Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт за неделю с 22 по 28 февраля 2010 года

За неделю с 22 по 28 февраля я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):

Age of Empires III. Эпоха открытий*

Memoir '44 — Mediterranean Theater******

Resistance — *

Остров страха* 

К первой партии в Age of Empires III я подготовился основательно. Прочитал правила на русском и английском языках, ознакомился с обширным FAQ, разложил игру, чтобы закрепить полученный материал и, наконец, составил для игроков небольшой конспект-памятку.

На объяснение правил ушло минут 10. Начал я с конца — сначала рассказал откуда берутся победные очки по числу которых определяется победитель, а потом подробно описал каждый способ их получения. Вышло, на мой взгляд, неплохо. В игре относительно немало действий и половина из них приносит победные очки, а другая половина — деньги и всяческие улучшения, которые позволяют зарабатывать победные очки более эффективно.

Примечательно, что AOE3 — относительно простая настолка. По крайней мере уже на втором-третьем ходу игры каждый игрок вполне может понять что к чему и совершать вполне осмысленные действия. Благодаря этому, в отличие от Agricola и других сложных игрушек, новички тут всегда имеют неплохие шансы на победу даже в самой первой партии.

Подробно про Age of Empires III я пока рассказывать не буду, так как в ближайшее время планирую написать полноценный обзор этой игрушки. Скажу лишь, что в ней сочетаются такие механики как worker placement (каждый ход мы расставляем рабочих по разным локациям, у каждой из которых есть свой, особенный эффект), area control (один из способов получения победных очков — захват земель Нового света) и set collection (деньги и победные очки в игре можно зарабатывать, собирая "наборы" из одинаковых товаров).

Партия, в которой участвовали четыре человека, затянулась у нас на два с половиной часа. Тут, правда, стоит сделать небольшую скидку, так как сюда же вошло и объяснение правил и периодические консультации по ходу игры и коллективное чтение карточек апгрейдов. Думаю, уже вторая партия тем же составом гарантированно уложится в два часа, а может быть, даже и в полтора.

Первые впечатления от настолькой Age of Empires III у меня остались умеренно-хорошие. Причём, я сильно подозреваю, что если бы не знакомство со Stone Age и Agricola, AOE3 понравилась бы мне гораздо больше. Просто я уже играл в подобные игры и на их фоне Эпоха открытий не сильно-то выделяется.

Однако если говорить объективно, AOE3 — очень хорошая настолка, и я настоятельно рекомендую опробовать её всем любителям настольных игр. Единственное противопоказание — индивидуальная непереносимость евроигрушек.

В Memoir '44 мы играли во 2-й, 3-й и 4-й сценарии из дополнения Mediterranean Theater. Конкретных подробностей каждого из шести сражений я уже не помню, но это и неважно, так как я хотел бы рассказать вот о чём. Из трёх опробованных сценариев мне толком ни один не понравился. Сражения в пустыне получаются какими-то слишком просторными. На поле боя в этих сценариях присутствует минимум ландшафта и немало танков из-за чего боевые столкновения проходят довольно скоротечно. Кроме того, к двум сценариям из трёх у меня есть претензии.

В одном из сценариев у британцев на руках всего 4 карты и ни одного юнита на левом фланге. Возможности для маневра чрезвычайно низки, от наличия хороших карт на руке зависит многое. Этот сценарий мы отыграли дважды и оба раза победа досталась немцам (5:3 и 5:2). Британия действовала нормально, разумно и не совершала никаких ошибок. Конечно, были неважные броски кубиков, но и немцам не особенно-то везло. В общем, предварительное мнение — сценарий несбалансирован.

Этот сценарий, в котором впервые вводится оазис показался мне интересным. Первую партию за немцев я выиграл со счётом 6:1. Затем я принял командование британской армией, но, как ни старался, всё равно проиграл со счётом 6:3. У Британии в этом сценарии нет никаких козырей. На левом фланге немецким танкам противостоит пехота и два жалких отряда бронетехники. В центре, считай, никого нет, а справа за минами три отряда пехоты ничего не могут противопоставить итальнянским танкам — те просто подъезжают и расстреливают солдат с предельной дистанции. Думаю, этот сценарий также несбалансирован.

Вообще, сравнивая сейчас два дополнения — Eastern Front и Mediterranean Theater, я понимаю, что сравнение получается не в пользу пустыни. "Русское" дополнение — это мины, зима, снайперы, политрук и интересные сценарии с финскими лыжниками и сталинградом.

