Добро пожаловать в мир настольных игр

Игра года – 2018

Завершается очередной календарный год, время подводить итоги и время назвать лучшие игры, которыми этот год запомнился. С гордостью в 11-й раз подряд объявляю список лучших настольных игр уходящего года, игр, удостоенных премии «Игра года» от BoardGamer.ru.

В списках номинантов и победителей премии игры, которые появлялись у нас на столе в 2018-м году. Преимущественно это новинки, но это условие выполняется не всегда, потому что мы играем как в новые, так и в проверенные временем игрушки. Это не обязательно самые громкие названия. Но это точно гарантированно хорошие игры, способные принести море удовольствия.

Итак, лучшие настольные игры 2018-го года по версии сайта BoardGamer.ru!

Поехали! 

 Традиционно первая номинация – это лучшая семейная игра. В неё попадают игрушки, за которые можно сесть с родными и близкими, друзьями и подругами, опытными и неопытными игроками. Словом, игра должна быть достаточно проста, чтобы её мог понять любой, но достаточно глубока, чтобы быть интересной и опытным настольщикам. И такая игрушка в этом году была – «Медвежий парк», выпущенная компанией GaGa Games, интересный тетрис про строительство вольеров в зоопарках. Игрушка на смекалку, на планирование и на выполнение заданий. Несложная, со стратегическим простором, и очень цепляющая. Практически каждый раз, когда мы её раскладывали, кто-то сразу же просил сыграть ещё.

 

Следующая номинация – лучшая игра для двух игроков. Надо сказать, что в уходящем году случаи, когда на поиграть мы собирались с кем-то вдвоём были достаточно редки. И на каждую такую посиделку обязательно находилась хорошая настолка. Это и A Few Acres of Snow, и «Ужас Аркхэма. Карточная игра». Но лучшей, пожалуй, стоит назвать именно Star Wars: Destiny, локализованную издательством Hobby World коллекционную карточную игру с кубиками. Да, у неё есть недостатки. Ведь изначально по модели распространения это не столько игра, сколько механизм для высасывания денег. Но при всём при этом можно потратить определённую сумму и приобрести достаточно карт и кубиков, чтобы играть как в «кухонном формате», так и участвовать в турнирах. Как бы то ни было, игрушка стоящая!

Лучшую игру для компании в этом году определить очень легко. Это определённо «Декодер», классная настолка на загадывание и угадывание ассоциаций. «Декодер» – это маленькая компактная коробочка, не очень понятные с первого взгляда правила, но зато умный и весёлый игровой процесс. И ещё почему-то ошибочно пытаются сравнивать с «Кодовыми именами». Да, это две игры на угадывание слов по ассоциациям, но работают они совсем по-разному. Если ещё не пробовали, обязательно сыграйте. «Декодер» – классный! Тем более, что благодаря компании «Лавка игр» есть возможность приобщиться к русской версии.

Насчёт лучшей детской игры всегда есть некие сомнения. Всё-таки, не так много подобных настолок проходит за год через наши руки, да ещё и не каждая оказывается чем-то выдающейся. Скажем, мы играли в «Трёх поросят», в «Кусалочку» и в «Ищи-пищи!», но ни одна из них на премию не тянет. Но одна такая игрушка в уходящем году всё-таки была. Это «Липкие хамелеоны» от GaGa Games, неожиданно оригинальная настолка на ловкость, в которой нужно выхватывать со стола насекомых специальными липкими языками. Это очень просто, весело и быстро!

С лучшей карточной игрой всё просто и понятно. «Ужас Аркхэма» на картах, выпущенный издательством Hobby World, приключенческая настолка, основанная на произведениях Говарда Лавкрафта и построенная на системе сценариев с уникальным сюжетом, механиками и противниками. Мы пробовали разные игры из этой вселенной, и обычный настольный «Ужас», и на кубиках («Знак Древних»), но именно карточный – то, что нужно. Играть интересно. Здорово проходить сюжет, узнавать куда выворачивает история, и при этом ещё выполнять различные задания. Надеюсь, в следующем году «Мир Хобби» продолжит выпускать для неё новые приключения!

C лучшим филлером в этом году сложно. Не было их практически. Играли в микро-настолку Win, Lose or Banana, в неплохую быструю игрушку в реальном времени «Омига», да во всякие «Гоббиты». Но ни одна на звание игры года не тянет.

