За отчётную неделю сыграно 5 партий в 5 различных настолок, среди них было две новинки – Baseball Highlights: 2045 и Эйфория. Построй лучшую антиутопию:
Baseball Highlights: 2045 –
Quartermaster General –
Scythe –
Звёздные империи –
Эйфория. Построй лучшую антиутопию –
В Звёздные империи выиграл дуэльную партию. Победил достаточно просто: в начале нахватал красных карт, избавился почти от всех стартовых «единичек», ну а дальше, с тонкой колодой из хороших карт – это уже дело техники. Доволен, так-то я редко в Star Realms выигрываю 🙂
В Quartermaster General у нас произошло сразу несколько событий. Во-первых, мне слепили новые фишки французских и китайских армий, флотов и авиации. Из той же самой полимерной глины, только фигурки получились более аккуратными и больше похожими на оригинальные. Впрочем, если на танках это ещё не так заметно, то на «звёздных», кружках, которыми отмечаются дополнительные точки снабжения контраст куда разительнее.
Второй момент – огорчительный. Сел я играть за Японию, смотрю, а танка-то одного не хватает 🙁 Судя по всему, потеряли. Наверняка, когда играли на «Метафесте». Немудрено, полевые условия, кто-то, возможно, случайно смахнул фишку со стола, и так она где-то там в лесу и осталась. Жалко, ужас. Игра выдержала у нас уже десятков шесть партий и, вот, на тебе.
Решение, конечно есть. Из той же полимерной глины вылепим танк, будет почти как оригинальный. Но я хочу ещё написать письмо разработчику, он же должен нам отправить дополнение Alternate Histories, попрошу вложить в посылку 1 японский танк, если есть такая возможность. Мало ли, может у него где-нибудь в закромах завалялась лишняя фишка и не жалко ею поделиться.
Что касается самой партии, она получилась неплохой. Сначала традиционно вели Союзники. Британия почти сразу заняла Австралию. СССР построился на Украине и дополз до Индии. Германия и Италия в это время воевали за Западную Европу, Япония медленно захватывала Китай, а США отправились покорять Тихий океан. В какой-то момент положение Оси начало выправляться, мы захватили Украину и Китай и почти догнали Союзников на счётчике очков.
Затем начались небольшие сложности. СССР атаковал Китай. Наметился перевес в пользу Союзников, но тут Германия с Италией скоординировались, выбили британцев из Северного моря, а потом Германия сыграла «Блицкриг», а ходом позже – операцию «Морской лев». Британия пала.
Теперь, когда за Союзников очки начислялись только за СССР и США, а Оси – за всю команду, наметился перевес в сторону немецко-итальянско-японской коалиции. В этот момент противники бросили все силы на меня (Японию). Британия атаковала из Южно-Китайского моря, США подобралась совсем близко к Японскому морю и начала бомбить мою колоду.
Увы, всё это было хотя и крайне неприятно конкретно для Японии, в целом команда Оси от таких нападок страдала мало. Ну, подумаешь, чья-то колода заканчивается. Очки-то начисляются как положено. А я их, хоть и всего 4 штуки (2 за Японию и 2 за Индию), но стабильно приносил. Вот и вышло так, что примерно на 13-м ходу Ось достигла преимущества в 30 пунктов и победила.
На мой взгляд Америке стоило бы идти не на Японцев, а в Алтантику, освобождать Британию и атаковать Западную Европу. В Азии и у СССР дела шли неплохо, вон, Советский Союз аж до Китая дошёл, да и Британия неподалёку от Японии была. А то получилось так, что на японцев навалилась вся команда Союзников, а смысла в этом особого не было. Играть-то надо на командную победу, а не ради того, чтобы вынести какую-то конкретную отдельно взятую страну.
Вторая по счёту партия в «Косу» не изменила моих впечатлений от этой игры. Да, она красивая. Да, компоненты в ней невероятно качественные. Но если копнуть чуть поглубже и посмотреть на игровой процесс, это по сути обычная евро-игра с небольшой долей сражений. Понятно почему вокруг неё поднялась такая шумиха: привлекательный внешний вид делает своё дело. Но будущее у игры, боюсь, недолгое. Как только первые впечатления немного увянут, все поймут, это простая евроигра про обмен ресурсов на победные очки.
Возможно популярность «Косы» ещё выйдет на второй круг когда к ней выпустят дополнение, все снова будут умиляться превосходным фигуркам, но игровой процесс в целом-то не изменится. Как копошились все в своих планшетах, так и будут, лишь изредка поднимая глаза на игровое поле.
С «Эйфорией» история примерно такая же, как и с «Косой» (что, впрочем, неудивительно, ведь разработчик и издатель у них один и тот же): очень приятное внешнее впечатление и обычный, ничем не примечательный, игровой процесс.
