Когда мы играем в Quartermaster General, ходы за Японию, особенно самые первые, обычно выглядят так: игрок говорит «играю «респонс» и выкладывает на стол карту реакции (Response). И так случается 2, а то и 3 хода подряд. А, учитывая, что партия всего длится максимум 20 ходов, получается, что «японец» может 10-15% игрового времени провести как бы ничего и не делая, просто выкладывая «респонсы».
Конечно, впоследствии всё это окупится. Однажды эти карты должны сыграть, Япония получит преимущество, совершив несколько действий подряд, но, всё равно, вот эти ходы, «играю «респонс», они для игрока-японца не очень интересны. Поэтому я задался вопросом, а нельзя ли сделать так, чтобы играть за Японию стало чуточку интереснее?
Перед тем, как перейти к обдумыванию каких-то вариантов, нужно вспомнить, что в Quartermaster General есть ряд ограничений, которые желательно учесть:
Во-первых, «Генерал» – это игра на карточном движке. У неё есть стабильные базовые правила, которые не изменились с выходом двух дополнений, все новшества тут концентрируются на картах, поэтому если что-то в игре и менять, то, желательно не придумывать какие-то новые правила, а просто ввести новые карты.
Во-вторых, у каждой страны есть жёстко заданное число базовых карт (строительства, атаки и авиации), которое лишь немного скорректировано во втором дополнении (в Alternate Histories каждая страна получила по 1 дополнительной базовой карте) и фишек армий, флотов и авиации. Эти карты и фишки определяют потенциальные возможности каждой нации в плане сражений и в плане захвата территорий. И сильно менять баланс тут нежелательно, т.к. изменение даже одной страны может перекосить баланс игры в целом.
В-третьих, число карт в колоде у каждой страны тоже жёстко задано. Оно определяет потенциал страны в целом и менять его также нежелательно, т.к. это сразу влияет на эффективность карт «бомбардировок» (Economic Warfare) в колодах других игроков.
А теперь давайте подумаем, что можно сделать, чтобы играть за Японию было интереснее, но при этом не нарушались бы эти три ограничения.
Когда я говорю «интереснее», я имею в виду вот что: хорошо бы, чтобы у Японии появилась какая-нибудь новая возможность. Чтобы игрок мог не только играть «респонсы», но и делать что-нибудь ещё. Другими словами, чтобы у страны сохранилась её изначальная направленность на игру «от карт реакции», но при этом игроку, управляющему Японией, было бы повеселее, т.к. помимо розыгрыша карт реакций, он мог бы ещё, например, как-то влиять на происходящее на игровом поле.
Какие тут могут быть предложения? С учетом того, что мне не хочется нарушать вышеперечисленные ограничения, примем как данность следующее: мы не добавляем Японии новые фишки, мы не придумываем ей новые карты. Поэтому весьма примерно предложение можно сформулировать так – Японии нужно дать возможность каким-то образом оперировать имеющимися картами и фишками. Например, разрешить Японии каким-то образом помимо карт реакции делать ещё что-нибудь. Навскидку вот пара идей:
1) разрешить Японии при розыгрыше карты реакции в свой ход делать что-то ещё;
2) разрешить Японии что-то делать, если у неё накапливается определённое количество сыгранных карт реакции.
Разберём их подробнее.
«Разрешить Японии при розыгрыше карты реакции в свой ход делать что-то ещё». Что это может быть? Исходя из вышеперечисленных ограничений, это либо сыграть ещё карту, либо использовать одну из фишек. И сразу: использование фишек, то есть выставление их на поле или снятие чужих фишек – это не очень хорошая идея. Это сразу нарушает ограничение колоды Японии по базовым картам, т.к. в дополнение к ним вводится некие «свободные» или «бесплатные» атаки или строительства, что не есть хорошо. Каждый ход просто так ставить или снимать с поля фишку – это сильно круто. Возможно, раз в несколько ходов это ещё было бы терпимо, но точно – не каждый ход.
Если же говорить о возможности розыгрыша ещё одной карты в тот же ход, тут уже может быть интереснее. Допустим: играешь карту реакции и ещё одну, любую другую. Пусть даже вторую карту реакции. С одной стороны это усиливает Японию, т.к. даёт больше возможностей. С другой – так, зато, у Японцев быстрее тратится колода (которая и так немаленькая). Хотя, конечно, 2 карты за ход – это очень круто. Это сразу ломает темп игры в пользу Японии. Пожалуй, этот вариант рассматривать не стоит. Слишком он перекашивает баланс.
«Разрешить Японии что-то делать, если у неё накапливается определённое количество сыгранных карт реакции». Варианты тут те же. Скопилось у Японии, скажем, на столе 2 или 3 карты реакции – получите небольшой бонус. Например, опять же, поставить на поле фишку или снять с поля фишку. Как и в рассмотренном выше случае, это может перекосить баланс в сторону Японии. Однако если, например, позволять это делать только за 3 карты реакции на столе, такая ситуация может возникнуть не так уж часто и баланс если и изменится, то не сильно.
Ещё вариант – разрешать играть дополнительную карту. Опять же, раз в 3 хода, это не так уже и перекосило бы баланс. Особенно учитывая то, что дополнительных возможностей стране не предоставляем, «лишние» строительства или атаки не появляются.