Говоря о лучшей отечественной игре, хочется отметить сразу несколько позиций. Первое – это «Турнир кренделя», очень простая игрушка от MVP Games, которая выделяется просто чумовыми иллюстрациями. Ещё в этом году выходил забавный настольный «Футбол» за авторством Максима Трофименко (до сих пор жалею, что не сфотографировал её в разложенном состоянии на Фестивале болельщиков в период Чемпионата мира по футболу). Была также очень неплохая семейная игрушка «Клубма». Но всех затмил, безусловно, «Смартфон», мощная экономическая игра от Cosmodrome Games, придуманная Иваном Лашиным. В финальный вариант, правда, не играл, но прототип – очень даже оценил.

В плане локализаций этот год был очень богат на мощные игры. На русском языке вышли такие хиты как Twilight Struggle (Сумеречная борьба), GloomHaven (Мрачная гавань), War of the Ring (Война кольца). Все они, безусловно, хороши, вот только в TS и WotR мы играли уже лет 10 назад, а что касается «Мрачной гавани», при всех её прелестях приключения героев, выполнение квестов и бои с монстрами, это просто не мой жанр в настольном формате. Но это игра № 1 в мировом рейтинге на крупнейшем портале о настольных играх Board Game Geek, поэтому лучшая локализация – это именно GloomHaven. 9 кг компонентов, почти 100 партий в запасе на прохождение сюжетной кампании, море текста – таких монстров издают далеко не каждый год!

В этом году в перечне номинаций пополнение – «лучшая соло игра». Так вышло, что немало времени было проведено за партиями на одного игрока. Игр при этом было охвачено несколько, но среди них есть определённо лучшая – Legendary: A Marvel Deck-Building Game. Для неё есть официальные и неофициальные соло-правила, включающие в том числе режим кампании. Попробовав на практике с уверенностью заявляю, игра очень хороша. Есть нюансы, связанные с некоторыми хлопотами по подготовке и уборке карт после партии, но процесс при этом достаточно хорош, чтоб увлечь на несколько десятков партий.

Дополнений в этом году было раз-два и обчёлся. «Ночь Данвича» для карточного «Ужаса Акрхэма», «Переворот в Лонгсдейле» для «Королевских товаров», Prelude для «Генералов» (которая напрашивается на звание лучшего дополнения, но нет, потому как из трёх допов к Quartermaster General нравится меньше всех). Самое лучшее – это однозначно «Климат» для реэкспортной версии «Эволюции», появившееся на русском языке благодаря «Правильным играм». Это настолько классное дополнение, что кажется, будто игра изначально должна была быть создана именно с ним, и попробовав «Климат» к голой базе желания возвращаться уже нет.

Необычных игр в уходящем году было несколько. Это и «Фотосинтез», которой удивительно просто и наглядно симулируется движение солнца по небосклону и освещение его лучами леса. Это и «Солнечная долина», предлагающая простой, но непривычный способ строительства разных вещей в ходе партии – их надо рисовать прямо на игровом поле. Это и «Капитан Сонар», который доказал, что командно-соревновательная игра в реальном времени может быть хорошей. Но наиболее инновационная вещь, это всё же «Место преступления» от Hobby World. Это наполовину книга-игра, наполовину детектив, да ещё и приправлена сверху электронным приложением.

Разочарования в настольных играх нечасто, но случаются. Так бывает, смотришь на какую-нибудь игру, хочешь попробовать, а на практике выходит – неинтересно. Именно так и получилось с A Handful of Stairs. Или видишь интересную идею, но понимаешь, что в игру просто не с кем играть, как вышло с Fog of War. Но обиднее всего, когда ты отдаёшь игре много времени, рисуешь памятки, переводишь карты, а потом оказывается, что партия – это нагромождение каких-то случайных ходов, а победителем банально становится игрок, которого просто меньше всех били, или кому больше всех повезло с картами. Увы, с Cuba Libre сложилась именно такая история.

Про «Капитана Сонара», игру о дуэли подводных лодок, слышал положительные отзывы по части игрового процесса и отрицательные по части организации, мол собрать 8 или хотя бы 6 человек на партию (а меньшим числом за неё лучше не садиться) довольно сложно. Ничего особенно го не ожидал, тем более, что уже был негативный опыт с похожей игрушкой Space Cadets: Dice Duel про сражения космических кораблей. А тут попробовали – понравилось! Игрушка классная, командная, каждый член экипажа вовлечён в процесс и принимает важные решения для судьбы субмарины. Если есть возможность собираться большой компанией – обязательно попробуйте!

