Вот уже пару лет как на полке лежит «Терра Мистика» и, к своему стыду, я всё так её и не пробовал. Не доходят руки всё, да и объём правил немного отпугивает. Но игра, вроде как хорошая. И в ТОПе на BGG у неё отличные позиции (на данный момент 4-е место), да и отзывы про неё в основном хорошие. С одним из подобных материалов предлагаю и ознакомиться в вольном переводе (оригинал опубликован на Board  Game Geek). 

Лет 10 назад я впервые поиграл в «Колонизаторов» и после знакомства с их экономическим движком полюбил евроигры. Из этого же экономического движка выросла и «Терра Мистика». Как и в «Колонизаторах», в начале у игроков тут есть приносящие доход здания, а впоследствии нужно расширять свои владения, чтобы получать больше ресурсов. В «Терра Мистике» игроки управляют сказочными народцами и зарабатывают очки, выстраивая свою империю, а также состязаясь в выполнении заданных целей. С самого начала партии в игре нет никаких случайных событий, а действия игроков гарантируют, что каждый раунд будет пропитан духом соперничества.

Главная фишка «Терра Мистики» – стратегическое планирование. Все цели, за которые будут начисляться очки, открываются в самом начале игры. Таким образом, изначально известно когда и за что игроки будут получать вознаграждение за развитие и строительство зданий. Может быть, эти цели не всегда увязываются с тематикой игры, но свою роль они выполняют отлично и заставляют думать, как именно вы планируете заработать большую часть очков. И на протяжении всей партии у вас должен быть общий план: что именно вы будете делать и когда. И побеждает обычно тот, кто сумеет лучше увязать такой план с уникальными особенностями своей расы.

Фентезийные расы – это «фишка» «Терра Мистики». В базовой игре их 14, и все разные, начиная от летающих ведьм и заканчивая русалками. У каждой расы есть уникальные стартовые условия, а также особые бонусы, появляющиеся при строительстве крупных зданий. Большинство рас также сильно отличаются друг от друга из-за разницы в стоимости зданий и улучшений. Что мне больше всего нравится – так это то, что играть за каждую расу нужно по-своему, не так, как за другие. «Терра Мистика» на самом деле – это не просто игра, в которую можно научиться хорошо играть, это 14 таких игр. И вы сможете сказать, что освоили «Терра Мистику», только когда научитесь выигрывать за каждую расу.

Центральная механика игры связана с терраформированием местности для расширения владений вашей расы. Вам потребуется менять типы местности, «преобразуя» различные территории в ваш родной вид. В игре есть специальное колесо территорий, на котором обозначено, насколько одни типы местности удалены от других. Например, подтопленные земли обычно расположены рядом с болотами и очень далеко от пустынь. Чем территория дальше от вашей родной местности, тем больше вам потребуется рабочих, чтобы изменить её тип. И потраченные на это ресурсы к вам уже не вернутся. Поскольку мы говорим об игре на построение экономического движка, очень важно правильно выбирать участки местности, которые будут наиболее удобны для освоения и развития для вашей расы. Но это не единственное соображение, которое нужно принимать во внимание при выборе своей стартовой локации. Механика игры стимулирует, а иногда и заставляет игроков строиться рядом друг с другом.

Взаимодействие между игроками в «Терра Мистике» проявляется в трёх областях: «утечки энергии», блокирование и соревнование. Соревнование – это потому, что в конце партии начисляются очки за 1, 2 и 3 место за соединённые сети и дистанцию на треке культов. За другими игроками придётся следить в оба глаза, потому что за эти цели будут бороться все. Блокирование – это строительство рядом с территориями соперника, осложняющее ему жизнь. В игре нет возможности уничтожать здания, так что если вы что-то построили, это – навсегда. «Утечки энергии» – это самая интересная форма взаимодействия. Каждый раз, когда соперник строится рядом с вами, вы можете получить бонус (ману). Если у вас есть одно маленькое здание, вы получаете его бесплатно. Если зданий у вас несколько, вы получаете столько маны, сколько у вас есть зданий, но должны за это заплатить (на 1 монету меньше, чем у вас зданий). Это интересная система, и, заодно, отличный приток дополнительных ресурсов в экономический движок.

Каждое ваше построенное здание будет приносить вам ресурсы. Основной источник ресурсов в игре – это именно здания. Изначально у вас будут жилища, которые производят рабочих. Затем вы сможете улучшить эти здания и перестроить их в один из трёх типов построек, которые будут производить деньги, жрецов или ману. Вы должны понимать, что именно нужно строить и какие ресурсы вам необходимы именно сейчас, и в этом вам должен помогать составленный на всю игру стратегический план.

Как и многим другим новичкам, мне знакома боль от «поломанной» экономики. И мне нравится, что в «Терра Мистике» поощряется долгосрочное планирование доходов. Жрецы – самый мощный ресурс, и их сложнее всего заполучить. Рабочие у вас будет достаточно, но и тратить вы их будете тоже довольно часто. Больше всего вам потребуется монет, и они же – единственный ресурс, за который начисляются очки в конец игры. Магия – это катализатор вашего экономического движка, заполняющий в нём бреши. В «Терра Мистике» мана выполняет роль «джокерного» ресурса, её можно использовать вместо чего угодно, лишь бы у вас её было достаточно.

Дополнение вводит в игру несколько новых отличных рас, а также новое поле и механику аукциона, позволяющую игрокам сбалансировать отдельные расы в комбинации с условиями начисления очков в конкретной партии. Тем самым устраняется главная претензия к базовой игре – не все расы одинаково хороши. Некоторые сильнее, а эффективность многих зависит от того, к какой территории привязаны другие попавшие в текущую игру расы. Осознанно использовать аукцион смогут только опытные игроки, но это лучший способ играть в «Терра Мистику». А ещё расы из дополнения совершенно не похожи на расы из базы, но отлично с ними сочетаются.