Как обычно, под конец декабря на BoardGamer.ru называются лучшие игры уходящего года. Традиционно объявляется ряд номинаций и в каждой из них называется самая-самая лучшая игра. Важно, что это необязательно должна быть новинка 2021 года. Игры выбираются среди тех, во что мы играли в уходящем году. Так что это вполне могут быть настолки, выпущенные и 5 и 10 лет назад. Более того, учитывая позицию «Что мы говорим новой игре? Не сегодня!» и нашу так называемую «ретроградную эволюцию», заключающуюся в стремлении уделять время стареньким проверенным настолкам, появление среди победителей не новых игр – вполне естественный процесс.
И ещё раз хотелось бы напомнить, что все оценки – крайне субъективные. На вкус и цвет все фломастеры разные и никогда не надо забывать о том, что то, что нравится одному человеку, совсем не обязательно придётся по вкусу другому. Равно как и о том, что в номинациях на BoardGamer.ru всегда побеждают исключительно хорошие игры!
Пожалуй, на этом со вступлением можно закончить и перейти непосредственно к победителям!
Итак!
Лучшие настольные игры 2021 года по версии BoardGamer.ru!
Первая традиционная номинация – «лучшая семейная игра». В ней представлены настолки, рассчитанные на максимально широкую аудиторию. Игры, доступные для всех и каждого. Игры, за которые одинаково успешно можно усадить и бабушку, и внука, и все при этом будут получать удовольствие.
И таких игр в уходящем году было немало. Можно вспомнить и градостроительный конструктор «Эра. Средневековье», и юбилейное 15-летнее издание Ticket to Ride: Европа, и «Крошечные города» вкупе с «Руинами острова Арнак». Но лучшей игрой в этой категории вне всяких сомнений и с большим и явным отрывом от конкурентов в уходящем году становится «Мой город», игра о строительстве города от Райнера Книциа, выпущенная компанией «Звезда».
Выпущенная компанией «Звезда» настолка «Мой город» — игра очень простая и максимально понятная. Она основана на принципе тетриса – каждый ход появляется новая фигура (они считаются зданиями), её нужно разместить на местности в подходящем месте. А дальше – небольшое количество нюансов насчёт того, как эти фигурки выгоднее раскладывать. И самое главное – система наследия. Игра встречает восемью запечатанными конвертами, которые нужно постепенно вскрывать, знакомясь с новыми правилами, новыми вводными и новыми сценариями. И так – на протяжении 24 партий. Очень понятно, очень интересно и даже достаточно инновационно. Крайне рекомендую попробовать, игрушка действительно очень хорошая!
Следующая номинация – это «Лучшая игра для двух игроков». Тут всё просто. Неважно, рассчитана ли игрушка исключительно на формат для двоих, либо максимальное количество игроков в ней выше, но она как-то особенно хорошо работает для двух человек, суть одна – это самое лучшее, во что мы играли в уходящем году вдвоём.
И в этой номинации есть несколько достойных претендентов. Скажем, Splendor, она же «Роскошь», неожиданно часто появлявшаяся у нас на столе на протяжении всего года. Или «Сундук войны», в который хорошо играть не только на двоих, но и на четверых. Есть ещё карточная The Game: Face to Face. Но самая-самая лучшая, пожалуй, всё же, это «Уотергейт».
Довольно-таки неожиданная игра для российского рынка про политические перипетии в США почти полувековой давности, она, возможно, и не цепляет темой, но зато очень ладно скроена в плане механик. Розыгрыш карт и постепенное расследование событий, перетягивание каната и неожиданные события. Динамичные партии с поочередными небольшими действиями и недолгие партии на 20-30 минут. Вот что такое «Уотергейт». Тоже рекомендую. И спасибо компании «GaGa Games» за локализацию.
Следом идёт номинация «Лучшая игра для компании», в которой отмечаются возможно не совсем даже настольные игры, а скорее некие развлечения для большого количества людей. В коробке с такой игрой даже необязательно бывают фишки, поле и какие-то другие традиционные компоненты. Главное — чтобы всем было интересно и по возможности весело.