 

Теоретически лучшей игрой для опытных игроков могла бы стать Cuba Libre. Могла бы, если бы не разочаровала. Очень много наворотов, множество правил, свои действия и исключения у каждой из четырёх противоборствующих сторон, а по факту на поле творится бестолковая возня, часа три надо играть, а победитель определяется чуть ли не волей случая. Поэтому это звание получает новинка «генеральской» серии, игра Quartermaster General: The Cold War, повествующая о конфликтах Холодной войны. Эта игрушка уникальна тем, что рассчитана на троих участников, причём тут каждый дерётся против всех. Плюс по объёму правил она опережает всех остальных ныне выпущенных «Генералов».

Ну а лучшая игра года, извините, это всё те же «Генералы. Холодная война», она же Quartermaster General. Играем в неё много и долго уже третий год подряд. Причём, игрушка не стоит на месте. Только в этом, 2018-м году опробовали три существенные модификации. Сперва у нас был неофициальный вариант со стартовыми статусами и замененными картами, в котором Германия и СССР изначально не воевали друг с другом, а японцы и немцы получали реальный шанс захватить США. Позднее появилось официальное дополнение Prelude, с которым, увы, баланс игры оставался перекошен в сторону команды Союзников. Затем родился ещё один неофициальный «исторический» вариант, в котором команду Оси серьёзно усилили, да так, что победы Союзников стали у нас редкостью. Под конец мы играли в этим «историческим» вариантом и дополнением Prelude в одном флаконе. Получалось очень хорошо!

В завершении хотелось бы отдельно отметить три игры, которые не попали ни в одну номинацию, но всё равно заслуживают особого упоминания. Это Sherlock Holmes Consulting Detective, ещё одна игра-расследование, похожая на «Детектива», только более объёмная. «Терра Мистика» – мощнейшая и интересная евростратегия (думаю, в следующем году познакомимся с ней поближе), а также «Солнечная долина» – очень хорошая семейная игрушка с необычной механикой рисования и записей. Попробуйте, они классные!

12 комментариев

  1. Анатолий

    так детектив или место преступления таки?:D

  2. Pard

    В качестве лучшего филлера года можно было назвать Kingdomino (Лоскутное королевство), незаслуженно обойдённое в прошлом году, или Ganz schon clever.

  3. berezovskii

    Лучшая — холодная? или порсто генералы с допом?
    Люблю этот рейтинг «имени меня» 🙂

  4. Денис II

    победителем банально становится игрок, которого просто меньше всех били

    Разве это не логично?

  5. Ort

    Разве не «Липкие хамелеоны» — самая инновационная игра?

  6. Los

    Что, правда лучше Генералов ничего за весь год не сыграли??

  7. Bau

    Да, почему топ такои? субьективныи?? Топ должен отоброжать мнение коментаторов.

  8. qaz

    2016,2017,2018 — Генералы.
    Спасибо, я перестал читать boardgamer.ru

  9. Zilch

    Сколько ни пробовали играть в Генералов — всегда убивает просто ужасающий дисбаланс игры в пользу Союзников. Друзья больше играть в нее не хотят.
    Для меня тоже загадка как можно так от нее фанатеть.
    Может запилить отдельный пост про то, как ее можно сбалансировать с учетом того, что дополнений на русском языке к ней не выходило и вряд ли уже выйдет?
    Может даст игре второе дыхание.

  10. hk

    @Zilch

    У вас только база?

    Проще всего введите правило, что США не может атаковать немецкие и итальянские отряды и армии до 10 хода.

    Как альтернатива можете попробовать ещё вот что:
    — переместите звезду с Запада США на Гавайи.
    — превратите «Энигму» и «Нормирование» в реакции (карты ответов).

  11. Аноним

    @hk
    а есть смысл распределять карты рандомно

  12. hk

    @Аноним

    А зачем? Это же фишка игры, у каждой стороны своя колода, свои силы.

    Чего вы добьётесь, если замешаете в одну кучу и раздадите всем случайные карты?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