Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 244. Survive! Escape from Atlantis. 13-19.08.2012

Наконец-то удалось сломить настольный застой, и мы снова регулярно собираемся за игровым столом. На прошлой неделе опробовали давно ожидаемую мною Survive! Escape from Atlantis. И, забегая вперёд, могу сказать — я очень доволен игрой. Мы также опробовали ещё две новинки — Elder Sign и Знаменосец.

Stratopolis — 

Survive! Escape from Atlantis — 

Elder Sign — 

Знаменосец — 

Огромный остров, состоящий из песчаных пляжей, зелёных лесов и величественных гор, и полностью заселённый местными племенами. Неподалёку расположены ещё четыре островка, они не обжиты и никому не интересны. Ровно до того момента, пока центральный остров не начинает уходить под воду. Теперь все мысли поселенцев устремлены только к близлежащим берегам. Всеми силами они стремятся их достичь – прыгают в лодки и пускаются вплавь. Но на твёрдую землю смогут ступить далеко не все, ведь море населено китами, акулами, а также таинственными морскими чудовищами, которые только и ждут, пока кто-нибудь не приплывёт к ним на обед…

Про Survive! Escape from Atlantis я слышал давно, и – только хорошее. Говорили, что это хорошая семейная игрушка. А ещё её совсем недавно переиздали. Учитывая, что оригинальная версия вышла в 1982 году, наверное, она должна была быть очень неплохой, чтобы заслужить новый тираж спустя 30 лет. Теперь же, благодаря Ивану Аржакову, экземпляр этой настолки есть у меня в коллекции, и на прошлой неделе мы её, наконец-то, опробовали. Фабула игры проста: огромный остров тонет, и населяющие его обитатели должны спастись и добраться до других островов.

Поставляется Survive! в практически стандартной квадратной коробке, размерами чуть меньше, чем у Memoir ’44 и Ticket to Ride. Внутри скрывается книга правил, листок с рекламой версии игры для iOS, большое игровое поле, отпечатанное на плотном картоне, а также богатый набор игровых компонентов: гексагональные тайлы местности, из которых собирается остров, 40 пластиковых фигурок поселенцев (4 разноцветных набора по 10 человечков), а также россыпь прекрасных деревянных фигурок лодок и обитателей морских глубин. Качество – на высоте. Деревянные фигурки приятны на ощупь, большие и красочные. Тайлы острова отпечатаны на плотном картоне, причём они ещё и отличаются по высоте: для пляжа выбран просто плотный формат, лес – ещё толще, а горы, так, вообще. Поле – очень качественное и красивое. И только пластиковые фигурки чуть выделяются на этом фоне, выглядят они капельку хуже деревянных лодок, акул, китов и морских чудовищ.

Перед началом партии необходимо сформировать остров. Для этого нужно взять все тайлы местности и разложить их в центре поля в границах острова, обозначенных жирной чёрной линией. Остров в каждой партии случайный, так что тайлы нужно просто разложить – как получится. После этого на поле нужно выставить фигурки морских змиев (их стартовые позиции обозначены специальными рисунками) и, всё, можно начинать игру.

Однако перед тем как сделать первый ход, нужно ещё заселить остров своими людьми. В начале игры каждый участник располагает 10-ю фигурками, которые нужно расставить по лесам, горам и пляжам. Происходит это следующим образом: все игроки по очереди выставляют на остров по одному человечку. Так продолжается, пока все 40 поселенцев не окажутся на острове (который состоит как раз из 40-ка тайлов, т.е. он оказывается полностью заселён).

Уже на этом этапе игра предлагает интересные решения. Дело в том, что наши 10 человечков – неравнозначны. Снизу каждой фигурки обозначена её ценность в очках – от 1 до 6. В конце игры счёт идёт не просто на количество спасённых поселенцев, а на их стоимость. То есть если кто-то спасёт одного человека с 5-ю очками, а кто-то – трёх «одноочковых», то победа достанется первому игроку. Таким образом, нужно продумать свою стратегию уже на начальном этапе. Возможно, кто-то захочет поставить самых ценных людей на побережье, чтобы они сразу могли запрыгнуть в лодку и спастись в первую очередь. Однако если соперники раскусят это стремление, они могут всеми силами постараться помешать самым первым спасённым достичь заветной земли. На этот случай «дорогих» поселенцев можно спрятать где-нибудь в глубине острова, а на заклание отдать менее ценных людей. Важно – в процессе игры смотреть на «дно» своих фишек нельзя, так что нужно запоминать куда вы поставили более дорогих поселенцев.