Ничего не могу с собой поделать, обе эти игры мне не нравятся. Думаю, это из-за двух обстоятельств. Во-первых, лично я уже сыт по горло всякими обычными евроиграми.
Каждая такая игра – это одна и та же процедура по добыче ресурсов и обмену их на победные очки. Отличия – лишь в небольших нюансах, конкретных способах добычи ресурсов, вариации обмена их на победные очки, но в моих глазах это всегда одна и та же оптимизационная задача: придумать, как за минимум действий создать максимум ресурсов и максимально выгодно преобразовать их в победные очки. За 12 лет моего увлечения настольными играми я прошёл этап влечения к евро, после чего наступил период охлаждения. И до настоящего времени, когда я периодически вижу ту или иную игру, принципиальной разницы между тем, во что я уже играл не наблюдаю.
Второй момент, почему мне не нравятся «Эйфория» и «Коса» – это дисгармония, несоответствие формы и содержания. Когда я смотрю на качественнейшие компоненты, то невольно возникают ожидания, касающиеся игрового процесса. Хочется, чтобы он был столь же выдающимся. А когда садишься за игру, делаешь несколько ходов и словно пелена падает с глаз. Понимаешь, что за внешне привлекательной оболочкой ничего подобного в плане содержания нет. Не знаю, может быть это моя индивидуальная особенность, но «хайп» вокруг «Косы», например, по этим причинам я совершенно не разделяю.
В Baseball Highlights: 2045 мы попробовали сыграть сначала без моего участия. Посадил двух человек, выдал им карты и начал объяснять правила. Потом попробовал сесть сам. Разок сыграл, честно говоря, не впечатлило. Но будем пробовать ещё.
«Бейсбол 2045» – игра о чуждом нам виде спорта про отбивание мячика палкой и пробежках по квадратному полю. В России, конечно, есть своя лапта, но кто в неё играет? Так что от бейсбола мы бесконечно далеки. Но колодостроительные игры мне нравятся, и, услышав много раз о том, как хороша Baseball 2045, я загорелся желанием попробовать.
Когда мы открыли коробку, обнаружили, что по большому счёту она пуста. Внутри есть карты, пакетик с деревянными фишками и 4 небольших игровых поля. Сами карты занимают от силы 1/8 пространства внутри коробки. В игре есть 2 колоды по 60 карт, в первой – 4 стартовых набора по 15 карт, с этими наборами все начинают игру; во второй – 60 игровых карт, их в ходе партии предстоит докупать игрокам, прокачивая собственные колоды.
По сравнению с другими колодостроительными играми у «Бейсбола» есть две отличительные особенности. Во-первых, партия тут состоит из нескольких небольших мини-игр. Во-вторых, колода каждого игрока всегда состоит из 15 карт. Когда в колоду докупается новая карта, одну старую всегда надо удалить. В-третьих, в каждой мини-игре всегда участвуют всего 6 карт из колоды игрока. В-четвёртых, карты здесь не активируют друг друга (нет такого, чтобы от одной карты срабатывало свойство другой, как скажем, в Legendary или Звёздных империях). Все свойства каждой карты срабатывают всегда. Но важно в каком порядке игрок разыгрывает свои 6 карт. Ну и ещё тут есть поле, и основные события разворачиваются именно на нём.
В ходе партии игрокам предстоит разыграть настоящий бейсбольный матч. Увы, правила бейсбола я знаю весьма поверхностно, хотя даже мы и играли в него в детстве во дворе. Общая схема такая – есть ромбовидное поле, в центре стоит подающий, в одном из углов – отбивающий. Подающий бросает мяч, отбивающий бьёт по нему битой, после чего игрок из команды отбивающего начинает бежать по периметру поля. Он бежит пока отбитый мяч не поймают ловцы из команды подающего. Желательно добежать хотя бы до одного следующего угла поля, т.к. следующий забег будет уже с этой точки. Как только игрок пробегает вокруг поля, он приносит команде очко. Подачи и забеги чередуются, кто в итоге больше набегает кругов, тот и победил. А для этого отбивающему нужно как можно сильнее бить (чтобы мяч дальше улетел и его дольше не могли поймать), а бегунам из его команды – как можно быстрее бежать (чтобы пробежать как можно большую часть периметра поля, пока не поймали мяч). Подающему же и его команде надо как можно лучше ловить мяч, чтобы поймать его быстрее, пока противники не успели далеко убежать.
В плане настольной игры всё это выглядит так: у каждого игрока есть поле, где нарисован тот самый периметр с домашней (стартовой) базой в нижней части и ещё тремя, которые нужно «оббежать». На этом же поле есть функциональные зоны для карт. Слева сверху располагается колода, слева снизу – отбой. В центр поля складываются разыгранные карты. В его верхней части есть счётчик очков текущей игры, в правой – счётчик побед в серии игр.
