Впечатления от игры «Не закороти цепь!»

Тематика и механика – два столпа любой настольной игры. Все мы знаем, если в игре первична механика, скорее всего перед нами представитель немецкой школы настольных игр, с просчётами, расчётами, небольшим взаимодействием игроков. Всё то, что называют сухим словом «евро». Ежели на первом плане действие, яркие образы, выпяченная тема, это то, что зовётся непонятным человеку со стороны словом «америтреш».

Но бывают ещё случаи, когда игру изначально сознательно делают про что-то, и получается необязательно америтреш. И необязательно евро. А что-то иное, самобытное, необычное. Примерно так и получилось с отечественной игрушкой «Не закороти цепь» при взгляде на которую невозможно отделаться от мысли, что игру придумал электрик. Потому что она – конкретно про электричество! 

Возможно в детстве у кого-то был старенький советский конструктор с железными деталями, гайками и болтами. А у кого-то, вероятно, был и другой, менее распространённый набор, с лампочками, батарейками и всякими интересными деталями, позволяющими построить действующий звонок, «проходной выключатель» и прочие аппараты наподобие отстукивающего азбуку Морзе. Именно для любителей подобных забав и придумана игрушка «Не закороти цепь». В ней нужно делать ровно то, что следует из названия: прокладывать электрические цепи и следить, чтобы не коротнуло.

В плане компонентов у нас есть следующее: небольшого размера коробка, внутри которой четыре вида предметов. Первое, это буклет правил. Второе – это три картонные плашки. Третье – это куча картонных квадратов, издалека немного напоминающие похожие компоненты из игры «Каркассон». И четвёртое, россыпь разноцветных круглых жетонов. Правила нужны, чтобы научиться во всё это играть. Картонные плашки задают стартовую границу игрового поля. Квадратные жетоны надо будет выкладывать на поле, а кругляшами отмечаются достижения игроков. А делать со всем этим добром надо следующее: прокладывать кабеля и запитывать ими лампочки. Загорелась – получай очки. Набрал положенное количество очков – победил!

 

На старте у нас есть периметр поля, где встречаются источники тока, лампочки и обрывы кабеля. На руках у игроков будут квадратики с фрагментами проводки, их надо выкладывать на поле так, чтобы подвести плюс и минус к лампочке (лампочку, возможно, тоже придётся выложить на поле). Получилось – молодец. Не получается – старайся лучше. Причём, поле – оно общее на всех, лампочки тоже за конкретным игроком не закреплены, так что надо стараться, кто первым замкнёт цепь, тот и молодец!

Ход игрока выглядит так: на руках есть 3 карточки, одну из них надо сыграть. В качестве альтернативы можно отправить одну карту в сброс и набрать из колоды новую. Сыграть карту – это положить на поле новый фрагмент проводки или в редких случаях что-то оттуда снять, воспользовавшись жетоном спецдействия. Сыграл или обменял картонный квадрат, и ходит другой игрок. И так – пока кто-то не наберёт 8 очков или пока на поле не будет занято всё место. Ну, или пока случайно не создастся полностью патовая ситуация, когда цепь полностью заведена в тупик, и это уже никак не исправить. В реальном времени на партию нужно минут 15-30. Поддерживает игра от 2 до 4 человек.

В начале было сказано, что перед нами игра про электричество. На самом деле, конечно, она могла бы быть про что-нибудь другое, похожее. Например про то, что нужно доставлять еду в нужные точки. Или перевозить грузы. Или строить тоннели из точку А в точку Б через ключевые участки. Но электричество – так электричество. Тем более, что тема развивается с помощью отдельных уникальных участков цепи. Игрокам могут попадаться резисторы, диоды, светодиоды, а в дополнении ещё несколько забавных компонентов, про которые не каждый вспомнит из школьного курса физики, как они должны работать в теории и на практике.

Однако несмотря на отсылки к учебнику по физике, игра на деле не такая уж и сложная. Вы видите на поле точки, которые дают «плюс» и точки, которые дают «минус» и должны протянуть от них кабели так, чтобы между ними ещё появилась лампочка. Просто соединить плюс с минусом тоже можно, но это короткое замыкание, полностью бестолковый ход, да ещё и штраф по очкам.

Попробовав игру, могу сказать, что мне понравилось, как тут раскрыта тема. Все эти объяснения, что резистор снижает силу тока, а потому подключенная через него лампочка горит слабее и, соответственно, даёт меньше очков, или что специальным переключателем можно менять полярность контакта – они клёвые, они интересные, хотя для широкой аудитории (и, особенно, подозреваю, в отношении прекрасной половины человечества) этот аргумент может сработать и в обратную сторону, наоборот, отпугнув какими-то непонятными схемами.

Ещё один плюс игры – в ней предусмотрено два варианта графического оформления. Все жетоны с участками цепи – двухсторонние. На одной стороне у них нарисованы, прям провода, лампочки, диоды и прочее, а на другой – то же самое, только схематично. Прям как в каких-нибудь чертежах или схемах участка цепи. Так что играть можно в «казуальный» вариант или более «хардкорный». В зависимости от того, какой вам ближе, и какой проще «читать».

