За отчётную неделю мы сыграли 4 партии в 3 различные игры. Среди них были 2 новинки: Cosmic Tours и дополнение для Пандемии:
Cosmic Tours –
Eclipse —
Pandemic: On the Brink –
Cosmic Tours – это игра про исследование солнечной системы, придуманная автором "Шершней" (Jani Moliis). Игроки стартуют с планеты Земля с исследовательской миссией: они должны облететь на ракете вокруг солнца и вернуться обратно. В полёте члены экипажа собирают сведения об объектах солнечной системы и таким образом набирают победные очки. После благополучного приземления корабля обратно на космодром по их числу определяется победитель. Однако если корабль погибнет в пути, игра завершается коллективным проигрышем.
В коробке с игрой всего-ничего компонентов: два небольших игровых поля (одно – круглое, другое – квадратное), две небольшие колоды карт, шесть деревянных фишек игроков, деревянная фишка ракеты, да россыпь картонных жетонов.
Подготовка к игре не занимает много времени. Нужно положить оба поля на стол. На круглое – с изображением солнечной системы – поместить ракету (на планету Земля), на квадратное – с изображением внутренностей космического корабля – выставить фишки игроков. На это же поле кладутся обе колоды карт. На некоторые сектора космического пространства выкладываются жетоны событий. Всё, можно начинать предстартовый отсчёт.
Базовые правила игры очень просты: в свой ход игрок должен, обязан, вынужден передвинуть свою фишку в соседний отсек корабля и выполнить соответствующее этому отсеку действие. Сразу после этого ход переходит дальше по часовой стрелке. Звучит просто? Так оно, на самом деле, и есть. Ход игрока здесь занимает считанные секунды. В первую партию мы играли вшестером, и у меня было такое ощущение, что я только что походил, а тут уже снова фишку двигать надо.
Всего в корабле есть четыре отсека, последовательно соединённые между собой: мостик, хранилище, двигательный отсек и наблюдательный пункт. Каждый отсек граничит с двумя другими: из мостика можно попасть в хранилище или на пункт наблюдения, из хранилище – на мостик и к двигателям, из двигательного отсека – в хранилище или на пункт наблюдения, из наблюдательного пункта – на мостик или к двигателям.
Каждому помещению соответствует тип действия. Стоя на мостике можно определять дальнейший курс корабля – изменять направление фишки «ракеты» на поле космоса. В хранилище можно набрать из колоды действий 2 карты. Их можно играть в любой момент, как правило они помогают двигать корабль и зарабатывать победные очки. В ракетно-двигательном отсеке можно активировать движок и переместить корабль. В этом случае фишка ракеты на круглом поле космоса передвигается на одно деление. Но — в том направлении, которое задано капитанским мостиком. Наконец, наблюдательный пункт. Это – источник победных очков. Находясь в нём, игрок тянет 2 карты из колоды данных. На них присутствуют изображения космических объектов солнечной системы, справочная информация по ним и, заветная цифра, указывающая на то, сколько победных очков приносит карта.
Вот, собственно, и всё. Таким образом, в свой ход ты можешь либо управляться с кораблём, то есть делать общее дело, либо проявить индивидуализм и запастись личными картами действий или картами победных очков. Разве что, проявить сверхжадность всё-таки не удастся, по правилам игрок может держать в руке только 5 карт с очками. Если их становится больше, лишние придётся сбросить (в том числе можно набирать новые, а сбрасывать старые).
Так игра и происходит: ракета летает по космосу, игроки бегают внутри корабля и периодически тянут карты. Рано или поздно корабль возвращается на стартовую позицию – тогда все вскрывают свои накопления, подсчитывают победные очки и определяют победителя.