Подобных игр в уходящем году было немало. Мы традиционно играли в забавную объяснялку Time’s Up!, в безумно смешную вариацию «испорченного телефона» Telestrations, пробовали буквенно-строгий «Букводжем» и даже садились за такие вещи как «Забытые моря» и «Звёздное слияние».
Но лидер тут один и это бесспорно небольшая игрушка «Тип Топ», локализованная компанией «Игровед» («Стиль Жизни»). Колода карт, вот и всё, из чего она состоит, но зато сколько смеха и веселья дарит участникам! Доходило до того, что одним комплектом одновременно играли сразу 3 компании по 10 человек. А всего-то тут и нужно придумывать ответы за всякие каверзные вопросы, да ещё и чтобы ответ подходил под некий критерий по шкале от 1 до 10. Скажем, что можно услышать от лучшего друга по шкале от 1 (самое неприятное), до 10 (самое приятное). Придумайте-как на «троечку»! А потом ещё нужно угадать, где двойка, где тройка, и так далее! Если будет возможность, обязательно попробуйте «Тип Топ». Это очень весёлая игра!
Среди карточных игр назвать лучшую не очень сложно. Как-то так сложилось, что исключительно карточных игр в уходящем году было не так и много. Мы играли в традиционно прекрасную Jump Drive, в замечательную военную дуэль Battle Line, в новую вариацию «Экипажа».
Но больше всего партий случилось и больше всего удовольствия получили мы от другой игры. Есть такой коллективный пасьянс The Game, его годом ранее локализовала GaGa Games. Там всего-то колода карт, пронумерованных от 1 до 100, и их нужно по специальным правилам раскладывать в 4 стопочки. В The Game мы много и активно играли в 2020 году, а в 2021 познакомились с её усложнённой версией The Game Extreme. Она точно такая же, как The Game, только на порядок сложнее. Мы раскладывали её раз за разом, всего за год получилось более 30 партий, и ни разу не победили! The Game Extreme – лучшая карточная игра 2021 года!
И она же побеждает в номинации «Лучший филлер», где выступают маленькие игры с небольшой продолжительностью партии. В The Game Extreme можно сыграть минут за 20 (а если проиграть досрочно, потребуется и того меньше времени), и все эти 20 минут будут насыщены интересным действием и откликаться в сердцах участников яркими эмоциями. Даёшь локализацию The Game Extreme от GaGa Games!
Если бы не The Game Extreme, победа в этой номинации могла бы уйти Ticket to Ride: London, компактной версии Ticket to Ride, где поле – маленькое, вагончиков у всех менее 20 штук, а на партию также необходимо порядка 15-20 минут. Думаю, рано или поздно Hobby World выпустит «Лондон» на русском.
Ещё одна традиционная номинация – это «Распечатай и играй». Она в последние годы несколько призрачная, конкуренция в ней невысокая. Всё потому, что что-то печатать необходимости, фактически нет. И так практически всё, что хочется можно достать без особых затруднений, а если честно, то и доставать особо не надо, потому как всегда есть нормальная такая очередь из настолок во что охота поиграть. Но, кое-что, в уходящем году было.
Это «Китобой. Морская новелла», которая, увы, показалась слишком случайной и не совсем игрой (хочется больше интересных решений!). Печатал игры Droplets (абстракт про капельки воды, не понравилось), «Тетрархию» (игра про оборону Древнего Рима от варваров с налётом «Пандемии») и Quartermaster General: Eastern Front, которая тоже не особо зашла, так как оказалась скорее вариацией на тему «Риска», чем «Генералов»
Поэтому победа тут пусть отойдёт не совсем жанровой игре Regicide. Это некий финт ушами, потому что чтобы сыграть в «Регицид», ничего печатать не требуется. Достаточно взять традиционную карточную колоду и, если очень хочется, напечатать специальные правила (их также успешно можно прочесть с телефона). И всё. Вам обеспечено погружение в командное приключение из обычных карт, максимально отличающееся от традиционных карточных игр и очень приближенное к обычным настолкам. Попробуйте, ведь для этого толком ничего и не требуется!