"Британское" дополнение — это пустынные поля сражений, много танков, редко применяемое правило "ответного удара". Пожалуй, как дополнение, оно вполне неплохое, но на фоне Восточного фронта, выглядит неважно.

Также на неделе мы сыграли разок в Resistance (вместо обычных карт использовали карты из Свинтуса). На эту игру мне чудом удалось уговорить любителей обычной Мафии. Играть в необычный вариант привычной игрушки они еле-еле согласились, а после первой партии хором заявили, что традиционная версия им милее. Получилось, что сама партия в Resistance заняла куда меньше времени, чем уговоры сыграть в неё и последующие просьбы вернуться к обычной Мафии.

На минувшей неделе мы также сыграли разок в Остров страха — отечественный вариант Мафии. Играли всемером, партия длилась минут 15. Ничего нового про эту игру я сказать не могу, так что поговорим о впечатлениях от неё.

Недостатки у Острова страха практически такие же, как у обычной Мафии — никаких объективных оснований кого-то подозревать нет. Хотя, надо сказать, что благодаря особым свойствам персонажей эти основания могут появиться. Например, нас было семеро и шесть человек были пассажирами и только один — оборотнем. Конечно, вычислить его не так-то легко, но пассажиры оказались не совсем обычные — тут был ясновидящий (ночью может узнать роль одного игрока), медсестра (умеет лечить) и неприкасаемый (его не могут убить оборотни).

С помощью навыков этих персонажей можно исключить некоторых товарищей из числа подозреваемых. Например, если выяснится, что ночью никого не убили, значит медсестра кого-то спасла и этот пассажир точно не оборотень. Ясновидящий, так, вообще, очень полезен и при известной доли везения может сразу обнаружить оборотня. Правда, если при дневном обсуждении он расскажет о своей роли, скорее всего, ночь ему не пережить, так как его съедят от греха подальше.

Есть у Острова страха и достоинства. По-первых, это привлекательное оформление карт, навевающее стойкие ассоциации с сериалом LOST. Во-вторых, это DVD-диск с музыкой и инструкцией. В-третьих, это вещи и события, которые добавляют в игру дополнительную интригу и делают все партии непохожими друг на друга.

Так как мы редко собираемся играть в настолки большой компанией, Остров страха вряд ли станет частным гостем у нас на столе. Однако для малознакомых с настольными играми людей и особенно для тех, кому нравится Мафия, Остров страха — очень хороший вариант. 

19 комментариев

  1. iggy

    Юра, ты забыл также отметить потрясающе бестолково написанные правила для AoE. На моей памяти первый раз,когда после двух полноценных партий становится вообще непонятно, как «в это» играть.

  2. longbearder

    Относительно Mediterranian Theature Memoir’44.
    Да можно рассматривать отдельные сценарий дополнений как сбалансированные и несбалансированные с точки зрения шансов на победу у обеих сторон. Но производитель не ставит перед собой задачу разработки только сбалансированных сценариев.
    Разработчики создают сценарии основанные на исторических событиях. Поэтому проигравшая сторона в прошлом, имеет серьёзные шансы приграть и сценарий в ММ44.
    Если нет желания обыгрывать сценарии за обе стороны, как советует Р.Борг, то советую обратить внимание на первую книгу Кампаний CB1.
    Здесь каждый идёт цепочку сценариев за одну сторону конфликта от начала кампании до её конца. Правила Кампании балансируют общий результат (цепочки не сбалансированных сценариев).

  3. longbearder

    Не могу сказать, что Пустынный театр сценариев мой фаворит.
    У меня сложилось стойкое ощущение, что пачки танков в чистом поле приводят к результату: кто первым смог массированно ударить противника в ближнем бою, тот скорее всего победит. 🙂
    Как правило здесь минимум манёвра из-за скудности ландшафта.

  4. Дима

    iggy :
    Юра, ты забыл также отметить потрясающе бестолково написанные правила для AoE.

    Особый шик — это на всех картинках для примеров колонисты одного цвета 🙂
    Ну и опечатка на поле в деньгах за коллекцию из 4-х тоже не в плюс локализатору.

  5. Bomm

    На скринах о Memoir ’44 видно что кубики затерты, рука мастера)

  6. Taran

    кстати кубики покрашены в мемуарах очень нежной краской и у меня они достигли подобной потертости буквально после третей игры. пришлось лаком покрыть.

  7. snowbody

    Суда по всему Age of Empires III Остров — полное «Г».

  8. hk

    iggy :

    Юра, ты забыл также отметить потрясающе бестолково написанные правила для AoE. На моей памяти первый раз,когда после двух полноценных партий становится вообще непонятно, как “в это” играть.