В Путешествии используется очень любопытная механика движения космического корабля. Мне ещё ни разу ничего подобного не встречалось, чтобы на большой карте двигалась фишка объекта, внутри которого находятся все игроки. Хотя, о чём-то подобном я читал в прошлой жизни, ещё до увлечения настолками, когда разбирал сценарий кабинетной игры «Яхта»…
К сожалению, эта отличная механика не получила должной реализации. Видите ли, в Cosmic Tours перед игроками стоит общая задача – привести корабль обратно на Землю. То есть, это игра кооперативная. Вот только в отличие от других известных мне кооперативных игр, в ней не заложено никакого внутреннего конфликта, никаких угроз, никакого внешнего врага, противодействие с которым объединяло бы игроков.
В Battlestar Galactica, например, есть кризисы, заставляющие игроков скидывать карты, а также карты лояльности, определяющие конечную цель игроков. В Агриколе есть регулярные урожаи, заставляющие лезть из кожи вон чтобы накормить семью. В Shadows Over Camelot – чёрные карты зла, осложняющие игрокам жизнь. В Космическом путешествии ничего подобного не имеется.
Да, в космосе есть планеты, столкновение с которыми означает проигрыш. Но движется-то корабль по желанию игроков (и в редких случаях, в результате событий – произвольно). В таких условиях разбиться и проиграть очень тяжело. Это как если бы в Пандемии игроки могли бы по своему желанию ставить или не ставить кубик болезни в любой город и проигрывали бы, если бы где-то накапливалось три кубика. Согласитесь, звучит немного абсурдно.
Отсюда вытекает вопрос, который я задаю себе с того момента, как ознакомился с правилами игры: зачем, вообще, двигать корабль. Какая конкретному игроку от этого выгода? Теоретически я могу предположить такой расклад: я натаскал из колоды карт победных очков карточек с наивысшими значениями, а теперь лечу вперёд, надеясь на скорое возвращение. Другие же игроки пытаются мне противодействовать и меняют курс корабля на противоположный. Но на, практике, скорее всего, все будут просто тупо и банально тянуть карты победных очков.
Возможно игре не хватает персональных задач. Например, если бы каждый игрок получал карту «получите Х очков, если пролетите мимо такой-то планеты» или что-то в этом роде, тогда двигаться по космосу было бы зачем. А пока – мы летим ради того, чтобы лететь.
Должен оговориться: мы играли на первом уровне сложности, а в игре их всего три. На втором уровне игроки получают возможность зарабатывать дополнительные очки за комбинации символов на картах победных очков, а при входе на мостик можно задействовать жетоны капитанских приказов, позволяющих двигать корабль. На третьем уровне появляется возможность избежать немедленного проигрыша при столкновении корабля с космическим объектом (игроки могут или покинуть корабль или попытаться его спасти). Мы не играли с этими правилами, однако эти дополнительные возможности в моих глазах принципиально не изменяют игру. В ней по-прежнему нет стимула, конфликта, смысла.
Хотя один положительный фактор, всё-таки, имеется. На карточках победных очков содержится немало текста про планеты нашей системы, так что в качестве учебного пособия по астрономии для начальных классов её, наверное, можно было бы приспособить. Увы, у меня финская версия, так что для нас эти карты выглядят бессвязным набором символов.
Мой вердикт Космическому путешествию таков: скучно, пресно, слишком просто. Хотя механика – любопытная.
В Пандемию с дополнением мы играли в первый раз. Однозначно решили использовать новые роли и события. Биотеррориста отложили на потом, и стали думать о вирулентных штаммах и мутациях. Вводить сразу оба новшества показалось сложным, поэтому стали осваивать их последовательно. Начали со штаммов.
В этом варианте зелёные карты эпидемий не задействуются. Вместо них используются коричнево-ржавые карточки эпидемий с описанием свойств вирулентного штамма. Всего их 8 штук, в колоду замешиваются от 4 до 7 (в зависимости от выбранного игроками уровня сложности). Когда такая карта открывается впервые, нужно определить самую распространённую болезнь – подсчитать кубиков какого цвета на поле больше всего. Это заболевание объявляется вирулентным штаммом, её поведение в течение игры будет видоизменяться. Как именно – указано на картах штамма. Их, напомню, всего 8 штук. Причём, эффект некоторых имеет разовое действие, а некоторых – постоянное, до конца игры.