Ещё одна номинация, где претендентов немного, это «Лучшая отечественная игра». Чисто теоретически тут могла бы выстрелить «Индустрия», с которой, увы, в уходящем ходу, мы по какой-то нелепой случайности так и не пересеклись. Поэтому выбор невелик: мы играли в «Сибирь. Начало», в, простите, «Хугермугер», в «Войну миров», в неизданную ещё детективную настолку «Однажды в Чикаго: 1930», а также в «Эволюцию», для которой опробовали аж два дополнения.
Первое – «Растения» – для старенькой уже версии «Эволюции» в своё время прошло мимо нас, а сейчас уже особо не впечатлило, а второе — «Эффект бабочки» для осовремененной «Эволюции. Новый мир». И, вот, «Эффект бабочки», в котором есть куча новых свойств, позволяющих создавать множество разнообразных существ, — вполне себе очень даже. Любителям «Эволюции» крайне рекомендую. «Правильным играм» — комплимент за настойчивую разработку темы. Ждём следующее дополнение в 2022-м!
В номинации «Лучшая локализация» случай интересный. Тут награда присуждается авансом игре, которая вот уже почти месяц стоит на полке и ждёт своей очереди. Вообще-то это не в моих правилах выбирать настолку, в которую ещё даже не играл, но тут вот какая ситуация. В последние годы когда смотришь на то, что выходит как в России, так и за рубежом, особо ничего внимания не привлекает. Огромным потоком идут гигантские коробки с «Кикстартера», забитые пластиковыми миниатюрами разной степени детализации, к которым стабильно забывают приложить саму игру. Выпускаются множество евро различного уровня «шильно-мыльности», смотреть на которые уже давно не хочется. И так далее, и тому подобное.
Но на этом фоне изредка мелькают игры, которые хочется попробовать. И здорово, что иногда получается так, что новинка выходит не просто где-то там, а ещё и в России, одновременно со всем миром. В этом году такая игра была, это «Инициатива» от Hobby World.
Что это за игра толком пока и не знаю. Какое-то командное приключение, на треть или на четверть комикс, на половину состоит из разгадывания шифров, а прочие части, вообще, в тумане, потому что там есть какие-то вещи, которые изначально игрокам недоступны и буду открываться по мере прохождения. Вот это для меня – лучшая локализация 2021 года. Авансом! Спасибо Hobby World за оперативный выпуск игры на русском! Потому что играть в такое на иностранном языке я бы, конечно, смог, но, вот с другими людьми – это вряд ли!
Следующая номинация – новая. Раньше её не было, но учитывая тенденции последних лет её нельзя более игнорировать. Мы периодически играем в настольные детективы. Это вроде как и семейные игры, но не совсем, потому что тут, опять же, скорее не столько игра, сколько просто коллективное развлечение, для которого даже не обязательно нужен стол как таковой. Поэтому родилась новая номинация – «Лучший детектив», в которой в этот раз есть явный лидер.
Напомню, что мы пробовали многое. Серию «Элементарно» в небольших коробочках. Серию «Детектив. Игра о современном расследовании». Серию «Однажды в Чикаго». Небольшие карточные эксперименты «Детективные хроники» (предлагают составлять из карт трёхмерную сцену преступления») и Crime Zoom (предлагают собирать место преступления из карт наподобие паззла).
Но больше всего понравился и больше всего запомнился «Пожар в городе Адлерштейн». Детектив, расследование которого максимально похоже на работу полицейского. Представьте, вы поступаете на службу в полицию, вам на стол кладут папку с делом, в которой всякие документы, бумаги, фотографии, заметки и так далее. Изучайте их, копайтесь в них, делайте что хотите – но раскройте дело. Именно это и предлагает «Адлерштейн» и это очень классно. Спасибо Hobby World за выпуск этой игры на русском, и хочется скрестить пальцы, чтобы эта серия продолжилась. Я бы ещё с удовольствием поработал с документами 🙂
Следующая номинация традиционна, это «Самая инновационная игра», в которой отмечаются настолки, предлагающие что-то новое, доселе невиданное, редко встречающееся. И тут есть несколько претендентов, например, Sidereal Confluence, игра о торговле и обмене с элементами реального времени, в которой можно менять что угодно на что угодно, или «Забытые моря» наряду с «Поисками планеты Икс», где не поймёшь чего больше, настольной игры или цифрового приложения.