Колода игрока – это набор спортсменов. Каждая карта – конкретный бейсболист. В свой ход игрок любую карту с руки в центр стола и выполняет содержащиеся на неё указания, а именно: 1) активирует особое свойство карты; 2) выставляет на поле фишки бегунов (от типа карты зависит тип бегунов – обычные, быстрые и очень быстрые). Кроме того, часть карты срабатывает в следующий ход противника – если сопернику не удалось сразу же перехватить мяч, бегуны начинают мчаться по периметру поля.
Это очень интересное правило: выставленные на поле новые бегуны всегда активируются чуть позже, в ход противника, следующий за твоим ходом. Это даёт сопернику шанс разыграть карту со свойством, отменяющим выставление бегунов на поле.
Ещё на карте есть условные обозначения в правом верхнем углу, цифра на зелёном фоне – это деньги, которые карта приносит игроку, цифра на красном – стоимость карты. После розыгрыша 6 карт игрок складывает зелёные значения своих карт и на полученную сумму может прикупить новые карты, ориентируясь на их цену (цифра на красном).
По большому счёту вот и все правила. Напомню, партия должна состоять из серии игр. Первую игроки всегда играют стартовыми наборами (причём, они немного отличаются друг от друга), затем докупают себе новые карты (причём, они всегда кладутся на верх колоды и приходят игроку в руку в следующем же матче) и так далее.
Основные решения, которые приходится принимать в Baseball 2045 связаны с тем, какую именно из имеющихся на руке карт сыграть в текущий момент. Балансировать приходится между двумя составляющими: с одной стороны хочется вывести на поле самых быстрых бегунов, с другой – противодействовать противнику и сбивать его удары. В основном получается так, ты либо быстро бежишь по периметру поля своими фишками, либо удаляешь с поля чужие. Возможно, более продвинутые карты позволяют делать и то, и другое. Благодаря активному взаимодействию с соперником тут есть и разочарование о того, что какой-то твой бегун не успел завершить круг, и ликование от успешного и неожиданного для соперника рывка, и радость от успешного «облома» вражеских ударов с помощью.
В основном «Бейсбол 2045» рассчитан на парные партии в формате 1х1. В правилах есть и вариант для 4 игроков, но это то же самое, все играют в формате 1х1, только меняются местами, чтобы каждый сыграл с каждым. Есть ещё какой-то вариант на 3 игроков, насколько я понял, тут играют не парами, а сразу все трое за одним столом, но что-то я не разобрался в особенностях такого режима, в частности, непонятно, как работают всякие свойства, связанные с убиранием чужих фишек с поля (они, что, действуют сразу на двух других игроков?).
Первые впечатления от игры – это очень необычный колодострой. Я бы даже сказал, не совсем колодострой. Тут за ход можно сыграть всего 1 карту, а за партию купить их, наверное, не больше 15 штук, причём, новые карточки поступают в колоду ну о-о-очень постепенно, примерно по 1-2 штуки за матч. Кроме того, карты друг с другом явным образом не комбинируются. По большому счёту, это не совсем колодостроительная игра, а спортивная игра с карточным движком, примерно как A Few Acres of Snow, это в первую очередь не колодострой, а стратегия. Ощущения, что вот прям игра супер-супер у меня после первой партии не возникло, но интерес появился. Надо будет обязательно сыграть ещё хотя бы пару раз.
По поводу небольшого выбора новых игроков в Baseball Highlights: 2045. Сам автор с друзьями предпочитает играть с 10 игроками на рынке. Ес-сно, в 3 раундах предтурнирного драфта и после первых 1-2 матчей имеет смысл брать в команду игроков, приносящих наибольший доход — тогда в следующих матчах можно будет покупать по несколько игроков за раз, в т. ч. самых сильных. Лучше проиграть первые 3 игры серии, но набрать хорошую команду (составить сильную колоду), чтобы потом выиграть решающие 4 матча серии. К концу турнира в команде обычно остаётся всего 2-3 новичка.
Кстати, хорошо, что игра «Scythe» называется в обзоре правильно – «Коса» — а то один безграмотный товарищ, не способный прочитать её оригинальное название («Сайс»), называет её «Сцытхе»: привет баранам, говорящим «мемоир» вместо «мемуары», и «десцент» вместо «десант» 🙂
@Pard
Вот про какой такой «сайс» и «десант» вы говорите, если http://wooordhunt.ru/word/scythe и http://wooordhunt.ru/word/descent (вставил ссылками, потому что движок не распознаёт знаки из транскрипции)? Первое ещё куда ни шло, но «десант», простите, даже баранам не снился.
Ваша способность махом переходить на личности удивляет. А что касается «сцытхе» (мы читаем одну Тесеру, верно?), то там это явно ради стёба.