Кроме того, насколько далеко от воды стоит ставить свои фигурки, нужно ещё и правильно выбирать для них местность. Дело в том, что по правилам в первую очередь под водой окажутся тайлы песчаных пляжей, во вторую – под воду уйдут леса и только потом тонуть начнут горы. Так что если выставить поселенца на скалу, он может спокойно простоять там почти до конца партии. Если поставить человека в лес, он также на некоторое время будет в безопасности. А вот те, кто стоят на песке в любой момент могут оказаться в воде.

После того, как все люди будут расставлены, нужно ещё выставить к острову лодки, на которых они будут спасаться. У каждого игрока их по две, и расставляются они всё по тому же принципу: по одной лодке по очереди в любое место у берега. Тут тоже есть небольшой простор для решений, хотя, в принципе, все стараются подставить лодки поближе к своим людям.

Затем начинается собственно игровой процесс. Он заключается в следующем: каждый ход игрок должен выполнить три перемещение (т.е. подвинуть своих людей или переместить лодки), потом утопить один тайл острова, а затем бросить кубик и походить одним из морских существ. А ещё, начиная со второго хода, у игроков появляется шанс использовать некоторые спецдействия. Но – обо всём по порядку.

Итак, ход игрока в Survive! состоит из нескольких фаз: спецдействие, перемещение, затопление и действия морских тварей. Для упрощения объяснения я пока опущу фазу спецдействий и начну сразу с перемещения.

1. Перемещение

В свой ход игрок может выполнить 3 перемещения. Двигать можно как своих людей, так и лодки. Правила перемещения людей довольно просты, за 1 перемещение человек может:

передвинуться с одного тайла местности на соседний;

передвинуться с тайла местности на лодку на соседней клетке;

передвинуться с одной лодки на другую в соседней клетке;

выпрыгнуть из лодки в море в ту же клетку, где находится лодка.

Обратите внимание – если человек оказывается в воде, он уже не может вернуться на остров. У него остаётся два варианта: либо грести к спасению вручную, либо попытать счастья и взобраться в какую-нибудь лодку.

На каждого «пловца» за ход можно тратить только 1 перемещение из 3-х доступных. За это 1 перемещение пловец может либо проплыть 1 клетку, либо взобраться в лодку, которая находится на одной клетке с ним.

Также игроки могут перемещать лодки. За 1 перемещение лодка проплывает 1 клетку. Двигать можно либо пустые лодки, либо те, где ваших людей – большинство или поровну с другими игроками. Если на какой-то лодке нет ваших людей или есть 2 человека другого игрока, управлять этими лодками вы не можете.

На одной клетке моря может находиться сколько угодно пловцов, но только одна лодка. На каждом тайле острова может находиться любое количество людей.

2. Затопление

После того, как игрок выполнил все перемещения, он должен выбрать один тайл острова и затопить его. Правила таковы: утонуть должен гекс, который уже примыкает к воде. Сначала под водой скрываются все пляжи, потом – леса, затем – горы. То есть в начале партии игрок выбирает один из тайлов пляжа и убирает его с поля. Если на этом тайле находились поселенцы, они оказываются в воде и становятся «пловцами».

Кроме того, игрок должен посмотреть на обратную сторону «затонувшего» тайла. Там будет изображение в зелёной либо красной рамке. Зелёные тайлы необходимо сразу же вскрывать и показывать всем остальным – тут же срабатывает их эффект и на поле появляется либо лодка (что бывает довольно редко), либо кит или акула (что происходит куда чаще). Если же игроку достался красный тайл, он никому его не показывает и забирает себе. В дальнейшем он может разыграть один из таких тайлов в начале своего хода. Это и есть то самое «особое действие», рассказ о котором я отложил.

3. Перемещение морских тварей

В конце своего хода игрок должен бросить кубик, которым определяется, кто из чудищ будет перемещаться в этот ход: акула, кит или змий. Все эти существа осложняют поселенцам жизнь и неиллюзорно уменьшают их шансы достичь спасительного берега живыми и здоровыми. 