У нас первой картой стала «Hidden Pocket». У неё было два эффекта: игроки мгновенно получают вакцину от вирулентного штамма, однако в каждом городе такого цвета возникает по кубику болезни. Нашим штаммом оказалась жёлтая болезнь – у нас тут же возникло от неё лекарство, а в каждый жёлтый город мы добавили по 1 кубику. В чашке жёлтого цвета почти не осталось… Вторая карта эпидемии принесла новые изменения – вспышки инфекции жёлтой болезни стали более опасны, после каждой значение счётчика инфекций следовало увеличивать на 2 (а не на 1, как это происходит обычно). Эффект третьей карты эпидемии я запамятовал.
А потом мы проиграли. В общем-то, это неудивительно. Координация действий у нас весьма хромала, мы скорее изучали новые аспекты игры, нежели чем напрягали все силы на борьбу с болезнями. Но всё же мы сражались достойно, хотя и проиграли в неравной борьбе.
Дополнение пришлось всем по вкусу. Собственно, изменений в игре не так много – всего-то нужно запомнить, что одна болезнь ведёт себя чуточку иначе. И это, кстати, весьма правильно. Если бы изменениям подвергались несколько цветов, можно было бы что-то перепутать. А так – три болезни ведут себя по-старому, а одна – по-новому. Ничего сложного.
Вторую партию сели играть с пятой, фиолетовой болезнью. Она может появиться в игре двумя способами. Во-первых, фиолетовые карты в самом начале игры кладутся в отбой, то есть шанс появиться в игре у них появляется после первой инфекции. Во-вторых, несколько фиолетовых карт замешиваются в колоду игроков – оттуда они могут появиться в любой момент.
Фиолетовая болезнь ведёт себя как обычные заболевания, никаких новых свойств у неё нет. Всё так же, если в одном городе должно стать больше трёх одноцветных (в том числе фиолетовых) кубиков происходит вспышка инфекции.
Отличаются только правила появления этой болезни в игре. Фиолетовые кубики выставляются на поле если из колоды инфекции или колоды игроков вскрывается фиолетовая карта. В дальнейшем если из колоды инфекции вскрывается карта города, где уже есть фиолетовые кубики, то туда в дополнение к обычному кубику добавляется ещё и фиолетовый.
Для победы от этой болезни тоже нужно изобрести вакцину. Сделать это одновременно и проще, и сложнее, чем обычно. Проще – потому что для вакцины нужно сбросить 5 карт городов любого цвета. Сложнее – потому что хотя бы одна из этих карт должна быть с городом, где есть фиолетовый кубик.
Эту партию мы тоже проиграли. До победы не хватило чуть-чуть, двух карт в колоде. А так – кончилось время, и мы остались с четырьмя вакцинами из пяти. Фиолетовая болезнь тоже всем понравилась. Изменения в правилах незначительны, а игра оживляется, становится чуточку другой, чуточку интереснее. Кстати, в одной партии можно совмещать оба нововведения: и штамм, и пятую болезнь.
Ещё нужно отдельно отметить новые роли игроков. Они нам очень понравились, мы даже придумали как их переиначить на средневековый лад (если бы кто-то придумал фентезийный редизайн Пандемии). Так, архивариуса (может держать в руке 8 карт и поднимать из отбоя карту города, в котором находится) мы назвали гробокопателем, траблшутера (может смотреть в начале хода верхние карты в колоде инфекции) – медиумом (он знает, где чем будут болеть), эпидемиолога (может брать у других игроков карты любых городов) – вором, фармаколога (может собирать кубики болезней и создавать с их помощью вакцину) – людоедом (пожирает заражённых людей).