Как бы то ни было, мне бы не хотелось давать Японии дополнительные возможности по строительству или атаке. Это не только изменило бы изначальный баланс между странами, но и затруднило бы планирование для других игроков. Им стало бы сложно прикидывать куда и что сыграть, постоянно держа в уме некие потенциальные дополнительные атаку или строительство Японии вне очереди.
Поэтому лучшее, что, кажется, я тут могу придумать: это дать Японии возможность каким-то образом в дополнение к картам реакции играть события (Event), статусы (Status) или бомбардировки (Economic Warfare). Эти карты не изменяют позиции стран на игровом поле, не всегда приносят Японии мгновенную выгодну, не факт, что окажут прямое влияние на исход игры и способны, как мне кажется, сделать игру за Японию интереснее. Особенно, если будет возможность сыграть пару «внеочередных» статусов, приносящих очки за захват определённых территорий. Так у Японии появится мини-цель, возможность побороться за какие-то сектора.
Остаётся ещё вопрос как учитывать подобный бонус. Давать ли его когда на столе скапливается ровно 3 карты реакции? Позволять им воспользоваться именно в тот ход, когда сыграна 3-я карта реакции? Как быть, если сыграть 3 карты реакции, использован бонус, затем применена одна из карт реакции, их становится 2, а на следующий ход Япония играет ещё одну и их снова три: давать ли бонус второй ход подряд? Не слишком ли это круто? А если не давать – как подсчитывать когда бонусы полагаются, а когда – нет?
Прямо когда я писал этот пост, меня осенило: а что, если сделать так: если у Японии статусов меньше, чем «респонсов», после розыгрыша очередной карты реакции Япония может выложить статус. Второй картой в ход. Да, это некое усиление. Но, во-первых, у Японии так быстрее тратится колода. Во-вторых, как только на столе скопится 2-3 статуса, эта возможность, скорее всего, уже не будет актуальна, т.к. для того, чтобы ею пользоваться и дальше, нужно иметь 3-4 карты разыгранные, но не использованные реакции. Для Японии, при всей её ориентированности на реакции, по-моему, это маловероятная ситуация. Так что, теоретически, как мне кажется, такой бонус будет работать в начале партии, но уже к середине уйдёт в небытие. А, ведь, проблема «играю респонс» актуальнее всего именно на первых ходах.
Будем в очередной раз играть – надо будет позволить Японии пользоваться такой возможностью. Это, конечно, немного усилит Японию и Ось в целом, но не сильно. Тем более, что статусы у Японии в основном ориентированы на получение очков, позиции на поле не меняют. Если честно, я бы ещё как-нибудь наряду со статусами разрешил бы Японии играть карты Economic Warfare, но не знаю, какое тут придумать простое и наглядное ограничение. Может просто ввести правило, что если Япония играет карту реакции, то в этот же ход может разыграть Economic Warfare?
В общем, попробуем-ка мы в следующий раз выдать Японии вот такую, совершенно новую карточку, чтобы управляющий ею игрок постоянно видел свою новую возможность и помнил о ней. И посмотрим, как это скажется на результатах партии.
Я не вижу особого смысла усиливать Японию. По опыту множества игр, Японцы, если им не мешать, отхватывают чуть-ли не полмира и делают основной вклад в копилку очков Оси. А помешать им можно только активным вмешательством США, с британской поддержкой из Австралии/Индии. И даже при таком раскладе, если умеючи играть, Япония может отмахацца от «коллективного запада». Проблема мне видится в другом — что Германия/Италия не в состоянии забороть СССР/Британию 🙂
@iggy
Как я понял, у Юры претензия не к силе Японии, а к однообразию первых ходов за неё. Типа, неинтересно играть первые три хода.
Что вы мурыжите эту Японию. Если приходит правильная колода, то уже на 6м ходу она в Европе.
Уничтожаем армию в Китае, потом еще 2 хода нанять армию в китае + таиланде. Уже наш пролив. Далее реакция при вводе флота 2 армии. Итого — 5й ход ввести флот и мы на ближнем востоке. Далее, допустим, Перл Харбор — 6й ход и Япония в Западной Европе или Италии. И там уже активно бомбит британию со всеми своими реакциями.
Именно, хочется как-то подбодрить, особенно новичков. А то, чаще всего когда человек первый раз садится за Японию, потом говорит, что «Генерал» — плохая игра.
Простите, а "Перл-Харбор" у вас — это что? Моя самодельная карта?
Если какя-то из этих карт, то мы играем без них. Убрали, когда появилось дополнение Alternate Histories. Хотя с такими картами Японии бы жилось куда вольготнее. Может вернуть их, как-нибудь, ради интереса? 🙂
Атака на Перл-Харбор у нас осталась старой. Там просто удалите армию с гаваев и введите армию и флот в любом порядке. Учитывая, что теперь Китай занят и надо тратить время на его освобождение — я бы ввёл эту карту.
П.С. У нас до сих пор нет всех карт из AH. Сделал несколько огрызок с разных источников, а Францию и Китай вообще не вводили…