За отчётную неделю сыграно 10 партий в 7 разных настолок, в том числе впервые опробовали Верхом на метле:
Privacy –
Quarriors –
Quartermaster General –
Sherlock Holmes Consulting Detective –
Верхом на метле –
Замки безумного короля Людвига –
Звёздные империи –
Находка для шпиона –
Quartermaster General продолжает оставаться одним из главных блюд наших настольных посиделок. И, главное, вот уже который раз за столом собирается полный состав, шесть человек. И каждый раз присутствуют новички, которые видят QG впервые, и это совершенно не мешает буквально с первых же ходов погрузиться в процесс. Вот что значит хорошая игра! И лёгкая в освоении, и быстрая в плане ходов, но при этом достаточно глубокая и затягивающая.
В первой из наших двух партий победили Союзники, причём, выиграли досрочно, примерно на 17-м ходу, оторвавшись от противника на 30 очков. Из проигравшей команды отличилась Япония, тащившая то ли по 7, то ли по 8 очков за ход. У победителей все шли примерно вровень, Англия (это снова был я) примерно наравне с Японией держала 3 ключевые точки, СССР и США – по 2. Германия и Италия не смогли развить такой же успех. Постепенно Ось отставала очках, и, наконец, отставание стало критическим.
Во второй игре, наоборот, всю партию обе команды шли нос к носу. Япония активно воевала с США и Великобританией одновременно. СССР и Германия вцепились друг другу в глотки, причём со стороны немцев помогала ещё и Италия. Был момент, когда "наши" чуть было не вошли в Берлин, но предводитель Красной Армии ошибся и не воспользовался такой возможностью. Ближе к финалу страны Оси чуть вырвались вперёд. Италия стала получать очки за территории Африки и контроль Средиземного моря, Япония опять разошлась по полной, а мы начали сдавать. Так и проиграли с небольшим перевесом.
Во многом поражение обусловлено тем, что меня успешно бомбили фашисты. Раза три, кажется, я скидывал карты из колоды, и как назло ушли все хорошие: и дополнительная ключевая точка в Канаде, и возможность строить войска в Индии, и способность перекладывать сыгранные карты под низ колоды. В общем, Великобритания пострадала от "санкций" и не смогла себя проявить в должной мере.
Желание разложить QG повторно – сохраняется. Игрушка нравится, и после каждой партии хочется сразу же сыграть ещё и добиться чуть более лучшего результата. Тем более, что мне кажется, мы будто пока ещё копаемся в песочнице, пытаясь разобраться что к чему. Никто ещё ни разу не терял столицу (ну, кроме меня, но это был всего один эпизод и то – по глупости), не было массированных атак и скоординированных наступлений. Да, что там, мы даже ни разу не повоевали за Африку и нога человека ещё не ступала в Латинскую Америку. Так что "Генералу" ещё только предстоит нам раскрыться, но игрушка уже очень сильно нравится и сейчас!
Ещё мы попробовали Верхом на метле. Мне не понравилось. И это не смотря на то, что она получила в этом году немецкую премию "Игра года". Но это не потому, что перед нами плохая игра, просто я уже давно устал от всяких "евро", а это классический образец жанра.
Итак, у нас есть поле, разделённое на локации. На поле у каждого игрока есть 2 фигурки ведьм. Ими нужно варить зелья, двигаться и сдавать их в башни-приёмники. Зелья бывают трёх разных цветов, башни тоже. Как несложно догадаться, зелье конкретного цвета надо относить в башню того же цвета. Причём, башни бывают одноразовые, сдал зелье и всё, приём прекращён. А есть башни, готовые принимать сколько угодно волшебных снадобий, знай да приходи. Сдача зелий приносит победные очки, причём, "одноразовые" башни дают больше "многоразовых". Игра длится ровно 7 ходов, после чего по очкам определяется победитель.
Все игровые действия (а их три с половиной вида: сварить зелье, передвинуть ведьму, сдать зелье и ещё "разогнать тучу") выполняются с помощью карт. И тут есть оригинальный элемент: каждая карта играется двумя способами, можно применить мощный эффект, а можно слабый. Фишка в том, из 10 доступных карт на каждый ход игроки выбирают по 4. И затем, разыгрывая карту, можно объявить слабый эффект, который гарантированно сработает, а можно объявить мощный, который срабатывает только если никто другой не сыграет такую же карту с мощным эффектом. Короче, работает типичная диллема о синице и журавле.