Знаете, вот я в очередной раз замечаю, что мне бывает достаточно просто объяснить, чем та или иная игра мне не понравилась (например, см. выше про Космическое путешествие) и сложно рассказать, чем именно хороша игрушка, которая пришлась мне по вкусу. Так и сейчас, перечитал то, что написал про Пандемию. Вроде и нормально написано, но нет какой-то искры, не передают мои слова той радости, того азарта, той атмосферы, что была у нас за столом когда пятеро смельчаков отстаивали жизни семи миллиардов людей.
Мы и без дополнения-то периодически играли в Пандемию (между прочим — аж с 2008 года!), и были ей очень довольны, а теперь в игре появилось ещё куча вариантов, небольших нюансов и нововведений, с которыми она заиграла новыми красками, стала заметно интереснее и разнообразнее (и это мы ещё не пробовали вариант с предателем-биотеррористом). Про On the Brink я скажу так: на дворе ещё только январь, а уже имеется серьёзная заявка на лучшее дополнение года.
В Eclipse играли на выходных. В запасе было почти пять часов, недостатка в желающих сыграть не было, так что сели вшестером, максимальным составом. Три человека (включая меня) с игрой уже были знакомы, а ещё три видели её впервые. К счастью, они не были совсем новичками в настолках.
На то, чтобы подготовиться к игре и рассказать о правилах ушло полчаса. И это немудрено, ведь нужно раскрыть кучу пакетиков, разложить технологии, запчасти кораблей, расставить кубики на статус-листах… И, конечно же, рассказать о механиках, о том, как делаются ходы, и о том, за что начисляются очки по итогам партии.
В отличие от наших предыдущих игр, в которых где-то до 4-5 хода каждый ковырялся в своём уголке, а потом все резко начинали развивать военный флот, в этот раз сражения начались где-то ходу на втором-третьем. Правда, воевали мы не между собой, а с инопланетянами, охраняющими лакомые сектора космоса.
Ракетами в этой партии не пользовался никто, зато был спрос на пушки с зарядами из анти-материи. А ещё отлично показали себя двигатели с технологией гипер-перехода. На предпоследнем ходу я приобрёл такую технологию и в комбинации с нейтронными бомбами устроил геноцид в звёздной системе своего соседа. Он, вообще-то, сел за игру впервые и, может быть, не стоило его так сильно прессовать, но мне очень уж хотелось опробовать эту тактику.
Сосед, в результате, конечно же обстроился звёздными базами, однако это не помешало мне удержать две отбитые у него системы и продолжить атаку — уже на следующего игрока, сидящего ещё дальше. Я разбомбил его стартовый сектор, и тут же совершил ошибку — не положил туда свой гекс влияния. В результате в следующем ходу я не смог построить прямо там новые корабли и был разбит превосходящими силами противника. Вероятно эта ошибка стоила первого места в игре. Оно как раз досталось товарищу, сумевшему восстановить контроль над своим стартовым гексом. Я же в общем зачёте был вторым.
Итого на всё про всё у нас ушло четыре с половиной часа. Из них минут 30 — это объяснения правил, ещё минут 10 — упаковка компонентов обратно в коробку. Получается, партия вшестером заняла примерно четыре часа. Более, чем приемлемый результат.
Я ещё раз утвердился в своём мнении — Eclipse — отличная игра. Даже вшестером она пролетает достаточно быстро, без подвисаний. И лишь в редкие моменты всплывает даунтайм — когда кто-нибудь решает какую же приобрести технологию. Всё-таки, хорошо, что я выбрал именно её, а не Mage Knight. Вряд ли мы с таким же удовольствием играли бы в колодостроительную ролёвку.
Эх, который раз с завистью смотрю на эклипс и жалею, что в такое мне не с кем играть =(
Знал бы раньше, что мой любимый сайт о настолках делает человек, который живет в Самаре, да ещё и постоянно посещает Треугольный Ёж…я бы давно уже прибежал поиграть…в субботу постораюсь зайти ))
Как всегда, отличный итог недели!
Я вот уже с нетерпением жду апрель когда мы будем вновь заказывать игры, повезу тогда наверное эклипс, если будет в наличии.
