«Экипаж. Экспедиция к девятой планете» – новинка от издательства «Звезда», предлагающая отправиться в совместное путешествие на космическом корабле на исследование солнечной системы, чтобы найти таинственную скрытую планету. В полёт могут отправиться от 3 до 5 человек, хотя предусмотрен также специальный режим игры вдвоём. Участники объединены общей целью, то есть игра это командная, тут все выигрывают или проигрывают вместе.

Сам полёт состоит из 50 эпизодов – ровно столько партий нужно сыграть, чтобы полностью «пройти игру». А ещё «Экипаж» получил в 2020 году престижную немецкую настольно-игровую премию «Игра года» Spiel des Jahres. И это при том, что игра поставляется в маленькой коробочке, состоит, фактически, из колоды карт, да и по сути своей очень похожа на традиционные карточные игры. Давайте посмотрим, что же это за «Экипаж» такой?

Немного о компонентах

В малогабаритной коробке с игрой обнаруживается не так уж много компонентов. Там лежит две колоды карт, одна обычная, которой надо будет играть, вторая более компактная с картами уменьшенного размера. Ещё есть небольшая горсть картонных жетонов, а также буклет правил. Как видно, комплектация близка к минимализму. Никаких тебе игровых поле, фишек, кубиков – всего того, к чему привыкли избалованные игроки последних лет. Это, что же, получается, чтобы сделать хорошую игру, в неё необязательно даже класть миниатюры?

Сами компоненты, кстати, очень хорошего качества. Карты плотные, с текстурой под «лён». Такая же текстура покрывает и коробку с игрой. В руках держать игрушку приятно. В плане оформления всё тоже очень хорошо. Колода состоит из 4 мастей, но это не традиционные «черви-буби-крести-пики», а четыре цвета: желтый, красный, зелёный и синий. В каждой масти по 9 карт номиналом от 1 до 9. Есть ещё пятая масть, чёрная, козырная. В ней всего 4 карты – от 1 до 4. Масти помимо цвета отличаются также условными обозначениями, они хорошо различаются, не перепутаешь: треугольник, квадрат, круг и крест. Короче говоря, компонентов немного, но они качественные.

Как играть

Основа игры – традиционная карточная механика взяток. Каждый ход кто-то делает ход какой-т картой, после чего все остальные игроки должны сбросить на стол по карте той же масти. Кто выложит самую старшую, забирает все выложенные карты в свою личную стопку сброса. Там эти карты остаются до конца партии (в руку взявшему взятку они не поступают). Если вдруг нужной масти нет, можно скинуть любую другую карту или положить козырь. Козырь бьёт масть и позволяет забрать взятку даже если нужной масти нет. Если сбрасывать карту не в масть, взять взятку не получится.

Эти правила знакомы, пожалуй, всем, кто играл в традиционные карточные игры, такие как «Червы», «Тысяча», «Бридж», «Преферанс» и многие другие. От всех этих игр у «Экипажа» есть существенное отличие – это игра командная.

Устроена эта командность следующим образом. В начале партии всем игрокам раздаются карты из основной колоды, после чего дело доходит до уменьшенной колоды. В ней содержатся карты заданий. Перед началом партии оттуда вскрывается несколько карт (сколько – оговаривается в справочнике по миссиям), после чего эти карты распределяются между игроками и остаются лежать на столе в открытую. Это – задания на игру. Скажем, если перед одним игроком лежит зелёная пятёрка – это означает, что он должен взять взятку с зелёной пятёркой. Если перед другим игроком есть красная двойка, он должен взять красную двойку. И так далее.

В этом игра и заключается. Получив стартовую раздачу, нужно разыграть карты как по нотам, чтобы всем вместе выполнить все задания. Как только все взяли нужные карты, партия тут же завершается победой игроков. Если же хоть одна ключевая карта уйдёт не тому игроку, партия сразу же останавливается, это поражение.

Нюансы и хитрые приёмы

Не зря «Экипаж» предлагает аж 50 миссий, т.е. 50 раздач. В буклете правил обозначены условия розыгрыша всех 50 миссий, и это совершенно разные условия. Всё начинается с минимального уровня сложности, в первой раздаче вскрывается всего одна карта задания, то есть для победы один единственный игрок должен взять одну-единственную правильную взятку. Потом постепенно сложность нарастает. Вот уже надо взять две карты, три, четыре. Затем вводится дополнительное условие: брать их надо не в произвольной последовательности, а строго по очереди. Временами появляется дополнительное ограничение: какой-то игрок вообще не должен брать взяток. Так что поломать голову тут есть над чем.

