В 2020 году издательство Z-Man Games выпустило игру Pandemic: Hot Zone – North America. Это новая игра в серии игр Pandemic, существующей уже 12 лет. «Пандемия» посвящена как нельзя более актуальной в современных условиях теме: в ней группа специалистов борется со смертельными заболеваниями, угрожающими всему человечеству. Игра командная, все участники действуют заодно и сообща, а противостоит им система правил, подкидывающая всякие неурядицы. Соответственно, побеждают или проигрывают тут все тоже вместе.

Первоначальная версия «Пандемии» со временем обросла дополнениями. На её основе стали выпускаться даже игры с другими сюжетами: про борьбу с культистами, про наводнение, про нашествие варваров на Рим. Со временем появилась новая версия игры с новомодной механикой «Наследия», также получившая своё продолжение. А теперь издатель возвращается к основе основ, и, более того, предлагает сыграть в её усечённый вариант.

Hot Zone получается умножением «Пандемии» на 0,66. Берём поле, из 4 цветных регионов оставляет 3. Берём колоду, выкидываем один цвет, в оставшихся трёх вместо 12 карт кладём по 8. Берём карты эпидемий, вместо 5 штук используем 3. Берём 6 персонажей, в Hot Zone кладём 4. Берём по 24 кубика болезней каждого цвета и оставляем по 16 штук. И так везде. Для создания вакцины нужно не 5 карт, а 4, а на партию требуется не 45 минут, достаточно будет и 30, а то и меньше. Это примерно та же самая игра, только в более мелком масштабе.

Игровой процесс: ну чисто базовая «Пандемия». Герои бегают по полю, борются с болезнями и изобретают вакцины. С точки зрения набора действий игроков не поменялось практически ничего. Мы по-прежнему умеем перемещаться между соседними городами, а также выполнять перелёты за сброс карт с руки. Удаляем с поля кубики болезней, по одному за раз, а медик – сразу всем скопом. Всё так же надо встречаться в ключевых точках, чтобы поменяться картами с руки. Ну, разве что, лаборатории теперь упразднили. Есть одна стартовая, в Атланте, и новых построить нельзя.

Единственное нововведение – в игре появились карты кризисов, напрямую позаимствованные из Pandemic: State of Emergency, третьего дополнения к оригинальной игре. И то, их рекомендуют в начале отложить в сторону и доставать не ранее второй партии. Кризисы несколько поднимают сложность. Они замешиваются в колоду игроков вместе с картами эпидемий, и периодически будут оттуда выходить, подбрасывая игрокам всякие негативные эффекты.

Например, если кризис, запрещающий перелёты между городами. Или удаляющий из игры 3 кубика одной из болезней. Или кризис, при котором в текущем ходу вскрывается вдвое больше карт в конце хода когда болеют города. И ещё из условных новшеств, игровое поле теперь не «закольцовано», перейти из одного края до другого можно только по прямой, выбежать за край поля и появиться на нём с другого края больше нельзя.

Для желающих сделать игру посложнее или полегче, предусмотрена такая возможность. Стандартный вариант – играть без кризисов. Повышенная сложность – использовать 3 карты кризисов. Очень высокая сложность – 6 кризисов. Во всех этих вариантах карт эпидемии всегда 3 штуки.

В целом по ощущениям это прямо базовая «Пандемия», только уменьшенная. Это не такой случай, как, например, 7 Wonders и 7 Wonders: Duel, две игры примерно об одном и том же, но очень разные. Это именно та же самая «Пандемия», но урезанная со всех сторон. Да, масштаб стал мельче и к этому нужно привыкнуть. Например, если на поле у вас есть 3 куба болезни в каком-то города и ещё три города, где по 2 кубика, надо уже паниковать. Это в обычной «Пандемии» в такой ситуации нет ничего страшного. В Hot Zone вы уже рискуете проиграть из-за исчерпания кубиков заболеваний (их тут в каждом цвете всего 16). Но в целом, повторюсь, ощущения от игры похожи на те, что оставляет база.

В Hot Zone  меньше всего: территории, карт, и, самое главное, решений. Возможно, они стали более концентрированными, но, честно говоря, игрушка ощущается какой-то мелковатой. Предпочитаю ей обычную «Пандемию». Она несущественно сложнее, но существенно интереснее.

Предположим, что вы никогда не играли в современные настольные игры, не знаете, что это такое, и тут вдруг кто-то предлагает познакомиться с Pandemic: Hot Zone. Вот в этом случае да, вариант, можно смело рекомендовать. Обратная ситуация: вы знаете про «Пандемию», знаете про её дополнения, ответвления, «Наследие». Тут рекомендация будет обратная: спокойной пропустите. Это не для вас.

Возможно, это мнение не совпадёт с мнение большинства. Есть же некий тренд на издание упрощённых и ускоренных версий игр. Скажем, все эти новые Ticket to Ride, где партия длится минут 15, а самый длинный маршрут состоит из 4 секций. Вот и Pandemic: Hot Zone – из таких игр. Возможно, кто-то скажет, что это как раз то, что нужно. Ощущения – как от «большой «Пандемии», а времени на партию надо существенно меньше. Возможно, кто-то с радостью воспримет такую игру как вариант подсадить на настолки друзей не-настольщиков.

Но мне, повторюсь, больше нравится именно большая игра. Думаю, что даже когда выйдет следующая игрушка в серии Hot Zone, я её просто пропущу и лучше лишний раз сыграю в какой-нибудь неофициальный сценарий для базовой «Пандемии» или в какое-нибудь официальное дополнение.