Вот вкратце игровой процесс: отобрали по 4 карты и начинаем их разыгрывать. Кто-то объявляет эффект, если слабый — применяет его, если сильный — все остальные игроки могут высказаться и "перебить" твой ход, оставив тебя с носом. После розыгрыша карты либо создаётся зелье, либо двигается фишка, либо сдаётся зелье. Иногда можно и походить и сдать зелье. И можно ещё разгонять тучи, это открывает проходы на карте и в конце игры тоже приносит очки.
Игра хорошо работает и отличается заметным элементом юмора: эффекты карт очень прикольно оформлены, их положено зачитывать вслух и звучат они так: слабый – "я трусливая ведьма и сейчас я…", а сильный так – "я храбрая ведьма, скоро я…". Оформление игрушки семейно-фентезийное, правила достаточно просты, но мне, повторюсь, всё не понравилось. Честно слово, скучно в сотый раз играть карточки, двигать фишки и получать за это очки.
Главное, на каждом шагу мне в глаза бросается абстракция: для движения в каждый тип местности есть своя карточки; для сдачи зелий в каждый вид башни тоже есть своя карточка; две фишки ведьмы тоже кажутся мне странными. Понятно, что это для баланса скорее всего сделано, но я как-то привык, что в играх у тебя есть один конкретный персонаж, сложно ассоциировать себя сразу с двумя. Сами зелья никакие не волшебные, это просто цветной товар, который нужно донести до ключевой точки. Ведьмы, суть, почтальоны, ни на какую магию они не способны.
Короче говоря, ни игровая механика, ни "ведьминская" тематика лично меня не увлекли, а в них вся игровая прелесть и заключается. А ещё мне не понравилось, что каждый ход надо выбирать 4 роли аж из 10 возможных. Может быть это первое впечатление, но на мой вкус это слишком богатый выбор, мне бы оптимальнее поменьше, ролей 6-7. У нас, кстати, некоторые даже вслепую 4 карты играли, лишь бы самостоятельно не выбирать 🙂
Хотя брать карты наугад, это, конечно, категорически неправильно. Игра-то про программирование действий. Ты своими четырьмя выборами должен спланировать производственный цикл – тут я варю зелье, потом перелетаю сюда и сдаю его в эту башню – полностью или частично.
В принципе, моё отношение к игре объяснимо. Ведь Верхом на метле, это ремейк другой евроигры под названием Witch's Brew, вышедшей ещё в 2008 году. Так что это действительно "евро" и на мой вкус слегка устаревшее (пусть даже мы имеем дело с подновлённым вариантом). А ещё первоначальная версия игры была сплошь карточной, без поля и фишек. И, честно говоря, мне кажется, без них, наверное, было бы лучше. По крайней мере я бы не чувствовал так сильно их абстракцию. Плюс ещё я не очень жалую программирование действий: Roborally не понравилась, Lords of Xidit, а теперь и Верхом на метле. Мне бы что-то или сильно попроще, типа Wings of War, где всего лишь надо задавать траекторию движения самолётиков, или что-то сильно оригинальнее, как Space Alert или Galaxy Trucker, где сразу и не поймёшь, что приходитья заниматься программированием действий.
В общем, я скажу так: Верхом на метле – игра неплохая, именно как семейка. Для опытных игроков я бы её не рекомендовал, а вот начинающим вполне может понравиться. Но лично для меня это точно никакая не "игра года".
А ещё мы подняли из небытия Quarriors. Я ж недавно привёз коробку с Игрокона, вот и решил освежить впечатления. Покупку, правда, не трогал, достал свою старую коробку. Хотя, как, старую. Она в шкафу третий год лежит и за это время на столе, может, раза три появлялась.
Сыграли разок и, знаете, достаточно бодро, хотя и не без проблем. Мы на четверых раскладывали, 2 мальчика, 2 девочки. Так вот у мужской половины всё пошло как по маслу, а девчонки категорически не понимали как тут зарабатываются очки и зачем выводить кубики бойцов перед собой. И я не могу даже их в этом упрекнуть, сам в первые партии плохо соображал что тут к чему. А теперь, вот, наиграл несколько раз и всё понял.
По сравнению со Звёздными империями, Quarrioirs, конечно, не котируются, там-то колодострой поинтереснее будет. Но всё равно играть весело. Одно только ощущение кубиков в руке дорогого стоит, а когда разноцветная горсть высыпается на стол, это просто что-то с чем-то!
После партии ещё залез на BGG, почитал немного про игру. Оказывается, народ придумывает всякие варианты правил, чтобы выправить баланс и даже авторы предложили свои модификации. Там основная претензия вот в чём: кто первый купит крутой кубик бойца, приносящего очки, тот отрывается и потом уже не догнать.