Самое главное – правила запрещают рассказывать друг другу у кого какие карты на руках, так что решать поставленные задачи придётся с помощью коллективного разума. Каждый должен правильно оценить текущую ситуацию, сделать правильные выводы и совершить правильные ходы. В помощь игрокам «Экипаж» также предлагает ряд инструментов, помогающих проходить миссии.

Тут есть специальное правило, позволяющее немного раскрывать информацию о картах на руках. В каждой партии перед самым первым ходом, игроки могут «засветить» по одной карте. Делается это так: каждый игрок выкладывает одну карту из своей руки перед собой на стол. Теперь все видят, что у него эта карта есть. Но это ещё не всё. У всех игроков есть по специальному жетону, который нужно разместить сверху, снизу или в центре выложенной карты, чтобы выдать к ней дополнительную информацию: «это моя самая старшая карта в этой масти», «это моя самая младшая карта в этой масти» или «это моя единственная карта в этой масти». Так что видят все по одной карте, но за счёт жетона получают чуть больше сведений.

Чуть позже после самых первых миссий появляется ещё один приёмчик. В сложной ситуации можно воспользоваться так называемым «аварийным маяком», что позволяет каждому игроку предать по карте соседу. Это правило иногда поможет спастись из казалось бы проигрышных раздач.

Штатная численность

Игра заявлена для компании от 3 до 5 человек, но в правилах есть и специальный режим для двух игроков. Он заключается в том, что на деле карты раздаются на 3 руки, после чего один игрок играет за себя и за «болванчика». Честно говоря, по ощущениям получилось так себе. Играть можно, но так сильно, как полным составом, не цепляет. На троих, говорят, миссии решаются чуть легче обычного, а на пятерых получается сложнее всего. Идеальный состав – 4 человека. Но, повторюсь, можно играть также и втроём, и впятером. Да, формально, даже и вдвоём.

Ощущения и впечатления

В первую очередь нужно отметить, что заявленная в игре тема исследования космоса фактически не ощущается. Скажем прямо – перед нами полностью абстрактная игрушка, и тематика – это просто вежливый реверанс авторов. Немного на атмосферу играет так называемый «бортовой журнал», в самом начале игры вам предлагают записать в буклет правил имена членов экипажа, а потом ставить отметки об успешности прохождения каждого задания. В целом это всё равно не позволяет ощутить себя космонавтами, но по большому счёту ничего страшного в этом нет. В общем-то, даже представить сложно, как из карточной игры на взятки можно сделать нечто тематическое.

Возвращаясь к вопросу о компонентах нужно отметить, что подобная игрушка, обладающая минимальным наполнением коробки, способна привлечь игроков только одним – крайне увлекательным процессом. Ну, в самом деле, не будешь же ты перебирать в руках одноцветные карточки четырёх мастей, разглядывая на них картинки? Не подумайте, иллюстрации на них неплохие, но это не тот случай, когда на них есть что-то прямо сильно выдающееся.

А вот в части игрового процесса тут как раз всё очень хорошо. Команде предстоит раз за разом разгадывать коллективную головоломку. Процесс насыщен решениями с самого начала, когда нужно «засветить» по одной карте с руки, и до самого конца, когда нужно каждый ход выбирать правильную карту для розыгрыша: и когда ходят другие игроки и, особенно, когда делаешь заход сам. Очень важно понимать, когда стоит перебить козырем, а когда избавиться от какой-нибудь масти и скидывать другие карты. Без этих решений ни взять нужные задания, ни соблюсти заданную последовательность не получится, а чтобы они были успешны – согласованно действовать должны все члены экипажа. И в этом и заключается главная прелесть игры.

Можно предположить, что не все люди способны воспринимать и решать подобные задачи. Кто-то даже не знаком с концепцией карточных игр на взятки (есть и такие). Но, полагаю, большая часть игроков справится с ними успешно.

И ещё: первые миссии могут показаться скучными и неинтересными. Всё из-за того, что они по сути обучающие, сложность заданий в них минимальна, из-за чего каждую миссию можно пройти буквально за пару ходов. Так что не удивляйтесь, если в самом начале на партию будут уходить считанные минуты. Продолжайте играть и очень скоро какое-нибудь задание обязательно окажется крепким орешком, который не получится раскусить с первого подхода.

Заключение

«Экипаж» – действительно хорошая игрушка. Возможно, эта игра не на абсолютно любую аудиторию, но если сесть и последовательно отыграть штук 5 миссий, правила сможет усвоить любой, даже вообще не видавший традиционных карт и не слышавший об играх на взятках человек. А дальше она предлагает аж 50 партий интересных карточных этюдов, и далеко не все из них получится решить с первой попытки. И пусть даже некоторые раздачи будут длится всего 5-10 минут, в целом за игрой можно провести немало времени. В конце концов, в современных условиях много ли настолок могут завлечь людей на десятки партий? «Экипаж» — именно из таких игр.