    Правила написаны не бестолково. Просто по неведомой причине о многих моментах игры в них умалчивается 🙂

  9. hk

    longbearder :

    Относительно Mediterranian Theature Memoir’44.
    Да можно рассматривать отдельные сценарий дополнений как сбалансированные и несбалансированные с точки зрения шансов на победу у обеих сторон. Но производитель не ставит перед собой задачу разработки только сбалансированных сценариев.
    Разработчики создают сценарии основанные на исторических событиях. Поэтому проигравшая сторона в прошлом, имеет серьёзные шансы приграть и сценарий в ММ44.

    Моё мнение таково — если хочется воссоздать исторически достоверные сражения, на здоровье. Вот только к игрокам нужно относиться честно.

    Предположим, что перед нами сценарий боя, который в реальности с огромным перевесом выиграли союзники и в сценарии они также имеют немалое преимущество и куда больше шансов на победу, чем немцы. НО: количество медалей-то для победы у сторон одинаково!

    Так почему же авторы ставят игроков в неравные условия, но ставят перед ними одинаковые по сложности задачи? Сделали бы так: в этом сценарии одна из сторон явно слабее, но и медалей для победы ей нужно на 2-3 меньше.

  10. hk

    Bomm :

    На скринах о Memoir ‘44 видно что кубики затерты, рука мастера)

    Ещё бы. Ведь они уже более 50 партий пережили 🙂

  11. hk

    snowbody :

    Суда по всему Age of Empires III Остров – полное “Г”.

    Неверно.

  12. Дима

    Кстати, а почему в AoE3 на треке значимых достижений выложены эти самые достижения? Вроде как они лежат отдельно, но когда ход доходит до трека достижений игроки, поставившие на него колонистов, по очереди выбирают достижение. Т.е. достижения выбираются ПОСЛЕ того как корабль найдёт своего хозяина (торговый порт), а не во время расстановки колонистов. Аналогично с товарами.

  13. longbearder

    hk :

    longbearder :
    Относительно Mediterranian Theature Memoir’44.Да можно рассматривать отдельные сценарий дополнений как сбалансированные и несбалансированные с точки зрения шансов на победу у обеих сторон. Но производитель не ставит перед собой задачу разработки только сбалансированных сценариев.Разработчики создают сценарии основанные на исторических событиях. Поэтому проигравшая сторона в прошлом, имеет серьёзные шансы приграть и сценарий в ММ44.

    Моё мнение таково – если хочется воссоздать исторически достоверные сражения, на здоровье. Вот только к игрокам нужно относиться честно.
    Предположим, что перед нами сценарий боя, который в реальности с огромным перевесом выиграли союзники и в сценарии они также имеют немалое преимущество и куда больше шансов на победу, чем немцы. НО: количество медалей-то для победы у сторон одинаково!
    Так почему же авторы ставят игроков в неравные условия, но ставят перед ними одинаковые по сложности задачи? Сделали бы так: в этом сценарии одна из сторон явно слабее, но и медалей для победы ей нужно на 2-3 меньше.

    Именно поэтому я и советовал обратить внимание на книгу Кампаний.
    Или стоит использовать совет Борга и играть за две стороны, если хочется выяснить, кто именно выиграл сценарий по сумме медалей.
    Удачи! 🙂

  14. hk

    Дима :

    Кстати, а почему в AoE3 на треке значимых достижений выложены эти самые достижения? Вроде как они лежат отдельно, но когда ход доходит до трека достижений игроки, поставившие на него колонистов, по очереди выбирают достижение. Т.е. достижения выбираются ПОСЛЕ того как корабль найдёт своего хозяина (торговый порт), а не во время расстановки колонистов. Аналогично с товарами.

    С достижениями мы уже разобрались, а вот с товарами — ещё нет. Их тоже разбирают только в конце хода?

  15. pr0FF

    @Дима
    Нет-нет,выкладываются сразу, как началась соответствующая эпоха, можно застолбить достижения,но не покупать их, чтобы другой не купил нужное ему

  16. multik

    товары как и здания выбираются в конце хода. а во время хода узнается только очередность в которой будет понятно кем будут выбираться товары и здания.

  17. Дима

    multik :
    товары как и здания выбираются в конце хода

    +1
    Иначе исчезает смысл достижения «университет»

  18. pr0FF

    Не совсем исчезает, но в целом вы правы. Нам правила рассказывали СМАРТовцы, приврали неплохо…

  19. Даня

    Мафия и есть отечественная игра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