее они не долбятся на игровом поле и не мешают друг другу.
картон тоньше это тоже плюс, коробка весит на добрые 200-300 грам меньше…
я прям в шоке.
про отличия я уже все написал rails однозначно лучше.
@Tanone
про несколкьо регионов это каких, может если грать вдвоем втроем там никто и не строится, но вшестером карта застроена вся… там яблоку упасть негде.
@zordin
Мы играли и в 6-ом. Техас вообще ни разу не застраивался. Дорога в Н-Орлеан только если есть много игроков. Обычно 2-3 игрока в районе NY, 1 игрок севернее Флориды и 2-3 игрока в районе Чикаго. Всё. Все остальные регионы просто пустые, да и не нужны нафиг никому. Вообще почти всегда выигрывают игроки около NY. Остановить их очень тяжело.
@Tanone
значит вы так играете….
неоднократно наблюдал как все застраивается
причем основная конкуренция в районе треугольника но никак не ньюйорка
@zordin
В воскресенье опять играли и опять те кто в NY выиграли. С ними очнеь тяжело конкурировать, а застраивать Техас экономически невыгодно. Там огромные растония и куча рек. А все города с одним товаром. Строить там это деньги на ветер. Иногда строятся в Канаде, но только чтобы пробиться из NY в Чикаго.
Можно оценить плотность застройки.
http://dl.dropbox.com/u/2530199/x_fe83165b.jpg
Играли в 5-ом. На фотке ситуация за 2 тура до конца игры примерно. Все набрали еще где то по 20 очков.
Да уж, меньшая карта, судя по фотографии — плюс, да ещё и какой плюс! Крайне нелюблю играть на полу…