В Блоге жёлтого мипла появился отзыв об игре Caylus. В нём отмечается, что это достаточно тяжёлая игра, основанная на механике "meeple placement", характеризующаяся тотальным дефицитом ресурсов и нервозным геймплеем. Сам-то я в Кайлюс не играл, но эти черты знакомы мне по Агриколе, которая, как говорят, выросла именно из Caylus

О “Кайлюсе” сказано много и, в основном, хорошо. Не буду повторяться. Отмечу лишь, что механика пасования в фазе выставления рабочих и последующие передвижения фишки замминистра за свои кровные и такие немногочисленные монеты делают геймплей довольно нервозным и напряженным. Некоторым эта механика совсем не нравится. Я ее тоже чуть недолюбливаю. Вообще в последнее время меня начинают напрягать игры, в которых игроки могут активно влиять на успех твоих планов. Может быть поэтому мне сейчас нравится спокойные и мирные “Le Havre” и “Loyang”? Не хочется, понимаете ли, терять нервные клетки, хочется наслаждаться процессом.

Тем не менее, в “Кайлюс” мне совершенно неожиданно удалось выиграть. Почему-то партия сложилась так, что меня в течении всей игры так и не спихнули с единожды занятого места на постоялом дворе. Напомню, что вы теряете одного рабочего при выставлении туда, но при этом всегда платите за выставление других рабочих 1 монету, невзирая на количество запасовавших игроков. Я построил два хороших, стабильно приносящих мне очки здания: это был рынок, на котором можно было продать любой ресурс за 6 монет и другой рынок, позволяющий купить 2 ресурса за 2 монеты. Про строительство замка я вспоминал не в последний раунд перед подсчетом, а за раунд или даже два до этого. Результат – победа.

Итак, “Кайлюс” – классика тяжелой игры, основанной на механике выставления миплов. Она довольно кризисна в плане менеджмента ресурсов и имеет в себе серьезный рычаг для обламывания планов других: фишку замминистра. К счастью, воспользоваться этим рычагом стоит некоторых денег, и частенько использовать его либо невыгодно, либо просто не на ком. Тут все зависит от игроков. Одни не будут тратить деньги, предпочитая более неконфликтный стиль игры, направленный лишь на собственное развитие. Другие будут целенаправленно рушить чужие планы, возможно при этом ограничивая в развитии самих себя. С последними не играю! :) 8 баллов.