Пард просто перевел и издал множество игр и лучше других знает, как нужно переводить названия.
Про фишки к Генералу — почему бы не вырезать их лазером? А затем красить.
@hickname
Это не говоря уже о сотнях партий в тысячи игр и облагораживание тысяч игр своими великолепными коробочками.
Бедный Пард, никто его не любит
Игорь Ларченко. Заслужил на BGG 2450.42 GeekGold, на него там подписаны 42 человека, это второй результат среди всех российских пользователей. Федя Пилипенко. 0 GeekGold. Ни одного желающего на него подписаться. Полная ненужность. Федя, не Парда тебе нужно обсуждать, заканчивай сублимировать, убейсебяапстену.
Игорь Ларченко. Заслужил на BGG 2450.42 GeekGold, на него там подписаны 42 человека, это второй результат среди всех российских пользователей. Федя Пилипенко. 0 GeekGold. Ни одного желающего на него подписаться. Федя, не Парда тебе нужно обсуждать…
… Да, вот ещё. На главной странице сайта среди прочих ссылок есть ссылка на «Настольные игры в Украине» (http://boardgamer.com.ua/). Этот сайт не открывается — «Попытка соединения не удалась». Нужно ссылку удалить как неработающую.
«Проиграть первые три мачта» – это очень странная рекомендация. А зачем, собственно, тогда они нужны?
Я так понимаю, это для обучения, а когда люди правила поняли, можно сразу переходить к мировой серии.
И, кстати, мы так и не углядели, есть ли тут комбинации карт? Ну, как в обычных колодостроях, когда иногда приходит отличная рука и прям один эффект, другой и так далее. Правильно ли я понимаю, что в «Baseball 2045» такого не бывает?
Например, потому что в радиусе доступности лазерных резаков нету) И из пластика фишки отлично выглядят!
@ох, Федя, Федя…
Там не только эта ссылка не работает. Причешу как-нибудь…
Юре большое спасибо за рассказ о сыгранных играх и своих впечатлениях о них. всегда почерпываю важную для себя информацию.
@hk
Проиграть первые 3 матча в мировой серии — обычное дело, когда играешь соло. Моя мысль о том, что главное — не победить именно первые мини-игры, а матч (состоящий из 7 игр) в целом. Главное — собрать хорошую команду, пусть и ценой плохого начала серии. Для соло-режима, кстати, есть доп. вариант правил — когда виртуальный противник тоже улучшает свою колоду.
В качестве «комбинаций карт» здесь можно рассматривать правильный порядок участия в матче своих игроков. Возьми для примера 3 карты и разыграй их в разном порядке: результат (очковый) будет разный. Часто игрой какой-то хорошей картой вынуждаешь противника потратить свою лучшую защиту, а потом выставляешь действительно самого сильного своего игрока — это тоже можно считать «комбинацией».
@Pard
С ЧЮ совсем плохо?
Трент на Т тоже мне объяснял, что Скит это как-то неправильно.
То ли это ирония внутри иронии, что скрыта в иронии, то ли народ совсем чокнулся.
Юру поддерживаю — игра именно «уткнись в планшет». Достойный представитель этого направления настолок, но не моё.
@Pard
Простите, но все-таки ‘дисэнт’, если речь идет об игре Descent: Journeys in the Dark.
Касаемо остального — пустые споры, когда дело касается звуков, которых в русском языке просто нет.
@Sosedka007
Это слово — descent (и его французский аналог descente) — давно вошло в русский язык и произносится (и пишется) вот так: «десант», и никак иначе. Зачем изобретать его заново, да ещё так по-идиотски, «десцент»?
Серьезно, «десант»? Это игра про отряд ВДВшников по борьбе с нечистью?
Видимо, товарищ Pard не знает что descent также может переводиться как «спуск»…
Тупицам надо не молоть свою обычную чушь, а хоть раз заглянуть в словари, в которых слово «десант» появилось ещё в XIX веке, задолго до самолётов, а тем более ВДВшников. Там был и спуск, и выброска, и высадка. А в советское время у слова появились и другие значения: колбасный десант, десант на картошку, и пресловутые ВДВ ВС.
@hk, ну, при желании, заказ с доставкой порезанных лазером фишек выйдет ненамного дороже, чем лепка =)
@futb_all
лепка бесплатно
@Pard
А слово «инсенизатор» вы в каком словаре нашли?
@berezovskii, а из чего лепят-то?
@futb_all
Есть у нас одна устоявшиеся шутка на эту тему…
Из полимерной глины.
На эту тему есть хороший старый еврейский анекдот, заканчивается словами «…и материал ему денег не стоит» ))
@berezovskii, мне кажется, по цене примерно то же выходит =)