Но больше всего запомнилась как-то серия Unlock!, настольный квест, в котором тоже есть цифровое приложение, но оно не доминирует над настольной составляющей, а очень органично её дополняет. Победителем объявляется Unlock!: Exotic Adventures – Sheherazade’s Last Tale, набор про последнюю сказку Шахерезады, где помимо составляющей традиционного настольного квеста в приложении приходится играть в мини-игру, разговаривать со смартфоном, и даже подбрасывать карты в воздух и ловить их. Это очень свежо и довольно инновационно (пусть даже это не самый новый Unlock!). Вот бы всю серию выпустили на русском. А то «Стиль Жизни» выпустил первую коробку и на этом остановился.
Ещё есть такая номинация «Разочарование года». В ней отмечается игра, не оправдавшая надежд и ожиданий, от которой чего-то ждали, но не получили. Номинанты тут есть, скажем, «Мифотопия», попробовали разок, ждал улучшенных «Акров» (A Few Acres of Snow), а она совсем не зацепила. Или «FORT». Ожидал классного колодостроя, получил так себе колодострой. Или God of War: The Card Game, в которой что-то и не понял, где игра в принципе.
Но печальнее всего получилось с Railways of the World. Это прекрасная игра, на минуточку, лучшая семейная игра по версии BoardGamer.ru 2010 года. Но именно в этом году в ней словно что-то для меня сломалось. После партии, в которую я победил, разговаривая по телефону, и не делая никаких ходов, стало как-то грустно. От игры хочется большей соревновательности, большего соперничества, большей напряжённости. Не знаю, может это просто поле какое-то неудачное, и надо искать дополнение, скажем, с Японией или Португалией, может они будут более конкурентными?
Ещё одна номинация – «Сюрприз года». Тут присутствуют игры, от которых вроде бы ничего и не ждал, а попробовал – и неожиданно понравилось! Это случается не очень часто (помним о принципе, что старые игры лучше новых и гоняться за новинками смысла нет), но – случается!
И так произошло в этом году. Как-то так сложилось, что все нахваливали серию Unmatched!, несколько странную при взгляде со стороны игрушку, посвящённую настольным сражениям популярных героев. Это как бы такой Mortal Kombat в мире настольных игр, только герои понадёрганы из мировой культуры. Здесь есть и Синдбад-мореход, и Красная шапочка, и граф Дракула, и Алиса в стране чудес, и Шерлок Холмс, и Человек-невидимка, и даже динозавры из Парка юрского периода. И все они дерутся друг с другом!
Слышать это странно, попробовать такое не особо хочется, но когда садишься за игру, видишь наглядное функциональное поле, красивые миниатюры персонажей, уникальные колоды карт и, главное, очень бодрый и завлекательный процесс, то просто проваливаешься в игру с головой. Ход – это два действия, переместить героя и (или) сыграть карту. И всё. Вся игра – танцы по полю, с подбеганием друг к другу для рукопашных атак или уклонение для дистанционных ударов. И всё это очень быстро, очень бодро и интересно. И, главное, играть можно как в формате «один-на-один», так и «двое-на-вдое». Очень хорошая игра, правильно, что GaGa Games её локализовала!
Ещё есть номинация «Лучшая игра для опытных игроков». Тут собираются большие и сложные настолки, требующие много времени и усилий для освоения, и не рассчитанные на широкую аудиторию. Не могу сказать, что мы часто в такое играем, но доволен, что и подобные настолочки довольно регулярно появляются у нас на столе. И уж одна в уходящем году точно была, это «Ни шагу назад!» — масштабная военная стратегия про Великую Отечественную войну, где между собой сходятся Германия и СССР.