Акула двигается на 2 клетки и съедает всех пловцов, оказавшейся с ней на одном гексе. Кит плывёт на три клетки и уничтожает лодки (сидящие в них люди не погибают, но падают в воду). Морской змий перемещается всего на одну клетку, но зато съедает и пловцов, и лодки вместе с плывущими в них людьми.

Как и в случае с пловцами, на одной клетке может находиться любое количество акул, китов и змиев. Причём, если в начале партии на поле присутствуют только змии, то к концу игры море просто кишит китами, а между возвышающимися над водой остатками острова повсюду виднеются акульи плавники.

0. Спецдействия

Теперь поговорим о спецдействия, которые игроки могут выполнять в начале своего хода. Для этого, как уже было сказано, надо заполучить после затопления красный тайл. Эти тайлы позволяют сделать следующее:

переместить акулу, кита или змия в любую свободную клетку моря;

передвинуть одного из своих пловцов сразу на 1-3 клетки;

передвинуть одну из своих лодок на 1-3 клетки;

спастись от нападения акулы или кита.

Игра продолжается, пока при затоплении гор не будет вскрыт тайл с вулканом. Он ознаменует собой извержение, уничтожающее остров целиком, и приводящее также к гибели всех лодок и пловцов, которые не успели выбраться из воды (считается, что они сгорают и свариваются заживо). После этого «вскрываются» все человечки, спасшиеся на островах, и подсчитывается их общая «стоимость» в очках. Кто наберёт их больше, тот и победил.

Не скрою, Survive! мне понравилась. Пожалуй, игра оправдала все мои ожидания почти на 100%. Она очень красивая, очень умная и очень интересная. Каждый ход здесь просто пропитан решениями: когда лучше сыграть тайл со спецсвойством, каких поселенцев и куда двигать, какой участок острова затопить, куда лучше подвинуть чудовище – вот на какие вопросы придётся постоянно искать ответы.

Очень здорово, что игроки здесь не просто наперегонки бегут с острова, но и управляют «тёмной стороной» игры — акулами, китами и змиями. Во-первых, каждый раз при перемещении каждой морской твари нужно решить, что тебе выгоднее – насолить сопернику или отодвинуть кита подальше от своей лодки. Во-вторых, эта механика создаёт отличный игровой баланс. Например, за две партии я твёрдо уяснил: нельзя сажать в одну лодку только своих людей. Потому что остальные игроки ни за что не допустят, чтобы она благополучно доплыла до берега. И ты совершенно ничего не сможешь с этим поделать, просто потому, что они три раза подряд ходят морскими тварями 🙂

Тем не менее, нужно подчеркнуть, что акулы, киты и змии требуют от игроков решимости и готовности причинить вред сопернику, нанести ему прямой и явный удар. По своему опыту я знаю, что иногда попадаются особо милосердные товарищи, которые пойдут на что угодно, лишь бы никому не насолить. Survive! – определённо не для них. Это игра о катастрофе, о гибели острова, которая не обходится без смертей. Так что киты здесь должны нападать на лодки, а акулы – съедать барахтающихся в воде людей. В начале у вас есть десять человек. Будьте готовы к тому, что как минимум треть из них — сгинет в пучине морской. Возможно, играть можно и в том случае, если кто-то старательно будет уводить всех морских существ куда-нибудь в угол, где они никому не смогут навредить, но, подозреваю, такие партии будут куда менее интересными.

У нас, например, уже во второй партии за столом стали раздаваться возгласы наподобие «Да ты специально играешь против меня!» и «Сегодня пойдёшь домой пешком!». В этот момент я понял, что игра определённо удалась. Даже подумал, что в этой же компании надо как-нибудь попробовать Intrigue.

Пожалуй, единственная претензия, которую можно высказать в адрес игрового процесса Survive! – это довольно малый простор для планирования, обусловленный высоким уровнем случайности. Это выражается в двух аспектах. Первое – это свойства затопляемых тайлов (в зависимости от вашей удачливости может попасться как лодка или дельфин, что довольно-таки заметно повышает шансы ваших людей на выживание, так и акула или водоворот, которые могут привести к неминуемой гибели ваших поселенцев). Второе – это перемещение морских существ. Поскольку кто именно двигается определяется броском кубика, при известном невезении в партии на четверых пока до вас дойдёт очередной ход, картинка на поле может поменяться кардинально. Хотя, тут к рандому (который, в принципе, предсказуем, поскольку шансы на активацию акул, китов и змиев – равны) примешивает хаос, творимый руками игроков – кто какое существо куда подвинет.

