Из художественных фильмов всем знаком образ хакера или взломщика, который должен подобрать какой-нибудь пароль к сейфу, код доступа к охранной системе или охраняемой базе данных. В условиях ограниченного времени, в стрессе, рискуя попасться в руки правоохранительным органам, герой обычно с честью проходит все испытания и в финале удаляется в закат. А что если попробовать сделать то же самое самому, только уровень стресса установить минимальный и полностью устранить риск нарушения закона? Именно это и предлагает сделать игрушка «Взломай код», в которой придётся заниматься несложно догадаться чем.

«Взломай код» — это небольшая стильная коробочка в чёрно-безо-зелёную раскраску. Впервые эта игра под названием Break the Code вышла в 2017 году. Рассчитана она на компанию от 2 до 4 человек, на одну партию требуется до 15 минут, уровень сложности – невысокий.

Внутри коробки обнаруживается книжечка правил, несколько ширм, небольшая колода карт и картонные жетоны с разноцветными цифрами, из них и будет составляться искомый код, который нужно взломать. Правила игры на двоих и троих-четверых немного отличаются, но принцип всегда один и тот же – каждый получает на старте цифры, а затем все будут задавать друг другу вопросы, ответы на которые позволят игрокам взломать коды друг друга.

Выглядит всё это так: игроки устанавливают перед собой ширмы, за ними будут лежать их коды, прикрытые от взглядов соперников. В центр стола выкладывается колода карт, туда же помещаются жетоны с цифрами, их надо положить лицевой стороной вниз, перемешать и раздать всем по 5 штук.

Затем каждый игрок помещает эти жетоны за свою ширму, располагая их так, чтобы цифры шли по возрастанию. При этом на ширме указаны 5 позиций под цифры, обозначенные буквами «а», «б», «в», «г» и «д» (эти буквы понадобятся чуть позднее при ответах на вопросы). Как только все получили коды и разложили их, в центре стола из колоды надо вскрыть 6 карт. Всё, теперь можно приступать к взлому.

Процедура взлома – это вопросы и ответы. На лежащих в центре стола карточках есть вопросы, касающиеся цифр игроков. В свой ход надо выбрать одну из карточек и озвучить указанный на ней вопрос. Вопросы бывают примерно следующие: «На позиции какой буквы лежит ваш жетон с цифрой 2»? «Назовите сумму белых цифр на ваших жетонах?» «Цифра на вашем жетоне на букве «В» больше 4?» Услышав вопрос, игрок должен честно на него ответить. Спрашивающий делает у себя за ширмой пометочки на специальном листе, сам выслушивает встречный вопрос и также даёт на него ответ. Если игроков больше двух, на выбранный вопрос должен отвечать и тот, кто его задаёт.

Сессия вопросов и ответов продолжается до тех пор, пока кто-то не решит, что знает искомый код. В этом случае в свой ход очередной вопрос можно не задавать, а вместо этого попробовать угадать цифры соперника. Если догадка верна, это победа. Если нет – игра продолжается (соперник не говорит где и в какой цифре ошибка, а просто отвечает «неверно», так что можно безболезненно играть дальше, просто ход потрачен зря).

В реальном времени партия укладывается в 15 минут, а может окончиться и чуть раньше, потому что ничего особо сложного тут нет. Как правило, хватает буквально 5-7 вопросов, чтобы можно было вычислить цифры кода противника. Правда именно в этом «можно вычислить» и заключается вся игра. Чисто теоретически кому-то будет достаточно минимальной информации, а кому-то всё время будет казаться, что чего-то ещё не хватает.

То, чем занимаются игроки, весьма напоминает решение некоей детской головоломки или задачи со звёздочкой. По сути ситуация следующая: в игре есть 20 разных цифр, из них нужно исключить лишние. Что останется – это и есть код. Часть цифр исключаются с самого начала, это те цифры, что достались вам на старте, их смело можно вычёркивать на специальной области листа для записей. Затем, исходя из ответов соперника, нужно строить гипотезы и методом подбора и подстановки пытаться вычислить какие цифры могут быть за чужой ширмой.

«Взломай код» – игра на дедукцию. Обладая кусочками знаний о цифрах соперника, их (эти кусочки) нужно тасовать так и эдак, чтобы в итоге вычислить код. И ключевое слово тут – вычислить. Для этого потребуется прибегнуть к арифметическим операциям, сложению и вычитанию. В какой-то момент придётся заняться подстановкой цифр, перебором вариантов, один из которых и окажется единственно верным. Поэтому особую любовь игра может вызвать у тех, кто в хороших отношениях с математикой.

Но не стоит пугаться цифр и арифметических операций. Это только кажется, что взломать код – сложно. Да, в самом начале партии эта задача может показаться тяжёлой, потому что у соперника может оказаться всё, что угодно. Но с каждым ходом, с каждым вопросом круг сужается. Задаём вопрос – исключаем что-то из цифр. Процесс этот несложный, вполне себе семейного уровня.

Ещё нужно отметить, что игра, по сути, представляет собой гонку. Главная задача – потратить как можно меньше вопросов на взлом кода соперника. Поэтому вопросы нужно выбирать с умом, те, что могут принести максимум полезной информации и позволить сузить круг подозреваемых (исключить как можно больше цифр из потенциального набора оппонента). А в идеале ещё надо прикидывать, какой вопрос может выдать максимум информации о ваших цифрах, и в партия на троих на четверых на всякий случай самому его не озвучивать (а в дуэльных, где самому отвечать на выбранный вопрос не надо, возможно именно его и задавать).

При игре на двоих теоретически может сложиться такая ситуация, что одному игроку из колоды всё время выходят крайне удачные вопросы, а второму – наоборот. Если играют трое или четверо, такой проблемы не стоит в принципе, т.к. на каждый вопрос ответ дают все игроки, в том числе и тот, кто его задаёт. Если же случится, что дуэльная партия сложится именно так, ничего страшного в этом нет. С учетом того, что игра укладывается в 15 минут, можно тут же взять реванш.

Игра на двоих несколько более прямолинейна. Три и четыре человека предполагают тот же процесс, но более высокий уровень когнитивной нагрузки. Когда соперник один ты просчитываешь только его цифры. Когда их трое, считать приходится ровно втрое больше. Кому что понравится – вопрос открытый, хотя предположу, что большинству будет достаточно и одного оппонента, и только самые неутомимые любители головоломок и подсчётов будут настаивать на партиях втроём и вчетвером.

Нужно ещё отметить, что «Взломай код» достаточно компактна, поскольку чтобы в неё поиграть, фактически, нужно место для небольших блокнотных листков, которые загораживаются ширмой вместе с цифрами игроков, а также небольшого свободного пространства, где лежат шесть карт с доступными вопросами. Сыграть в неё можно на самом маленьком столе и даже на табуретке!

Ну и так как цифры всегда распределяются случайным образом, а вопросы вскрываются из колоды наугад, потенциал для реиграбельности тут не ограничен ничем. В коробке с игрой лежит блокнотик на 100 листов для записей, но если (или когда) он закончится, можно запросто напечатать себе новых и продолжать взламывать коды сколько душе угодно.

Плюсы:

+ стильное оформление;

+ простые правила;

+ быстрые партии.

Минусы:

— может показаться несколько абстрактной (игра просто про цифры);

— играть втроём-вчетвером сложнее, чем вдвоём;

— может не понравиться тем, кто не в ладах с арифметикой.

Резюме: «Взломай код» — несложная и быстрая игра про математическую дедукцию семейного уровня. Объясняется просто, играется динамично, партия укладывается в 15 минут. Очень хороший филлер, подходит для начала или окончания игрового вечера.