«Мне ещё ни разу ничего подобного не встречалось, чтобы на большой карте двигалась фишка объекта, внутри которого находятся все игроки.»
Isla Dorada :)))
Ну, скорей уж тогда Battlestations 🙂
Юрий, правильно ли я понял, что «Cosmic Tours» — это никакая не «упрощённая версия Red November.» (как Вы приводили чей-то отзыв в теме про секретного санту). Очень мне хочется попробовать «Red November», но отталкивает тематика и оформление.
@Repej
Прошу прощения, что влажу.
Я думаю надо оставить политику — политикову, а тематику — тематикову. Тогда можно просто насладиться совершенно отличной игрой. Red November одна из лучших несложных кооперативок, что мне приходилось играть. А если еще и компания подходящая — то уж точно не пожалеете о покупке.
Как мне кажется, сама игра важнее того, что в неё пытаются вложить «в околоигорье». Мы играем в военные игры и не думаем о том, что на реальной войне погибают люди, не так ли?
Всё, что я хотел сказть — «Игра — отличная, рекомендую». Единственный минус — совершенно дебильно написанные правила. Понял как играть только поиграв в компьютерный вариант 🙂
Если не знаете где взять комп.вариант — вот ссылка https://www.dropbox.com/s/bsfagvdyib1ah21/Gnovember1.1.4.zip
Хм, я, например, не могу вспомнить еще одну игру с таким же геймплеем в стиле «пожар в борделе». Так что, все таки рекомендую попробовать “Red November”. Победы в неё редки, но приятны.
Подскажите сайт где можно Эклипс заказать. Заинтересовало, хочу попробовать. Да и Пандемию бы прикупил, вот только где?
@Petka
Ко мне прямо сейчас едет из игроведа. Правда там уже нет, вроде…
Если совсем не найдёшь — могу купить в Литве — недавно появилась Стоит 199 литов — это примерно 83 бакса + пересылка 28-85 доллеров. Но думаю, что выгоднее поискать в России. Или на ебее каком.
Юрий! А почему On the Brink у вас пойдет на лучшее дополнение года? Этому расширению уже, если не ошибаюсь, не меньше года. Я до сих пор жалею, что не купил его в одном московском магазине в прошлом году, хотя держал коробку в руках.
Кстати, в прошлом году этот доп можно было без проблем найти в забугорных магазинах, а сейчас разлетается, как горячие пирожки. Я уже пару раз пролетел — пока ждал что-нибудь ещё к заказу, он-зе-бринк заканчивался. 🙁
@_ГрАнд_
Потому что я присваиваю награды играм ориентируясь не на дату их выпуска. Я оцениваю игры, в которые впервые сыграл за текущий год.
@_ГрАнд_
Можно поискать в небольших интернет-магазинах. Я нашёл русскую Пандемию в Волгоградском по адекватной цене вполне + пересылка — 200 рублей. Огорчает, что нет дополнения на русском(
@Игорь
А что там переводить-то? Я понимаю игры, где много текста на картах, но пандемик… Или, недавно смеялся, локализованный саботёр… Это выше моего понимания.
@vdasus
У меня нет дополнения — я не в курсе что там переводить. Но там наверняка есть текст на карточках персонажей например + текст на карточках с болезнями. Правила-то можно найти русские без проблем уже.
Кстати про Саботёр-да) Спасибо за правило, но умудриться не перевести единственное слово на картах персонажей — Sabouter. Это восторг!) 100% экономия))
@Игорь
Карточек всего несколько штук и они нужны только в начале игры, что бы понять что ты умеешь. Всё. Так что в случае пандемика достаточно перевести пару карточек в начале игры и плюнуть на локализации. Локализации, из моего опыта, никогда не лучше. Как максимум — того же качества. Так что лучше переводить то, что надо иметь в процессе игры. Ибо меня, например, утомляет переводить. Играли в английский манчкин — полное впечатление, что сам с собой сыграл 🙂