Ну и вот эта вот кажущаяся пугающая сложность (Какие там резисторы? Что это, вообще, такое?!) на деле оборачивается достаточно простым игровым процессом, который позволяет без особых затруднений разобраться в эффектах этих хитрых деталей. Для упрощения можно объяснять, что диод работает по системе ниппель, а резистор – это «проклятье», ослабляющее цепь противника, из-за чего он получит меньше очков.

Нельзя не отметить и отдельные моменты, которые могут сыграть и в отрицательную сторону. Например, по тексту правил видно, что автор далёк от темы современных настолок, не очень представляет, как пишутся правила и какая в них используется терминология. По крайней мере такие фразы как «перед началом ходов» (т.е. до начала партии) или «игровая сторона» (имеется в виду «лицо», «лицевая сторона») наталкивают именно на такую мысль. Равно как и несколько странные инструкции перед началом игры разложить определённые карты на столе рубашкой вверх, а перед первым ходом – перевернуть (спрашивается, нельзя ли сразу их выкладывать в открытую?). Но это мелкие шороховатости, которые после первой же партии сгладятся, потому что основную свою задачу правила выполняют.

Оформление игры тоже несколько… простенькое, что ли… Понятное дело, это вкусовщина, фломастеры для каждого разные. Но, вот, именно схематичный вариант цепи – он классный. А художественный, какой-то, не знаю, хочется, чтобы он был более красивым. На нём немного-то всего нарисовано, зелёный фон (в цвет электрических плат), да всякие провода и детальки, но всё это почему-то навевает ассоциации бедной палитры, как будто мы смотрим на картинку эпохи 16-битных игр и сравниваем её с более продвинутыми вариациями. Хотя, опять же, повторюсь, это вкусовщина, и сугубо личное мнение.

Что касается игрового процесса, он весьма прост. Игрушка заявлена как детская, и, пожалуй, взрослым она может быть интересна только в образовательном аспекте. Поле тут одно на всех, строим цепи мы каждый сам себе, но вот как их построить и получится ли это сделать, это, во многом определяется не самим игроком, из чего следует вывод, что с реализацией значимых решений тут не так-то просто. Всё потому, что карточки приходят из колоды в случайном порядке и не всегда есть возможность проложить проводку так, как хочется. Например, нужен тебе «уголок», а его нет. А противнику он пришёл. И всё, лампочку зажёг не ты.

Или ещё такой момент, если играть вчетвером, после твоего хода действуют ещё три человека. И что они сотворят на поле – предсказать невозможно. Обычно такую ситуацию называют хаосом, обусловленным действиями игроков. Вот и получается, что с одной стороны у нас случайный приход карт из колоды, а с другой – непредсказуемые ходы соперников (которые тоже могут диктоваться колодой). Так что, пожалуй, игра более ориентирована на процесс, чем на результат.

Откровенно говоря, до стандартов, заданных многими современными играми «Не закороти цепь» не дотягивает. Есть вопросы с точки зрения написания правил, есть не претензии, но придирки по оформлению, да и игровой процесс ориентирован именно на детей. Но свою основную задачу – дать базовые знания по электрическим цепям она точно решает. Пожалуй, именно для этого она на свет и появилась.

Кстати, интересный момент, вышла-то игра через систему софинансирования (на платформе CrowdRepublic). То есть люди заранее сбрасывались на издание этого проекта. Всего, насколько видно из открытой статистики, по предварительным заказам разошлось более 150 коробок, и, прямо-таки, задаёшься вопросом, это были учителя физики, или родители, имеющие дело с электроникой и желающие приобщить к ней своих чад?

Неоднократно высказывал мысль: игры обычно бывают либо обучающими, либо интересными. Исключения из этого правила бывают, но не в этот раз. Образовательный элемент – да. Интерес – пожалуй, нет. По крайней мере, с точки зрения опытного игрока. Дети, возможно, заинтересуются. Но и то, если положить рядом другую современную детскую игру, ещё вопрос, что они выберут. Но своя небольшая ниша у «Не закороти цепь» точно есть, и востребованность этой игры на предзаказе это отлично иллюстрирует. Так что, если вам хочется освежить свои знания в участках цепи – можете попробовать поиграть. Ну или если надо кровь из носу усадить за настольную игру электрика, более подходящего варианта, пожалуй, не найти!

Не закороти цепь, Обзоры



Похожие записи
  • No related posts
    1. aldengi
      05 Дек 2019 из 15:11 | #1

      Спасибо за обзор и честное мнение. Замечания учтем в новых редакциях 😉

      По балансу обучалка-интерес тут да, сложно. Но пытаемся, так как чисто обучалки часто «мрак» по реиграбельности.


      Оформление специально сделали приглушенным, так как яркое мешало «читать» цепь + тут некоторая «ламповость» элементов.


      Хаос да, есть (это беда многих меандров), но его постарались нивелировать сдвигом первого хода + возможностью выпаивать элементы, переключать питание и многократного зажигания боковых элементов.


      И да, игра детская (точнее семейная) и приходится ориентироваться на эту аудиторию.


      P.S. Правила стараемся улучшать и с ростом «базы» игроков они все лучше «шлифуются». Так как у нас частично коммунити проект, то всегда рады помощникам. Ну и игры мы делаем силами трех человек 😉


    1. Трекбеков пока нет.