Мы сыграли в «Ни шагу назад!» более десятка раз, но толком игру так и не освоили. Всё дело в том, что мы раскладывали маленькие ознакомительные сценарии, где основной упор делается на обучении боестолкновениям. Но вокруг правил, касающихся непосредственно сражений, есть ещё куча всего: снабжение, события, победные очки, улучшения армий, погодные ограничения и прочее, и прочее. Всё это доступно в глобальных сценариях, к которым мы ещё даже не подступались. Надеюсь, это получится сделать в 2022-м. А пока – спасибо GaGa Games за то, что на русском выходят и такие нишевые игры!
Ещё одна новая номинация – «Лучшая старая игра». Ввожу её специально, чтобы подчеркнуть нашу тенденцию к освоению игр, выпущенных не сегодня и не вчера, а 5-10 лет назад, которые ни капли не устарели и могут дать фору множеству современных новинок.
Подобных настолок в уходящем году было много. И Vegas Showdown, игра о строительстве казино, и TransEuropa, в которой нужно прокладывать железнодорожные маршруты по карте Европы даже проще, чем в Ticket to Ride, и «Бонанза», где всем вместе приходится выращивать бобы на грядках, меняясь ими друг с другом, и «Цуро», где надо строить пути следования, стараясь не пересекаться друг с другом и не улететь за пределы поля.
Но самая лучшая, самая популярная и самая привлекательная игра уходящего года из «старичков» — это Splendor, «Роскошь». Более 30 партий сыграли, освоили даже дополнение, и – не планируем от неё отказываться. Если кто-то в своё время пропустил, обязательно попробуйте, она всё ещё очень хороша!
Ну и, наконец, лучшая игра года. Тут нет никакой интриги. Потому что уже год за годом больше всего мы играем в одну игру, которая одновременно может считаться и лучшей семейной (потому что чаще всего играем именно в семье), и лучшей дуэльной (потому что очень часто играем вдвоём), и лучшей игрой для компании (потому что поддерживает до 6 человек – практический максимум в нынешние времена), и лучшей игрой для опытных (потому что требует выучить 6 колод, суммарно чуть более 200 карт), и лучшей локализацией (потому она-таки локализована, пусть и не в последней редакции) и даже лучшей игрой для новичков (если бы была такая номинация, потому что за неё неоднократно успешно усаживали людей, вообще не адаптированных к настолкам).
Это, конечно же, генералы. Quartermaster General 2nd Edition или «Генералы: Вторая мировая». Именно в них мы всё ещё играем практически каждую неделю аж с 2015-го, то есть на протяжении последних 6 (!) лет. И только за последний год получилось более 40 партий. И это только в картоне, потому что периодически ещё раскладываю её в интернете – это, кстати, единственный случай, когда я приемлю настолку в цифровом формате.
Рассказывать про «Генералов» ещё раз смысла, пожалуй, нет. Это военная стратегия на 6 человек, позволяющая разыграть всю Вторую мировую всего за 1 час, а то и быстрее. Игра крайне проста в освоении – в свой ход надо разыграть всего 1 карту, и за партию каждый сыграет максимум 20 ходов. Всё действие происходит на карте мира, где появляются и сражаются армии и флоты, образуются фронты, и, что очень важно, война идёт в командном режиме. Три игрока сражаются на стороне Оси, это Германия, Италия и Япония, и ещё три – на стороне Союзников: Британия, СССР и Америка. И всё это очень классно, очень просто и очень доступно.
И ещё очень требовательно к компании, потому как в идеале надо играть вшестером, а собрать столько людей на одну игру может далеко не каждый. Но зато если получится так сделать, если получится сыграть десяток-другой партий, чтобы люди прочувствовали в чём уникальность каждой стороны, какие у каждой страны есть возможности и свойства, тогда-то и случается то самое настольное счастье. Когда все знают, умеют и любят играть в конкретную игру и делают это. У нас – получилось, чему я безмерно рад. И всем желаю того же. Пусть это будут не «Генералы», а что-то другое, но ищите его, своё настольное счастье!