Ещё один минус игры – это фигурки человечков. К сожалению, их исполнение нарушает задумку разработчиков о том, что до самого конца игры никто не должен знать ценность людей в очках. Это правило иногда нарушается по самой банальной причине – фишки просто падают набок. Это происходит не специально, когда, например, люди выпадают из лодки, или когда затапливается остров. Так случается из-за не самой удачной формы фигурок – они плоские. А ещё в моём наборе одна из фигурок красного цвета немного отличается оттенком от остальных 🙁 Ну и, до кучи, на мой вкус фон «моря» на игровом поле мог бы быть на пару тонов светлее. Вместо тёмно-синей воды я бы предпочёл светло-голубую.

В остальном же у игры всё в позитиве. К её положительным сторонам помимо внешней привлекательности относятся также простота и логичность игрового процесса. Ход игрока здесь понятен и логичен: двигаем людей, потом тонет остров, потом плавают чудища. Кроме того, правила сами по себе также довольно просты, не требуют подробного изучения и очень быстро запоминаются. Этому также способствует и тот факт, что в компонентах игры отсутствует какой-либо текст. Вопросы могут вызвать только свойства морских тварей, но специально для этого по бокам игрового поля отпечатаны подсказки – на сколько могут двигаться акулы, киты и змии и для кого они представляют опасность. Самое сложное в игре, это запомнить свойства «красных» тайлов спецдействий. Но и с этим нет никаких проблем, таких тайлов всего 5-7 видов, так что буквально пару партий и все выучат их наизусть.

Что ещё? Ходы игроков делаются довольно быстро, никаких провисаний или заминок не бывает. Раздумывать тут, честно говоря, особо не над чем, паралич анализа отсутствует. Даже при игре максимальным составом – вчетвером – ожидать своего хода не приходится. Тем более, что ты сосредоточенно наблюдаешь за действиями других игроков (а ну как кто-нибудь уведёт прямо у тебя из-под носа лодку) и особенно – за тем, как они двигают морских чудищ, поскольку эти решения могут напрямую повлиять на твоих людей.

Общее время партии также честно соответствует заявленным 60-ти минутам. Причём, с опытными игроками в этот промежуток можно уместить и разбор правил, который занимает от силы минут 5-10. Вероятно, впоследствии партии можно даже отыгрывать минут за 40.Правда, первая игра, скорее всего, будет обучающей, поскольку игрокам придётся понять, как тут спасаться, и, особенно – из-за того, что одни из самых важных решений – кого из своих поселенцев куда поставить – принимаются буквально в самом начале, когда люди ещё особо не разобрались что здесь и как.

Случайно воссоздаваемый в каждой партии остров, случайный ввод в игру акул и китов, а также кубик активации морских тварей обеспечивают Survive! реиграбельность. В каждой новой партии на столе каждый раз будет разворачивать одна и та же драма по спасению с тонущего островка, однако ход действия всё время будет немного другим.

Игра заявлена для 2-4 игроков, но я сильно подозреваю, что интереснее всего играть полным составом. Именно тогда накал страстей за столом достигает своего пика, а конфликт интересов находится на максимуме.

На мой взгляд, игра одинаково хорошо подходит как для новичков, так и для опытных игроков. Просто в первом случае Survive! не будет показывать все зубы, и партии будут проще и добрее. Если же за столом соберутся прожжённые настольщики, щепки будут лететь во все стороны, а акулам обязательно будет чем поживиться! К тому же по мере накопления опыта игроки наверняка будут тщательнее продумывать свои действия, подстраховывать своих людишек и, кто знает, возможно даже в игре появятся временные союзы, когда в одной лодке будут вместе грести сразу несколько разноцветных фигурок.

Стоит отметить, что для Survive! издано два небольших дополнения. Одно из них увеличивает максимальное количество игроков до 6-ти, другое – вводит в игру гигантского осьминога, нападающего на китов. Есть ещё какой-то вариант с дополнительными кубиками, где иначе двигаются морские чудовища.

