Добро пожаловать в мир настольных игр

1846. Гонка на средний Запад. Обзор игры

Есть ли среди вас, уважаемые читатели, поклонники сложных экономических стратегий? Тогда вам сюда, здесь вас ждёт не «Манчкин» или «Монополия», берите в руки кувалды и железнодорожные костыли, забрасывайте побольше угля в топку и запаситесь цилиндром и пенсне для проведения ожесточённых аукционов среди таких же, как Вы, магнатов. И только тогда, спустя 4+ часа игры, смахнув с себя сажу и получив чемодан хрустящей зелёной валюты, вы удовлетворённо откинетесь в кресле с кубинской сигарой. Вам бросает вызов сам Том Леманн, автор «Борьбы за Галактику» и «Кубарем по Галактике» и темы данного обзора – игры 1846, перевод которого представлен ниже. 

Игра

Я веду записи обо всех играх, в которые сыграл с 1996 года. Это незабываемое чувство, когда ты ощущаешь себя самым крутым в Мире. Пусть даже в количестве партий, сыгранных в определённую настольную игру. Если обратиться к статистике BGG, то можно обнаружить, что игр, где я сыграл невероятно крутое число партий, не так и мало. Одно обидно: вдруг где-то в отдалённых уголках планеты найдутся те, кто сможет меня перегнать?

Вот и в 1846 я сыграл 104 раза, а те, кто числится в тройке лидеров по количеству игр – парни из моей компании. И знаете, даже Том Леманн, который разработал данную игру, играл в неё меньше, чем я, а это, знаете ли, о чём-то говорит!

Существует целая серия так называемых 18хх игр, и 1846 – это один из её представителей. Во всех играх серии участники действуют по похожим друг на друга сценариям. В начале каждого раунда происходят торги, потом выполняются действия. На торгах покупаются акции компаний, обладатели контрольного пакета акций становятся президентами, пока кто-нибудь не перехватит лидерство. Когда карманы участников пустеют или пропадает желание вкладывать свои богатства в акции, все пасуют и начинают заниматься делами. Игроки прокладывают железные дороги и пускают по ним поезда. Поезда движутся через множество городов на карте, в которых есть хотя бы 1 станция, принадлежащая некоторой компании. Компании при этом выплачивают деньги держателям акций или уклоняются от этого. Если дивиденды выплачиваются в полном объёме и в срок, акции растут в цене, в противном случае их стоимость падает. Полученные деньги тратятся на приобретение новых поездов и так далее.

В чём особенность 1846? Во-первых, стартовый аукцион заменили драфтом. Во-вторых, компании открываются после выкупа 20% доступных акций (а не 60%, как в остальных играх серии). И, в-третьих, прокладка рельс в любом случае будет стоить денег. Обычно, только реки и горы затрудняли строительство и требовали дополнительных вложений.

Есть ещё кучка незначительных изменений. Например, бонусы за маршруты упрощены до дорог с востока на запад (7 городов на востоке и 2 на западе). Кроме этого внедрена технология «медленного ржавения» поездов, когда устаревший поезд можно использовать ещё разок, перед тем как выбросить его на помойку после покупки более современного локомотива.

Впечатления

Почему же я сыграл столько много раз? Причин несколько, первая из которых – уменьшенное время игры (всего 4 часа по заявлению автора. прим. переводчика). При всей любви к серии мы давно искали подобную игру, в которую можно было бы комфортно уложиться за вечер. А если можно разложить и повторную партию – так вообще шикарно.

Вторая причина – высокая степень вариативности от партии к партии. Различные компании предлагают игрокам достаточно разных возможностей от игры к игре, так что простор для фантазии просто необъятен. При этом в игре минимум рандома, по факту, только стартовый драфт, но этого достаточно, чтобы пустить каждую партию по одному из совершенно уникальных направлений. Очень важно отметить, что стратегию невозможно загнать в шаблон, как у множества других игр серии. Здесь нет проторенной дорожки, каждый раз нужно скрипеть мозгами, разрабатывая актуальные решения в текущей обстановке.

Вы не поверите, но сыграв более 100 раз, после каждой новой партии я узнаю для себя что-то новое. При этом игра сама стимулирует на поиск новых стратегий. И эти стратегии работают, это не просто попытки сделать что-то, не желая повторяться. Это новые способы получения заветной победы.

Обязательно стоит заметить, что в 1846 гораздо легче обучить новичка, чем в любую другую игру серии. Она короче и легче в понимании. Том как-то умудрился сотворить практически невероятное – он упростил осознание ценности каждой компании без полного и детального погружения в её детальную работу. Компоненты также выполнены на более понятном интуитивном уровне, что упрощает понимание принципов игры.

Решения по дизайну

Каким же напильником обработал Том игру, чтобы она стала классикой и эталоном серии для меня? У него была цель сократить время игры, и благодаря некоторым решениям он добился существенного прироста эффективности.

Во-первых, переменный размер банка в зависимости от числа участников. Это является хорошим шагом навстречу масштабируемости игры, и это круто! Теперь нет перекосов из-за разного числа игроков. А ведь эта проблема большинства коробок серии, когда с увеличением числа участников играть становилось куда сложнее и непонятнее.

Убрав часть мелких городов, Том упростил проблемы подсчёта при прокладке оптимальных маршрутов. А тот факт, что поезда ржавеют дольше и могут быть использованы чаще, ведёт к быстрому опустошению банка и ускорению партии.

Следующим достоинством игры является её вариативность, и Том добился её с помощью различных свойств частных компаний. Каждый игрок может не просто делать ставки на различные компании от партии к партии, но и даже в рамках одной компании можно действовать по-разному. В результате такой подход разрастается в огромное дерево различных стратегических решений. При этом в каждой новой партии по-разному определяется тот момент, когда начинают работу те или иные компании. По опыту, у нас были игры, когда все компании стартовали в первом же раунде торгов, а были и другие случаи, когда до некоторых компаний вообще не дошли руки в процессе.

