Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 335. 23-29 июня 2014. Ещё пара комплиментов Manoeuvre

На прошлой неделе было сыграно всего четыре партии в 3 различные игрушки:

A Few Acres of Snow – 

Battle Line – 

Manoeuvre – 

A Few Acres of Snow продолжает приносить гарантированное удовольствие от каждой партии. А в этот раз ещё игра проявила чудеса в освоении, хотя это, по большей части, наверное заслуга Михаила Парийчука — он сел за AFAS в первый раз и практически мгновенно уяснил для себя всё многообразие доступных игроку действий.

Для себя я сделал небольшое открытие, оказывается, играя за Францию, можно заработать немало денег стартовой колодой, дополнив её всего лишь Home Support'ом, и раз за разом продавая шкуры торговцем. Параллельно можно вполне успешно колонизировать стартовые локации, выставляя туда синие диски, а для завершения партии по условию "закончились французские города" нужно занять всего две дополнительные локации. Британия, понятно дело, при такой игре вынуждена уйти в войну, но так как напротив меня сидел неопытный игрок, сильно много он не навоевал.

Ещё раз отмечу — "Акры" — прекрасная игрушка. Очень ею доволен, и, вообще, когда Мартин Уоллес выпустит свою Мифотопию, обязательно на неё взгляну.

Про Battle Line вновь могу сказать только хорошее. Умная, быстрая, вариативная игра, в которой есть место и удаче, и расчёту и блефу. Знай себе собирай комбинации карт с таким лицом, будто у тебя в руке сплошь "стрит-флеши" и "каре". В последние недели стало уже хорошей традицией наряду с партиями во что-нибудь более масштабное, раскладывать ещё и BL. Прям, натуральные военные семечки, филлер про сражения с интересным игровым процессом, не уступающим большим настолкам. Очень доволен тем, что заказал себе эту игру!

Две партии в Manoeuvre на этой неделе научили меня как важно — держать строй. Если твои войска стоят в линию, наскок врага не страшен. Даже, наоборот, атаку противника можно обернуть себе на пользу. Достаточно отступить одним отрядом, чтобы увлечь противника за собой, а после обрушиться на него сразу несколькими подразделениями. Разыграть такую комбинацию несложно, достаточно держать в запасе пару карт — "отступление" и любого лидера. Ну или даже без отступления, если есть командир, можно отойти после нападения и ударить сразу двумя или тремя отрядами.

Ещё один урок — слабую пехоту нельзя выводить в чистое поле в одиночку. Я дважды совершил подобную ошибку и дважды был за неё наказан. Со стороны противника тут же выдвигаются превосходящие силы, которым удаётся превысить значение силы моего несчастного отряда в четыре раза, а это приводит к его полному уничтожению.

Также я, кажется, нащупал оптимальную для себя стартовую расстановку — пехота в середине, конница — по бокам, чтобы была возможность вывести солдат вперёд в гущу боя, а при необходимости оперативно поддержать их кавалерией.

Я буквально только что рассказывал про эту замечательную игру, вдаваясь в подробности правил и детально поясняя, почему она — хорошая. Но есть пара вещей, не уместившихся в отчёт не прошлой неделе, но стоящих того, чтобы заострить на них внимание.

Первое — это встроенная в игру автоматическая система балансировки сил игроков до начала партии. Подготовка к игре начинается с определения первого игрока. Для этого бросается десятигранный кубик. У кого выпадет больше, тот и становится первым игроком. И это единственный момент, где значение играет случай. Далее всё определяется самими участниками игры.

Первый игрок выбирает из 24 участков местности 4, из которых будет построено поле боя для конкретной партии. Он же располагает эти четыре участка на столе, выбирая как именно они будут разложены относительно друг друга и как именно будет сориентирован каждый конкретный участок.

Как только игровое поле подготовлено, приходит время второго игрока. Он выбирает из комплекта игры две армии, которым предстоит сразиться на поле брани. После этого первый игрок определяет, кому  из выбранных вторым игроком наций какая достаётся. Затем вновь наступает черёд второго игрока. Он выбирает себе стартовую сторону игрового поля. Противоположный край становится стартовой линией первого игрока. Ну а затем каждый сдаёт себе в руку по 5 карт и, глядя на них, расставляет свои войска у своего края карты.

Заметили сколько тут возможностей для выбора? Построить поле, выбрать армии, определить кому какая достанется и кто где начинает игру. И всё сделано так, чтобы игроки стремились создать более-менее равные условия, потому что после каждого твоего выбора говорит своё веское слово противник. Поэтому, например, подбирать две нации, одна из которых кажется тебе слабее не выгодно — ведь именно тебе она, скорее всего, и достанется. И игровое поле нет смысла конструировать таким образом, чтобы на одной стороне оказались все возможные природные укрытия, а на другой — чистое поле. Потому что в таком случае вероятнее всего, что ты сам и будешь с равнины штурмовать всякие горы, леса и города.