Игре уже тридцать лет, но выглядит она прекрасно, а ощущения и впечатления оставляет самые замечательные. Даже и не верится, что Survive! уже тридцать лет, у меня старые игры почему-то ассоциируются исключительно со всякими морально устаревшими Рисками, Монополиями и Axis & Allies. Тем более, что по сравнению со всякими евро, где нужно строить какие-то хитрые комбинации и системы для производства абстрактных победных очков, Survive!, где нужно просто спасать людей с острова – это настоящий глоток свежего воздуха. И, да, я уже упоминал, что компоненты в ней просто шикарные?

Резюме: прекрасная семейная игра, успешно прошедшая проверку временем. Рекомендую всем без исключения. Остаётся только один вопрос — почему Survive! ещё не локализована?

PS: насколько мне известно, в России Survive! продаётся только в магазине btrain.ru.

В Elder Sign сыграли две полноценные партии. Первую — втроём, вторую — вдвоём. Оба раза было одинаково хорошо и, мне кажется, это оптимальный состав для игры. Может, максимум, человека четыре. Возьми больше — и уже будут ощущаться провисания, ожидание своего хода (тут в ход другого игрока сделать ничего нельзя, лишь у пары сыщиков есть свойства, которые можно активировать не в свой ход, так что ты просто сидишь и ждёшь когда тебе в руку снова придут кубики).

Что касается самой игры — она пошла неожиданно хорошо. Я-то переживал, что мне, как нелюбителю Ужаса Аркхэма и всяческих приключенческих настолок она совершенно не понравится. А тут, знаете, даже интерес явный ощущаю к ней. При том, что игровой процесс прост донельзя: ты просто берёшь в руку горсть кубиков и надеешься, что сможешь выкинуть некоторую комбинацию. Но всё это обставлено стилистикой лавкрафта с приместью монстров, ктулху и безнадёги ничуть не хуже (по-моему, так ещё и лучше), чем в полноформатном Ужасе Аркхэма. Только, вот, у Elder Sign есть огромный плюс — сразиться с древним злом можно всего за час. И битва эта будет напряжённой. До конца доживут не все (хотя правила позволяют брать новых сыщиков взамен погибших), и не раз между жизнью и смертью будет всего один бросок кубика.

Короче говоря, игрушка неплохая, хотя, конечно, не для всех. Но мне — понравилась. Буду писать полноценный обзор.

Знаменосец тоже заслуживает отдельного развёрнутого обзора (который я пока также не успел подготовить). Пока скажу лишь, что игра получилась неожиданно интересной. Это Братство девяти на стероидах, а ещё мой товарищ назвал его "нашим ответом Neuroshima Hex!". Игрушка хорошая, с довольно простыми правилами, но большой тактической глубиной. 

Мы в неё сыграли дважды, причём, первый раз — с мелкими нарушениями правил, которые были обнаружены только под занавес битвы. Вторая сессия оказалась неудачной. У соперника все три знаменосца попали в первый ряд войска, и я их достаточно быстро растоптал. Увы, но такой формат нам не понравился. 

В Stratopolis сыграли одну партию, показал игру очень опытному товарищу. Он почему-то не впечатлился, охарактеризовал её как "ещу одну головоломку" на двоих. А мне — нравится. На следующей неделе будет подробный обзор.

3 комментария

  1. Liquid

    А у меня первое издание от Stronghold Games с нормальными миплами, деревянными. И графика немного другая на поле. В комплекте было мини-дополнение с дельфинами и кубиками для новых передвижений чудовищ. Плюс еще дополнительно сразу брал с осьминогами, которые могут утаскивать людей с суши. Покупалась сразу же в день релиза, очень долго тоже ждал эту игру и спустя год она мне до сих пор нравится, и я рад, что Survive удалось переменить отношение Юры к себе от описанного тут: http://www.boardgamer.ru/otzyv-ob-igre-survive-escape-from-atlantis

  2. Варлорд1

    Liquid — не подскажешь вкраце как играть с дополнительными кубиками и дельфином. У меня такая же версия игры, как и у тебя ? Редакция фирмы Стронгхолд самая успешная

  3. Ravil Mullayarov

    После обзора
    Survive!, захотелось игру в свою коллекцию, теперь ломать голову как найти 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