Я уловил два основных предложения: во-первых, разрешить 2 покупки в ход вместо одной (логично, чтобы мана не сгорала лишняя просто так) и, во-вторых, если твой кубик простоял целый круг и принёс тебе очки, он выбывает из игры. Таким образом одна и та же удачная покупка приносит тебе очки всего лишь раз, а не гонит тебя по счётчику вперёд к победе постоянно.
Вообще, мне немного жаль, что Quarriors столь редкий гость у нас на столе. Игра-то неплохая. Надо будет ещё раз как-нибудь её раскинуть.
В Замки безумного короля Людвига сыграли ещё разок. Впечатления от игры чуть ухудшились. Кажется, я вдоволь насытился процессом строительства, а аукционом так и не проникся. Нет, он по-настоящему хороший, умный, просто лично я аукционы не люблю. Что в Power Grid, что в Голливуде, что даже в Container нет-нет, да покоробит. Потому и тут появляется небольшая неприязнь. Но в целом отношение к "Замкам" у меня нормальное. Сам предлагать играть, пожалуй, не буду, но если кто попросит, не откажусь.
* * *
Мы же на выходных отмечали мой день рождения. Он в прошлом году впервые прошёл в "настольном" формате, прям с играми, покером и прочими Privacy. В этот раз решили повторить, но удалось лишь частично. Помимо уже упомянутых "Замков" сыграли лишь в Quartermaster General, Звёздные империи, Privacy и Находку для шпиона.
В Звёздные империи партия была на четверых. Длительная, затяжная, что меня и погубило. Я в самом начале сделал несколько удачных покупок и сильно вырвался вперёд. Но в итоге проиграл сидящему напротив сопернику. А всё потому, что тот ушёл в красные карты и под конец играл всё время одной и той же рукой. У меня же было немало сильных синих и жёлтых карт, но от стартовых единичек я, вообще, не избавился. Поэтому проиграл в затяжной дуэли.
Про Privacy и "Шпиона" особо рассказать нечего. В "Находку" играли максимальным составом, ввосьмером, и кто-то даже выступал, что, мол, за три партии так ни разу "не дошёл ход", ни ответов никто не требовал, ни, соответственно, вопросов не удалось задать. В Privacy же посмеялись от души, как обычно ("можно я заберу свой жетон "да"?). Ах, да, заметил микро-баг в дополнении к Находке для шпиона: пакетики немного другие и с полосой "замочка" красного цвета, а в базе – синего. Мелочь, но из-за этого сдающий может понять, что выпала локация из базы или из дополнения, даже не смотря в карты.
Ещё где-то ночью, часа в три или в четыре была попытка сесть за Шерлока Холмса. Это какая-то уникальная разговорная игра, тут нет поля, фишек, карточек и прочих типичных компонентов. Есть только карта Лондона, какие-то газеты и листы с текстом. Идея игры в том, что ведущий зачитывает вводную, а затем игроки (а их может быть сколько угодно) начинают строить догадки и искать улики. Можно "ходить" в какие-то локации, "беседовать" с какими-то людьми и в итоге надо что-то выяснить и раскрыть преступление.
По факту всё это выглядит не как настольная игра, а как словесная ролевка. Ты сообщаешь мастеру что намерен сделать, а тот в ответ рассказывает, что получилось (или не получилось). Мы сломались на том, что вводная занимает несколько листов А4, начали их читать вслух и где-то на четвёртом абзаце осознали, что это невыносимо. Игрушка, безусловно, оригинальная. Я бы как-нибудь её попробовал, но только в другой, более располагающей к этому обстановке.
* * *
PS: а настолок на дне рождения в этом году было меньше из-за того, что притащили Wii. И каждый хотел или пробежать уровень-другой в "Марио", или потанцевать перед телевизором в игре, отслеживающей твои движения и выдающей оценку в очках. В общем, было немного не до настольных игрушек 🙂 И этом при том, что каждый привёз с собой "чуть-чуть" на всякий случай, и в итоге получился целый шкаф, забитый коробками!
Получается, Кариотип и Хан Тохтамыш тоже незримо присутствовали на празднике 🙂
Это как раз официальные дополнения к правилам.
Юра, а откуда у тебя Red Dragon Inn на русском?
Юра, Deadspace Extraction на Wii зацени обязательно )
И какое полное название у Шерлокхолмса?
Sherlock Holmes Consulting Detective
Коробка для «Сумеречной борьбы» самодел?
Мопед не мой, я только разместил фотку. Это один из друзей заказывал в хорошем качестве печать самопального пнп.
Нет у меня Wii.
Могу принять рекомендации на PSP, PS2, XBOX360 и PS4.
Изготовлена промышленным способом умельцем из Украины. Там не только коробка, там и целая игра внутри на русском в хорошем качестве напечатана.