Ничего выдающегося, честно говоря, в этой находке нет, но невольно возникает вопрос, почему же её ещё не применили во многих других играх. Например, точно так же можно было бы в Доминионе давать каждому игроку выбрать по 1-2 карты, доступных для покупки в текущей партии. Или в Колонизаторах в самом начале чтобы все выбирали стартовые точки для поселений, а потом начиная с последнего игрок каждый говорил бы: "Я буду играть вот этим цветом", и брал бы себе наиболее выгодную (на его взгляд) позицию. В общем, считаю этот вариант балансировки сил игроков очень удачной находкой. Игра и без того хороша, а тут ещё такое замечательное решение от разработчика.

Второй момент, о котором я хотел бы упомянуть, касается правил игры. Ну, все знают что такое правила. Открываешь коробку, там лежит буклетик, ты его начинаешь листать, читать, изучать. По сути — это инструкция к игре, что-то типа инструкции к какой-нибудь бытовой технике, к автомобилю или как user's manual к компьютерной программе. Так, вот, и тут Manoeuvre выделяется на фоне многих других настолок. И всё благодаря небольшому вступлению, предваряющему текст правил. Когда мы открываем книгу с ними, то на первом же листе видим вот что (далее — мой вольный перевод):

О чём эта игра?

"Маневр" — это игра о сражениях наполеоновской эпохи. По игровому процессу она напоминает шахматы, но с примесью хаоса реальной битвы. При разработке игры учитывались две основных идеи: несложные правила вкупе с вариабельностю. Игра достаточно проста, чтобы её можно было освоить и сыграть в неё за небольшое время, но при этом в каждой партии сражение разворачивается совершенно иным образом.

Сколько человек могут в неё играть?

Это — игра для двоих. Можете попробовать сыграть в неё как-нибудь иначе, но тогда вы потеряете эффект "тумана войны" и встроенных в игру эффектов неожиданности.

Как выиграть в эту игру?

Победить можно двумя способами. Во-первых, вы можете разбить армию противника. Во-вторых, вы можете занять вражеские позиции, не позволив противнику сделать то же самое. Подробнее читайте раздел 2.

Сколько времени длится партия?

Когда вы будете играть первый раз, вам потребуется 90-120 минут, включая время на частые заглядывания в правила и изучение игровых карт. По мере изучения и запоминания правил, и что более важнее, по мере ознакомления со стилем боя всех армий, каждая последующая партия будет протекать на 5-10 минут быстрее. Опытным игрокам требуется 40-60 минут, притом, что битва может закончиться и быстрее, если бы оперативно расправитесь с вражескими отрядами.

Прочтите это перед изучением правил!

Не пытайтесь запомнить все правила. При первом прочтении не обращайте внимания на ссылки в правилах. Когда прочтёте правила, ознакомьтесь с картами и игровыми компонентами. Затем попробуйте отыграть несколько ходов. Этого будет достаточно, чтобы усвоить основы игры. После нескольких партий вы если и будете заглядывать в правила, то лишь изредка.

Казалось бы, всего несколько абзацев, но как они важны! С их помощью автор наглядно показывает — перед нами игра с человеческим лицом, объясняет как её нужно осваивать, честно предупреждает насчёт первой партии (придётся лазить в правила), и обнадёживает — со временем вы всё запомните и сможете обходиться без постоянных консультаций с буклетом. Всё-таки, в настольном мире подобный подход — редкость. Можно лишь вспомнить Влаада Хватила с его Mage Knight, Space Alert, Dungeon Lords и другими играми, где в книге правил используется максимально доступный подход. А уж среди военных игр, подозреваю, этого нет нигде.

Вторая партия 

10 комментариев

  1. vladdrak

    Это что сейчас такое было? В Колонизаторах есть свой механизм балансировки первого и последнего игрока. В Доминионе есть краткое резюме на первой странице, и есть, пусть и невнятно прописанный, вариант, когда сдается 10 случайных карт, а потом каждый может заменить по одной карте.

  2. gazza

    Да уж, в Доминионе резюме настолько краткое, что с Маневром не сравнить, а вариант, где сдается 10 случайных карт совсем невнятен. Сдаются карты всем одни и те же, а карты королевств выбираются любым способом. Зачем придираться, Юра не хотел обидеть ваши любимые игры. Отчет интересный. Акры тоже всегда идут на ура, Боевая линия, чувствуется, отличный покер на военную тему. Маневры заинтересовали как своеобразный аналог абстрактных шахмат.