Для повышения интереса к игре Том провёл обширное исследование как в историческом, так и в экономическом плане. Каждая компания была тщательно рассмотрена с двух сторон. Сначала было изучено, что реально сделали данные компании в истории страны? С другой стороны, был проработан вопрос, какие возможности и перспективы они предоставили в своём направлении деятельности. Том внедрил в игру не только исторические заметки, но и предоставил список источников, из которых он почерпнул эти ценные и интересные сведения. Его труд действительно заслуживает внимания, так как он предложил такой широкий простор для суждений о том, что могло бы произойти при определённом стечении исторических обстоятельств, что это невольно вызывает трепет.

Стратегия

Три основных направления стратегической мысли – это частные компании, железные дороги и поезда. Они тесно переплетены по всему ходу игры. Вкратце рассмотрим каждое из них.

Всего в игре 10 частных компаний. 4 из них всегда присутствуют, и ещё 2, 4 или 6 добавляются в зависимости от числа игроков.

С особенностями каждой компании можно ознакомиться в оригинале статьи: автором приведены все плюсы и минусы владения каждой из них.

Важным стратегическим моментом является то, что оптимальное время покупки компаний – это второй, а иногда и первый раунд торгов. Конечно, у правила бывают исключения – при некоторых обстоятельствах, когда игроки медленно раскупают поезда и с верным курсом развития железных дорог есть смысл немного подождать с покупкой некоторых компаний. Или если делать ставку на вложение больших инвестиций в стартовые компании, то с покупкой следующих, возможно, следует повременить. Но в целом нужно их покупать пораньше, потому что с середины игры начинает ощущаться критичная нехватка денег.

В игре есть 7 железнодорожных направлений, 4 из которых обязательны, а остальные добавляются по одному в зависимости от числа игроков. Они очень разные и обладают различными преимуществами и недостатками, так что понятие, как правильно играть каждым из направлений, является одним из ключевых в игре.

Детальный разбор каждого направления также представлен автором оригинальной статьи.

Кроме всего вышеперечисленного в игре есть 4 так называемые фазы поездов, причём в каждой фазе, кроме первой игрокам доступно 2 типа поездов. Со временем поезда ржавеют и устаревают, и их приходится заменят новыми, более современными.

По нашему опыту, для каждой компании нужно иметь 2 поезда, и тогда стоимость её акций будет расти с нужным темпом. Конечно, со временем рост стоимости будет замедляться, если активно заниматься инвестициями в другие компании, но всё равно игрокам следует придерживаться принципа, чтобы иметь 2 поезда, которые ближе к концу игры успешно утилизировать, заменив новыми.

Если говорить о ключевых стратегических решениях, то изначально следует выработать план и придерживаться его. Здесь речь идёт о занимаемых городах, за которые будет вестись ожесточённая борьба. Очевидно, что захватить все важные участки не получится, поэтому следует определить свои магистрали, и тщательно оберегать их. Кроме этого, всегда следует держать руку на пульсе, чтобы убедиться, что ваши компании получают достаточное финансирование. В противном случае дивидендов от таких компаний вам не дождаться. Но и чересчур вкладываться в одну компанию не стоит – нужно нащупать грамотный баланс между вложениями и ожидаемой прибылью.

Конечно, есть вариант управления несколькими компаниями одновременно. Но тут нужно поступать хитро: первая из компаний должна быть приобретена недорого, использоваться для быстрого накопления денег, и после этого закрыта. Такие стратегии я рекомендую для опытных игроков, потому что цена ошибки здесь довольно велика, хотя и результат успешного управления будет значительным.

Обычно лучшим вариантом будет эффективно развивать одну компанию, чем постоянно менять их, оставляя руководство другим игрокам. Ведь изначально компаний не так уж и много, чтобы ими раскидываться по сторонам.

Всё это – мои стратегические заключения, а доверять моему опыту или нет – окончательное решение за Вами.

Заключение

И всё же 1846 не является моей любимой игрой серии, а занимает почётное второе место. Только 2038 перегоняет её по степени моего увлечения, хотя сыграл я в 1846 на 70 партий больше из-за её стремительности (4 часа на партию – какие же тогда игры будут долгими и вдумчивыми?!?! Прим. переводчика). Я бы порекомендовал всё же попробовать игру заранее, а покупать уже по результатам впечатлений. Лично я не был разочарован покупкой, но сколько людей, столько и мнений, поэтому осторожность не повредит.

Ну а если у вас появился шанс попробовать игру в действии – ведь на BGG зарегистрировано более 150 владельцев, так что есть ненулевая вероятность, что именно в вашем городе есть один из них (хотя будем честны, она стремится к нулю), обязательно напишите, как вам игра? В огромной степени ваш ответ будет зависеть от обстоятельств, при которых разыграна первая партия. Разные аспекты могут повлечь различное отношение: некоторых расстраивает отсутствие аукциона, других – обилие расчетов, третьих – сложность по сравнению с тем же Age of Steam. Конечно, понимание концепции и возможных стратегий приходит с опытом, так что не стоит ожидать, что с первого раза всё пройдёт гладко. Так что пробуйте, дерзайте, может быть именно Вы в итоге займёте почётное первое место в списке количества проведенных в неё игр.

2 комментария

  1. Денис II

    2038 – это, часом, не очепятко?

  2. Pard

    @Денис II
    Начиная с этой страницы (и листая верхними стрелками вправо), можно просмотреть различия в правилах для всех игр серии 18XX. Игра 2038 там тоже есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