* * *
Список победителей предыдущих лет:
Как обычно, под конец декабря на BoardGamer.ru называются лучшие «Генералы» уходящего года. Традиционно объявляется ряд номинаций и в каждой из них называется самые-самые лучшие «Генералы». Важно, что это необязательно должна быть новинка 2021 года. «Генералы» выбираются среди тех, во что мы играли в уходящем году. Так что это вполне могут быть «Генералы», выпущенные и 5 и 10 лет назад. Более того, учитывая позицию «Что мы говорим новым «Генералам»? Не сегодня!» и нашу так называемую «ретроградную эволюцию», заключающуюся в стремлении уделять время стареньким проверенным «Генералам», появление среди победителей не новых «Генералов» – вполне естественный процесс.
И ещё раз хотелось бы напомнить, что все оценки – крайне субъективные. На вкус и цвет все фломастеры разные и никогда не надо забывать о том, что то, что нравится одному человеку, совсем не обязательно придётся по вкусу другому. Равно как и о том, что в номинациях на BoardGamer.ru всегда побеждают исключительно хорошие «Генералы»!
Вот, пофиксил, не благодари.
Ты серьезно чел? А потом ты сетуешь на то что обратной связи мало. 6 лет подряд называть игрой года одну и ту же настолку (и не надо мне про издания) это не «ретроградная эволюция» — это застой.
@неа
По другим номинациям помимо «Лучшей игры года» у вас какие мысли?
Отличный топ . Уже купил Мой город, сыграли с семьей. Благодарю. Отличная вещица.
Нравятся автору ресурса Генералы. Имеет прав. Это личный блог. Называет он ее игрой года хоть 100 лет подряд — тоже ок. Значит для него это так. Значит ничего не выходило, что переплюнуло бы исключительно на его, автора, вкус. У кого другое мнение — делайте сайт, назначайте номинации, вручайте их кому хотите.
@Алексей
Да вы посягаете на святое 🙂
Мнение автора совпадает с моим = автор молодец
Мнение автора не совпадает с моим = о чём он только думает?!!
Как всегда — оригинальный топ, абсолютно не похожий на мейнстримовые ; )
Мой город, Уотергейт, Роскошь, UnMatched, Тип Топ — всё хорошие игры.
Пожар в городе Адлерштейн взял на заметку (в последнее время подсели на детективные игры)
Авансовая награда инициативе улыбнула, как и вечные генералы.
Спасибо за сайт и подкасты, удачи в новом году!
> Ты серьезно чел? А потом ты сетуешь на то что обратной связи мало. 6 лет подряд называть игрой года одну и ту же настолку (и не надо мне про издания) это не «ретроградная эволюция» — это застой.
«В Интернете кто-то не прав» (с) Удивляет претензия автору: он свои вкусы описывает. На БГГ люди ежегодно выкладывают сотни своих топов настолок (личных и коллективных), и что — изливать сарказм?
Даже интересно стало: какие игры Юра называл лучшими в «догенеральскую эпоху»? Это «Звёздные империи» (не играл) и «Эклипс» (мне очень нравится). Возможно, это тема для авторской статьи — как и почему менялись вкусы за 10 (или более) лет.
@Андрей
UnMatched какие наборы пробовали? В «Инициативу» играли? Понравилось?
@ivan111
Вкусы за 10 лет, пожалуй, не поменялись. Несколько изменилась обстановка. Игры, ведь, в том числе это то — с кем мы в них играем. К сожалению, в Eclipse в последние годы не получается собраться, но она от этого хуже не становится.
Разве что «Звёздных империй» просто переел. Свыше сотни партий за несколько месяцев — и больше что-то не охота, хотя уже свыше 5 лет прошло. Но в похожую игру Hero Realms да ещё и в режиме кампании не отказался бы погонять.