  3. Мишаня Питерский

    Альтернативное мнение. Маневр на мой взгляд игра очень средненькая. Автор игры честно написал, что игра это шахматы с примесью случайности. Лучше, пожалуй, и не скажешь. Обе игры — позиционные стратегии, где важно правильно распорядться каждым ходом для создания выгодной тактической ситуации. В дебюте противники маневрируют, пытаясь занять больший и лучший кусок нейтральной площади, потом миттендшпиль, цель которого полуить решающее преимущество над противником, а в конце хирургически точный эндшпиль. Рано или поздно наступает момент, когда ваша фигура должна будет занять строго определенную клетку, от чего будет зависеть исход комбинации. В шахматах все просто: вы ВСЕГДА можете пойти фигурой и ВСЕГДА можете ей атаковать. При атаке вы ВСЕГДА побеждаете фигуру противника. В маневре вы ВСЕГДА можете походить фигурой, но атаковать можете только, если у вас есть карта атаки. После атаки вы можете и не победить фигуру противника в бою. А дальше, как мне кажется, надо решить, хотите вы, чтобы в шахматах вы не смогли объявить мат, потому что у противника на кубике выпало больше или нет. Если такой вариант лично вам по душе, то вам понравится Маневр. Но мне кажется, что такое добавление сводит всю игру на нет. В итоге долгоенудное передвижение фигур по доске с невнятными результатами. ИМХО после одной партии. Надо бы сыграть еще, чтобы скорректировать мнение, но не хочется. Лучше партию в шахматы сыграть. Там хоть видно, кто из игроков лучше играет 🙂

  4. Денис II

    Ну, вот и я попробовал «Акры». И как-то они мне не доставили. В начале, пока колода маленькая, ещё ничего; а вот потом, когда она разрастётся, бесконечно её прокручивать в ожидании, когда придёт что-нибудь полезное, уныло.

  5. hk

    Денис II :

    Ну, вот и я попробовал «Акры». И как-то они мне не доставили. В начале, пока колода маленькая, ещё ничего; а вот потом, когда она разрастётся, бесконечно её прокручивать в ожидании, когда придёт что-нибудь полезное, уныло.

    В первых партиях всегда так (кстати, там где-то в правилах почти прям как в «Маневре» Уоллас об этом предупреждает). Игроки ещё не ориентируются в действиях, забивают колоду картами, которые непонятно зачем нужны, а потом долго и медленно доигрывают, не будучи способными ничего толком сделать. С опытом это проходит, плюс есть «губернатор», позволяющий выбрасывать ненужные локации.

  6. Warlord1

    Акры хорошая игра, надо просто уметь её хорошо готовить. Чтобы колоду бесконечно не прокручивать, не надо забивать руку малополезными карточками, а если такое случилось, губернатором их скидывать в сброс + ненужный карточки можно убирать в резерв, таким образом уменьшая колоду. Можно атаковать, даже без цели победы, опять же колода для игры во время боя уменьшается.

    Мы ещё своим хоумрулом усилили французов, разрешив им один раз за ход, свободным действием продавать одну карту с мехом за 1 монету. Французам это очень помогает облегчать свою колоду и тем самым выравнивает баланс, англичанам уже намного сложнее использовать тактику Халифакского молота

  7. Warlord1

    Манёвры я также могу посоветовать, как хорошую игру для 2-х игроков с временем партии порядка 1.5-2 часов. Достаточно высокая реиграбельность, красивый арт, азартная. Игра лайтовая, можно научить играть практически любого игрока за 20 минут.

  8. Денис II

    hk :

    В первых партиях всегда так (кстати, там где-то в правилах почти прям как в “Маневре” Уоллас об этом предупреждает). Игроки ещё не ориентируются в действиях, забивают колоду картами, которые непонятно зачем нужны, а потом долго и медленно доигрывают, не будучи способными ничего толком сделать. С опытом это проходит, плюс есть “губернатор”, позволяющий выбрасывать ненужные локации.

    Наверное, я чего-то не понял, но мне ни одна карта не показалась лишней. Локации нужны, чтобы колонить и строить форты, а также это шкурки, которыми можно (и нужно) фарцевать. Форты нужны, чтобы строить форты. 🙂 Индейцы и милиционеры – чтобы отбиваться от набегов английских индейцев, а иногда и набегать самому. Солдаты – на случай английской атаки, они держаться в резерве. Единственный реальный шлак – это Кеннебек, но тут был бы обмен шила на мыло.
    Вот так я вижу. 🙂

  9. Денис II

    А редактор комментов так и не фнкциклирует…

  10. вшоке

    @Мишаня Питерский
    «А дальше, как мне кажется, надо решить, хотите вы, чтобы в шахматах вы не смогли объявить мат, потому что у противника на кубике выпало больше или нет. Если такой вариант лично вам по душе, то вам понравится Маневр. Но мне кажется, что такое добавление сводит всю игру на нет. » И это написал человек, поставивший Battlelore 8.25 на Тесере, большие оценки от него из 41 оценённой игры получили только пандемия и эклипс…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